Курсовая работа

«Американская и японская модели менеджмента и их сравнительный анализ»

  • 31 страниц(ы)
  • 2293 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: prokopiev26

Введение 3

1. Японская модель управления

1.1. Организация управления в японских фирмах 5

1.2. Стратегическое управление в фирмах Японии 8

1.3. Особенности управления развитием производства

в фирмах Японии 9

1.4. Основные черты управления персоналом 11

2. Американская модель менеджмента

2. 1. Организация управления в американских компаниях 16

2.2. Стратегическое управление в фирмах США 17

2.3. Особенности управления развитием производства

на американских фирмах 19

2.4 Особенности управления персоналом 20

3. Сравнительная характеристика моделей менеджмента

США и Японии 26

Заключение 28

Список используемой литературы 30

Многообразие подходов к управлению вытекает из исторических и социально-экономических предпосылок, присущих разным странам.

Сегодня в развитии экономики большинства государств наиболее значительными признаются проблемы в области менеджмента. Поэтому залогом успеха в решении проблем будет хорошее знание мирового опыта, так как он служит образцом для подражания и является ключом к анализу собственного опыта и практики. Использование зарубежного опыта на предприятиях России повысит не только престиж руководителей, но и страны в целом.

В разных культурах, странах подходы к управлению и конкретные управленческие методы заметно отличаются.

Наиболее ярко они проявились в практике управления США и Японии. В свою очередь западную практику управления нельзя назвать однородной. Существуют принципиальные различия между тем, как управляют фирмами в США, и как управляют компаниями в Японии.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что тема «Американская и японская модели менеджмента и их сравнительный анализ» является актуальной.

Цель курсовой работы изучить модели менеджмента применяемые на фирмах США и Японии.

Основными задачами курсовой работы являются:

- описание японской модели управления;

- рассмотрение американской модели управления;

- провести сравнительный анализ.

Работа состоит из трех глав. Каждая глава разбита на определенное количество параграфов.

Первая глава характеризует японскую модель менеджмента. В ней отражена организация управления в японских фирмах, подробно описывается система стратегического управления, кроме того, полно представлены приемы и методы управлением персоналом.

Вторая глава направлена на раскрытие особенностей американской модели управления. В ней также, как и впервой главе описано об организации управления, о стратегическом управлении, и об управлении персоналом.

Третья глава направлена на сравнительную характеристику японской и американской моделей менеджмента.

В заключении сделаны краткие выводы по собранному материалу.

Курсовая работа написана на основании множества источников информации. Среди них учебные пособия таких авторов, как Герчикова, Журавлев и др.

Учебно-практическое пособие Герчиковой направлено на овладение знаниями в области менеджмента, а также практическими навыками в области менеджмента. Поэтому обучающиеся могут получить одновременно необходимые знания и навыки работы.

Что же касается учебно-практического пособия Журавлева, то оно в полной мере раскрывает опыт управления в зарубежных странах, не только индустриально-развитых, но и развивающихся.

Рассмотрев, организацию управления, систему стратегического управления, управление развитием производства необходимо изучить основы управления персоналом.

Персонал японских компаний отличают высокий уровень образования, трудолюбие и прилежание в труде.

С изменением «внешней среды» меняется и японский менеджмент. Большие средства вкладываются в организацию массового и непрерывного обучения персонала. В условиях пожизненного найма подобное обучение очень выгодно. Создается обстановка, интенсифицирующая использование персонала, способствующая раскрытию творческого потенциала сотрудника. Пожизненный найм – характерная черта кадровой политики предприятий. Поэтому руководители не набираются извне, а вырастают в недрах коллектива.

Система пожизненного найма или долгосрочная гарантия занятости, широко распространена в Японии. На крупные японские фирмы нанимаются пожизненно (до выхода на пенсию). Такой подход создает у работника уверенность в том, что фирма берет его на свое попечение не только в хорошие, но и в плохие времена. Фирма обязуется не увольнять своих сотрудников несмотря ни на какие экономические катаклизмы.

Данная система предполагает наем работника сразу же после окончания им учебного заведения и неформальное, т.е. юридически неоформленное, сохранение за ним места в компании плоть до обязательного ухода на пенсию. При благоприятном для компании положении дел на рынке «пенсионный потолок» может быть повышен. Однако сотрудники пенсионного возраста в этом случае будут переведены на более низкие оклады. Организация заботится о сотрудниках в течение всей их жизни. Если же сам работник покидает компанию или подвергается увольнению, это серьезно складывается на его дальнейшей карьере.

Японский рабочий в возрасте 30-34 лет, поменявший место работы, получит лишь 75 % заработной платы своего коллеги того же возраста, работающего в одной компании непрерывно с момента окончания учебного заведения. С возрастом разница в оплате растет: сменивший место работы в возрасте 35-39 лет, может рассчитывать только на 71 % от заработной платы своего ровесника, а в возрасте 40-49 лет – на 59%. Подобная система оплаты труда экономически стимулирует преданность работника и связана с системой пожизненного найма.

Человеческий фактор в Японии признается одним из важнейших ресурсов. В ряде японских компаний пришли к выводу, что служащий получает большее удовлетворения от целостной, хотя и более сложной работы, чем от монотонного выполнения одной и той же операции на конвейере.

Как отмечает профессор К. Пиджельс, цель японского предпринимателя – использовать в самой полной мере мастерство, талант и способности каждого работника. Японский менеджмент видит в своих работниках ресурсы, которые могут принести экономическую прибыль, если персонал обучать и использовать в соответствии с максимумом возможностей.

Важную роль в управлении персоналом в Японии играют компанейские профсоюзы, создаваемые на базе предприятия и объединяющие постоянных работников.

Существенный аспект формирования трудовых ресурсов японских компаний – практика внутрифирменного профессионального обучения. Каждая компания готовит персонал для себя и стремится, чтобы его работник не был узким специалистом, и разносторонне и многофункционально отвечал бы именно ее целям и задачам.

Составной частью формирования «работника компании» является служебная ротация всех категорий наемных работников. Рабочий осваивает поначалу все виды работ, а затем закрепляется на одном месте.

Процесс ротации в японских компаниях высоко функционален, так как сама организация производственного процесса и управления на предприятиях носит характер производственного порядка с «распыленной ответственностью» за выполняемую работу.

Характерной чертой японского управления является применение бюрократической системы. Ее особенности, касающиеся самого статуса руководителя, коллективизма, рационализации, обезличенности и справедливости, хорошо соответствуют культурным особенностях дальневосточного региона.

Что же касается отдела управления персоналом, то можно отметить, что он осуществляет следующий перечень работ: составляет прогнозы рабочей силы по всей компании на следующий бюджетный год, прогнозируются предполагаемые расходы на оплату труда, выдвигает собственные бюджетные требования, из которых наибольших затрат требуют набор персонала, обучение и социальные расходы.

Идеальным для японской компании является набор постоянной рабочей силы из выпускников учебных заведений.

Основные требования к кандидатам – актуальность, добросовестность и доброжелательность. Набор работников ориентирован на удовлетворение общих интересов компании. Новых сотрудников набирает компания, а не отдельный управляющий. Когда работник становится не нужным его не увольняют. Компания обеспечивает переобучение и переводит их на другие места.

Процесс обучения персонала в Японии процесс непрерывный. Постоянное обучение формирует восприимчивость ко всему новому, инновационную активность, рост мастерства и сплоченность коллектива.

При обучении персонала упор делается на сочетание профессиональной компетенции и социальной зрелости индивида, на гибкость, непрерывность и комплексность выдвигаемых целей.

Основные формы обучения:

- овладение функциями непосредственно на рабочем месте в процессе работы с помощью коллег;

- ротация;

- повышение квалификации в рамках конкретной должности;

- овладение профессией под руководством наставника;

- кружки по изучению конкретной тематики;

- самообразование.

Обучаемых можно подразделить на следующие три категории: вновь набираемые сотрудники, общие категории персонала и управляющие.

Вновь набираемые сотрудники обычно прослушивают курс лекций и обучаются на рабочих местах. Важнейшая задача здесь – привитие философии корпорации и технических навыков.

Общие категории персонала обучаются функциональным дисциплинам и основам человеческих отношений на рабочем месте, самостоятельно и вне рабочего места.

Обучение вне рабочего места осуществляется в учебных центрах компании и учебных заведениях вне компании в форме курсов.

Управляющие обучаются главным образом вне рабочих мест в учебных центрах компании. Цель обучения – повышение теоретических знаний и знаний в области человеческих отношений.

Оценка персонала производится по итогам полугодия, по итогам года, в долгосрочной перспективе. Ключевой критерий оценки – не индивидуальный конечный результат, а прилежание работника, его готовность совершенствовать свою деятельность и вносить вклад в работу фирмы. Особое внимание уделяется социальному вкладу работника в функционировании трудового коллектива. Индивидуальная оценка работников осуществляется непосредственным руководителем. Материалы оценки поступают в отдельные управления, которые корректируют их в масштабах фирмы, не допуская заниженных или завышенных индивидуальных оценок.

Результаты фиксируются в личном деле работника и используются для планирования его индивидуального роста и повышения квалификации.

В заключение можно отметить, что японская модель менеджмента признана во всем мире и тщательно изучается. Многие подчеркивают ее динамизм, предприимчивость, организованность, находчивость, изобретательность, самостоятельность [5, стр. 127-147].

Таким образом, изучив модели управления и проведя сравнительный анализ японского и американского менеджмента можно сделать следующие выводы.

Японские компании – это хозяйственные единицы, которые имеют собственную корпоративную философию, упор в которой делается на искренность, гармонию, сотрудничество, вклад в улучшение жизни общества.

Особенностью организации управления в японских компаниях является то, что они первостепенное значение придают совершенствованию стиля и методов управления.

Организационная структура японских организаций отличается большим разнообразием и практически каждая фирма имеет свои отличительные особенности.

Что же касается стратегического управления, то оно построено с учетом разработки целей, которые затем составляют основу долгосрочного планирования.

В целях расширения производственных мощностей японские компании ориентируются преимущественно на внутренние ресурсы и практически не прибегают к способу приобретения чужих компаний в силу особенностей управления персоналом – групповое поведение в принятии решений, пожизненный найм.

Система пожизненного найма или долгосрочная гарантия занятости, широко распространена в Японии. На крупные японские фирмы нанимаются пожизненно (до выхода на пенсию). Такой подход создает у работника уверенность в том, что фирма берет его на свое попечение не только в хорошие, но и в плохие времена.

Американская модель управления значительно отличается от Японской.

В своей деятельности американские менеджеры руководствуются необходимостью достижения поставленной цели. Для достижения поставленных целей использует современные различные средства. Главным качеством американского менеджера признается умение предвидеть изменения и своевременно принять меры.

Американские фирмы тесно взаимодействуют между представителями различных подразделений, благодаря этому удается решать сложные проблемы.

В США при управлении внимание концентрируется на управленческом персонале. Поэтому практически все нововведения в этой функциональной сфере управленческой деятельности касаются работы с высокооплачиваемыми категориями персонала, практически не затрагивая другие категории работников.

Опыт японских и американских менеджеров признан во всем мире и тщательно изучается. Успехи японских и американских компаний в управлении не могли не повлиять на исследование и анализ их опыта для дальнейшего использования его в практике иностранных компаний. Западные компании не только изучают методы управления в Японии и США, но и пытаются заимствовать их для своих предприятий.

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3- е издание., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 501 с.

2. Глухов В.В. Основы менеджмента. С.- П.: «Специальная литература», 1995. – 10 – 24 с.

3. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998.

4. Егорин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. Н.Новгород: НИМБ, 2001.

5. Журавлев П. В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально-развитых стран. Учебное пособие./П.В. Журавлев, Ю.Г. Одегов, Н.А. Волгин. – М.: Издательство «Экзамен», «))». – 448 с.

6. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. – Финансы и статистика, 1993.- 54- 82 с.

7. Курицин А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М.: Изд-во стандартов, 1994.

8. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. Изд. 2-е, доп.- С.- П.: ИД « МиМ», 1997.- 102 – 106 с.

9. Макаров С.Ф. Менеджер за работой.- М.: Молодая гвардия, 1989.- 65 – 77 с.

10. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: « Дело», 1992.- 359 – 389 с.

11. Менеджмент. Учебно - практическое пособие. – М.: МЭСИ, 1996. – 78 – 96 с.

12. Питер Э. Лэнд. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ.- М.: ИНФРА – М, 1995.- 135 – 136 с.

13. Уткин Э.А. Управление компанией. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1997 304 с.

14. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов.- М.: Издательство « Зерцело», 2000.- 372 –406 с.

15. Человек и труд. 2003. № 7, 8; 2004. № 8.

Покупка готовой работы
Тема: «Американская и японская модели менеджмента и их сравнительный анализ»
Раздел: Менеджмент
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика