Курсовая работа
«Американская и японская модели менеджмента и их сравнительный анализ»
- 31 страниц
Введение 3
1. Японская модель управления
1.1. Организация управления в японских фирмах 5
1.2. Стратегическое управление в фирмах Японии 8
1.3. Особенности управления развитием производства
в фирмах Японии 9
1.4. Основные черты управления персоналом 11
2. Американская модель менеджмента
2. 1. Организация управления в американских компаниях 16
2.2. Стратегическое управление в фирмах США 17
2.3. Особенности управления развитием производства
на американских фирмах 19
2.4 Особенности управления персоналом 20
3. Сравнительная характеристика моделей менеджмента
США и Японии 26
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Многообразие подходов к управлению вытекает из исторических и социально-экономических предпосылок, присущих разным странам.
Сегодня в развитии экономики большинства государств наиболее значительными признаются проблемы в области менеджмента. Поэтому залогом успеха в решении проблем будет хорошее знание мирового опыта, так как он служит образцом для подражания и является ключом к анализу собственного опыта и практики. Использование зарубежного опыта на предприятиях России повысит не только престиж руководителей, но и страны в целом.
В разных культурах, странах подходы к управлению и конкретные управленческие методы заметно отличаются.
Наиболее ярко они проявились в практике управления США и Японии. В свою очередь западную практику управления нельзя назвать однородной. Существуют принципиальные различия между тем, как управляют фирмами в США, и как управляют компаниями в Японии.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что тема «Американская и японская модели менеджмента и их сравнительный анализ» является актуальной.
Цель курсовой работы изучить модели менеджмента применяемые на фирмах США и Японии.
Основными задачами курсовой работы являются:
- описание японской модели управления;
- рассмотрение американской модели управления;
- провести сравнительный анализ.
Работа состоит из трех глав. Каждая глава разбита на определенное количество параграфов.
Первая глава характеризует японскую модель менеджмента. В ней отражена организация управления в японских фирмах, подробно описывается система стратегического управления, кроме того, полно представлены приемы и методы управлением персоналом.
Вторая глава направлена на раскрытие особенностей американской модели управления. В ней также, как и впервой главе описано об организации управления, о стратегическом управлении, и об управлении персоналом.
Третья глава направлена на сравнительную характеристику японской и американской моделей менеджмента.
В заключении сделаны краткие выводы по собранному материалу.
Курсовая работа написана на основании множества источников информации. Среди них учебные пособия таких авторов, как Герчикова, Журавлев и др.
Учебно-практическое пособие Герчиковой направлено на овладение знаниями в области менеджмента, а также практическими навыками в области менеджмента. Поэтому обучающиеся могут получить одновременно необходимые знания и навыки работы.
Что же касается учебно-практического пособия Журавлева, то оно в полной мере раскрывает опыт управления в зарубежных странах, не только индустриально-развитых, но и развивающихся.
Рассмотрев, организацию управления, систему стратегического управления, управление развитием производства необходимо изучить основы управления персоналом.
Персонал японских компаний отличают высокий уровень образования, трудолюбие и прилежание в труде.
С изменением «внешней среды» меняется и японский менеджмент. Большие средства вкладываются в организацию массового и непрерывного обучения персонала. В условиях пожизненного найма подобное обучение очень выгодно. Создается обстановка, интенсифицирующая использование персонала, способствующая раскрытию творческого потенциала сотрудника. Пожизненный найм – характерная черта кадровой политики предприятий. Поэтому руководители не набираются извне, а вырастают в недрах коллектива.
Система пожизненного найма или долгосрочная гарантия занятости, широко распространена в Японии. На крупные японские фирмы нанимаются пожизненно (до выхода на пенсию). Такой подход создает у работника уверенность в том, что фирма берет его на свое попечение не только в хорошие, но и в плохие времена. Фирма обязуется не увольнять своих сотрудников несмотря ни на какие экономические катаклизмы.
Данная система предполагает наем работника сразу же после окончания им учебного заведения и неформальное, т.е. юридически неоформленное, сохранение за ним места в компании плоть до обязательного ухода на пенсию. При благоприятном для компании положении дел на рынке «пенсионный потолок» может быть повышен. Однако сотрудники пенсионного возраста в этом случае будут переведены на более низкие оклады. Организация заботится о сотрудниках в течение всей их жизни. Если же сам работник покидает компанию или подвергается увольнению, это серьезно складывается на его дальнейшей карьере.
Японский рабочий в возрасте 30-34 лет, поменявший место работы, получит лишь 75 % заработной платы своего коллеги того же возраста, работающего в одной компании непрерывно с момента окончания учебного заведения. С возрастом разница в оплате растет: сменивший место работы в возрасте 35-39 лет, может рассчитывать только на 71 % от заработной платы своего ровесника, а в возрасте 40-49 лет – на 59%. Подобная система оплаты труда экономически стимулирует преданность работника и связана с системой пожизненного найма.
Человеческий фактор в Японии признается одним из важнейших ресурсов. В ряде японских компаний пришли к выводу, что служащий получает большее удовлетворения от целостной, хотя и более сложной работы, чем от монотонного выполнения одной и той же операции на конвейере.
Как отмечает профессор К. Пиджельс, цель японского предпринимателя – использовать в самой полной мере мастерство, талант и способности каждого работника. Японский менеджмент видит в своих работниках ресурсы, которые могут принести экономическую прибыль, если персонал обучать и использовать в соответствии с максимумом возможностей.
Важную роль в управлении персоналом в Японии играют компанейские профсоюзы, создаваемые на базе предприятия и объединяющие постоянных работников.
Существенный аспект формирования трудовых ресурсов японских компаний – практика внутрифирменного профессионального обучения. Каждая компания готовит персонал для себя и стремится, чтобы его работник не был узким специалистом, и разносторонне и многофункционально отвечал бы именно ее целям и задачам.
Составной частью формирования «работника компании» является служебная ротация всех категорий наемных работников. Рабочий осваивает поначалу все виды работ, а затем закрепляется на одном месте.
Процесс ротации в японских компаниях высоко функционален, так как сама организация производственного процесса и управления на предприятиях носит характер производственного порядка с «распыленной ответственностью» за выполняемую работу.
Характерной чертой японского управления является применение бюрократической системы. Ее особенности, касающиеся самого статуса руководителя, коллективизма, рационализации, обезличенности и справедливости, хорошо соответствуют культурным особенностях дальневосточного региона.
Что же касается отдела управления персоналом, то можно отметить, что он осуществляет следующий перечень работ: составляет прогнозы рабочей силы по всей компании на следующий бюджетный год, прогнозируются предполагаемые расходы на оплату труда, выдвигает собственные бюджетные требования, из которых наибольших затрат требуют набор персонала, обучение и социальные расходы.
Идеальным для японской компании является набор постоянной рабочей силы из выпускников учебных заведений.
Основные требования к кандидатам – актуальность, добросовестность и доброжелательность. Набор работников ориентирован на удовлетворение общих интересов компании. Новых сотрудников набирает компания, а не отдельный управляющий. Когда работник становится не нужным его не увольняют. Компания обеспечивает переобучение и переводит их на другие места.
Процесс обучения персонала в Японии процесс непрерывный. Постоянное обучение формирует восприимчивость ко всему новому, инновационную активность, рост мастерства и сплоченность коллектива.
При обучении персонала упор делается на сочетание профессиональной компетенции и социальной зрелости индивида, на гибкость, непрерывность и комплексность выдвигаемых целей.
Основные формы обучения:
- овладение функциями непосредственно на рабочем месте в процессе работы с помощью коллег;
- ротация;
- повышение квалификации в рамках конкретной должности;
- овладение профессией под руководством наставника;
- кружки по изучению конкретной тематики;
- самообразование.
Обучаемых можно подразделить на следующие три категории: вновь набираемые сотрудники, общие категории персонала и управляющие.
Вновь набираемые сотрудники обычно прослушивают курс лекций и обучаются на рабочих местах. Важнейшая задача здесь – привитие философии корпорации и технических навыков.
Общие категории персонала обучаются функциональным дисциплинам и основам человеческих отношений на рабочем месте, самостоятельно и вне рабочего места.
Обучение вне рабочего места осуществляется в учебных центрах компании и учебных заведениях вне компании в форме курсов.
Управляющие обучаются главным образом вне рабочих мест в учебных центрах компании. Цель обучения – повышение теоретических знаний и знаний в области человеческих отношений.
Оценка персонала производится по итогам полугодия, по итогам года, в долгосрочной перспективе. Ключевой критерий оценки – не индивидуальный конечный результат, а прилежание работника, его готовность совершенствовать свою деятельность и вносить вклад в работу фирмы. Особое внимание уделяется социальному вкладу работника в функционировании трудового коллектива. Индивидуальная оценка работников осуществляется непосредственным руководителем. Материалы оценки поступают в отдельные управления, которые корректируют их в масштабах фирмы, не допуская заниженных или завышенных индивидуальных оценок.
Результаты фиксируются в личном деле работника и используются для планирования его индивидуального роста и повышения квалификации.
В заключение можно отметить, что японская модель менеджмента признана во всем мире и тщательно изучается. Многие подчеркивают ее динамизм, предприимчивость, организованность, находчивость, изобретательность, самостоятельность [5, стр. 127-147].
Таким образом, изучив модели управления и проведя сравнительный анализ японского и американского менеджмента можно сделать следующие выводы.
Японские компании – это хозяйственные единицы, которые имеют собственную корпоративную философию, упор в которой делается на искренность, гармонию, сотрудничество, вклад в улучшение жизни общества.
Особенностью организации управления в японских компаниях является то, что они первостепенное значение придают совершенствованию стиля и методов управления.
Организационная структура японских организаций отличается большим разнообразием и практически каждая фирма имеет свои отличительные особенности.
Что же касается стратегического управления, то оно построено с учетом разработки целей, которые затем составляют основу долгосрочного планирования.
В целях расширения производственных мощностей японские компании ориентируются преимущественно на внутренние ресурсы и практически не прибегают к способу приобретения чужих компаний в силу особенностей управления персоналом – групповое поведение в принятии решений, пожизненный найм.
Система пожизненного найма или долгосрочная гарантия занятости, широко распространена в Японии. На крупные японские фирмы нанимаются пожизненно (до выхода на пенсию). Такой подход создает у работника уверенность в том, что фирма берет его на свое попечение не только в хорошие, но и в плохие времена.
Американская модель управления значительно отличается от Японской.
В своей деятельности американские менеджеры руководствуются необходимостью достижения поставленной цели. Для достижения поставленных целей использует современные различные средства. Главным качеством американского менеджера признается умение предвидеть изменения и своевременно принять меры.
Американские фирмы тесно взаимодействуют между представителями различных подразделений, благодаря этому удается решать сложные проблемы.
В США при управлении внимание концентрируется на управленческом персонале. Поэтому практически все нововведения в этой функциональной сфере управленческой деятельности касаются работы с высокооплачиваемыми категориями персонала, практически не затрагивая другие категории работников.
Опыт японских и американских менеджеров признан во всем мире и тщательно изучается. Успехи японских и американских компаний в управлении не могли не повлиять на исследование и анализ их опыта для дальнейшего использования его в практике иностранных компаний. Западные компании не только изучают методы управления в Японии и США, но и пытаются заимствовать их для своих предприятий.
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3- е издание., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 501 с.
2. Глухов В.В. Основы менеджмента. С.- П.: «Специальная литература», 1995. – 10 – 24 с.
3. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998.
4. Егорин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. Н.Новгород: НИМБ, 2001.
5. Журавлев П. В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально-развитых стран. Учебное пособие./П.В. Журавлев, Ю.Г. Одегов, Н.А. Волгин. – М.: Издательство «Экзамен», «))». – 448 с.
6. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. – Финансы и статистика, 1993.- 54- 82 с.
7. Курицин А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М.: Изд-во стандартов, 1994.
8. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. Изд. 2-е, доп.- С.- П.: ИД « МиМ», 1997.- 102 – 106 с.
9. Макаров С.Ф. Менеджер за работой.- М.: Молодая гвардия, 1989.- 65 – 77 с.
10. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: « Дело», 1992.- 359 – 389 с.
11. Менеджмент. Учебно - практическое пособие. – М.: МЭСИ, 1996. – 78 – 96 с.
12. Питер Э. Лэнд. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ.- М.: ИНФРА – М, 1995.- 135 – 136 с.
13. Уткин Э.А. Управление компанией. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1997 304 с.
14. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов.- М.: Издательство « Зерцело», 2000.- 372 –406 с.
15. Человек и труд. 2003. № 7, 8; 2004. № 8.
Тема: | «Американская и японская модели менеджмента и их сравнительный анализ» | |
Раздел: | Менеджмент | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 31 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Американская и японская школы менеджмента
Шпаргалка:
Ответы на билеты по менеджменту
Курсовая работа:
Анализ причин и динамики инфляции в РФ
Курсовая работа:
Сравнение американской и японской модели менеджмента
Контрольная работа:
Международные финансы и международная финансовая система: история, современное состояние и тенденции развития