Курсовая работа

«Таможенная политика России на современной этапе развития»

  • 41 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Сущность, цели таможенной политики РФ 5

1.2. Законодательная и нормативно-правовая база реализации

таможенной политики РФ 8

1.3. Инструменты таможенной политики 11

2. СОВРЕМЕННАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

2.1. Основные направления таможенной политики в России 19

2.2. Оценка эффективности таможенной политики России 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Введение

В условиях становления рыночных отношений в России, восстановления функций таможенного дела, как регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает научный и практический интерес к назначению, роли и функциям такого института исполнительной власти как таможенные органы, их места в государственном устройстве и государственной политике.

В связи с этим значительный интерес представляют формирование и реализация политики государства в области таможенного дела в России. Новые подходы, поиски путей более эффективной таможенной политики государства требуют научного предвидения и прогнозирования.

Таможенная политика – это сложный процесс, проявляющийся в сфере

межэкономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов.

Сегодня Россия должна выработать энергичную таможенную политику, которая обеспечила бы защиту национальных интересов страны, гармоничные отношения в рамках мирового сообщества, благоприятные условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развитие сотрудничества в сфере международной торговли.

К сожалению, темы таможенной политики освещаются в литературе все еще поверхностно. Таким образом, на сегодняшний день многие вопросы развития таможенной политики в нашей стране остаются слабо изученными. В связи, с чем необходимо уделять этому вопросу самое пристальное внимание.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ сущности таможенной политики России.

Основные задачи работы:

- проанализировать понятие таможенной политики, ее цели и особенности;

- рассмотреть основные направления таможенной политики;

- описать инструменты и ход реализации таможенной политики;

- охарактеризовать таможенную политику в России на современном этапе, оценить ее эффективность и выявить ее основные проблемы.

Данная работа состоит из двух глав.

Первая глава теоретическая. В ней освещены теоретические основы темы: определены понятие, основные цели и задачи таможенной политики, основные ее направления и средства реализации.

Во второй главе курсовой работы охарактеризована современная таможенная политика России. В главе описаны основные направления таможенной политики в настоящее время, ее проблемы, проведена оценка ее эффективности.

В процессе написания курсовой работы была изучена следующая литература: различные учебно-практические пособия, статьи журналов и газет, сведения на сайтах в Интернете.

Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, действующее законодательство РФ, постановления Правительства РФ и другие документы.

При написании работы также использовались учебные пособия и учебники, в том числе таких авторов как Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г., Свинухов В.Г. и др., они наиболее полно раскрывают теоретические основы таможенной политики, содержат практические навыки.

Фрагмент работы

Специальные пошлины могут применяться в двух случаях:

- как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

- как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Ставки особых пошлин устанавливает правительство РФ. Следует отметить, что применение особых видов пошлин довольно затруднительно, т.к. требует предварительного и сложного расследования, осуществляемого по инициативе государственных органов управления РФ.

Помимо тарифного регулирования внешнеэкономических связей в международной торговле используются и так называемые нетарифные ограничения (нетарифные барьеры), которые можно классифицировать по следующим группам:

- барьеры экономического характера;

- барьеры административного характера;

- установление монопольного (государственного) канала для импорта;

- технические и другие специальные требования.

Барьеры экономического характера включают антидемпинговые меры, налогообложение, меры валютного и финансового характера.

Налогообложение в рассматриваемом аспекте представляет собой введение различного рода налогов и налоговых платежей с импортеров, широко используемых в международной торговле. К таким налогам и налоговым платежам относятся:

- налог на добавленную стоимость, взимаемый с импортера в некоторых странах;

- налог с оборота (или налог на продажу);

- скользящие компенсационные сборы;

- налог на потребление;

- акцизные сборы;

- специальные импортные налоги и сборы, также взимаемые на границе;

- сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза (различаются по видам, ставкам и способу обложения);

- гербовый сбор;

- статистический сбор;

- сборы на развитие национального экспорта;

- благотворительный сбор;

- лицензионный сбор;

- консульский сбор и др.

К мерам валютного и финансового характера относят:

- множественность валютных курсов;

- налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение;

- импортный депозит;

- систему предварительной оплаты пошлин и налогов.

Не одно десятилетие существуют и барьеры административного характера, которые используют и развитые, и развивающиеся страны. В реестр таких мер включены запрещение импорта (экспорта), количественные ограничения и лицензирование, «добровольное» самоограничение экспорта.

Наибольшее распространение получили квоты, или количественное ограничение объема иностранной (отечественной) продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну (или к вывозу из страны). Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз (вывоз), и запрещает нелицензированный импорт (экспорт).

Квоты бывают индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные.

Распространены следующие виды лицензий:

- разовая индивидуальная;

- генеральная лицензия;

- лицензирование с целью наблюдения;

- выдача разрешений на импорт для избранных покупателей;

- обусловленность выдачи лицензий закупками аналогичных товаров на внутреннем рынке;

- выдача импортных лицензий продуценту в зависимости от его экспортной деятельности;

- выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием;

- лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции.

В группу технических и других специальных требований включают: национальные стандарты, системы сертификации и прочие нормы; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товара.

Таким образом, инструментами реализации таможенной политики являются: таможенные пошлины, таможенные сборы, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Изучив теоретические основы таможенной политики можно сделать выводы по главе:

1. Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

2. Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе» занимают центральное место в механизме правового регулирования таможенной политики, затрагивают все основные правовые вопросы, возникающие в таможенной практике Российской Федерации. По юридической силе они уступают только Конституции РФ.

3. Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей. При этом таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Таможенная политика – часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

Таможенные пошлины и сборы являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского товарного рынка при его взаимодействии с мировым. Таможенная пошлина призвана содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу России, поэтому право установления размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов, как в ближайшие годы, так и на более длительную перспективу должно быть сохранено за Правительством РФ.

Таможенные платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации, поскольку составляют около трети доходов. Однако неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются значительными. В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции); ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работы).

Таможенная политика в ее нынешнем виде остается недостаточно эффективной. Следует привести таможенные процедуры в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации методов таможенного оформления и контроля, снижения таможенных пошлин и ликвидации дискриминирующих протекционистских мер, сокращения дифференциации штрафных санкций. В связи с этим большое внимание должно быть уделено более детальной отладке таможенно-контрольных инструментов, так как от надежности их функционирования в значительной мере зависят результаты экономической деятельности.

Вопросы уровня таможенных пошлин, перечня товаров, на которые они распространяются, должны разрабатываться совместно с общей стратегией экономического развития. Государство должно ясно представлять себе, к каким последствиям может привести непродуманное установление тех или иных ставок таможенных пошлин.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003г. №61-ФЗ (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

3. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993г. №5003-I (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

4. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ

5. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: учеб. - М.: Юристь, 2003г.

6. Беляшов В.А. Таможенные процедуры: учеб.- практическое пособие. - М.: Приор-издат, 2004г.

7. Большой экономический словарь. Под ред. А.И. Азрикяна. – М.: 1994г., с. 415-416.

8. Брацун Г.П., Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов под ред. Н.М.Блинова. – М.: «РИОРТА»,1996г., с. 70 -77.

9. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. 3-е изд., испр. и перераб./Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2004г.

10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2004г.

11. Давыдов Я.В. Таможенное право: конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2004г.

12. Дзюбенко П.В. Таможенная политика России: проблемы защиты интересов отечественной экономики (концептуальный подход). – М.: 1995г., с. 24.

13. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России: учеб. Кн. 1 (VI - начало XX вв.). - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004г.

14. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под ред. А.Н. Козырина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004г.

15. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под общ. ред. В.П. Шавшиной. - СПб.: Питер, 2004г.

16. Кормаков Г.А. Сущность гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела/ «Правосудие в Поволжье», №1, январь-февраль 2007г.

17. Кормаков Г.А. Особенности применения гражданско-правовых приемов, способов и средств в области таможенного дела/ «Правосудие в Поволжье», №4, июль-август 2007г.

18. Краткий таможенный словарь. – М.: 1994г., с. 182.

19. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика – «Волтерс Клувер», 2006г.

20. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика – «Волтерс Клувер», 2006г.

21. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004г.

22. Правоохранительные органы: учебник для ВУЗов / под ред. Э.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002г.

23. Прокурорский надзор: учебник для ВУЗов / Под ред. О.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004г.

24. Сандровский К.К. Международное таможенное право: учеб. 3-е изд., стер. - Киев: Знания, 2002г.

25. Свинухов В.Г. Таможенное дело: учеб. - М.: Экономистъ, 2005г.

26. Таможенное дело. Словарь-справочник. – СПб.: 1994г., с. 155.

27. Таможенное право: учебник для ВУЗов / под общ. ред. Андриашина Х.А. – М.: «Юстицинформ», 2006г.

28. Таможенное право. Учебник для ВУЗов / Отв. редактор проф. Б.Н.Габричидзе. – М.: 1995г., с. 3-5.

29. Таможенный тариф Российской Федерации. - М.: Софт Издат, 2004г.

30. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Приоритет, 2003г.

31. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. - СПб.: Тирекс, 2004г.

32. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» / Система ГАРАНТ, 2006г.

33. Трошкина Т.Н., Шахмаметьев А.А. Правовое регулирование таможенных платежей. – Система ГАРАНТ, 2003г.

34. Учебное пособие для подготовки специалистов по таможенному оформлению/Д.А. Кириллова, Д.В. Михайлов, Р.Я. Супян. СПб.: Европейский дом, 2003г.

35. Федотов Б.Г. Актуальные вопросы таможенно-тарифной политики/ «Финансы», №3, март 2008г.

36. Халипов С.В. Таможенное право: учеб. - М.: Зерцало-М, 2003г.

37. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела: учеб. пособие. - Ростов н/Д: МарТ, 2003г.

38. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002г.

Покупка готовой работы
Тема: «Таможенная политика России на современной этапе развития»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 41
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика