Курсовая работа
«Возникновение и развитие идей правового государства»
- 39 страниц
Введение 3
1. Становление и развитие идеи правового государства. 5
2. Развитие идей правового государства в России 12
3. Правовое государство в России (конституционные ориентиры и социально-юридическая практика). 27
Заключение 36
Список литературы 38
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей Древности, Средневековья и современности. Вопросы типа - что такое правовое государство? когда появилась его идея и как она развивалась? каковы его основные признаки и черты? каковы цель и назначение правового государства? - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
Материалистические основы мировоззрения, в отличие от идеалистических, чаще всего способствовали возникновению и развитию прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей. В качестве примера можно сослаться на материалистические основы мировоззрения Дж. Локка, способствовавшие выработке представления о государстве как о "социальном институте", призванном обслуживать интересы не отдельных лиц, а всех слоев общества, о неотчуждаемости человеком "ни при каких обстоятельствах" ряда естественных прав и свобод (право на жизнь, право владения имуществом и др.), о необходимости и важности установления и реализации принципа разделения властей, и др.
В природе гражданского общества соответствует "принцип законности" как строгого соответствия закону прежде всего деятельности государства и его органов, принцип, лежащий в основе идеи "правового государства". При таком понимании "принципа законности" обозначается проблема законности самих законов, издаваемых высшими органами государственной власти в смысле их соответствия общепризнанным и узаконенным правам и свободам граждан.
Смысл и содержание идеи правового государства не были одинаковыми у различных мыслителей, политических и общественных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело как раз наоборот.
Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Большое значение для совершенствования теории правового государства имеют работы отечественных авторов. Большое внимание в них уделяется не только основным чертам и признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их формирования.
В 90-е годы XX в. Россия конституционно провозглашена правовым государством. Тем самым "Конституция из способа закрепления строя абсолютного государства с неограниченной властью становится законом, закрепляющим строй социального правового государства, власть которого ограничена суверенитетом народа и правами человека и гражданина" . В какой мере, однако, желаемое, с точки зрения установленных Основным Законом ориентиров, трансформировалось в факт социальной действительности? Представляется, что сегодня можно сделать некоторые выводы о развитии отечественной правовой государственности, ее теории и практики.
В основу ныне действующих конституционных установлений заложены общеизвестные постулаты: верховенство закона, недопустимость примата государства над обществом; наличие обязанностей и ответственности государства перед народом, социальными структурами и личностью; развитие системы прав и свобод человека и гражданина, механизм их защиты; плюралистическая экономика и т.д.
В концепции правового государства, воплощенной в Конституции РФ, переплелись представления о сущем и должном устройстве публичной власти, реальных и желаемых общественных отношениях. Нормы, практически закрепившие форму правления, полномочия власти и т.д., весьма конкретны, действенны, причем существуют разделы и положения Конституции, о которых принято говорить, что они только еще ждут своей реализации. К ним можно отнести и идею правовой государственности.
При всем многообразии взглядов на сущность правового государства общепризнанно: суть данной концепции состоит в том, что воля народа легитимирует государственную власть, а государственная власть ограничивается правом, таким образом достигается справедливое общественное устройство. Рассматривая Российскую Федерацию как правовое государство в реальной практике его развития, большинство исследователей признают, что в настоящее время имеется существенный разрыв между конституционными установками и действительностью, впрочем, это справедливо для большинства государств, объявивших себя правовыми.
Реализация концепции правового государства, очевидно, предполагает длительную широкомасштабную работу. Но, как представляется, дело не только в длительности данного процесса, но и в различных подходах реализации идеологии демократического правового государства, "наполнения" конституционной конструкции реальным содержанием.
В Конституции Российской Федерации не содержится дефиниции правового государства. Но в теоретико-правовой доктрине в целом сложилось некоторое единство взглядов относительно наиболее существенных признаков правового государства. В то же время сущностное содержание этих признаков, их политическое значение, а подчас и юридическая природа неоднозначны. Поэтому понимание правовой государственности в Российской Федерации зависит от "исходных" задач, ставящихся исследователями, толкователями, правоприменителями.
Такой вариативный подход к пониманию российской правовой государственности неизбежен. Нет оснований считать, что можно абстрагироваться от научных концепций и исследовать Конституцию в "чистом" виде - такой подход невозможен либо неверен. Представления о правовом государстве, сформулированные в доктринальном виде, всегда служат своего рода пробным камнем для оценки действующей Конституции, как писаной, так и реальной. Следовательно, содержание правовой государственности России выводится и из абстрактных представлений о некой идеальной модели правового государства, и из норм Конституции, и из практики реализации идей правовой государственности в деятельности государственной власти, общества в целом.
Правовая государственность служит отражением такого состояния государственно-правового и общественного развития, при котором реализуется принцип формального равенства лиц, демократическая конституция и правовые законы "связывают" и "ограничивают" государство, а в содержании самих законов (как и конституции) превалирует идея народного суверенитета. Вместе с тем трансформация современной демократии дает основания рассматривать ее не традиционно как власть народа, а как сочетание полномочий органов государственной власти и права народа оказывать влияние на их деятельность . Как известно, суть концепции правового государства состоит в том, что власть государственных структур ограничивается правом. Немногие исследователи социально-правовой проблематики серьезно возражают против концептуального стержня теории правового государства . Приоритет права, как правило, "расшифровывают" через понятие верховенства закона, отмечая при этом, что речь идет о правовом законе. Понимают под правовым законом не только акт высшей юридической силы, принятый с соблюдением всех необходимых законодательных процедур. Правовой закон - это воплощение общепринятых в цивилизованных отношениях норм и демократических ценностей . Оптимальное сочетание в содержании закона принципов демократии и права и его социальной нацеленности - материальное условие возникновения правового закона. Директивное же законотворчество по принципу "закон и есть закон" способно порождать произвол со стороны государства. В соответствии с принципом верховенства закона ни одно физическое или юридическое лицо не освобождается от обязанности подчиняться закону.
Гражданин, наделенный реально обеспеченными правами, безусловно, центральная персона в правовой государственности. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина должна быть обеспечена соответствующим механизмом. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статья 18 Конституции устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Провозглашение в Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью позволяет многим исследователям считать, что все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) располагаются на более низкой ступени и не могут противоречить данному постулату. Действительно, только в отдельных, специально оговоренных в Конституции исключительных случаях, при особых, как правило временных, обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (ст. 55, 56 и др.).
Рассмотрев подробно проблемы возникновения и развития идей правового государства, которые всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей Древности, Средневековья и современности. Мы ответили на основные вопросы: что такое правовое государство, когда появилась его идея и как она развивалась, каковы его основные признаки и черты, каковы цель и назначение правового государства.
Поняли, что в однозначном критическом подходе к теории правового государства имелись и значительные натяжки. Издержки такого видения заключаются прежде всего в том, что при оценке данной концепции не учитывался факт создания и применения ее не иначе, как в виде политического и идеологического средства противопоставления и борьбы с абсолютистскими и иными им подобными режимами, единоличной властью и произволом монарха, чрезмерным вмешательством государства в различные сферы жизни общества и деятельности негосударственных объединений. Упускались из поля зрения и некоторые общечеловеческие ценности, сформировавшиеся в процессе тысячелетнего развития гуманистической мысли и нашедшие свое известное, хотя и сугубо формальное отражение в рассматриваемой теории. Речь идет, в частности, о принципах и идеях, касающихся прав и свобод граждан, о приоритете и "торжестве закона" в условиях демократического государственного и общественного строя, о примате прав, о социальной справедливости и незыблемости законности и правопорядка в условиях правового государства.
В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров. Однако в практической политико-правовой жизни, касающейся правового государства и принципа разделения властей, за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений. Наличие их, без сомнения, свидетельствовало бы о движении государства и общества по пути не декларированной, а реальной для всех граждан Российской Федерации демократии.
В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.
Наряду с этим в правовом государстве (как один из главных признаков его существования) должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
Помимо названных есть и другие признаки и черты, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны. В своей совокупности они дают общее представление о том, чту есть правовое государство и что не является таковым, каковы его сущность, содержание, основные цели его создания и назначение.
1. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.
2. Вольтер. Избранные произведения. М., 1947.
3. Еллинек Г. Общее учение о государстве.
4. История политических и правовых учений / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1983.
5. Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. N 9, 10.
6. Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.
7. Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 915.
8. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990.
9. Ленинг А. Об основах и природе права (русск. перевод). Спб., 1909.
10. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1.
11. Нерсесянц В.С. Конституционная модель российской правовой государственности: опыт прошлого, проблемы и перспективы // Правовое государство, личность, законность. М., 1997.
12. Российское законодательство Х-XX веков. Том 9.
13. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика. М., 2005.
14. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1997.
15. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 гг.). М.," 1977.
16. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.
17. Штаммлер К. Хозяйство и право. Том II (русск. перевод). Спб., 1907.
18. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.
19. Эбзеев Б.С., Левакин И.В. Глобализация, государство, единство и целостность России // Глобализация и государственное единство России. М., 2006.
Тема: | «Возникновение и развитие идей правового государства» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 39 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Правовое государство понятие и признаки
Курсовая работа:
Правовое государство понятие и признаки
Реферат:
Механизм государства и его структура. Правовое государство и его основные признаки.
Дипломная работа:
История возникновения и развития, трансформация отдельных видов документов (на примере указа)
Курсовая работа:
Вексель и вексельные правоотношения