Курсовая работа

«Возникновение и развитие идей правового государства»

  • 39 страниц(ы)
  • 2843 просмотров
фото автора

Автор: prokopiev26

Введение 3

1. Становление и развитие идеи правового государства. 5

2. Развитие идей правового государства в России 12

3. Правовое государство в России (конституционные ориентиры и социально-юридическая практика). 27

Заключение 36

Список литературы 38

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей Древности, Средневековья и современности. Вопросы типа - что такое правовое государство? когда появилась его идея и как она развивалась? каковы его основные признаки и черты? каковы цель и назначение правового государства? - практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Материалистические основы мировоззрения, в отличие от идеалистических, чаще всего способствовали возникновению и развитию прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей. В качестве примера можно сослаться на материалистические основы мировоззрения Дж. Локка, способствовавшие выработке представления о государстве как о "социальном институте", призванном обслуживать интересы не отдельных лиц, а всех слоев общества, о неотчуждаемости человеком "ни при каких обстоятельствах" ряда естественных прав и свобод (право на жизнь, право владения имуществом и др.), о необходимости и важности установления и реализации принципа разделения властей, и др.

В природе гражданского общества соответствует "принцип законности" как строгого соответствия закону прежде всего деятельности государства и его органов, принцип, лежащий в основе идеи "правового государства". При таком понимании "принципа законности" обозначается проблема законности самих законов, издаваемых высшими органами государственной власти в смысле их соответствия общепризнанным и узаконенным правам и свободам граждан.

Смысл и содержание идеи правового государства не были одинаковыми у различных мыслителей, политических и общественных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело как раз наоборот.

Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Большое значение для совершенствования теории правового государства имеют работы отечественных авторов. Большое внимание в них уделяется не только основным чертам и признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их формирования.

В 90-е годы XX в. Россия конституционно провозглашена правовым государством. Тем самым "Конституция из способа закрепления строя абсолютного государства с неограниченной властью становится законом, закрепляющим строй социального правового государства, власть которого ограничена суверенитетом народа и правами человека и гражданина" . В какой мере, однако, желаемое, с точки зрения установленных Основным Законом ориентиров, трансформировалось в факт социальной действительности? Представляется, что сегодня можно сделать некоторые выводы о развитии отечественной правовой государственности, ее теории и практики.

В основу ныне действующих конституционных установлений заложены общеизвестные постулаты: верховенство закона, недопустимость примата государства над обществом; наличие обязанностей и ответственности государства перед народом, социальными структурами и личностью; развитие системы прав и свобод человека и гражданина, механизм их защиты; плюралистическая экономика и т.д.

В концепции правового государства, воплощенной в Конституции РФ, переплелись представления о сущем и должном устройстве публичной власти, реальных и желаемых общественных отношениях. Нормы, практически закрепившие форму правления, полномочия власти и т.д., весьма конкретны, действенны, причем существуют разделы и положения Конституции, о которых принято говорить, что они только еще ждут своей реализации. К ним можно отнести и идею правовой государственности.

При всем многообразии взглядов на сущность правового государства общепризнанно: суть данной концепции состоит в том, что воля народа легитимирует государственную власть, а государственная власть ограничивается правом, таким образом достигается справедливое общественное устройство. Рассматривая Российскую Федерацию как правовое государство в реальной практике его развития, большинство исследователей признают, что в настоящее время имеется существенный разрыв между конституционными установками и действительностью, впрочем, это справедливо для большинства государств, объявивших себя правовыми.

Реализация концепции правового государства, очевидно, предполагает длительную широкомасштабную работу. Но, как представляется, дело не только в длительности данного процесса, но и в различных подходах реализации идеологии демократического правового государства, "наполнения" конституционной конструкции реальным содержанием.

В Конституции Российской Федерации не содержится дефиниции правового государства. Но в теоретико-правовой доктрине в целом сложилось некоторое единство взглядов относительно наиболее существенных признаков правового государства. В то же время сущностное содержание этих признаков, их политическое значение, а подчас и юридическая природа неоднозначны. Поэтому понимание правовой государственности в Российской Федерации зависит от "исходных" задач, ставящихся исследователями, толкователями, правоприменителями.

Такой вариативный подход к пониманию российской правовой государственности неизбежен. Нет оснований считать, что можно абстрагироваться от научных концепций и исследовать Конституцию в "чистом" виде - такой подход невозможен либо неверен. Представления о правовом государстве, сформулированные в доктринальном виде, всегда служат своего рода пробным камнем для оценки действующей Конституции, как писаной, так и реальной. Следовательно, содержание правовой государственности России выводится и из абстрактных представлений о некой идеальной модели правового государства, и из норм Конституции, и из практики реализации идей правовой государственности в деятельности государственной власти, общества в целом.

Правовая государственность служит отражением такого состояния государственно-правового и общественного развития, при котором реализуется принцип формального равенства лиц, демократическая конституция и правовые законы "связывают" и "ограничивают" государство, а в содержании самих законов (как и конституции) превалирует идея народного суверенитета. Вместе с тем трансформация современной демократии дает основания рассматривать ее не традиционно как власть народа, а как сочетание полномочий органов государственной власти и права народа оказывать влияние на их деятельность . Как известно, суть концепции правового государства состоит в том, что власть государственных структур ограничивается правом. Немногие исследователи социально-правовой проблематики серьезно возражают против концептуального стержня теории правового государства . Приоритет права, как правило, "расшифровывают" через понятие верховенства закона, отмечая при этом, что речь идет о правовом законе. Понимают под правовым законом не только акт высшей юридической силы, принятый с соблюдением всех необходимых законодательных процедур. Правовой закон - это воплощение общепринятых в цивилизованных отношениях норм и демократических ценностей . Оптимальное сочетание в содержании закона принципов демократии и права и его социальной нацеленности - материальное условие возникновения правового закона. Директивное же законотворчество по принципу "закон и есть закон" способно порождать произвол со стороны государства. В соответствии с принципом верховенства закона ни одно физическое или юридическое лицо не освобождается от обязанности подчиняться закону.

Гражданин, наделенный реально обеспеченными правами, безусловно, центральная персона в правовой государственности. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина должна быть обеспечена соответствующим механизмом. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статья 18 Конституции устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Провозглашение в Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью позволяет многим исследователям считать, что все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) располагаются на более низкой ступени и не могут противоречить данному постулату. Действительно, только в отдельных, специально оговоренных в Конституции исключительных случаях, при особых, как правило временных, обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (ст. 55, 56 и др.).

Рассмотрев подробно проблемы возникновения и развития идей правового государства, которые всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей Древности, Средневековья и современности. Мы ответили на основные вопросы: что такое правовое государство, когда появилась его идея и как она развивалась, каковы его основные признаки и черты, каковы цель и назначение правового государства.

Поняли, что в однозначном критическом подходе к теории правового государства имелись и значительные натяжки. Издержки такого видения заключаются прежде всего в том, что при оценке данной концепции не учитывался факт создания и применения ее не иначе, как в виде политического и идеологического средства противопоставления и борьбы с абсолютистскими и иными им подобными режимами, единоличной властью и произволом монарха, чрезмерным вмешательством государства в различные сферы жизни общества и деятельности негосударственных объединений. Упускались из поля зрения и некоторые общечеловеческие ценности, сформировавшиеся в процессе тысячелетнего развития гуманистической мысли и нашедшие свое известное, хотя и сугубо формальное отражение в рассматриваемой теории. Речь идет, в частности, о принципах и идеях, касающихся прав и свобод граждан, о приоритете и "торжестве закона" в условиях демократического государственного и общественного строя, о примате прав, о социальной справедливости и незыблемости законности и правопорядка в условиях правового государства.

В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров. Однако в практической политико-правовой жизни, касающейся правового государства и принципа разделения властей, за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений. Наличие их, без сомнения, свидетельствовало бы о движении государства и общества по пути не декларированной, а реальной для всех граждан Российской Федерации демократии.

В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.

Наряду с этим в правовом государстве (как один из главных признаков его существования) должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

Помимо названных есть и другие признаки и черты, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны. В своей совокупности они дают общее представление о том, чту есть правовое государство и что не является таковым, каковы его сущность, содержание, основные цели его создания и назначение.

1. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.

2. Вольтер. Избранные произведения. М., 1947.

3. Еллинек Г. Общее учение о государстве.

4. История политических и правовых учений / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1983.

5. Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. N 9, 10.

6. Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.

7. Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 915.

8. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990.

9. Ленинг А. Об основах и природе права (русск. перевод). Спб., 1909.

10. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1.

11. Нерсесянц В.С. Конституционная модель российской правовой государственности: опыт прошлого, проблемы и перспективы // Правовое государство, личность, законность. М., 1997.

12. Российское законодательство Х-XX веков. Том 9.

13. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика. М., 2005.

14. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1997.

15. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 гг.). М.," 1977.

16. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.

17. Штаммлер К. Хозяйство и право. Том II (русск. перевод). Спб., 1907.

18. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.

19. Эбзеев Б.С., Левакин И.В. Глобализация, государство, единство и целостность России // Глобализация и государственное единство России. М., 2006.

Покупка готовой работы
Тема: «Возникновение и развитие идей правового государства»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 39
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика