Курсовая работа

«Особенности деятельности социального работника»

  • 32 страниц(ы)
фото автора

Автор: vlad1245

Введение 4

1 Социальная работа как профессия. 8

1.1 Общее понятие социального работника как субъекта социальной работы 8

1.2 Социальная работа как коммуникативная профессия 12

2 Профессиональный портрет социального работника и аспекты его деятельности 19

Заключение 28

Список использованных источников 31

В результате перемен, происходящих в России, резко обострились остальные проблемы, и это потребовало введения новой специальности социальная работа и новой профессии - "социальный работник “.

Понятие "социальный работник" вошло в обиход в конце XIX - начале XX века. Но как самостоятельная профессия и академическая дисциплина социальная работа вполне утвердила себя лишь после Второй мировой войны. Идеи New Deal в Соединенных Штатах 30-х, государства всеобщего благоденствия (Welfare State) в Западной Европе 40-х, стали выражением признания права каждого человека - уже потому только, что он человек, иметь некий минимум достойного существования и превратили государство в гарант реализации этого права. Однако вскоре выяснилось, что для претворения подобной идеи в жизнь недостаточно хороших законов и соответствующих материальных ресурсов. Нужна также специальная система индивидуализированной помощи тем людям, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество, оказываются за бортом. Правительственным циркуляром и государственным ассигнованиям на социальные нужды предстояло найти конкретного адресата, они должны были быть тонко подогнаны к запросам живых людей, а иногда существенно пересмотрены в свете практики. Эту-то функцию и взяли на себя социальные работники.

Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, то есть предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с "клиентами". Ядром социальной работы, получившей распространение на Западе, стал наработанный и обобщенный метод "работы с каждым конкретным случаем", впитавший в себя, с одной стороны, элементы разных научных дисциплин, в частности психотерапии, а с другой - опыт оказания помощи индивидам и семьям в кризисных ситуациях (8). Выбор форм действия вытекает здесь из определенной интерпретации целей и задач социальной работы. При этом основное внимание уделяется динамике данного общества, реакциям людей на жизненные трудности и особенностям взаимодействия индивидов со своим социальным окружением. Поскольку сфера деятельности социального работника обширна и не всегда может быть четко очерчена, подготовка будущих специалистов в этой области включает помимо академического компонента обязательную практику под руководством опытного наставника. Важное значение придается также формированию индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии, а также выработке профессиональных навыков, среди которых можно назвать умение устанавливать контакты, вести переговоры, защищать интересы клиентов, сотрудничать с представителями смежных профессий, выступать формальным и неформальным лидером.

Объект курсовой работы – социальный работник.

Предмет – деятельность социального работника.

Вопрос о необходимости проведении социальной работы в рамках социального обслуживания встает в настоящее время особенно остро. Поэтому целью написания данной курсовой работы является анализ особенностей в деятельности социального работника.

Таким образом, в связи с вышепоставленной целью в работе будут решены следующие задачи: дано общее понятие социального работника как одного из субъектов социальной работы и самой социальной работы как профессии; исследованы аспекты профессионального портрета социального работника и особенностей его деятельности.

1 Социальная работа как профессия

1.1 Общее понятие социального работника как субъекта социальной работы

Социальные работники нередко ассоциировались у многих с карикатурным персонажем из "Вестсайдской истории". Такой стереотип подкреплялся каждый раз, когда в газетах появлялись сообщения о новых человеческих трагедиях, будь то замерзающие одинокие старики или дети - жертвы насилия. В западном мире разговоры о промахах социальных работников мы слышим постоянно из уст министров и чиновников, журналистов и полицейских, потребителей социальных услуг и самих социальных работников. Интересно, что при этом никто из них уже не представляет свой мир без социальных работников. Стоит напомнить, что профессия эта очень молода - ей нет и ста лет - и ряды социальных работников продолжают множиться: в современной Англии их уже более 100 000 человек. По-видимому, данная профессия обладает некоторыми характеристиками, которые, с одной стороны, определяют ее устойчивость, а с другой - придают ей внутреннюю противоречивость и объясняют бытующее негативное к ней отношение.

Общественное сознание часто связывало с социальной работой представления, которые не соответствуют действительности, но тем не менее очень живучи. Возьмем, к примеру, вопрос об истоках социальной работы. Нередко можно услышать мнение, что социальная работа - это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье. На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам - целям, методам и структуре, которые связаны с особой подготовкой работников-исполнителей, - они существенно различаются. Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха. Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть "клиенту" способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников учат разбираться в индивидуальной психологии "клиентов", в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приемам развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой является "клиент", а целью - освобождение его от нужды в социальных работниках.

1.2 Социальная работа как коммуникативная профессия

Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемам занятости населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции. Социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен.

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. "В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает "фондом духовного богатства", созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот "фонд" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума".

2 Профессиональный портрет социального работника и аспекты его деятельности

В научной литературе термин "деятельность" имеет весьма широкое распространение: "деятельность рек", "высшая нервная деятельность". Гегель, как известно, употреблял термин "деятельность" по отношению к движению. В философии термин "деятельность" обозначает понятие инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его толкование: деятельность - это информационно направленная активность живых систем, обеспечивающая их самоподдержание (Э. Маркарян), деятельность есть проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др [6, С.229.].

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, с другой, учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. В трудах Л. П. Буевой деятельность определяется как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественным условиям, обмен деятельностью, общение действующих индивидов.

В исследовании М.С. Кагана дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностноориентационная, коммуникативная деятельность).

Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

По Б.Г. Ананьеву, деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостной деятельности, как исторически сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, отдельного акта - действия, включающего в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в-третьих, макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых, макродвижений, из которых строятся макродвижения [12, С.134.].

В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта, социального существа, как личности, а последние уровни определяют деятельность человека как природного индивида.

Эффективность социальной работы рассматривается как максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения при оптимальных затратах.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Как психологическое консультирование и психотерапия, социальная работа отнесена к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха.

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе "человек — человек", так называемый синдром "эмоционального выгорания".

В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Синдром "эмоционального выгорания" некоторые авторы (Е. Махер, К. Кондо) рассматривают как разновидность стресса, где клиенты социальных служб выступают в качестве стрессогенных факторов. Однако другие исследователи не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, рассматривая "эмоциональное выгорание" не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов (С. Маслач, А. Г. Абрумова, В. В. Бойко).

Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактике синдрома эмоционального "выгорания".

Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень- непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенное значение для формирования профессиональной мотивации, для защиты клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.

Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадет и т.д.)

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.

Для оценки эффективности труда социальных работников с целью разработки программ повышения эффективности деятельности, используется ряд специально разработанных научных методов: историковедческий (биографический), интервьюирование (собеседование), наблюдение, метод экспертной оценки, критического инцидента; а также методы оценки результативности труда: метод заданного (вынужденного) выбора, описательный метод, управление по целям (задачам), метод оценки по решающей ситуации, шкала наблюдения за поведением, метод классификации.

В нашей работе мы раскрыли особенности деятельности социального работника. Для этого в первой главе мы раскрыли понятие социальной работы как профессии. Во второй главе мы раскрыли портрет социального работника с его аспектами.

1. Конституция Российской Федерации – М., Юридическая литература, 2003. – 58с.

2. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста» // Консультант Плюс: Версия Проф.

3. Федеральный Закон РФ от 24.11.95г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Консультант Плюс: Версия Проф.

4. Федеральный Закон РФ от 10.12.95г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Консультант Плюс: Версия Проф.

5. Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России – М.: Юрист, 2002. – 402с.

6. Григорьев С.И. Теория и методика социальной работы. – М.: Диля, 2000. – 275с.

7. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для Вузов: 3-е издание.- Н.-Новгород: НИМБ, 2001г.- 720с.

8. Павленка П.Д. Теория и методика социальной работы. – М.: ГАСБУ, 2001. – 301с.

9. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: ИСР, 2001. – 312с.

10. Работник социальной службы // Профессиональный журнал 2004. - №2. – С.94-102.

11. Саппс М. Опыт социальной работы. Введение в профессию. – М.: Социум, 2000. – 438с.

12. Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Аспект – Пресс, 2000. – 189с.

13. Деньги и благотворительность - М. // Наука, 2001. - №4. – С.96-103.

14. Исторический опыт социальной работы в России - М. // Наука, 2000. - №7. – С.49-61.

15. Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. Т.20/ Сер. Энциклопедия социального образования/ Под общей редакцией В.И. Жукова. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 220с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика