Курсовая работа
«Диагностика как метод и технология социальной работы»
- 38 страниц
Реферат 2
Введение 4
1 Социальная диагностика 5
2 Социальная диагностика и профилактика 10
3 Задачи социальной диагностики и проектирования информационной среды 18
4 Работа отделения социальной диагностики СРЦ "Отрадное" 23
4.1 Направления работы отделения социальной диагностики 23
4.2 Задачи работы отделения социальной диагностики 23
4.3 Диагностика 25
Заключение 26
Список использованных источников 27
Словарь терминов 28
Приложения 33
Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики.
Цель работы: исследовать социальную диагностику с точки зрения неё как метода и технологии социальной работы.
Для этого необходимо дать чёткое понятие диагностики в целом, а затем перейти на более конкретные примеры её осуществления в социальной работе.
1 Социальная диагностика
Социальная диагностика – многозначный термин, под которым в науке прежде всего подразумевают процесс определения и сущностной характеристики социальных явлений и процессов, который выступает как необходимая первая ступень для последующего анализа этих процессов и явлений. Социальная диагностика особенно важна в тех случаях, когда социолог имеет дело с плохо изученным объектом исследования, который вызывает интерес исследователя, или когда, напротив, необходимо на основании многих известных, но разрозненных фактов, характеризующих тот или иной процесс или явление, дать максимально точное его определение, которое позволит проанализировать и природу данного явления и породившие его социальные причины. По мнению ряда авторов, проведение социальной диагностики является основным условием преодоления кризисных состояний в развитии того или иного социального процесса и эффективным методом борьбы против застойности и консерватизма в обществе в целом.
Термин "диагноз" (от греч. diagnosis – распознание) пришел в социологию из области медицины, где необходимо правильное распознание той или иной болезни по ее внешним проявлениям для выбора оптимальных методов лечения. Помимо социологии, этот термин применяется сейчас в физике (напр., в разработке диагностики плазмы как совокупности методов измерения характеристик плазмы), в технических науках, в инженерной практике (напр., для установления и изучения признаков, характеризующих наличие дефектов в машинах, устройствах, их узлах и т.д.). В социологии первоначально термин "социальная диагностика" также преимущественно использовался при изучении тех или иных социальных болезней, изучении девиаций и отклоняющегося поведения в целом. В истории социологии имеется богатый опыт использования социальная диагностика в социологических исследованиях. Так, еще в 18-19 вв. во Франции, Англии, других странах проводились социологические обследования с целью изучения причин бедности, изнуренности рабочих работой и т.п. Диагностические методы использовал Ф. Энгельс (см.) при изучении положения рабочего класса в Англии. В 20 в. они использовались представителями Чикагской школы социологии.
2 Социальная диагностика и профилактика
Социальная диагностика – это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие "социальная диагностика" определяют как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. [10, с. 19; 11, с. 24]
Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии "социального здоровья" рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
- предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
- проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
- проведение специальной диагностики по каждой из взятых для усугубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; – построение выводов, на основе которых делается заключение.
Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в этой или иной социальной сфере. Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодоления, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.
3 Задачи социальной диагностики и проектирования информационной среды
В соответствии с Доктриной информационной безопасности, основной целью государственной политики в информационной сфере является «духовное обновление России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма». И поскольку на формирование нравственных ценностей общества первоочередное влияние имеют средства массовой информации, в центре внимания и государства, и общества оказывается социальная оценка информационных стратегий современных СМК, и прежде всего – телевидения, в значительной степени определяющего содержание и качество современной социокультурной среды. Такая оценка должна исходить прежде всего из анализа реального состояния нравственных идеалов наших современников, складывающихся под влиянием телевещания.
По данным социально-диагностических исследований, проведенных в Институте социологии РАН (всего было опрошено более 600 школьников 1-11 классов г. Москвы), имеются серьезные основания для беспокойства о представлениях значительной части подрастающего поколения о действительности и о своем месте в ней (так называемых «картинах мира»). Многие современные школьники персонифицирует себя с героями популярных телезрелищ – ведьмами, волшебниками, роботами, мутантами и прочими суперсущностями, мечтая при этом прежде всего о личном могуществе и вседозволенности. И это не удивительно, поскольку поступки и реакции главных героев мультфильмов, телепрограмм, рекламных роликов, музыкальных клипов (то есть тех, кому предлагается подражать) нередко противоречат тем ориентирам, которые традиционно предлагаются семьей, школой, классическим искусством, религией. [9, с. 34]
У пяти процентов школьников «картины мира» оказались абсолютно негативными: эти дети недружелюбны по отношению к сверстникам другой национальности или другого вероисповедания; окружающий мир кажется им плохим, злым, неласковым, недружелюбным; в игровых ситуациях им предпочтительнее роль агрессивных персонажей, например, тигра Шерхана из сказки про Маугли или киллера из компьютерной игры; в реальной жизни они, по собственному признанию, часто дерутся, причем это занятие им нравится; главным движущим мотивом в драках оказывается сам факт противостояния, неважно с какой целью и на чьей стороне. Такие дети могут стать потенциальными инициаторами асоциальных явлений в своей взрослой жизни. Еще у 13,6 процента школьников «картины мира» также вызывают тревогу. Нет уверенности, что из них вырастут гармонично развитые, позитивно настроенные люди. Более чем у 30 процентов школьников – смешанные реакции по перечисленным выше параметрам.
4 Работа отделения социальной диагностики СРЦ "Отрадное"
Одно из отделений социально-реабилитационного центра – отделение социальной диагностики. Оно было создано для выявления проблем семьи на раннем этапе, ещё до попадания ребёнка на учёт КДН или в социальный приют. Отделение активно взаимодействует со школами, детскими садами, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел в СВАО г. Москвы. Специалисты совместными усилиями определяют пути выхода из кризисной ситуации с целью уменьшения неблагополучных семей в СВАО.
4.1 Направления работы отделения социальной диагностики
1. Профилактическая деятельность специалистов по раннему выявлению неблагополучных семей и оказанию им своевременной помощи по оздоровлению внутрисемейных отношений.
2. Формирование и отработка банка данных выявленных несовершеннолетних семей.
3. Разработка индивидуальных программ социальной реабилитации подростков и их семей, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод из трудной жизненной ситуации.
4.2 Задачи работы отделения социальной диагностики
налаживание детско- родительских отношений;
снятие психотравмирующих ситуаций;
снижение значимости уличных компаний;
стабилизация позитивных изменений, стимулирование развития внутреннего потенциала;
совместно с КДНиЗП.,ОПСиД участвовать в разработке индивидуальных планов работы с детьми и подростками, находящимися в социально опасной ситуации;
анализ эффективности действия индивидуальных планов работы с детьми и подростками, находящихся в социально опасном положении;
При взаимодействии с органами социальной защиты населения, мы получаем информацию о выявленных семьях. Специалисты, получив информацию, не ожидают, когда клиент обратится за помощью, т.е. сами "выходят" на контакт с семьёй, личностью, вникает во внутренний мир, отношения, условия жизни людей, в характере проблем, к решению которых затем подключаются другие специалисты. Они оказывают социальную, психологическую, правовую и иную помощь несовершеннолетним и их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации. А также привлекают детей из неблагополучных семей к работе в мастерских, студиях, оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних детей. Изучение семьи необходимо, для того, чтобы найти возможность сохранить ее для ребенка, внеся, если необходимо, коррективы в ее жизнедеятельность.
В заключении можно отметить, социальная диагностика основывается на ряде принципов: – объективность; заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
- причинность; обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
- комплексный подход; в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
- научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением принятым на основе социального диагноза стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.
1 Григорьев С.И. Теория и методика социальной работы. – М.: Диля, 2000. – 275с.
2 Деватко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М., 1993.
3 Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. Челябинск, 1996.
4 Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология.– №4.– 1997.
5 Методика социально-психологической диагностики и группы.– М., 1990.
6 Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
7 Официальный сайт Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Отрадное", 2007.– Режим доступа w*w.URL: h**t://w*w.kinder.r*/.– 10.03.2007.
8 Павленка П.Д. Теория и методика социальной работы. – М.: ГАСБУ, 2001. – 301с.
9 Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. М., 1993.
10 Теория и методика социальной работы. Ч. II Учебное пособие. М., Изд-во "Союз", 1994.
11 Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова.– М.: Аспект – Пресс, 2000. – 189 с.
12 Царёв И.В. Проблемы социальной диагностики при проектировании информационной среды // Дефектология.– 1998.– №1
Тема: | «Диагностика как метод и технология социальной работы» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 38 | |
Цена: | 380 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Технологии социальной работы в образовании
Курсовая работа:
Технология социальной работы с молодежью
Курсовая работа:
Теория и модели социальной работы
Курсовая работа:
Технологии социальной работы с безработной молодежью
Реферат:
Технологизация социальной работы