Дипломная работа
«Социальная работа с семьями подростков группы риска»
- 63 страниц
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с семьями подростков группы риска
1.1. Семьи подростков группы риска как объект социальной работы
1.2. Организация социальной работы с семьями подростков группы риска
Глава 2. Опыт социальной работы с семьями подростков группы риска в условиях Инспекции ПДН Чкаловского района г. Екатеринбурга
2.1. Анализ социальной работы с семьями подростков группы риска в Инспекции ПДН Чкаловского района г. Екатеринбурга
2.2. Проект социальной работы «Мы за здоровый образ жизни» с семьями подростков группы риска
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Тема представленной выпускной квалификационной работы – социальная работа с семьями подростков «группы риска».
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время появляется все большее число неблагополучных семей, которые крайне негативно сказываются на развитии детей, воспитывающихся в них. Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из–за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием» [16]. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Семейные факторы являются основными в формировании аддиктивного поведения подростков. К семейным факторам относятся особенности воспитания, и прежде всего на ранних этапах онтогенеза: воспитание в условиях недостаточной эмоциональной поддержки, гиперопекающего, авторитарного или перфекционистского отношения со стороны родителей; манипулятивный стиль отношения к людям в семье; нестабильность и непредсказуемость в отношениях родителей к ребенку, частые непрогнозируемые изменения в семье; родители – носители аддиктивного поведения.
Именно необходимость социальной работы с семьей подростков «группы риска» обусловливает научную и практическую значимость представленной выпускной квалификационной работы.
Представленное исследование посвящено проблеме социализации ребенка группы риска и разработке концепции социально-педагогической работы с семьями подростков группы риска для успешной социализации ребенка.
Цель данной работы: Выявить специфику социальной работы с семьями подростков группы риска на примере Инспекции ПДН Чкаловского района г. Екатеринбурга
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить литературу по изучаемой проблеме;
2. Изучить семьи подростков «группы риска» как объект социальной работы;
3. Выявить особенности организации социальной работы с семьями подростков «группы риска»;
4. Проанализировать процесс социальной работы с семьями подростков «группы риска» в условиях Инспекции ПДН Чкаловского района г. Екатеринбурга;
5. Разработать проект социальной работы «Мы за здоровый образ жизни» с семьями подростков группы риска.
Объектом данного исследования выступает социальное взаимодействие с семьями подростков «группы риска».
Предметом исследования является содержание деятельности Инспекции ПДН в отношении семей подростков «группы» риска.
Гипотеза исследования: Решение проблемы социализации подростка группы риска возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- раннее выявление и постановка на учет ребенка группы риска;
- осуществление информационной помощи семье;
- организация профилактики нарушений воспитания в семьях подростков «группы риска»;
при кардинационно – организационной помощи со стороны инспектора по делам несовершеннолетних.
В представленной выпускной квалификационной работе использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.
Эмпирические методы исследования: работа с документами, наблюдение, патронаж семей, беседы с подростками «группы риска» и их родителями.
Определив состояние изучаемой проблемы на базе Инспекции ПДН Чкаловского района г. Екатеринбург, была разработана программа социальной работы «Мы за здоровый образ жизни» с семьями подростков «группы риска».
База исследования Инспекция по делам несовершеннолетних Чкаловского района г. Екатеринбурга.
Цель и задачи представленной выпускной квалификационной работы составляют ее структуру.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения.
В первой главе представлены теоретические аспекты изучаемой проблемы. В рамках данной главы определены понятия семья, подростки «группы риска», рассматривается семья подростков группы риска как объект социальной работы. Также в данной главе рассмотрены особенности организации социальной работы с семьями подростков «группы риска».
Вторая глава представляет собой анализ деятельности инспекции ПДН Чкаловского района г. Екатеринбург и разработку программы социальной работы «Мы за здоровый образ жизни» с семьями подростков «группы риска».
Тема представленной выпускной квалификационной работы – социальная работа с семьями подростков «группы риска».
Целью данной работы было выявление специфики социальной работы с семьями подростков группы риска на примере Инспекции ПДН Чкаловского района г. Екатеринбурга
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
6. Изучить литературу по изучаемой проблеме;
7. Изучить семьи подростков «группы риска» как объект социальной работы;
8. Выявить особенности организации социальной работы с семьями подростков «группы риска»;
9. Проанализировать процесс социальной работы с семьями подростков «группы риска» в условиях Инспекции ПДН Чкаловского района г. Екатеринбурга;
10. Разработать проект социальной работы «Мы за здоровый образ жизни» с семьями подростков группы риска.
Объектом данного исследования выступало социальное взаимодействие с семьями подростков «группы риска».
Предметом исследования являлось содержание деятельности Инспекции ПДН в отношении семей подростков «группы» риска.
По итогам проведенной работы можно сказать, что цель и задачи представленного проекта были реализованы в полном объеме.
По результатам работы можно сделать ряд выводов.
Наиболее актуальной проблемой социальной работы является семейное неблагполучие. Неблагополучие семьи определяется рядом факторов, таких как:
• Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
• Структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
• Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
• Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
Все перечисленные факторы оказывают негативное влияние на развитие подростка, в результате чего, он относится к группе риска.
Основными формами социальной работы с неблагополучной семьей, являются профилактическая работа, коррекционно-воспитательная.
Одной из особенностей социальной работы с неблагополучными семьями является то, что результаты такой работы видны не сразу. Часто, начиная работу с семьей, специалисты хотят в скором времени получить результат. Опыт показывает, что некоторые специалисты слишком нетерпеливы и отсутствие результата считают основанием для прекращения работы «по-хорошему» и начала работы «по-плохому». Тогда к семье начинают применять карательные меры – с исключением детей из школы и направлением их в специализированные учебные заведения, со штрафными санкциями для родителей, с ограничениями и лишением родительских прав. Однако в результате этих мер изменения в лучшую сторону наступают далеко не всегда, а нередко и без того тяжелое положение усугубляется.
В практической части представленного дипломного проекта была дана характеристика деятельности инспекции по делам несовершеннолетних Чкаловского района г. Екатеринбурга. Она основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним.
Кроме того, мы рассмотрели полномочия и цели деятельности ПДН. Они заключаются в том, чтобы обеспечить защиту прав и свобод несовершеннолетнего, выявить лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, вести учет родителей несовершеннолетних, которые употребляют наркотики, пьянствуют, дебоширят, тем самым не занимаются воспитанием своих детей и т.д.
Кроме всего перечисленного, была рассмотрена деятельность инспекции ПДН Чкаловского района г Екатеринбург по социальной работе с семьями подростков группы риска.
Также, был разработан проект социальной работы с семьями подростков группы риска по профилактике наркотизации подростков. Данный проект предполагает просветительскую и тренинговую работу с родителями.
В завершении проекта приведены рекомендации для родителей, в случае если подросток попробовал ПАВ.
1. Российская Федерация. Конституция (1993).Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Айрис-пресс, 2006.-39с
2. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях №195-ФЗ от 30 декабря 2001г. //Справочно-правовая система Консультант Плюс.
3. Закон Российской Федерации «О милиции» №1026-1 от 18 апреля 1991 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
4. Федеральный Закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. Справочно-правовая система Консультант Плюс.
5. Приказ МВД России №569 от 26 мая 2000г.// Справочно-правовая система Консультант Плюс.
6. Аверин А.Н. Социальное управление: Опыт философского анализа. М., 1984.
7. Акбердин Р.З., Кибанов АЛ. Совершенствование структуры, функций и взаимоотношений детей групп риска: Учебное пособие. М., 2005.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
9. АнцуповАЛ., ШипиловА.И. Конфликтология. М., 2004.
10. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
11. Бабаева ММ. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
12. Берг А.И. Организация и управление. Вопросы теории и практики. М., 1968.
13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
14. Берталанфи Л. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по теории систем. М., 2005.
15. Бир С. Мозг девиатного поведения. М., 2004.
16. Богданов АЛ. Всеобщая организационная наука: В 2 т. М., 1989.
17. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт! Новосибирск, 2004.
18. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2002.
19. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом. Ашхабад, 1988.
20. Исаенко А.Н. Кадры управления комитетов по делам несовершеннолетних. М., 2004.
21. Кабаченко Т. С. Психология управления. М., 1999.
22. Карлофф Б. Стратегия конфликта. М., 2001.
23. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
24. Методические материалы для специалистов образовательных учреждений Методы Наркопрофилактической работы. Теория и практика из серии «Твоя жизнь – Твой выбор» Кемерово 2005 год. Коллектив авторов состовителей: С.В.Афонина, Е.В.Белоногова, С.Е. Кальмова, Е.Н. Сереброва.
25. Мильнер Б.З. Проблемы управления в современной Америке. М., 2004.
26. Мильнер Б.З. Теория организаций. М., 1998.
27. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 2004.
28. Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
29. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 428 с.
30. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М., 1988.
31. Сборник методических материалов Министерства образования Российской Федерации «Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации». Под редакцией доктора медицинских наук Н.В. Вострокнутова коллективом авторов в составе: профессор Н.К. Харитонова, кандидаты медицинских наук Л.О. Пережогин, А.С.Худяков, В.П.Колосов, психолог А.Ю. Лесогорова.
32. Свенцицкий АЛ. Социальная психология управления. Л., 1986.
33. Сиренко В.Ф. Интересы — власть — управление. Киев, 1991.
34. Скотт Д. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991.
35. Смирнов Э.А. Основы теории социальных организаций. М., 1999.
36. Современное управление: Энциклопедический справочник: В 2 т. М., 1997.
37. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.
38. Социология: Словарь-справочник. М., 2000. Т. 1—3.
39. Теехиро К. Стратегия и структура японских девиантных комитетовМ., 2004.
40. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
41. Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. М., 2000.
42. Удальцова М.В. Социология управления: Учеб. пособие. Новосибирск, 2005.
43. Шибутани Т. Социальная психология. М., 2005.
Тема: | «Социальная работа с семьями подростков группы риска» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 63 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
Курсовая работа:
Технология социальной работы с молодежью
Курсовая работа:
Технологии социальной работы с безработной молодежью
Курсовая работа:
Технологии социальной работы в образовании
Реферат:
Группы социального риска и социальная работа.