Курсовая работа

«Основные тенденции развития практики социальной работы в России»

  • 38 страниц
Содержание

Введение 4

1. История социальной работы 5

1.1. Принятие христианства 5

1.2. Реформы Петра I 8

1.3. До 1917 года 10

1.4. Советское время 12

2. Практика работы в настоящее время 16

2.1. Клиенты социальных работников 16

2.2. Социальные ситуации 19

2.3. Разновидности социальной работы 21

3. Тенденции развития социальной работы 31

3.1. Государственный сектор 31

3.2. Негосударственный сектор 34

Заключение 36

Список использованных источников 38

Введение

Возникновение в России новой для нее профессии «социального работника» осуществлялось в условиях фундаментальных, глубинных и кардинальных изменений всей системы государственных и общественных отношений нашей страны в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Столь глобальные изменения не могли не сказаться на специфике процесса становления этой профессии, на особенностях ее развития в последующие годы.

Но, естественно, современные тенденции развития практики социальной работы берут свое начало еще в эпоху дохристианской Руси. Позже эти тенденции прослеживаются во всей истории России. Современные социальные работники являются выразителями желаний всего российского народа в плане оказания помощи нуждающимся в ней. Поэтому в первой главе курсовой работе рассмотрена история социальной работы (принятие христианства, реформы Петра I, их дальнейшее развитие вплоть до революции 1917 года, положение дел в советское время). Во второй главе описана современная практика социальной работы (кто является клиентами социальных работников, какие бывают социальные ситуации, и, соответственно, разновидности социальной работы. В третьей главе рассмотрены тенденции развития социальной работы.

Цель работы – показать преемственность традиций, выражающихся в современных тенденциях социальной работы.

Фрагмент работы

1. История социальной работы

История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Началом ее следует считать договор 911 г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой.

И хотя помощь ближнему всегда была характерна для славянских народов, именно этот договор был первым документальным свидетельством заботы государства о тех своих гражданах, которые в этой заботе нуждаются.

Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства.

1.1. Принятие христианства

С принятием в 988 г. христианства в России стала активней развиваться традиция личной благотворительности русских князей, которая носила уже религиозный характер. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, Креститель, “Отец сострадания”, уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Почти сразу после крещения Владимир занялся богоугодными делами: строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основой научного знания, книжного дела; основывал школы и училища, ставшие первой ступенью народного просвещения России [3].

Владимир строил не только училища. Гораздо большее рвение он проявил к устройству церкви, а также к благотворительности, чем и заслужил безмерную любовь народа. Многие летописцы сообщают о щедрости князя как о чем-то небывалом. Владимир устраивал пиршества на княжеском дворе не только для бояр и знати (градских старцев), но и для людей бедных, всячески стараясь удовлетворить их нужды.

Его благотворительность распространялась и на тех, кто не мог прийти за помощью на его двор. Князь велел своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим и убогим. Нестор объясняет такое человеколюбие Владимира действием христианского учения. Он говорит, что слова из Евангелия “блажены милостиви, яко тем помиловани будут” и Соломоновы “дая нищему, богу в земле даете” так подействовали на князя, что внушили ему необыкновенную любовь к благотворению и милосердию.

Итак, Владимир, первый русский князь-христианин, начавший с убийства своего брата Ярополка, приняв христианство, стал ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Жертвуя на богоугодные дела как частное лицо, он был тем не менее первым человеком в государстве, да и тратил деньги, поступающие в казну из налогов, которые платили русские труженики. Так что здесь мы видим государственную и частную благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать, еще не разделенной. Эта традиция долго продолжалась в России – руководствуясь христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную, но на деньги из казны, которые они считали своими. Все же и такая благотворительность характеризует их только с положительной стороны, ведь они могли потратить деньги и на свои личные нужды.

1.2. Реформы Петра I

Пожалуй, первым российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество насильственными методами, был Петр I. В именном указе Стрелецкому приказу от 30 ноября 1692 г., опубликованном еще от имени Ивана и Петра Алексеевичей, он велел записать: “Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие люди, подвязав руки и ноги, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы” . Таких людей царь велел ловить и отправлять по месту жительства, беглых крестьян отправляли к их помещикам. Повторно уличенных в попрошайничестве били кнутом и ссылали в Сибирь. По указу 1712г. всех “ленивых прошаков” без разбора били прилюдно на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы. “Амнистии” не полагалось никому — ни старым, ни больным, ни сумасшедшим (правда, позже Петр ввел “освидетельствование дураков” ). С 1718 г. карали и дающих милостыню — первый штраф 5 рублей, второй — 10. Петр не запрещал милостыню вообще. Хочешь — отдай деньги в богадельню, приют и т.д., благо их к тому времени было уже много. Такая политика не могла, естественно, понравиться людям, которые привыкли к исторически сложившимся традициям Руси.

Указ 1712 г. “О воспрещении нищенства” не пересматривался преемниками Петра I в течение тридцати семи лет. Лишь дважды Сенат сделал исключение. В первый раз послужил тому страшный голод 1734 г. Второй раз — частный случай: ослепшему киевскому гражданину дозволили собирать милостыню для уплаты долга в 200 рублей, “дабы не пойти по миру с семьей”.

Естественно, деятельность Петра I заключалась не только в борьбе с нищенством. Первый русский император практически подошел к созданию системы общественного призрения. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежала на приказах, сначала Патриаршем, с 1701 г. — Монастырском, а с 1721 г. — относилась к Святейшему правительствующему Синоду и Камер-конторе. Главный магистрат и воеводы должны были приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и домов прядильных для людей “праздношатающихся и им подобных”. Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция.

1.3. До 1917 года

К эпохе царствования Екатерины II относится становление системы общественного призрения. Так, указ от 7 ноября 1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под “председательством гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения”. На эти приказы были возложены обязанности — устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных, работные и смирительные дома.

Нельзя сказать, что эта система была совершенна. Но попытки государства охватить все слои населения, нуждающиеся в социальной защите, были налицо. Вскоре же выяснилось, что в стране полно калек (что было связано с войнами) и казенных средств на их содержание не хватает. В российском правительстве вызревала мысль о том, чтобы попечение о нищих и калеках сделать общественным, а не только государственным, и что нет ничего зазорного в привлечении милосердных людей к посильной помощи в решении данной проблемы. С большой неохотой Екатерина согласилась с этой идеей, а усердное чиновничество “довело ее до кондиции” , в результате чего призрение превратилось для общественности в добровольно-обязательное попечение, но под присмотром государственных органов. Полное воплощение эта идея получила при Александре I, когда убедились, что призрение для правительства — ноша чрезмерная, и без общественности не обойтись. Для того чтобы привлечь внимание жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния. Не случайно к делу призрения были подключены члены императорской семьи в ранге высочайших покровителей. При этом учтены были и пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь с их стороны была индивидуализирована, т.е. средства жертвователей не перечислялись на статью госбюджета, а направлялись на реализацию заявленной ими идеи и были именными (мы сейчас назвали бы это “адресной помощью”).

2. Практика работы в настоящее время

Социальная работа, возникнув в России как общественное явление, превратилась затем в определенный социальный институт.

Система социальной работы, в каком бы аспекте ее ни рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова [3].

Представление о социальной работе как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для познания, и для практической организации, и для повседневного управления социальной работой. Понимание ее как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных ее сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.

2.1. Клиенты социальных работников

В жизни, к сожалению, случаются несчастья, болезни, катастрофы, которые могут вполне благополучного человека, семью, социальную группу вытеснить в число неблагополучных, нуждающихся во внешней помощи. Семейные проблемы, дестабилизирующие межсупружеские или родительско-детские отношения, могут возникнуть в любой семье независимо от ее социального статуса и материального положения. Проблемы подростков в пубертатном периоде или пожилых людей являются практически неизбежными, и эти категории населения, а также их близкие нуждаются в помощи для их разрешения. Поэтому во всем мире давно осознали, что социальная работа нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя некоторые нуждаются в ней потенциально, а другие — уже актуально [3].

2.3. Разновидности социальной работы

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большего бытового комфорта, удовлетворительного питания и предоставление достаточного набора услуг. Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены — медицинской науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводят к их ущербности и снижают их эффективность [3].

Оттого не случайно, а вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы, т.е. среди форм социальной защиты населения, предусмотрены медицинские услуги. Причем речь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах (это делали и делают учреждения медицинской службы), речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, т.е. речь идет о так называемых социально-медицинских услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением [6].

В нашей стране уже начата подготовка социальных работников с медицинским профилем: бакалавры со специализацией “Социально-медицинские услуги населению”.

3. Тенденции развития социальной работы

Социальная защита населения нашей страны, ограничившаяся в начале 90-х оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. В настоящее время она представляет собой систему широкого набора мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, поддержку социально уязвимых групп населения.

Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения.

3.1. Государственный сектор

В стране создана комплексная система социальной защиты населения, решающая задачи [1]:

- снижения социальной напряженности в обществе;

- оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, социальной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами;

- создания благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте;

- защиты прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Формирование системы социального обслуживания населения потребовало не только новой концепции социальной работы, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, обеспечению нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением деятельности социальных служб.

Заключение

Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I. Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения.

В октябре 1917 г. был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 г. в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации. Однако не всегда провозглашенные государством цели и задачи соответствовали его материальным возможностям. В октябре 1918 г. был издан Закон, предусматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве. Однако в структуре расходов государственного бюджета доля затрат на социальное обеспечение и страхование составляла лишь 2,5%.

Для нынешнего этапа развития теории и практики социальной работы в России характерны: целенаправленные усилия государства на всех уровнях (от федерального до муниципального) по обеспечению здоровой социальной среды жизнедеятельности человека, созданию системы поддержки людей; инициирование потенциала самопомощи человека (семьи), оказавшегося в трудной жизненной ситуации; предоставление социальной помощи отдельному человеку или группе лиц путем поддержки, консультирования, реабилитации, социального патронажа и использования других видов социальных услуг.

Приоритеты социальной политики - повышение жизненного уровня населения, инвестиции в человека - сформулированы в Плане действий Правительства РФ.

Список литературы

1. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. – 2001. - №6.

2. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А.История социальной работы за рубежом и в России. - М.: Академический Проект, 2004, 480с

3. Ромм М. В., Ромм Т. А. Теория социальной работы. – Новосибирск, 1999. – 530 с.

4. Социальная работа:теория и практика / Бабушкин А.В., Гурьянова М.П., Зайнышев И.Г., Колков В.В., Комаров Е.И. - М.: Инфра-М, 2002. - 425 с.

5. Становление и развитие научных исследований в области социальной педагогики: материалы научно-практической конференции. Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы - Самара, 2002. – 56 с.

6. Технологии социальной работы / Шеляг Т.В., Павленок П.Д., Худовердян В.Ц., Холостова Е.И., Гуслякова Л.Г. - М.: ИНФРА-М, 2002. -398 с.

7. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб.пособие для фак.социальной работы рек.учеб.-метод.об-нием вузов России. - М.: Академия, 2002. -190 с.

8. Материалы сайта h**t://home.novoch.r*/

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика