Реферат
«Объекты авторского права»
- 21 страниц
Введение 3
1 Объекты авторского права 5
2 Охрана баз данных 12
3 Задача 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права и означали, прежде всего, принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому, на наш взгляд, на этапе становления, авторское право можно определить, как - право извлекать выгоды из созданий умственного труда. Иначе авторское право – господство лица над произведением.
В современном понимании авторское право раскрывается посредством ряда определений. Авторское право – это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное право автора. Во-вторых, авторское право – совокупность норм направленных на регулирование авторских правоотношений.
Современное авторское право, как это следует из международных соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.
Авторское право – право интеллектуальной собственности. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности.
Авторское право – совокупность правовых норм направленных на регулирование авторских правоотношений. Оно является частью национального гражданского права и разделом международного частного права.
Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.
Таким образом, авторское право – «право имущественно-лично-общественного свойства».
Основной закон Российской Федерации – Конституция РФ[1] закрепляет: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом (п.1 ст.44).
Авторское право в настоящее время защищается множеством международных конвенций.
Между тем, понимание действующего авторского законодательства оказывается достаточно сложной проблемой для тех, кто не соприкасался с «индустрией авторских прав» на практике и не ознакомлен с основными принципами современного авторского права.
1 Объекты авторского права
Законодатель в п.1 ст.6 Закона закрепил, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Таким образом, объект авторского права, в широком понимании, – это произведение.
Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать:
Во-первых, оно должно относится к науке, литературе или искусству.
На наш взгляд, это рамочный, чисто условный признак, т.к. законодатель акцентирует внимание на том, что не имеет значения достоинство произведения, а также способ его выражения. Стоит согласиться с исследователями, которые подчеркивают, что «перечисленные термины имеет смысл рассматривать не по отдельности, а пытаясь их разграничить, а в совокупности, как некоторый ориентир, указывающий на определенную область человеческой деятельности».
Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.
Итак, законодатель говорит о результатах «творческой деятельности», «творчестве».
Что следует понимать под творчеством?
Творчество – деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира.
Творческий характер предполагает, прежде всего, новизну произведения. «Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот»[4].
Отсутствие творческого подхода к объекту авторского права (неоригинальность произведения) может быть основанием для непризнания того или иного объекта авторским. Приведем из практики:
«Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название "Энциклопедия для детей и юношества".
Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком и состоящего из нескольких томов под общим названием "Энциклопедия для детей".
Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Закона "Об авторском праве." к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания "Энциклопедия для детей" очевидна».
Таким образом, творческий характер, новизна и оригинальность – ключевые признаки произведения.
Между тем, как отмечают исследователи, в странах с англо-саксонской системой права можно заметить отход от трактовки характеристики произведения (охраняемое произведение должно быть оригинальным) в сторону характеристики деятельности автора: произведение будет признаваться оригинальным, если автор проявил достаточное «умение, рассудительность и труд» или осуществил «отбор, оценку, проверку», если произведение было создано «в поте лица». Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи и форма выражения идей были оригинальными, но только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им.
В-третьих, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме (п.2 ст.6 Закона). Объективная форма – внешнее выражение авторского творчества в любой материальной форме:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
- в других формах.
Законодатель не ограничивает возможные способы выражения произведения, и с этим можно только согласиться, т.к. со временем появляются все новые формы воплощения творческой деятельности. Так, например, еще в начале 20 века в юридической литературе ставился вопрос о том, считать ли объектом авторского права фотографию? Фотография считалась во многом механическим процессом (без творчества), поэтому эта форма творческой деятельности не сразу стала охраняться законом.
Моментом создания произведения будет считаться завершение воплощения в любой из названных объективных форм (неоконченное произведение, безусловно, тоже является объектом авторского права). Не является объектом авторского права только задуманное произведение, но еще не воплощенное в объективной форме. Приведем пример из практики:
«Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о признании исключительных прав на использование в целом энциклопедического издания серии "Энциклопедия для детей".
В заседании суда истец пояснил, что под использованием в целом имел в виду признание исключительных прав на использование книг этой серии как изданных, так и подлежащих изданию в будущем.
Свое требование издательство мотивировало тем, что им в названной серии с 1994 года выпущено уже пять книг. Во время подготовки издательством очередного тома акционерное общество начало выпускать в свет свою серию "Энциклопедия для детей и юношества", чем нарушило исключительные права издательства.
Ответчик ссылался на то, что не оспаривал и не нарушал прав издательства на вышедшие в свет пять книг серии "Энциклопедия для детей", но возражал против признания за издательством исключительных прав на произведения, которые могут быть созданы в будущем.
Арбитражный суд обоснованно удовлетворил иск издательства лишь в части признания исключительных прав на использование уже изданных им книг серии "Энциклопедия для детей".
Согласно требованиям статей 5, 6, 7 Закона "Об авторском праве." объектом авторского права являются сборники (энциклопедии), существующие в объективной форме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона издателю энциклопедий принадлежат исключительные права на использование таких изданий, существующих в объективной форме. Истец не представил доказательств, что новые сборники существуют в объективной форме и могут быть воспроизведены.
Исходя из этого требование о признании исключительных прав на использование предполагаемых к изданию в будущем сборников (энциклопедий) обоснованно отклонено».
В связи с вышесказанным, не может быть объектом авторских прав произведения, которые будут созданы в будущем.
В теории авторского права выделяют еще ряд признаков произведения. В том числе его вопроизводимость. Данный признак означает, что с момента своего создания произведение может быть воспроизводимо.
Интересно отметить, что в зарубежных правовых системах, одним из ключевых признаков произведения является воспринимаемость произведения органами чувств человека.
В советском авторском праве одним из критериев произведения называлась полезность произведения. Впрочем этот критерий так и не получил законодательной поддержки, а современное законодательство напротив, подчеркивает, что не имеет значение ни назначение произведения, ни его достоинства.
Учитывая вышеобозначенные признаки можно дать следующее определение объекта авторского права, или иначе произведения. Это результат творческого труда воплощенной в объективной форме.
В юридической литературе наиболее популярно определение, данное В.И. Серебровским: «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»[9].
Итак, мы определили, что следует понимать под объектом авторского права.
2 Охрана баз данных
За последние десять лет информационное общество получило неожиданно широкомасштабное развитие, что породило новые социальные, экономические и правовые проблемы. Новые технологии оказали беспрецедентное влияние на научные исследования, обучение, доступ к культуре и информации. В числе жизненно важных проблем, поставленных перед нами обществом, которое мы привыкаем называть информационным, - создание сбалансированных и всесторонних правовых рамок, разработанных с учетом изменений в экономической и социокультурной модели при одновременном сохранении фундаментальных прав и свобод в цифровой среде. Одним из краеугольных, а возможно, и основополагающих элементов этой системы является авторское право. В цифровую эру содержание в значительной степени состоит из произведений, претендующих на охрану по авторскому праву.
Однако преобразование произведений в цифровой формат и их обращение в сетях типа Интернет означает, что имеется возможность быстро сделать дешевые и высококачественные копии и разослать их множеству других лиц по всему миру, не обращая внимания на границы. Более того, оцифрованные произведения легко изменить и даже фальсифицировать, а это свидетельствует о наличии огромной потенциальной угрозы неимущественным правам авторов. Учитывая эти факты, неудивительно, что одной из областей, к которой в первую очередь приковано внимание мирового сообщества, является авторское право.
Cтало возможным как переведение уже существовавших произведений в цифровую форму, так и создание произведений в цифровом формате, т.е. форму, представляющую собой в простейшем случае огромную последовательность чисел (0 и 1) в двоичной системе исчисления. Несмотря на то, что данное явление может рассматриваться, как естественный ход научно-технического прогресса, создание глобальных коммуникационных сетей и массовое распространение персональных компьютеров, и широкого распространения цифровой формы породили для устоявшейся системы авторского права более сложные проблемы, чем те с которыми приходилось сталкиваться на протяжении всей истории его существования. Это связано с тем, что существующее право интеллектуальной собственности ориентировано в основном на аналоговый мир, в то время как цифровая форма имеет ряд основополагающих особенностей:
Цифровая форма может быть получена практически для любого объекта авторского права или смежных прав;
Цифровая форма может быть преобразована в аналоговую, воспринимаемую человеком;
Копирование объектов авторских и смежных прав в цифровой форме требует существенно меньших экономических затрат;
Копирование объектов авторских и смежных прав в цифровой форме осуществляется без потери качества оригинала или даже копии оригинала произведения;
Цифровая форма объектов авторских и смежных прав является оптимальной для передачи в электронных сетях, что делает возможным существование объектов авторских и смежных прав в цифровой форме не только на стационарных носителях, но и на локальных или сетевых устройствах.
Значение и последствия последнего обстоятельства стали особенно очевидны с внедрением глобальной коммуникационной сети Интернет, с его неисчерпаемыми возможностями передачи и размещения информации и объектов авторского и смежных прав, доступностью множеству пользователей независимо от месторасположения. Указанное обстоятельство, а также тот факт, что большинство государств и мировое сообщество рассматривают глобальную информационную инфраструктуру в качестве одного из средств для экономического, культурного и социального развития, становится очевидным потребность в достижении баланса между новыми техническим возможностями, упрощающими доступ и функционирование информации, в том числе и объектов авторского права и смежных прав в сети и правовыми гарантиями их создателям и иным правообладателям.
К основным объектам авторского права в контексте компьютерных технологий (цифровых форм представления произведений) применительно к литературным, музыкальным, аудиовизуальным и другим произведениям творческого труда, компьютерных программ.
Как известно, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Иначе говоря, любой продукт творчества независимо от того насколько он корректен, этичен и вообще интересен окружающим, а также каким образом он выражен создателем, попадает под действие и защиту авторского права. Авторское право распространяется как па обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи (например, механической, магнитном, цифровой, оптической), изображения (например, рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр) и любых других формах выражения.
Актуальность исследования авторского права на данном этапе развития отрасли интеллектуальной собственности обуславливается следующими факторами:
Во-первых, новое российское авторское право перешагнуло свой десятилетний рубеж, а это значит, что можно подвести первые итоги его практического применения, выявить пробелы, недостатки и достоинства, возможные пути совершенствования и тенденции его дальнейшего развития.
Во-вторых, за этот срок появились новые формы авторских отношений, которые требуют революционного правового регулирования.
В-третьих, требуют ответов и часто возникающие на практике вопросы: Что понимается под объектом авторского права? Есть ли различия в содержании категорий распространение и публикация? Регулируются ли авторские права в сети Интернет, распространяются ли на данные правоотношения общие правила авторского законодательства?
В-четвертых, на наш взгляд, актуально выявление и систематизация основных нарушений прав авторов. Только детальное исследование объектов авторского права и содержания авторских прав по действующему законодательству, показывает насколько серьезно нарушаются авторские права в Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // 25 декабря 1993 г. – Российская газета.
2. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)
3. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. // Интеллектуальная собственность. - №4. - 2002 г.
4. Договор ВОИС по авторскому праву (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.) Договор вступил в силу 6 марта 2002 г. / Российская Федерация не участвует в настоящем Договоре.
5. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1
6. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1994. - №2.
7. Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права. - №8. - август 2001 г.
8. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Правовая культура", 1996 г.
9. Гражданское право. Том 3. Учебник. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ Рожников. – 2001.
10. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма. – 2000.
11. Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в схемах. - "Бератор-Пресс", 2003 г.
12. Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. М.: Экзамен, Право и Закон. – 2004.
13. Погуляев В.В. Формула как объект авторского права // Право и экономика. -№4. - апрель 2003 г.
14. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. – М.: 1996.
15. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. – М.: 1956.
16. Степанова О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору // Вестник Московского университета. - Серия 11. – Право. – 1997. - №6.
17. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - №8. - август 2002 г.
18. Чупова М. Авторские права на литературные произведения // Российская юстиция. – 1999. -№7.
3 Задача
В газете «В» в ноябре 2004года были опубликованы фотоснимки фотомастера А. Договор с автором снимка заключен не был. Один из снимков бы переработан – его цветовая гамма была изменена на черно-белую. Фотомастер обратился в суд с иском к газете.
Решите дело.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Актуальные вопросы защиты авторских прав на служебное произведение в образовательных организациях
Дипломная работа:
Произведения литературы как результаты интеллектуальной деятельности
Курсовая работа:
Правовая характеристика авторских договоров
Дипломная работа:
Авторские права на произведения, распространенные в сети интернет