Реферат
«Социальная политика»
- 25 страниц
Введение 4
Глава 1 Социальная политика и механизм ее реализации 5
Глава 2 Взаимосвязь социальной политики и социальной работы 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Принято считать, что общественные отношения делятся на экономические, социальные, политические и духовные. При этом экономические отношения – это отношения между людьми (группами людей) по поводу производства, распределения и потребления материальных благ; политические – по поводу власти, степени участия в управлении государством; духовные – по поводу удовлетворения духовных потребностей и доступности духовных ценностей. На базе экономических, политических и духовных отношений формируются социальные отношения.
Объектом исследования в данной работе являются социальные отношения, которые развиваются на основе взаимодействия личностных, межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого человека, степени общности и отличия граждан по роду занятий, политическим симпатиям, этнической принадлежности, имущественному положению и иным факторам. Основным звеном социальных отношений является мера социальной справедливости, производная от равенства возможностей для реализации своего потенциала.
Цель исследования социальная область, которая охватывает интересы людей, общества и государства и характеризуется отношениями в сфере производства и распределения, труда и быта, здоровья и досуга, благосостояния и защиты. Существенными при этом остаются региональные проблемы и межнациональные отношения.
Задачами исследования являются социальная политика и механизмы её реализации, а также взаимосвязь социальной политики и социальной работы.
Глава 1 Социальная политика и механизм ее реализации
Отношения в социальной сфере развиваются под влиянием социальной политики: социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика производна от экономики, но не второстепенна, если иметь в виду ее значение для развития материальной и духовной культуры общества. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; созданием условий для решения жилищной проблемы; удовлетворением спроса населения на количество и качество товаров и услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры.
На правительственном уровне основные цели и приоритеты социальной политики в современных условиях сводятся к тому, чтобы стабилизировать уровень жизни граждан Российской Федерации, не допустить дальнейшего обнищания населения страны.
Для достижения этой цели предусматривается создать экономические и правовые условия, стимулирующие активную часть общества на производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия общества; поддержать оптимальное соотношение между доходами трудоспособной части общества и нетрудоспособными гражданами; усилить адресность социальной поддержки, ограничить и сократить масштабы бедности; обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения и сохранить на уровне действующих гарантии медицинского обслуживания, образования и культурного развития; стабилизировать положение в жилищной сфере; обеспечить сдерживание безработицы и поддержать вынужденных мигрантов.
В соответствии с поставленными целями Правительство РФ намерено сосредоточить свои усилия на ряде приоритетных направлений социальной политики. В их числе: предотвращение снижения реальных денежных доходов населения; обеспечение баланса экономических интересов работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан; реформирование социальной сферы, прежде всего здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры; усиление воздействия государства на занятость населения и активизация работы по переподготовке кадров.
Для реализации основных направлений социальной политики предусматривается разграничение полномочий при разработке и осуществлении политики в социальной сфере между федеральными и региональными органами государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами федеральные органы власти: принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают единую систему федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; Разрабатывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры по реализации и определяют источники их финансирования; формируют внебюджетные государственные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социальной поддержки населения); осуществляют финансирование объектов социальной инфраструктуры, находящихся в федеральном ведении; определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией; оказывают методическую и организационную помощь региональным органам власти и негосударственным структурам по вопросам социальной политики, обобщают и распространяют передовой опыт решения социальных проблем.
Региональные органы власти: с учетом местных условий и возможностей разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, изыскивают возможности повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне; обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти; разрабатывают нормативные акты, регламентирующие порядок организации и представления адресной социальной помощи населению регионов; определяют и реализуют порядок обеспечения слабозащищенных слоев населения товарами, продуктами и услугами, создают в рамках действующего законодательства необходимые условия для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов.
Установились и важнейшие направления взаимодействия федеральных и региональных органов власти. Это: формирование единого рынка труда; содействие обеспечению занятости и поддержка работников, высвобождаемых в ходе структурной перестройки экономики; выработка механизмов регулирования внутренней и межрегиональной миграции; нормализация демографической ситуации в стране; реформирование организационных структур управления и источников финансирования отраслей социальной сферы.
Реализация основных направлений социальной политики требует принятия ряда законов и иных нормативных документов, в которых найдут отражение конкретные пути, методы и механизмы решения важнейших социальных проблем населения.
Глава 2 Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
Всякая социальная политика находит свое практическое воплощение в социальной работе: только в этом случае она может иметь реальные результаты.
Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Опираясь на силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит поступательное развитие общества. Вот почему проблема реализма социальной политики, непосредственно задевая интересы и потребности людей, отражаясь в судьбах и условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал.
Учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения – это сложный, несвободный от противоречий процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а следовательно, и успешнее решаются.
В социальной политике можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих элемента научно-познавательный и практически-организационный.
Научно-познавательный элемент – выступает как результат анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, как обобщенный результат и оценка предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения. Весь этот аналитический материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления.
Практически-организационный элемент – связан с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики. И здесь большое значение приобретает разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная с интересами народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, обеспечивая ей целеустремленность, а организаторам уверенность в практических шагах. Организаторская работа – это распорядительная деятельность управленческих органов по рациональному разделению труда при решении поставленной задачи, по оптимальному использованию сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики является организационным уровнем социальной работы и включает в себя: глубокое уяснение, вытекающих из содержания социальной политики, задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения; подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач; доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении; разъяснение смысла и социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда; координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности; проведение хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности.
показывает опыт, успех в социальной работе в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров – это обобщающий показатель, характеризующий слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях – от федерального до трудовых коллективов. Она предполагает, что работники органов государственного управления проникнуты высоким чувством ответственности за реализацию социальной политики государства, за утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни.
Кроме того, важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание ими необходимости решительного поворота к интересам и потребностям человека, к развитию социальной сферы, ее инфраструктуры. Однако, на практике этого еще не происходит. Более того экономический кризис еще сильнее обостряет социальные проблемы. Отставание в их решении усиливает текучесть рабочей силы, снижает трудовую активность и благосостояние людей. Ослабление внимания к социальным проблемам в прошлом явилось одной из основных причин оттока населения из сел. С 90-х годов резко обострились социальные проблемы и в городах. Перенаселенность за счет привлечения рабочей силы из окрестных районов, а также за счет миграции и беженцев из мест обострения социальных конфликтов, усложнили проблемы транспорта, медицинского обслуживания, трудоустройства, жилья и т.п. Данные социологических исследований в Российской Федерации выявили устойчивую тенденцию снижения степени удовлетворенности семей в основных потребностях. Продолжает стремительно ухудшаться экологическая ситуация, отрицательную направленность имеет тенденция демографического развития общества, растет преступность. Демонтаж старых экономических структур и хозяйственных связей при практическом отсутствии апробированных структур рыночной экономики и при абсолютной неподготовленности населения к этому типу экономики, наряду с падением объемов производства, резко обострили не только ситуацию на потребительском рынке, но и социальную напряженность в обществе.
1. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 2003. – 992 с.
2. Конституция Российской Федерации – М., Юридическая литература, 1996 г.
3. Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России – М., 2003 г.
4. Теория и методика социальной работы / под ред.В.И.Жукова, М., Аспект – Пресс, 1995 г.
5. «Деньги и благотворительность» - М., Наука, 2001 г., №4.
6. «Исторический опыт социальной работы в России» - М., 2000 г.
7. «Работник социальной службы» – М., 2002 г., №2.
8. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой. М.,ИСР., 2001 г.
9. «Социальная защита» - М., 1998 г., №11.
10. «Третий сектор» – М., 2001 г., №6.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Основные направления социальной политики России в современных условиях
Дипломная работа:
Основные направления социальной политики России в современных условиях
Курсовая работа:
Социальная политика как наука
Контрольная работа:
Социальная работа. Социальная политика современного Российского государства