Дипломная работа

«Семиотика и интерпретация былинного эпоса в анимации (2000-2012)»

  • 54 страниц(ы)
  • 1667 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: rezultat

Глава 1. Русский былинный эпос как культурная основа

анимационных картин современности…7-28

1.1. Мир былинного эпоса….7

1.2. Кинематограф и проблемы киноэстетики….17

1.3. Русский былинный эпос и его трансформация

в анимационные картины….22

Глава 2. Интерпретация былинного эпоса в современной

отечественной анимации….29

2.1. Проблемы интерпретации былинного

эпоса современности…29

2.2. Анализ анимационных картин на основе

интерпретации былинного эпоса….32

дискурсов.

В данной работе данной трактовке будет подвергнут второй уровень перехода: от письменной традиции к анимационным образам. Объектной базой для написания работы послужили мультфильмы студии «Мельница», посвященные былинному эпосу и его персонажам.

• мультипликационный фильм «Алёша Попович и Тугарин Змей» (режиссёр Константин Бронзит, 2004)

• мультипликационный фильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (режиссёр Илья Максимов, 2006)

• мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (режиссёр Владимир Торопчин, 2007)

• мультипликационный фильм «Три богатыря и Шамаханская царица» (режиссёр Сергей Глезин, 2010)

• мультипликационный фильм «Три богатыря на дальних берегах» (режиссёр Константин Феоктистов, 2012)

Как отмечает Балашов Д.М., в конце прошлого — начале нынешнего столетия собирание и изучение русских былин стало ведущей отраслью отечественной фольклористики, несмотря на то, что и расцвет эпоса, и само знание сюжетов былин в народе были уже пройденным этапом и очень многое, казалось, уже было позабыто навсегда.

В XVIII—XIX столетиях эпос постепенно становился печатью прошлого, он постепенно угасал в народной памяти, сохраняясь лишь на окраинах: в казачьих станицах юга, на Урале, в Сибири, на просторах древнего новгородского «Заволочья». Эпос сохранялся там, где сам строй жизни, «свобода и глушь», по выражению Гильфердинга, помогали памяти народной самоактуализироваться. Особенно благотворным для древнего народного искусства оказалось неяркое солнце Русского Севера. Именно здесь, в Олонецком крае, в Обонежье и архангельском Поморье, былины записывали столь активно, что записей эпоса именно в этих местах оказалось в несколько раз больше, чем во всех остальных регионах бытования эпоса вместе взятых.

Устная память далекого прошлого — «веков минувших» — быть может, самое великое чудо народной культуры, чудо, мимо которого можно легко пройти, не заметив, не поняв, не ведая даже, что, например, вон тот одинокий старик-рыбак или та улыбчивая тётка хранят в памяти своей предания великой киевской старины, а, возможно, и еще более древние, от седых изначальных веков бытия наших далеких предков .

Изучая былинный эпос как знаковую систему, специалисты выделили два уровня: устный и письменный, которые развиваются практически параллельно. Эпос приобретает некие уникальные черты на каждом их этих уровней. В данный момент проблема интерпретации эпоса перешла от уровня перехода устного пласта к письменной кодировке, на уровень перехода от письменной традиции в образные анимационные картины.

Сегодня былинный эпос возвращается в «народ», но в совершенно ином виде. Это не волна нового интереса к реконструкции старорусского мышления или мировосприятия, это не попытка восстановить в памяти уклад старой жизни. Это волна попытки найти новые грани интерпретации былинных героев для возможности их тиражирования в современной масс-культуре.

Герои современного изложения эпического материала были первоначально скопированы из имеющихся и известных былин.

Количество былинных сюжетов очень ограничено, хотя различных вариантов звучания одного и того же сюжета очень много: их около 100. Выделяют былины, основой которых является сватовство или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична, Хотен Блудович); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник); борьба с врагами, иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев).

Созданы народом и былины сатирического толка или так называемые пародийные былины (Дюк Степанович, Состязание с Чурилой) .

В силу особых исторических условий на Руси так и не оформился цельный эпос, разрозненные эпические песни формируются в циклы либо вокруг определенного героя, либо на основе одного и того же места событий. Не существуют никакой классификации, которая была бы единодушно принята всеми исследователями, не существует, однако, принято выделять былины киевского, или «владимирова», новгородского и московского циклов. Кроме того, существуют былины, которые вообще не входят в какой-либо цикл и так и остаются «особенными» .

Разумеется, в творчестве любого народа постоянно появляется и наличествует большое количество явлений, отражающих единение традиционных значений и инновационных характеристик. Традиции и инновации – две взаимосвязанные стороны развития культуры, в рамках которых есть как константы смысла, так и моменты смысл которых постоянно меняется. Но при актуализации диалога между «старым» и «новым» нельзя подвергать неоправданной трансформации исконные, значимые для россиянина традиционные ценности.

При выявлении изменений культурных текстов при преобразовании в анимационные картины, были сделаны следующие выводы:

• Культура есть процесс постоянно развивающийся и в рамках этого процесса происходит и постоянная трансформация формы, в которой существует смыслообраз героев народного эпоса. Это и есть сама сущность инновации, которая направлена на то, чтобы обнаружить новые средства и технологии, применяя которые может создать иную, ранее не использовавшуюся знаковую систему, которая содержит константные традиционные идеалы.

1. Горный Е. Что такое семиотика? // h**t://w*w.zhurnal.r*

2. Гетманова Ю. История исследований в области семиотики кино // h**t://media2050.r*/2012/04/02/113/

3. Степанов Ю.С. Семиотика // h**t://lib.vvsu.r*/books

4. Лотман Ю.М. Семиосфера // h**t://yanko.lib.r*

5. Кулешов Л.В. Азбука кинорежиссуры. М.: Искусство, 1969.

6. Эйзенштейн С.М. Монтаж // h**t://w*w.lib.r*/

7. Конецкая В.П. Социология коммуникации // h**t://w*w.gumer.info

8. Пазолини П.П. Поэтическое кино // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана: сб. ст. / сост. К. Разлогов. М.: Радуга, 1984.

9. Структурализм // h**t://dic.academic.r*/

10. Соколов В.С. Киноведение как наука. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.

11. Семиотическая эстетика // h**t://dic.academic.r*/

12. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // h**t://lib.r*/

13. Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. По страницам былин - вглубь времён. М.: Яуза; Эксмо, 2006.

14. Родионов М.С. Информационный код русских былин. Челябинск, 2007.

15. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. М.; Саратов, 1994.

16. Балашов Д.М. и др. Русский былинный эпос // h**t://feb-web.r*

17. Былина – героический эпос русского народа // h**t://w*w.xliby.r*

18. Веснина Б. О былине // h**t://files.school-collection.edu.r*

19. Мороз Е.Л. Новая концепция русского былинного эпоса. Совместные сочинения И.Я. Фроянова и Ю.И. Юдина // h**t://w*w.r*thenia.r*/

20. Иванова А.В. Методология былиноведческих школ в русской академической науке // h**t://conf.sfu-kras.r*/sites/mn2010/pdf/7/387.pdf

21. Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М.: Лабиринт, 1999.

22. Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. – Л.: Наука, 1982.

23. Азбелев С. Н. Новые работы о русском эпосе // Русский фольклор: материалы и исследования. СПб, 2001.

24. Астафьева Л. А. Сюжет и стиль русских былин. – М.: Наследие, 1993.

25. Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Гнозис, 2004.

26. Балаш Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. М.: Искусство, 1968.

27. Беньямин В. Маски времени. СПб.: Symposium, 2004 (статья 11).

28. Иванов Вяч. Вс. Функции и категории языка кино // Труды по знаковым системам. Вып. 7. (Уч. Зап. Тартуского ун-та, № 365). Тарту, 1975.

29. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 2002. (или: Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Валгус, 1973).

30. Ломан Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном. Таллинн: Александра, 1993.

31. Метц К. Кино: язык или речь? // Киноведческие записки. №20, 1993.

32. Филиппов С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа // Киноведческие Записки. № 54. М.: НИИ киноискусства, 2001.

33. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семологию. СПб.: Петроплис, 1998.

Покупка готовой работы
Тема: «Семиотика и интерпретация былинного эпоса в анимации (2000-2012)»
Раздел: Культурология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 54
Цена: 10000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика