Курсовая работа
«Возникновения социальной активности детей младшего школьного возраста»
- 53 страниц
Введение 3
Глава I. Теоретические основы возникновения социальной активности детей младшего школьного возраста 5
1. История вопроса 35
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению социальной активности детей в Российской Скаутской Организации 39
Методические рекомендации по повышению социальной активности детей и подростков в деятельности детских общественных организациях 47
Заключение 49
Список литературы 51
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодежи требуют сегодня глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к детям и созданию условий для их жизнедеятельности.
Среди этих институтов особое место занимают детские организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициатив и общественной активности.
Необходимость изучения проблемы социализации ребенка в детских общественных организациях возрастает в связи с приобретением ими большей автономности - отдаленности от школы и других социальных институтов, а также в связи с усилением принципа добровольности участия в их работе детей и подростков.
Новые социальные условия требуют существенного переосмысления теории и методики социализации личности ребенка. В связи с этим нуждаются в уточнении содержание, формы и методы работы.
Опираясь на традиционные подходы к организации работы детских объединений, взрослые сталкиваются с трудностями пробуждения у детей активной позиции в различных типах социальных отношений.
Поэтому необходимо рассмотреть, что способствует развитию активности и в зависимости от этого руководителям детских общественных организаций строить деятельность в организациях.
Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью более глубокого изучения, выявления и разработки теоретико-методических основ возникновения социальной активности детей и подростков в детских общественных организациях и определяется той огромной ролью, которую играет детская организация в развитии и формировании социальной активности личности детей и подростков. В соответствии с вышесказанным, темой данной курсовой работы является «Социальная активность детей младшего школьного возраста»
Цель: изучить возможности детской организации как способа педагогического влияния на социальную активность детей и подростков.
Объект: социальная активность детей и подростков в детской общественной организации.
Предмет: организация деятельности в детской общественной организации.
Гипотеза: мы полагаем, что дети и подростки обладают высоким уровнем социальной активностью при условии их участия в деятельности детской общественной организации.
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить уровни социальной активности детей и подростков.
3.Изучить состояние работы детской организации по формированию социальной активности детей и подростков.
4.Разработать методические рекомендации по повышению социальной активности детей и подростков в деятельности детских общественных организациях.
Метод исследования: опрос.
База исследования:
Российская скаутская организация, г. Северодвинск. «Орлёнок »
МОУ гимназия № 21, г. Архангельск, 1 “б” класс.
Вторая точка зрения — это стремление утвердить незыблемость учения о коллективе и доказать возможность и сегодня работать «по Макаренко».
В теории и практике проблемы коллектива могут быть выделены следующие аспекты:
— целеполагание в коллективе, вопрос о цели;
— коллектив и личность;
— способы организации воспитательной деятельности, формотворческая функция коллектива;
— результативность коллективной деятельности.
Целеполагание в коллективе
Целеполагание в коллективной деятельности одна из самых существенных проблем. Подходы к проблеме цели коллектива в первую очередь определялись идеологической обусловленностью в формулировке общих целей воспитания как становления человека с коммунистическими взглядами и способами поведения. Идеологизация целей воспитания вообще, определяла идеологическое основания в определении целей коллективной деятельности, что особенно отчетливо проявляется в учении о коллективе А.С. Макаренко.
Нами изучена психолого-педагогическая литература, при анализе которой мы выяснили, что характерным видом деятельности младшего школьника является игра, которая выступает и как специальная форма коллективной деятельности, и как элемент всех других видов деятельности.
Мы изучили теоретические основы возникновения социальной активности у детей и подростков, вклад в которую внесли такие педагогические деятели как Л.С. Выготский, И.И. Давыдов, А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн.
Определили уровень социальной активности детей и подростков в детско-юношеской общественной организации. Для этого нами были использованы методика КОС (коммуникативные и организаторские способности) и опрос «Моя организация помогает мне стать». По результатам, которых выявлены определенные зависимости. Так, например, дети, обучающиеся в специальных детских организациях, целью которые является не только получение детьми знаний, но и развитие их креативных, организаторских и коммуникативных способностей, показало, что младшие школьники проявляют себя отлично как организаторы или руководители, всегда являются ведущими, а не ведомыми по сравнению со школьниками обучающимися в школах с традиционной системой воспитания, что подтверждает нашу гипотезу которую мы выдвинули в начале нашего исследования.
Разработали методические рекомендации по повышению социальной активности детей и подростков. Привели свои варианты и примеры работы с младшими школьниками.
Особенно значимой группа сверстников становится в младшем школьном возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста.
Группа сверстников становится для ребёнка младшего школьного возраста своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения.
В первую очередь, она дает опыт горизонтального общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.
Значения группы сверстников как института социализации меняется на протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе типа культуры.
Есть еще ряд причин делающих группу сверстников особенно важной именно для детей младшего школьного возраста.
Общение со сверстниками оказывается важным каналом информации, по нему подростки и юноши узнают, которых им по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура.
Кроме того, общение со сверстниками, это специфический вид деятельности и межличностных отношений.
В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности.
Скаутинг дожил до наших дней не только в силу приспособляющейся идеологии, но и благодаря своим привлекательным методам.
Обучая детей и опираясь только на традиционные подходы к организации работы детских объединений, взрослые сталкиваются с трудностями пробуждения у детей активной позиции в различных типах социальных отношений. Работа затрагивает данную проблему, которая характерна не только для подрастающего поколения, но и для современного общества.
1. Андриенко Е.В. «Социальная психология». – М., 2003.
2. Ананченко М.Ю., Овсянкин П.Е. Курс «Лидерство» в школе. Книга для педагогов и старшеклассников. – Архангельск. – 1995.
3. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. – 2000. – №7. – С. 48-52.
4. Вохминова Л.В. Формирование активной жизненной позиции школьников в деятельности органов самоуправления. – Вологда, 1989.
5. Вичев В. «Мораль и социальная психика». – М., 1978.
6. Вульфов Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка// Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. - Челябинск, 1996.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
8. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». – М., 1996.
9. Выготский Л.С. «Проблемы возраста». – М., 1984.
10. Головей Л.А., Рыбалко Е.Р. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2001.
11. Годфруа Ж. «Что такое психология». – М., 1992.
12. Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». – М., 1998.
13. Донцов А.И. «Проблемы групповой сплочённости». – М., 1977.
14. Донцов А.И. «Психология коллектива». – М., 1984.
15. Звягина Н.В., Копосова Т.С. Методические рекомендации для специалистов общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений. –Архангельск. –2003.
16. Каптерев. П.Ф. История русской педагогии. Педагогика,1994, № 4
17. Крупская Н.К. «Педагогические сочинения в десяти томах», Том 5, М.: Издательство академии педагогических наук, 1959г, 390с
18. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. (Науч. изд.). – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета,1997 – 400с.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведение: В 2-х томах. – Т. 11. – М., 1983.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
21. Лебедев Д. Детское общественное движение: испытание временем // Воспитание школьников. – 2003. – № 1. – С. 52-61.
22. Макаренко. А.С.Коллектив и воспитание личности. Под редакцией В.В.Кумарина. М – 1972.
23. Мальковская Т.Н. Социальная активность: (Педагогическая наука — реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. –144 с.
24. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5– 9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.
25. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издат. центр "Академия", 1999.
26. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.
27. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.:Academia, 2000. – 184 с.
28. «О Надежде Крупской. Воспоминания, очерки, статьи современников», составители Т.Н. Кузнецова, Е.П. Подвигина, М.: Издательство политической литературы, 1988.
29. Радугина. А.А.Психология и педагогика. М. – “Центр”, 1997.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. –М., «Владос», 2002.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989.
32. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., «Просвещение», 1988.
33. Фришман И.И., Байбородова Л.В., Волохов А.В и др. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации. – М.: Академия, 1999.
Тема: | «Возникновения социальной активности детей младшего школьного возраста» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 53 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Магистерская работа:
Технология воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста
Дипломная работа:
Этнокультурное воспитание детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора
Дипломная работа:
Спортивный бальный танец как средство формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста
Дипломная работа:
Особенности мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста