Дипломная работа

«Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности»

  • 84 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

1.1 Роль и основные методы государственного регулирования внешнеэкономических связей 6

1.2 Тарифные методы в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 15

1.3 Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды 23

2. ОЦЕНКА ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ 32

2.1 Введение единого таможенного тарифа в Таможенном союзе 32

2.2 Фискальная и регулирующая функции таможенно-тарифного механизма на современном этапе 46

3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 61

3.1 Особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях присоединения России к ВТО 61

3.2 Основные направления развития таможенно-тарифной политики 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82

Введение

Значительные изменения характера и сложности внешнеэкономиче-ской деятельности в условиях глобальной экономики, а также возрастанием социально-экономического значения этой деятельности для России требуют высокого качества государственной таможенной политики, таможенно-тарифного и нетарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности.

Этими немаловажными факторами определяется эффективность тамо-женной деятельности государства. За годы реформ в России резко упали объемы внутреннего производства и получаемых от него доходов, усилилась зависимость государственного бюджета от поступления денег из-за границы.

В то же время, комплекс таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности еще не вполне отражает национальные интересы страны, не обеспечивает полный сбор установлен-ных таможенных платежей и налогов. На таможенную территорию России проникает большое количество вредной, опасной и просто некачественной продукции, не соответствующей принятым российским стандартам.

За прошедшие годы внешнеэкономическая деятельность претерпела качественные изменения. Интернационализация внешней торговли на базе развития производственных, кооперационных, научно-технических и внешнеторговых связей приводит к существенному повышению интенсивности международных контактов, включая процессы перемещения материальных и валютных ценностей через таможенную границу. Это, в свою очередь, сопровождается адекватным увеличением объемов информации о товарах, условиях поставки, платежа и других сведений, пересылаемых участниками ВЭД в таможенные органы, а также нарастанием объемов информации, которой обмениваются таможенные органы с другими государственными и коммер-ческими структурами.

Появление многочисленных новых субъектов внешнеэкономической деятельности, существенное возрастание информационной нагрузки при принятии управленческих решений на таможенных инспекторов, потребность в информационном обеспечении, необходимость интеграции в международную таможенную инфраструктуру – вот набор обстоятельств и требований, определяющий актуальность и необходимость исследования данной проблемы в таможенных органах России.

В сложившихся условиях растущего объема внешнетор-говых товаропотоков, таможенная служба России как часть экономической системы государства, наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования внешней торговли, все активней выступает как самостоятельный социально-экономический институт, кото-рой фактический создает либо благоприятные условия, либо барьеры для осуществления внешнеторговой деятельности.

Таким образом, исходя из факторов развития внешней торговли, сегодня происходит пересмотр устоявшихся поня-тий таможенного администрирования внешней торговли в свете растущих требований относительно скорости и эффективности совершения таможенного оформления в целях содействия торговле.

Все изложенное выше подтверждает актуальность выбранной темы ди-пломной работы.

С момента возрождения таможенной службы России, сферы ее деятель-ности стали предметом активных исследований российских ученых. Вопросы таможенно-тарифной политики стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных трудов по проблемам теории и практики таможенного дела. Ведущая роль в разработке теоретических и методических проблем и решении практических задач принадлежит ученым Т.А. Батровой, Н.П. Бондаренко, В.В. Галкину, Е. Дятлову, А.Н. Козырину, Н.П. Корчажкиной, В. Мирошниченко, В.Г. Свинухову, Т.Н. Трошкиной и другим.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание механизма применения таможенного тарифа в качестве инструмента государственного регулирования внешнеторговой сферы экономики страны. Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные зада-чи:

- раскрыть роль и основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- изучить сущность таможенно-тарифного регулирования и его основные методы;

- обосновать правовую и экономическую природу таможенных пошлин и их виды;

- проанализировать элементы современного таможенно-тарифного ме-ханизма Росии;

- раскрыть роль фискальной и регулирующей функции таможенно-тарифного механизма в нашей стране в условиях Таможенного союза;

- выявить современные тенденции развития таможенного тарифа России в ус-ловиях присоединения нашей страны к ВТО.

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внеш-неэкономической деятельностью.

При написании дипломной работы использовались положения и выводы, содержащиеся в научной литературе, концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах РФ, в методических документах органов ФТС РФ.

В качестве информационной базы использовались открытые материа-лы Минэкономразвития и Федеральной таможенной службы России.

Заключение

В целях осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий во внешнеторговой сфере. Концептуальный подход к определению комплекса мер регулирования внешнеторговой деятельности отражает целесообразную последовательность действий государственных и предпринимательских организаций, объединенных единой организационной структурой и работающих на постоянной основе с целью обеспечения равных условий конкуренции на внутреннем рынке с помощью формирования и применения мер системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.

Таможенно-тарифное регулирование отличается от других регуляторов тем, что оно имеет внерыночный характер и реализуется только непосредственно государством. В отличие от него другие регуляторы испытывают на себе воздействие, как рыночных сил, так и государства.

Таможенно-тарифное регулирование, предполагающее применение ввозных и вывозных таможенных пошлин, занимает центральное место в механизме государственного регулирования внешнеторговых связей. Таможенно-тарифное регулирование – экономический по своей природе метод государственного регулирования. Контроль заявления и определения таможенной стоимости является инструментом государственного регулирования внешнеэкономических отношений и одним их приоритетных направлений таможенного дела в РФ. Система контроля таможенной стоимости является важной частью таможенного регулирования ВЭД.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ста-вок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу. Основными целями применения таможенного тарифа являются:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, ва-лютных доходов и расходов на территории государства;

• защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре произ-водства и потребления товаров;

• пополнение доходов государства;

• обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспор-терам на рынки других стран.

По тексту могут использоваться только дефисы, но не точки.

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: ха-рактеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного то-вара, методу исчисления, времени действия.

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемых таможен-ными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них – процент от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

В настоящее время законодательное регулирование таможенных пошлин в нашей стране осуществляется, как на национальном, так и на наднациональном уровне, на уровне законодательства Таможенного союза. При этом в Едином таможенном тарифе указываются только ставки ввозных таможенных пошлин, а ставки вывозных таможенных пошлин систематизируются в иных актах, в основном, в Постановлениях Правительства РФ, хотя и напоминающих по структуре таможенный тариф.

Организационно-правовые основы управления в таможенном деле России постепенно обретают черты цивилизованности и интегрированности в общие международные процессы. Российское таможенное законодательство начинает делать первые шаги по восприятию и применению мирового таможенного законодательного опыта. Реализация этого опыта осуществляется в трех направлениях. Первое направление связано с таможенно-правовым сотрудничеством России со странами Таможенного союза. Второе направление – это участие России в международных торгово-таможенных организациях, таких как Всемирная торговая организация. И, наконец, третье направление связано со сближением таможенного дела Российской Федерации с общепринятыми нормами и практикой. Если раньше режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главный критерий объект такой сделки, то есть конкретный товар. Поэтому не случайно с каждым днем повышается важность и роль Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС.

На современном этапе экономического развития России основными задачами таможенно-тарифного регулирования должны стать:

• содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа российских компаний к передовой зарубежной технике и технологии;

• стимулирование конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более эффективного ее включения в мировое хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует рассматривать новые, высокотехнологичные производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;

• создание благоприятных условий для развития производств, необходимых для поддержания занятости, стабильности и обеспечения экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых других);

• поддержка производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных и российских инвестиций в перспективые отрасли национальной промышленности («импорт производств вместо импорта товаров»);

• оптимизация географической структуры импорта;

• обеспечение сбалансированности и эффективной конкуренции на внутреннем рынке;

• унификация таможенного тарифа и других инструментов таможенно-тарифной политики с Белоруссией и Казахстаном – партнерами по формируемому Таможенному союзу.

Основная работа в части совершенствования таможенно-тарифной политики РФ должна быть направлена на оптимизацию таможенного тарифа, имея в виду снижение налоговой нагрузки по широкой номенклатуре товаров, не чувствительных к импорту, при одновременной селективной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем относительно высоких ставок тарифа. Для реализации этих целей в работе представлен алгоритм установления комплекса мер таможенного регулирования при импорте товара.

На основании представленных выводов в работе также были сделаны предложения по внедрению в деятельности таможенных органов электронных автоматизированных технологий. Электронные автоматизированные технологии – самый перспективный способ совершенствования взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности и таможенных служб. При помощи современных электронных технологий не только значительно упрощается трудоемкий процесс оформления документов, сокращаются затраты времени, увеличивается скорость информационного обмена, а значит, повышается эффективность таможенного процесса и экономятся финансовые средства. Поэтому в целях оптимизации процесса установления и определения таможенных пошлин в работе было предложено внедрение информационных баз данных по ценовой информации на различные товары.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного Союза (в ред. от 16.04.2010).

2. Порядок декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденный решением Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 года №376.

3. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11.12.2009 №32 «О ведении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза».

4. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

5. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

6. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулирова-нии в РФ».

7. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

8. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: Проспект, 2011.

9. Батрова Т.А. Государственное регулирование внешнеторговой деятельно-сти. // Внешнеторговое право. 2007. №1.

10. Болдырева И.А. Влияние динамики таможенных платежей на формирование доходной части федерального бюджета // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 4.

11. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД / Н.П. Бондаренко. – Ростов н/Д: МарТ, 2007.

12. Галкин В.В., Реджепов М.Б., Шанидзе Н.П. Экономика таможенного дела. Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Галкина В.В. – Воронеж: ЦНТИ, 2009.

13. Горшкова Т.Г. Таможенная политика России в условиях интеграции в мировое хозяйство // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2008. - №1.

14. Горшкова Т.Г. Формирование государственной таможенно-тарифной стратегии в условиях глобализации: Препринт,- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

15. Дятлов Е. Влияние внешнеэкономических факторов на трансформационный процесс в России // Вопросы экономики. 2004. №1.

16. Ильин С.И Актуальные проблемы современной таможенной политики // Таможенный вестник. – 2010. – №6.

17. Комментарий к ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». – Под ред. Козырина А.Н. – М., 2006.

18. Корчажкина Н.П. Тенденции развития таможенно-тарифного регулирования в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Российское предпринимательство. 2011. №11.

19. Ливенцев Н.Н. Таможенная статистика // Таможня. 2011. №6.

20. Ломакин В.С. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. – М., 2005.

21. Матвиенко Г.В. Производство таможенного обложения: понятие, структура, стадии // Финансовое право. - 2011. - №11. - С.34-39.

22. Мирошниченко В. Проблема таможенного сбора// Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2012. № 3.

23. Обухов Н. Внешнеторговая и таможенно-тарифная политика // Экономист. - 2011. - №8. - С.80-89.

24. Пащенко А.В., Хрешкова В.В. Таможенно-тарифные правоотношения в Таможенном Союзе ЕврАзс. // Реформы и право. 2012. №1.

25. Саличкина А.Ю. Применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на основе принципа поддержки приоритетных направлений развития РФ. // Таможенное дело. 2012. №1.

26. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях Таможенного Союза. // Право и экономика. 2011. №2.

27. Сизова К.А. Тарифное регулирование и таможенные льготы в Таможенном Союзе. // Налоговый вестник. 2010. №10.

28. Сизова К.А. О таможенном регулировании в России // Налоговый вестник. - 2011. - №2. - С.21-26.

29. Старкова Ю. Таможенно-тарифная политика в условиях Таможенного Союза. // Новости российского экспорта. 2012. №9.

30. Таможенное право России. Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003.

31. Таможенное право: Учебник/Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. – М., 2007.

32. Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. // Подготовлен для системы Консультант-плюс, 2007.

33. Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности. // Налоги и налогообложение. 2005. №10.

34. Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности. // Реформы и право. 2008. №2.

35. Хакимов Р. О таможенной стоимости и тарифных льготах // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. № 2.

36. Чебан В.С. Таможенно-правовое регулирование внешней торговли // Таможня. – 2009. – № 3.

Покупка готовой работы
Тема: «Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Дипломная работа
Страниц: 84
Цена: 3900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика