Дипломная работа
«Особенности воспитания силовых качеств на уроках»
- 48 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Особенности возрастного развития детей 7-8 классов 5
1.1. Характеристика скоростно-силовых способностей 9
1.2. Методы и средства воспитания скоростно-силовых качеств 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1. Анализ исследования силовых качеств у школьников 13-14 лет 31
3.2. Исследование силовых качеств у детей 13-14 лет после применения усовершенствованной методики воспитания силовых качеств 33
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Актуальность. Физическое и духовное здоровье нации напрямую связано с занятиями спортом [5]. С рождения ребенок наделен соответствующей совокупностью физических потенциалов, заложенных в него наследственными программами индивидуального развития. В ходе биологического созревания органов и структур организма данные потенциалы развиваются, определяя различные физические свойства человека. Вместе с тем физические свойства, приобретаемые на основе наследуемых программ, не всегда обеспечиваю физическую готовность ребенка к предстоящей трудовой деятельности, что связано с прогрессивно меняющимся характером общественного производства. Как результат социальной необходимости приведения физических свойств в соответствие с характером современного производства организуется направленная подготовка, предусматривающая воспитание физических качеств, отвечающих требованиям предстоящей трудовой деятельности. Физическое воспитание школьников проходит на уроках физической культуры. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования двигательных умений и навыков необходимых для трудовой деятельности [8].
Значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств (31; 33), так как высокий уровень развития данных качеств во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов. Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени. Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты.
Биологическое созревание организма школьников 13-14 лет обуславливает интенсивное развитие скоростно-силовых способностей (3). Но, темпы развития отдельных крупных мышечных групп неравномерны и поэтому, необходимо на уроках физической культуры использовать упражнения для развития данных мышц.
Цель – исследовать усовершенствованную методику воспитания скоростно-силовых качеств у юношей 13-14 лет.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить литературу по проблеме воспитания скоростно-силовых качеств.
2. Усовершенствовать методику воспитания скоростно-силовых качеств.
3. Проверить эффективность усовершенствованной методики на уроках физической культуры.
Объект исследования – урок физической культуры, направленный на воспитание скоростно-силовых качеств у юношей 13-14 лет.
Предмет исследования – усовершенствованная методика воспитания скоростно-силовых качеств
Гипотеза. Урок физической культуры пройдет более эффективно, если внедрить усовершенствованную методику воспитания скоростно-силовых качеств.
ГЛАВА I. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Особенности возрастного развития детей 7-8 классов
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек [12].
Дыхательный объем при мышечной работе увеличивается в большей мере за счет резервного объема вдоха, чем резервного объема выдоха. Соответственно оба резервных объема при мышечной работе уменьшаются. Однако с усилением легочной вентиляции резервный объем вдоха снижается значительно больше, чем резервный объем выдоха. Даже при максимальной рабочей вентиляции резервный объем выдоха изменяется немного, что обеспечивает сохранение большой функциональной остаточной емкости легких.
Общая емкость легких несколько уменьшается при мышечной работе, что вызвано увеличением центрального объема крови (объема крови в легочных сосудах) в результате перераспределения и усиления общей циркуляции. В связи с этим уменьшается и ЖЕЛ. Однако это не единственная причина, так как ЖЕЛ во время работы уменьшается больше, чем возрастает центральный объем крови. При максимальной мышечной работе разница составляет 300-400 мл.
Остаточный объем легких несколько увеличивается во время мышечной работы, что играет определенную физиологическую роль, так как приводит к увеличению функциональной остаточной емкости. Повышение этой емкости позволяет уменьшать колебания в газовом составе альвеолярного воздуха (особенно это важно в отношении СО2) и тем самым способствует обмену газов в легких и его регуляции при мышечной работе.
Положение тела оказывает определенное влияние на некоторые величины и соотношение легочных объемов и емкостей. В положении сидя по сравнению с положением лежа увеличены остаточный объем и резервный объем выдоха, а, следовательно, и функциональная остаточная емкость.
Резервный объем вдоха при вертикальном положении туловища несколько уменьшен по сравнению с горизонтальным положением в результате увеличения функциональной остаточной емкости. Однако общая емкость легких заметно больше при положении сидя, чем лежа. При положении стоя это различие еще заметнее, чем при положении сидя. В положении стоя ЖЕЛ и общая емкость легких на 5-10% больше, чем в положении лежа, в положении стоя обычно больше и дыхательный объем. Эти различия объясняются тем, что при переходе в вертикальное положение с опусканием диафрагмы и органов брюшной полости увеличиваются размеры грудной полости и, кроме того, уменьшается центральный объем крови, из-за перемещения части крови в сосуды нижней половины тела.
Если статические объемы в значительной степени зависят от размеров дыхательного аппарата, то динамические - от мощности дыхания. Наиболее часто измеряют два динамических объема: объем максимальной произвольной вентиляции и объем усиленного выдоха.
Максимальная произвольная вентиляция (МПВ), иначе говоря, максимальная произвольная гипервентиляция, указывает на максимальные возможности дыхательного аппарата или на максимальные дыхательные способности человека. Для определения этого динамического объема человека просят дышать максимально: "как можно чаще" (обычно с фиксированной частотой, например, 40 раз в мин) и "как можно глубже" в течение определенного периода времени (обычно 15 с). У здоровых нетренированных молодых мужчин средняя величина МПВ около 140 л/мин (с большими различиями у разных людей от 100 до 180 л/мин). У женщин МПВ находится обычно в пределах 70-120 л/мин. МПВ зависит от размеров легких, силы (мощности) дыхательных мышц, растяжимости легких и грудной клетки и от сопротивления в воздухоносных путях.
Объем усиленного выдоха - количество воздуха, выдыхаемого на протяжении первой секунды форсированного выдоха, совершаемого после максимального вдоха. Нормально за это время объем выдыхаемого воздуха составляет около 80% от ЖЕЛ. Объем усиленного выдоха зависит от силы экспираторных мышц и от сопротивления движению воздуха в воздухоносных путях.
Количественным показателем легочной вентиляции служит минутный объем дыхания (МОД) - количество воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого в течение 1 мин. МОД равен произведению дыхательного объема на частоту дыхания.
В условиях покоя легочная вентиляция сильно варьирует у разных людей в пределах от 4 до 15 л/мин, в среднем около 6 л/мин. Легочная вентиляция находится в прямой зависимости от размеров тела, она больше у мужчин, чем у женщин. Дыхательный объем и частота дыхания варьируют еще сильнее по сравнению с МОД, поскольку одна и та же легочная вентиляция может обеспечиваться разным соотношением этих величин.
Легочная вентиляция регулируется так, чтобы обеспечить обмен дыхательных газов в соответствии с текущими метаболическими (энергетическими) потребностями организма. Поэтому при мышечной работе легочная вентиляция увеличивается в тесной связи с увеличением энергетических запросов. От уровня покоя в среднем 6 л/мин легочная вентиляция возрастает при максимальной работе до 100-140 л/мин. В детском возрасте максимальная рабочая вентиляция с годами увеличивается, а после 25-30 лет она постепенно снижается.
При повышении мощности мышечной работы легочная вентиляция увеличивается линейно с ростом потребления 02 и выделения СО2. Однако по мере приближения к МПК легочная вентиляция начинает увеличиваться значительно больше, чем скорость потребления организмом 02. Дальнейший рост мощности работы сверх максимальной аэробной (МПК) ведет к очень сильному увеличению легочной вентиляции без соответствующего роста потребления 02.
Мощность работы, начиная с которой легочная вентиляция возрастает быстрее, чем потребление 02, называют критической дыхательной нагрузкой. Критическая нагрузка, выраженная в % от МПК, неодинакова у разных людей и при различной мышечной работе у одного и того же человека. При работе на велоэргометре она соответствует примерно 80% МПК. Прирост легочной вентиляции с повышением нагрузки сверх критической увеличивается с возрастом. Легочная вентиляция более значительна при работе руками, чем при работе ногами, при статической работе, чем при динамической. Это показывает, что с физиологической точки зрения работа руками тяжелее (“дороже”), чем работа ногами, а статическая работа тяжелее, чем динамическая.
Легочная вентиляция при максимальной аэробной работе может в 20-25 раз превышать уровень покоя, это увеличение в легочной вентиляции достигается за счет примерно четырехкратного роста частоты дыхания: с 12 дыханий в 1 мин до 50 в 1 мин и примерно шестикратного увеличения дыхательного объема - с 500 до 3000 мл.
1. Анализ научной литературы показал, что высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени. Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты. Данные врачебных наблюдений также подтверждают эффективность приспособления юного организма к кратковременным усилиям скоростно-силового характера.
2. В результате проведенного тестирования был выявлен уровень скоростно-силовой подготовленности у юношей 13-14 лет. Достоверно значимы результаты были выявлены между показателями сгибания, разгибания рук в упоре лежа и в тройном прыжке.
Анализ результатов тестирования показал, что в группе А выше показатели взрывной силы, в группе Б выше показатели быстрой силы.
3. После применения усовершенствованной методики силовые качества улучшились в обеих группах
1. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. /И.В. Аулик. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 195с.
2. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. /И.А. Аршавский.– М.: 1967г. – 467с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. /Б.А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1990.- 287 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика /Ю.К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1988.- 479 с.
5. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) /В.К. Бальсевич. // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 1. – С. 22-26.
6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности /Н.А. Бернштейн – М.: Медицина, 1999. – 396 с.
7. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в IX - XI классах /Г.П. Богданов. – М.: Просвещение, 1979. – 134 с.
8. Бухреева Д.П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков /Д.П. Бухреева, С.А. Косилов, А.П. Тамбиева. – М.: Педагогика, 1978. – 223 с.
9. Вайцеховский, С.М. Книга тренера/С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 312с.
10. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошанский – М.: ФиС, 1988г. – 331с.
11. Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей /А.Д. Викулов, И.М. Бутин – Ярославль: ГРИНГО, 1996. – 214 с.
12. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей /С.И. Гальперин – М.: Просвещение, 1965. – 243 с.
13. Гисвинский С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. - Л., Знание, 1986. -С. 7-19 .
14. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьников. – Челябинск: Юж-Урал, 1980. – С. 3-20.
15. Дорошенко А.С., Решетнева Г.А., Шнейдер О.С. Методика оценки физического развития и физической подготовленности школьников: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Г.А. Решетневой. – Хабаровск: ДВГАФК, 2000. – 24 с.
16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. – 213с.
17. Зимкин Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта. – М.: ФиС , 1972. – 225 с.
18. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. – М.: Физкультура и спорт, 1972.- С. 24-30.
19. Коровин С.С., Менщиков В.М. Основы методики физического образования // Учеб. пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2002. – 160 с.
20. Кузнецова Э.И. Развитие двигательных качеств школьников. - М.: Просвещение, 1967.- М.: Физкультура и спорт, 1987. – С. 36-39.
21. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры (Курс лекций): учеб. пособие.- СПб: СПб ГАФК, 1999.- 324 с.
22. Кураченков А.М. Изменение костно-суставного аппарата у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С. 56-57.
23. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: Избр. пед. соч. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1952. – 321 с.
24. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Копылов Ю.А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников: Научный анализ. Проблемы. Находки. - М.: РАО МГФСР, 1992.
25. Майксон Г.Б., Любомирский А.Е. Методика физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1989. – С. 56.
26. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания в 2-х томах.- М.: ФиС, 1976.
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания в 2-х томах.- М.: ФиС, 1976.
28. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры /Г.И. Погадаев, Л.Б. Кофман.- М.: ФиС, 1998.- 496 с.
29. Озолин, Н. Г. Путь к успеху./Н. Г. Озолин – Изд. 2-е доп. – М.: Физкультура и спорт, 1985. - 112 с.
30. Программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы Республики Башкортостан.
31. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб пособие. – М.: «Академия», 2001. – 368 с.
32. Тур А.Ф. Физическое воспитание детей. – Л.: Знание, 1974. – 39 с.
33. Фарфель В.С. Физиология спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1960. – С. 89-94.
34. Федоров 0.В. Развитие скоростно-силовых качеств у подростков //Теория и практика физической культуры. - № 5.- 1993. – С. 24-25.
35. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта./В. П. Филин// Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 128 с.
36. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 252 с.
37. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: ФиС, 1991. – 224 с.
38. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания /Н.А.Фомин, В.П.Филин. – М.: ФиС, 1972. – 176 с.
39. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания. – М.: ФиС, 1969. – 352 с.
40. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания. - М.: Академия, 2001.- 480 с.
41. Мотылянская Р.Е. Новые методические подходы к выявлению генетически обусловленных параметров в системе спортивного отбора/Р.Е. Мотылянская // Теория и практика физической культуры – 1984 - №12 – 24с.
42. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ М.Я. Набатникова – М.: Физкультура и спорт, 1982 – с.280
43. Никитюк Б.А. Спортивная морфология: предпосылки возникновения и творческая роль Центрального института физической культуры и ее формирование/ Б.А. Никитюк // Теория и практика физической культуры – 1993 - №4 – с.37-39
44. Петровский В.В.Методы педагогического контроля в спортивной тренировке / В.В. Петровский. – Киев: Здоровье, 1975 – 78с.
45. Платонов В.И. Теория и методика спортивной тренировки – Киев, Вища школа, 1984 – с.352
46. Плохинский Н.А. Биометрия./Н.А. Плохинский – М.: Изд-во МГУ, 1970 –367с.
47. Попов В.Б. Беговая подготовка/В.Б. Попов//Физическая культура в школе.-2002.-№2.-С.19-20.
48. Попов В.Б. Легкая атлетика для юношества/ В.Б.Попов, Ф.П.Суслов- Москва-Воронеж,1999-с.87
49. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей/ А.В. Родионов – М.: Физкультура и спорт, 1973 – с.216
50. Сирис П.З. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике/ П.З. Сирис, П.М. Гайдарская – М.: Физкультура и спорт, 1983 – 103с.
51. Филин В.П. Воспитание физических качеств юных спортсменов/В.П. Филин – М.: Физкультура и спорт, 1974 – 252с.
52. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для ИФК/ В.П.Филин– М.: Физкультура и спорт, 1987 – 128с.
53. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания/Н.А.Фомин, В.П. Филин – М.: Физкультура и спорт, 1972-с.176
54. Фомин Н.А. Основы юношеского спорта/ Н.А. Фомин, В.П. Филин – М.: Физкультура и спорт, 1980 – 220с.
55. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам)/Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1986 – 159с.
56. Хрущев С. В. Тренеру о юном спортсмене./С.В. Хрущев, М.М. Круглый.-М.: Физкультура и спорт, 1982.-157с.
57. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов-М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480с.
58. Шварц В.Б. Спортивно-медицинская консультация при отборе и определении спортивной специализации юных спортсменов / В.Б. Шварц, С.Б. Тихвинского, С.Б. Хрущева – М.: Медицина, 1991 –230с.
59. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора/ В.Б. Шварц, С.В. Хрущев – М.: Физкультура и спорт, 1984 – 151с.
Тема: | «Особенности воспитания силовых качеств на уроках» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 48 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Технология воспитания силовых способностей девушек 18-19 лет
Дипломная работа:
Воспитание силовых качеств тяжелоатлетов
Дипломная работа:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки
Дипломная работа:
Воспитание силовой выносливости у юношей 16-17 лет на уроках физической культуры
Дипломная работа:
Воспитание скоростно-силовых способностей у детей 13-14 лет на уроках физической культуры по лыжной подготовке