Дипломная работа

«Ценностные ориентации неженатых мужчин»

  • 60 страниц
Содержание

Введение…3

Глава 1 Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций.….6

1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций личности….6

1.2 Структура и динамика ценностных ориентаций….13

1.3 Ценностные ориентации и мотивационно-потребностная сфера личности…22

Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций мужчин….28

2.1 Описание методов и выборки исследования….28

2.2 Исследование терминальных и инструментальных ценностей

Мужчин….33

2.3 Исследования смысло-жизненных ориентаций мужчин…48

Заключение….53

Список литературы….56

Приложение….60

Введение

Актуальность исследования: Система ценностей является динамичной системой, формирующейся в процессе всего периода воспитания и социализации, играющей ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющей решать, что для человека значимо и важно в жизни. Важность изучения ценностных ориентаций очень велика, так как они являются ориентирами дальнейшей жизни людей. Именно, с помощью иерархии ценностей, которые определяется самой личностью, выстраиваются определенные цели, имеющие для нее жизненно важное значение и определенные способы их достижения.

Эпоха глобальных изменений в обществе неразрывно связана с изменениями в психике каждой конкретной личности. Особенности целеполагания в деятельности личности, расчет стратегии поведения в будущем – это те проблемы, с которыми сталкивается каждый человек, вступающий во взрослую жизнь. Личностные и общественные ценности человека управляют его потребностями, которые влияют на формирование целей, которые в свою очередь формируют отношения к окружающей действительности, проявляющиеся в суждениях, которые мотивируют действия.

Исследованием ценностей и ценностных ориентаций занимались: В.В. Столин – обращаясь к смыслообразующим структурам более высокого иерархического ранга – личностным ценностям, включает эмоционально-ценностное отношение в план самосознания личности. Д.А.Леонтьев – «признавая рядоположенность потребностей и личностных ценностей и их сходство (мотивообразующее и смещающее влияние, трансситуативность и устойчивость), следует проводить между ними различия». О.М.Бакурадзе – «суждение ценности имеет телеологический характер, т.е. указывает на состояние, определенное целью. Ценность не то, что есть, а то, что должно быть». А.Я. Разина, понимает под ценностью «самостоятельный по отношению к отдельному субъекту инвариант оценочного опыта, объективированный в искусственных формах специфической предметности». Э.А. Арутюнян утверждал, что процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» – социальную группу, являющуюся «ретранслятором» ценностей общества. Согласно М. Рокич, ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный перед, или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации. Ольшанский В.Б. под ценностными ориентациями понимаются цели, стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм. Согласно Т. Парсонсу значение «мотивационных ориентаций» состоит в том, что они непосредственно связывают ситуацию с деятелем. Механизм действия ценностных ориентаций опосредован всем социально-культурным опытом индивида. Ценностные ориентации обращены на выполнение норм, стандартов, на критерии отбора.

Целью данного исследования было изучение специфики ценностных ориентаций неженатых мужчин.

Объект исследования – ценностно- мотивационная сфера личности.

Предмет исследования – ценностные ориентации неженатых мужчин.

Гипотеза: ценностные ориентации женатых и неженатых мужчин имеют различную выраженность и иерархическую представленность в ценностно-мотивационной сфере.

Задачи:

- Теоретический анализ понятий «ценности», «ценностные ориентации», структуры и динамики ценностных ориентаций, и мотивационно-потребностной сферы личности;

- Исследование ценностных ориентаций и смысло-жизненных ориентаций мужчин;

- Интерпретация и анализ полученных результатов.

Методы исследования: тестирование с использованием психодиагностических методик – «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьев Д.А., «Ценностные ориентации» Рокич М., «Опросник терминальных ценностей» Сенин И.С.

Методологической основой явилась концепция изучения ценностей М. Рокича. Согласно этой концепции категория ценности является важнейшей в контексте социальных наук, поскольку феномен ценности оказывает непосредственное влияние на поведение и установки индивидов, как членов общества.

Выборку исследования составили 30 мужчин в возрасте от 30-35 лет, разделенные на две равных группы по 15 человек: 1группа – мужчины никогда не состоявшие в браке, 2 группа – мужчины, состоявшие в браке не менее пяти лет.

Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы родителями и учителями с целью коррекции формирования ценностных ориентаций у мальчиков, так и в практике психологов в семейных и индивидуальных консультациях.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций

1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций личности

Определение понятия – «ценностные ориентации» Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов». Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. В социальной психологии понятие «Ценностные ориентации» используется в двух значениях, как: 1) «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. Ценностные ориентации – это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности». Ценностные ориентации не всегда реализуются в деятельности непосредственно, управляя общим, «стратегическим» подходом к содержанию деятельности, формам поведения личности, представляя собою опорные критерии принятия личностью жизненно важных решений. От установок их отличает прежде всего уровень обобщенности объекта диспозиции. Ценностные ориентации разворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, являются образованием идейно-целевого плана, генеральной линией жизни человека. Свое проявление они находят в вербализованных программах и реальном поведении людей.

Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О социально-политической позиции, о духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. В более новой интерпретации «Ценностные ориентации – это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними. Ценностные ориентации, следовательно задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного “проекта жизни».

Понятие ценностной ориентации личности возникает для объяснения социально-значимого поведения. Но вопрос об истоках данного понятия не решается однозначно среди психологов. По мнению ряда авторов, история категории “ценностная ориентация тождественная истории “аттитюда” (социальных установок). Любимова Т.Б. и С.И.Попов связывают введение понятия “ценностной ориентации” в социально-психологические науки с теорией Т.Парсонса.

В мировой психологии существует огромное количество работ, посвященных ценностям и ценностным ориентациям, изучается их иерархия (Сantril,1965; Kluckhohn 1951; Rokeach 1973). Выражая определенные качества личности, ценностная ориентация в то же время является и средством реализации определенных общественных целей. Нормативно-ценностный подход изучения социально-политического менталитета общества идет от Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, М.Вебера, А.Маршалла, В.Парето. Много лет этой проблематикой занимались американские ученые: У.Томас, Ф.Знанецкий, Дж.Мид. В их основе лежит представление о том, что определяющей силой развития и преобразования общества является несовпадение целей и интересов людей или определенных соответствующих групп. В рамках этого подхода исследуется общий фундаментальный вопрос о природе интересов и о способе осознания их действующим субъектом. Э.Дюркгейм (1900,1912, 1914) считал, что основой общества, которая интегрирует его, является общественное сознание: общие верования, ценности и нормы. Ослабление общих верований и чувств грозит дезинтеграцией общества, его распадом. Силу общественного сознания, его воздействие на индивида Дюркгейм представил в виде важнейшего средства обеспечения стабильности социальной системы и ее нормального функционирования. Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций понятия «ценность», в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы. В сущности ценности, по нашему мнению, необходимо выделить два момента:

- связь с индивидом как оценивающим субъектом;

- санкционирование ценности обществом или группой (при выполнении этого условия ценности развертываются как нормы и идеалы).

Для ряда отечественных авторов характерно отнесение ценности к сфере должного, которое выступает в качестве нормы, цели, идеала, но в реальной жизни не осуществлено. Поэтому ценности определяют как «локаторы нравственного сознания личности» , главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира. По О.М.Бакурадзе, «суждение ценности имеет телеологический характер, т.е. указывает на состояние, определенное целью. Ценность не то, что есть, а то, что должно быть». Близки к названной также позиции И.С.Барского, который отмечает, что «ценности – это главным образом идеалы общественной жизни, а на этой основе и личной деятельности»; А.Я. Разина, понимает под ценностью «самостоятельный по отношению к отдельному субъекту инвариант оценочного опыта, объективированный в искусственных формах специфической предметности».

В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. (А.И.Донцов 1975, Д.А.Леонтьев 1988, Аjzen, Fishbein 1975,1980; Rokeach 1968,1973). Так, согласно Рокич, ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный перед, или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации. Система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений. Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности-нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности).

В основании системы ценностей самоактуализирующегося человека лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической природой, приятие социальной жизни и физической реальности.

Ряд авторов (Г.Я. Головных, И.С. Нарский и др.) разграничивают ценности-цели и ценности-средства. На наш взгляд, такой подход продуктивен при исследовании иерархии ценностей, определении критериев, однако такое деление весьма условно, так как одна и та же ценность может быть и целью, и средством, выступать и побудителем и критерием деятельности. Думается, что было бы ошибкой существующие подходы разделять на верные и неверные. Речь идет о различных описаниях ценностной ситуации в рамках единой теории ценностей, об углубленном изучении какой-либо стороны ценностной проблематики, и каждый из подходов имеет право на существование и развитие.

Мы придерживаемся той точки зрения, что значимость того или иного объекта, его сторон существует независимо от сознания человека, но до оценки, до осознания объекта субъект «не знает» о его ценности. Появление же способа, критерия оценки не создает ценность, но обнаруживает ее, то есть критерии оценки выполняют служебную роль и являются продуктом общественного развития.

Процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» – социальную группу, являющуюся «ретранслятором» ценностей общества». С одной стороны, она является опосредующим звеном включения субъекта в коллективную деятельность, в процесс усвоения и реализации ценностей конкретного общества, т.е. обеспечивает функции регуляции социального поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества и функционирования социальных групп (Л.П. Буева, 1968; Г.А. Погосян, 1979 и др.). С другой стороны, она открывает для субъекта возможности социального развития (А.И. Донцов, 1974; Э.А. Арутюнян, 1979 и др.) или, по крайней мере, социальной адаптации, - например, защитного отождествления с группой, что особенно актуально в условиях социального кризиса (В.А.Ядов, 1993). Механизмом личностного освоения групповых ценностей является социальная идентификация как процесс становления социальной идентичности личности, что не сводимо к групповой (ролевой) идентичности (см., напр., Ю.Л. Качанов, Н.А. Шматко, 1993). Социальная идентичность – один из механизмов субъективно-личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования устойчивой системы личностных смыслов, устойчивой структуры отношений с миром. Ценность как свойство предмета или явления присуща ему не от природы, не в силу внутренней структуры объекта, а потому, что он является носителем определенных социальных отношений, будучи вовлеченным в сферу общественного бытия человека.

Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта.

Выступая автономными по отношению к потребностям (по психологическим законам, формированию и феноменологии) источниками смыслообразования, они «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, “освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности” (Д.А.Леонтьев). Все предметы природы обладают как бы двойным бытием – природным, вещественным и ценностным, аксиогенным. Отсюда и различные подходы к их освоению. Если при научно-теоретическом освоении объект рассматривается таковым, каков он вне и независимо от сознания субъекта, то при ценностном освоении – каково его значение для удовлетворения потребностей и интересов человека.

1.2. Структура и динамика ценностных ориентаций

Одной из важнейших проблем современной философии, социологических и психологических исследований является проблема структурного строения и регуляционных функций ценностных ориентаций. Анализ их структуры включает соотношение смыслообразующей и стимулирующей функций, содержательной и динамической сторон, текущих и перспективных смысловых образований. Проблема личностных смыслов, их образования, взаимодействия между собой – одна из наиболее интересных в психологии и привлекающих внимание исследователей самых разных школ и направлений, где личностные ценности играют важнейшую роль в саморегуляции субъекта, активно относящегося к внешнему и внутреннему миру. Обращаясь к смыслообразующим структурам более высокого иерархического ранга – личностным ценностям, В.В.Столин (1983) включает эмоционально-ценностное отношение в план самосознания личности. Смысловые образования существуют не только в осознаваемой, но часто и в неосознаваемой форме, образуют, по выражению Л.С.Выготского, «утаенный» план сознания. Уяснение человеком смысла того или иного отношения к миру не дается ему прямо и автоматически, но требует сложной и специфической внутренней деятельности, оценивания своей жизни, решения особой «задачи на смысл», возникающей только на известной ступени развития сознания (А.Н.Леонтьев, 1971). В отечественной психологии поддерживается традиция понимания личности исходя из онтологических оснований ее жизнедеятельности: внешнее и внутреннее, индивидуальное и общественное понимаются в их неразрывности и единстве (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев и др.).

Заключение

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О социально-политической позиции, о духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.

В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. В основании системы ценностей самоактуализирующегося человека лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической природой, приятие социальной жизни и физической реальности. Ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта.

Содержание ценностных ориентаций обусловлено реальными общественными отношениями, в которые включена личность в процессе своей жизнедеятельности. Формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант деятельности связано с формированием системы значений. В основе ценностных ориентаций лежат обобщенные ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности. Являясь структурными компонентами вербального осознания, ценностные ориентации функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения.

Ценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека. Характер этой связи двусторонний. С одной стороны ценностные ориентации, формируются уже на базе сложившихся потребностей человека, с другой – усвоение тех или иных ценностей социальной среды может стать базисом для формирования новых потребностей.

Целью нашего исследования было изучение специфики ценностных ориентаций неженатых мужчин.

Использовались методики: тестирование с использованием психодиагностических методик – «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьев Д.А., «Ценностные ориентации» Рокич М., «Опросник терминальных ценностей» Сенин И.С.

Результаты исследования. Исследование по методике «Опросник терминальных ценностей» показало, что женатые и неженатые мужчины по своим терминальным ценностям значимо отличаются на 1% уровне по шкале «собственного престижа» (выше показатель у неженатых мужчин).

Результаты исследования жизненных сфер показали, что наиболее важной и для женатых и для неженатых мужчин является сфера профессиональной деятельности, а статистически значимых различий по шкалам не выявлено. Использовался расчет U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования терминальных и инструментальных ценностей у мужчин по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича следующие:

Первые три ранговые позиции у женатых мужчин занимают такие терминальные ценности как: здоровье; семейная жизнь; материальная обеспеченность; в то время как у неженатых – это материальная обеспеченность; здоровье; любовь. На последних местах и у женатых и у неженатых стоят - творчество; счастье других; красота природы и искусства. Различия значимы только по шкалам счастливой семейной жизни и свободы.

Инструментальные ценности стоят в следующем порядке: у женатых первые три ранговые позиции занимают рационализм; эффективность в делах; ответственность; у неженатых – рационализм; честность; ответственность. На последнем месте у женатых находятся – образованность; высокие запросы; непримиримость к недостаткам в себе и других, в то время как у неженатых это терпимость; чуткость; непримиримость к недостаткам в себе и других. Расхождения значимы только по шкале твердая воля (меньший ранг у неженатых мужчин). Использовался расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования по методике Д.А. Леонтьева «Тест смысло-жизненных ориентаций» показали, что значимые на 1% уровне различия вышли по шкалам: «цель», «результат», «ЛК-Я», «ЛК-Ж» (все показатели выше у женатых мужчин). Незначимы оказались различия по шкале «процесс». Использовался расчет U-критерий Манна-Уитни.

Таким образом, ценностные ориентации женатых и неженатых мужчин имеют различную выраженность и иерархическую представленность в ценностно-мотивационной сфере, а значит, выдвинутая гипотеза в ходе нашего исследования была подтверждена.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. тр. – М.: Воронеж.- 2003.- 345с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.:- 2005.- 593 с.

3. Анцыферова А.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы.// Психологич. журнал.- 1994.- № 3.- С. 99-105.

4. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука.- 2002.- 167 с.

5. Арутюнян Э.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности: Ереван.- 1979.- 218с.-С.32

6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М: Изд-во Московского университета.- 1979.- 151с.

7. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал.- 2003.- №1 (Т.24).- С.35–36

8. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. - М.: ИЛ.- 2000.- 859с.

9. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека /Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии.- М.:- 1998.- 174с.

10. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.:- 2001.- 351 с.

11. Вайзер Г.А. Отношение старшеклассников к проблеме смысла жизни.//Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III—IV симпозиумов.- М.:- 2001.- 452 с.

12. Вайзер Г.А. Представления школьников о «смысле жизни» и «акме» человека./Современные проблемы смысла жизни и акме.- М.:- 2002.- 238 с.

13. Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Минск: АСТ, Харвест, Современный литератор.- 2001.-1312с.

25. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4.-М.:- 1984.- 593 с.

14. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед.- 2002.- №1.- С.96-105.

15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо.- 1997.- 336с.

16. Джемс У. Психология./ Под ред. Л.А.Петровской. – М.:- Педагогика.- 2001.- 368 с.

17. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М.: Политиздат.- 1986.- 223с.

18. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР.- М.: Мысль. - 1966.-т.2.- С.187-207.

19. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.:- 2000.- 395 с.

20. Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. - Питер:- 2000.- 567с.

21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия Мастера психологии. СПб.:Издатечьство "Питер".- 2000.- С.19

22. Карандашев В. Н. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности .Концепция и метод, руководство. - СПб.:- 2004.- 70с.

23. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Р-н-Д.:- 2002.- 327с.

24. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль. - 2004.- 252с.

25. Кон И.С. В поисках себя. – М.:- 1984.- 374с.

26. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности. - СПб.:- 2002.- 274с.

27. Крайг Г. Психология развития. - СПб.:- 2003.- 793 с.

28. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.:- 2001.- 464 с.

29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат.- 1975.- 304с.

30. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.:- 1999.- 287с.

31. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. Принцип развития в психологии. - М.:- 1978.- 372 с.

32. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер.- 2007.- 582с.

33. Максимова Т.В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности.//Мир психологии.- 2001.- №2.- С.114-118.

34. Максимова Е.А. Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя.//Мир психологии.- 2001.- №2.- С.149-154.

35. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.:- 2006.- 269с.

36. Мартынюк И.О. Проблема жизненного самоопределения молодежи /опыт прикладного исследования. - Киев: Наукова думка. - 2003.- 116 с.

37. Маслоу А. Мотивация и личность СПб.: Евразия.- 1999.- 478с.

38. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.- М.: Наука.- 2001.- 200с.

39. Немировский Н.В. Смысл жизни: проблемы и поиски. - М.:- 2005.- 372 с.

40. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос.- 1998.- 475 с.

41. Панферов В. Н. Психология человека.- СПб.: Смысл.- 2000.- 160с.

42. Покрасс М.Л. Залог возможности существования. – Самара. -2001. 176 с.

43. Попова И.М., Моин В.Б. Сознание и трудовая деятельность. - Киев: Одесса.- 2004. - С.186

44. Практическая диагностика./Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара.- 1998.- 325с.

45. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.:- 2000.- 256с.

46. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко - М.:- 2006.- 440с.

47. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III—V симпозиумов ПИ РАО./Под ред. В.Э. Чудновского и др.- М.:- 2001.- 302с.

48. Психология и педагогика. /Сост.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.- Спб.: Питер.- 2007.- 432с.

49. Развитие психофизиологических функций взрослых людей./Под ред. Б. Г. Ананьева. - М.:- 2002.- 350с.

50. Розанов В. Цель человеческой жизни. /Смысл жизни: антология/. - М.:- 2004.- 252с.

51. Рубинштейн С.Л. Человек и мир./Проблемы общей психологии. - М.:- 1973.- 236с.

52. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин -Минск: Харвест.- 2003. - 800 с.

53. Социальная философия./Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:- 2004.- 457с.

54. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.:- 2000.- 438с.

55. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета.- 1983. - 284с.

56. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси: Изд-во Акад. наук Грузинской ССР.- 1961.- С.170-178

57. Философский энциклопедический словарь. /Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия.- 1999. - 840 с.

58. Франкл В. Человек в поисках смысла.- СПб.: Ювента.- 2007.- 246с.

59. Хрестоматия по философии./Под ред.А.А. Радугина - М.:- 2001.- 457с.

60. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии.- №3.-2003.- С.3-15.

61. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. - М.:-2001.- 184с.

62. Чудновский В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни.//Мир психологии.- 2001.- № 2.- С.82-89.

63. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - М.:- 2005.- 463с.

64. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.:- 2000.- 472 с.

Примечания

Есть приложения. Математическая обработка результатов исследования методики «Опросник терминальных ценностей» по U-критерию Манна-Уитни.

Результаты исследования терминальных ценностей неженатых мужчин

Покупка готовой работы
Тема: «Ценностные ориентации неженатых мужчин»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 60
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика