Реферат

«Физическая реабилитация детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы средствами йоги»

  • 27 страниц(ы)
  • 3169 просмотров
фото автора

Автор: Alex0111

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1. Некоторые методические особенности проведения занятий в

специальной медицинской группе школьников с

ослабленной деятельностью сердечно-сосудистой системы

1.2. Структура заболеваемости сердечно-сосудистой системы,

средства, используемые в процессе занятий физической культурой

1.3. Средства и методы физической реабилитации детей с

сердечно-сосудистой патологией

1.4. Програмное обеспечивание занятий в специальных

медицинских группах

1.5. Влияние йоги на сердечно-сосудистую систему детей

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

За последнее десятилетие в России детская заболеваемость выросла в два раза. Преобладает заболеваемость дыхательной и нервной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Вместе с тем, по данным Института профилактики РФ, одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости занимает сердечно-сосудистая патология. Сложившееся положение обостряется и тем, что в данном научном направлении исследования проводились лишь в некоторых аспектах: изучались вопросы заболеваемости сердечно-сосудистой системы и реабилитации взрослого населения [Т.И. Власова, 1996; Н.М. Гайпетдинов, 1976] [Л.И. Фогельсон, 1961], особенности методики физкультурно-оздоровительных занятий со студентами вузов в специальных медицинских группах [В.Г. Черномырдин, 1980], некоторые аспекты функциональной диагностики состояния сердечно-сосудистой системы спортсменов в период тренировок и соревнований [Д.А. Алипов, 1955; Я.И. Ивашкявичене, 1954]. Имеется ряд работ, посвященных исследованию влияния физкультурных занятий на детей, имеющих различные функциональные отклонения и заболевания сердца и сосудов. Изучались вопросы реабилитации детей 14-15 лет с гипертонической болезнью [В.Н. Мошков, 1977], разрабатывался комплекс специальных физических упражнений для детей среднего школьного возраста, страдающих от сердечно-сосудистых заболеваний [Н.И. Фонарев, Т.А. Фонарева, 1977], обосновывалась методика физкультурно-оздоровительных занятий с учащимися специальной медицинской группы, больными ревматизмом в неактивной фазе [С.В. Лемаев, 1982], выявлялись механизмы компенсаторных реакций кардио - респираторной системы у детей-инвалидов при занятиях физическими упражнениями [О.В. Морозова, 1998]и др. Вместе с тем, на данный момент, мало внимания уделяется изучению физической реабилитации детей младшего школьного возраста с сердечно-сосудистыми заболеваниями, хотя именно в этом возрасте, с одной стороны, очень важно заложить предпосылки для укрепления здоровья, полноценного развития всех органов и систем, обеспечения нормальной будущей жизнедеятельности, с другой стороны младшие школьники испытывают большие физические, психические нагрузки, обусловленные процессом постепенной социализации. При этом исследований, направленных на научное обоснование, методики физической реабилитации детей 9-10 лет с заболеваниями сердечно - сосудистой системы, не достаточно изучено.

Школьники, имеющие значительные отклонения в деятельности ССС постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказаниями для занятий физкультурой по общешкольной программе в полном объёме относятся к специальной медицинской группе. Возникновение нарушения кровообращения чаще всего вызывается ослаблением сократительной способности сердечной мышцы. Недостаточность сократительной способности миокарда может развиваться при поражении клапанного аппарата сердца (порок сердца); при воспалительных изменениях мышцы сердца (миокардит), в результате инфекционно-токсических влияний на миокард при инфекционных болезнях; при нарушении питания и обмена веществ (миокардиодистрофия), а также как вторичное явление при заболевании лёгких, почек, эндокринных желёз, невроза, при гипертонических состояниях, частых ангинах и т.д. В настоящее время накопился достаточный опыт по организации и методике проведения занятий по физическими упражнениями с лицами, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Обязательные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Длительность одного урока от 30 до 45 минут. Группы учащихся не превышают 15 человек и делятся, в свою очередь, при непосредственном участии врача, на подгруппы по полу: 7-10 лет, 11-13 лет, 14лет и старше, а также функциональным возможностям ССС. Особую осторожность нужно проявлять по отношению к учащимся, недавно перенесшим ревматическую атаку, ангину. Учащиеся специальной медицинской группы находятся под постоянным наблюдением специалистов и проходят углубленный медицинский осмотр не реже одного раза в три месяца. Медицинский осмотр проводится по органам и системам организма с применением функциональных проб на сердечно-сосудистую систему, лабораторными анализам крови, мочи, рентгеноскопией грудной клетки, электрокардиографией, а при необходимости привлекаются узкие специалисты и консультанты. Кроме регулярных медицинских осмотров врач обязан участвовать в педагогическом процессе и на основе проводимых лечебно-педагогических исследований вносить соответствующие коррективы в проводимые занятия по физическому воспитанию. У для учащихся специальной группы с отклонениями в сердечно-сосудистой системе постоянного или временного характера возможно проводить занятия на основе существующей школьной программы по физическому воспитанию с некоторыми изменениями. Для учащихся I-IV классов полностью берутся разделы «Гимнастические построения и перестроения», «Упражнения на выработку правильной осанки», “Равновесие” и полностью исключаются разделы «Прыжки», «Акробатика», «Висы и упоры», бег заменяется ходьбой, а игры, связанные с бегом, проводятся в шаге без прыжков и резких движений. Для учащихся V-VIII из занятий исключаются «Акробатика», «Висы и упоры», «Лазание по канату», а также все упражнения, связанные с бегом, подскоками, резкими поворотами, наклонами, силовые упражнения, упражнения соревновательного характера (бег, прыжки и др.). С учащимися IX-XI классов нажатия проводятся по программам V-VIII классов. Кроме того, в занятия следует включать купание, овладение приемами игры в настольный теннис и бадминтон. При проведении занятий со специальной группой надо строго соблюдать принцип постепенности нарастания физической нагрузки, учитывая индивидуальные особенности и данные медицинского обследования школьников. Физические упражнения должны быть доступными учащимся в функциональном и координационном отношении и выполняться без натуживания и задержки дыхания. Необходимо учитывать повышенную возбудимость и быструю утомляемость ослабленных детей спецгруппы, их значительную отсталость в развитии и совершенствовании моторики движений, а поэтому занятия долины проводится спокойно, на повышенной эмоциональной активности, без настаивания сразу же на точном выполнении упражнений. [В. Н. Мошков, 1977; И. В. Муравов, 1979]. Особенное значение в уроке следует придавать дыхательным упражнениям, а также другим упражнениям, ведущим к углублению дыхательных движений, и полностью исключать упражнения с затруднённым дыханием, с задержкой дыхания. Глубокие дыхательные движения, возникающие при выполнения физических упражнений, а также дыхательные упражнения способствуют выделению накопившейся в крови углекислоты и поступлению кислорода в кровь. Кроме того, ритмичные сокращения больших мышечных групп и глубокое дыхание обеспечивают больший приток крови из венозной системы к сердцу, облегчая его работу. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают тренирующее действие а весь сердечно-сосудистый аппарат, повышают адаптацию сердечно-сосудистой системы и всего организма в целом к физическим нагрузкам, повышают сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям. Эффективность занятий физическими упражнениями определяется специалистом при врачебно-педагогических исследованиях, а кроме того, по результатам последующих осмотров и по числу школьников, переведённых в подготовительную группу. Чаще всего причиной плохого физического развития является несоблюдение двигательного режима, отсутствие закаливания и систематических занятий физическими упражнениями. Зачастую ослабленные дети вместо систематической тренировки физическими упражнениями освобождаются от занятий на уроках физкультуры в школе, и нередко решающую роль в этом играют родители, под разными предлогами уговаривающие школьных врачей не «нагружать» детей. В школах установлено распределение учащихся, в зависимости от их состояния здоровья, на группы по физкультуре. Большинство школьников относится к так называемой «основной» группе, куда включаются все здоровые дети, без отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также те, у кого имеются незначительные отклонения, но достаточная физическая подготовленность. Вторую группу, «подготовительную», составляют учащиеся с небольшими отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья. Сюда же относят детей, которые обладают слабой физической подготовленностью. Они занимаются на уроках физкультуры вместе с основной группой, но освобождаются от сдачи нормативов. В подготовительной группе такие ребята числятся временно и после соответствующей подготовки переводятся в основную группу. К третьей, «специальной», группе относятся школьники со значительными отклонениями в состоянии здоровья временного или постоянного характера. Такие дети не допускаются к занятиям по общешкольным программам физического воспитания, а некоторые из них, впредь до улучшения состояния здоровья, совсем освобождаются от уроков физкультуры. К сожалению, не во всех школах организованы специальные группы, но ослабленному ребенку особенно необходимы физические упражнения, улучшающие функциональное состояние его организма, укрепляющие его мышцы. При систематических занятиях физкультурой и спортом развивается мышечная система: увеличивается масса мышц, их объем, они становятся сильнее; физические упражнения увеличивают скорость сокращения мышц, повышают их эластичность, растяжимость. Правильно организованные и дозированные физические упражнения способствуют росту костей, развитию костного скелета. [Э. Г. Булич, 1971]. Развивающий эффект физических упражнений:

1. Облегчение работы сердца, снижение частоты сердечных сокращений

2. Облегчение работы сердца за счет удлинения диастолического периода и снижения частоты сердечных сокращений

3. Снижение степени прироста частоты сердечных сокращений экономизации работы сердца в условиях физических напряжений

4. Разгрузка работы сердца за счет стимуляции периферического кровообращения

5. Облегчение деятельности сердца при выполнении последующих нагрузок

6. Ускоренное восстановление функционального состояния сердца после выполнения физических нагрузок [Э.Г.Булич,1986.]. Под влиянием систематических занятий физкультурой сердце начинает сильнее сокращаться; увеличивается частота и глубина дыхания, что улучшает вентиляцию легких, Совершенствуются также и двигательные качества — быстрота, выносливость, ловкость и сила, они развиваются в процессе выполнения разнообразных упражнений.

Йога учит искусству расслабления. Усталость, как мышечная, так и психическая, устраняется. Возникает расслабление и повышается адаптивность. Повышенное кровяное давление. Величина кровяного давления зависит от многих факторов. Одним из главных факторов является стресс, который воздействует на мозг и вынуждает эндокринные железы, в частности надпочечники, вырабатывать больше гормонов. Повышенное кровяное давление не только повреждает кровеносные сосуды и сердце, но и увеличивает вероятность закупорки коронарных артерий, что иногда приводит к коронарному тромбозу и к инфаркту миокарда или иными словами сердечному приступу. В результате занятий йогой происходит значительное улучшение состояния. У большинства людей исчезают или ослабляются, такие симптомы как головная боль, головокружение, нервозность, раздражительность и нарушения сна. Самочувствие улучшается. Медитативные техники позволяют предотвратить появление гипертонии, привести к норме слегка повышенное давление и уменьшают потребность в гипотензивных средствах. Таким образом, занятия йогой способствуют профилактике физического и ментального здоровья человека, предотвращает психосоматические нарушения. И является прекрасной альтернативой в оздоровлении организма. Устраняя внешние проявления заболеваний, она позволяет избавиться от первопричин, которые сидят в нашем организме. Занимаясь Йогой, человек укрепляет свой иммунитет, нормализует деятельность нервной системы, тем самым становится менее восприимчивым к факторам, способным ослабить его организм.

Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. - М.: Просвещение, 1985.

Айшервуд, И.М. Полноценная жизнь инвалида / И.М. Айшервуд. - М.: Педагогика, 1991. - 87 с.

Алексеева, С.А. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность» / С.А. Алексеева, Л.Б. Будакова - М., 1997. - 112 с.

Алиева, Т.А. Истоки / Т.А. Алиева, Т.В. Антонова и др. // Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М.: Карапуз, 1997. - 238 с.

Алипов, Д. А. Электрокардиографические исследования пловцов в процессе тренировки: - дис. . канд. биол. наук / Д.А. Алипов. - Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1955. - 210 с.

Аминов, И.А. Психодиагностика специальных способностей социального ребенка / И.А. Аминов // Соц. работа. - 1992. - № 2. - С. 56-64.

Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. - Киев: Здоровья, 1989. - 216 с.

Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 1996.-376 с.

Ю.Антонюк, С. Д. Методы оптимизации двигательной активности подростков в рамках школьного дня и их эффективность / С.Д. Антонюк, Т.Н. Маляренко // Организация и методические основы физического воспитания. -Челябинск, 1990. - С. 47-60.

1978.-223 с. Іб.Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми

М.: Астрель, 2003. 17.Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.

1992.-№1.-С. 23-24. 21.Бегидова, Т.П. Психологические проблемы занятий адаптивной

физической культурой

Социальная адаптация инвалидов средствами физической культуры и спорта / Т.П. Бегидова // Матер. Всерос. науч.практ. конф. - Малаховка, 2002. - С. 65-69.

Гайпетдинов, Н.М. Медленный бег в комплексном лечении больных гипертонической болезнью / Н.М. Гайпетдинов. - дис. . канд. пед. наук. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1976. - 173 с.

1991.-200 с. 57.Евсеев, СП. Опорные концепции методологии адаптивной физической

культуры

Примечания к работе

Реферат можно использовать как первую главу дипломной работы

Покупка готовой работы
Тема: «Физическая реабилитация детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы средствами йоги»
Раздел: Медицина
Тип: Реферат
Страниц: 27
Цена: 180 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика