Реферат
«Физическая реабилитация детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы средствами йоги»
- 27 страниц
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
1.1. Некоторые методические особенности проведения занятий в
специальной медицинской группе школьников с
ослабленной деятельностью сердечно-сосудистой системы
1.2. Структура заболеваемости сердечно-сосудистой системы,
средства, используемые в процессе занятий физической культурой
1.3. Средства и методы физической реабилитации детей с
сердечно-сосудистой патологией
1.4. Програмное обеспечивание занятий в специальных
медицинских группах
1.5. Влияние йоги на сердечно-сосудистую систему детей
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
За последнее десятилетие в России детская заболеваемость выросла в два раза. Преобладает заболеваемость дыхательной и нервной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Вместе с тем, по данным Института профилактики РФ, одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости занимает сердечно-сосудистая патология. Сложившееся положение обостряется и тем, что в данном научном направлении исследования проводились лишь в некоторых аспектах: изучались вопросы заболеваемости сердечно-сосудистой системы и реабилитации взрослого населения [Т.И. Власова, 1996; Н.М. Гайпетдинов, 1976] [Л.И. Фогельсон, 1961], особенности методики физкультурно-оздоровительных занятий со студентами вузов в специальных медицинских группах [В.Г. Черномырдин, 1980], некоторые аспекты функциональной диагностики состояния сердечно-сосудистой системы спортсменов в период тренировок и соревнований [Д.А. Алипов, 1955; Я.И. Ивашкявичене, 1954]. Имеется ряд работ, посвященных исследованию влияния физкультурных занятий на детей, имеющих различные функциональные отклонения и заболевания сердца и сосудов. Изучались вопросы реабилитации детей 14-15 лет с гипертонической болезнью [В.Н. Мошков, 1977], разрабатывался комплекс специальных физических упражнений для детей среднего школьного возраста, страдающих от сердечно-сосудистых заболеваний [Н.И. Фонарев, Т.А. Фонарева, 1977], обосновывалась методика физкультурно-оздоровительных занятий с учащимися специальной медицинской группы, больными ревматизмом в неактивной фазе [С.В. Лемаев, 1982], выявлялись механизмы компенсаторных реакций кардио - респираторной системы у детей-инвалидов при занятиях физическими упражнениями [О.В. Морозова, 1998]и др. Вместе с тем, на данный момент, мало внимания уделяется изучению физической реабилитации детей младшего школьного возраста с сердечно-сосудистыми заболеваниями, хотя именно в этом возрасте, с одной стороны, очень важно заложить предпосылки для укрепления здоровья, полноценного развития всех органов и систем, обеспечения нормальной будущей жизнедеятельности, с другой стороны младшие школьники испытывают большие физические, психические нагрузки, обусловленные процессом постепенной социализации. При этом исследований, направленных на научное обоснование, методики физической реабилитации детей 9-10 лет с заболеваниями сердечно - сосудистой системы, не достаточно изучено.
Школьники, имеющие значительные отклонения в деятельности ССС постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы в школе, но являющиеся противопоказаниями для занятий физкультурой по общешкольной программе в полном объёме относятся к специальной медицинской группе. Возникновение нарушения кровообращения чаще всего вызывается ослаблением сократительной способности сердечной мышцы. Недостаточность сократительной способности миокарда может развиваться при поражении клапанного аппарата сердца (порок сердца); при воспалительных изменениях мышцы сердца (миокардит), в результате инфекционно-токсических влияний на миокард при инфекционных болезнях; при нарушении питания и обмена веществ (миокардиодистрофия), а также как вторичное явление при заболевании лёгких, почек, эндокринных желёз, невроза, при гипертонических состояниях, частых ангинах и т.д. В настоящее время накопился достаточный опыт по организации и методике проведения занятий по физическими упражнениями с лицами, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Обязательные занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Длительность одного урока от 30 до 45 минут. Группы учащихся не превышают 15 человек и делятся, в свою очередь, при непосредственном участии врача, на подгруппы по полу: 7-10 лет, 11-13 лет, 14лет и старше, а также функциональным возможностям ССС. Особую осторожность нужно проявлять по отношению к учащимся, недавно перенесшим ревматическую атаку, ангину. Учащиеся специальной медицинской группы находятся под постоянным наблюдением специалистов и проходят углубленный медицинский осмотр не реже одного раза в три месяца. Медицинский осмотр проводится по органам и системам организма с применением функциональных проб на сердечно-сосудистую систему, лабораторными анализам крови, мочи, рентгеноскопией грудной клетки, электрокардиографией, а при необходимости привлекаются узкие специалисты и консультанты. Кроме регулярных медицинских осмотров врач обязан участвовать в педагогическом процессе и на основе проводимых лечебно-педагогических исследований вносить соответствующие коррективы в проводимые занятия по физическому воспитанию. У для учащихся специальной группы с отклонениями в сердечно-сосудистой системе постоянного или временного характера возможно проводить занятия на основе существующей школьной программы по физическому воспитанию с некоторыми изменениями. Для учащихся I-IV классов полностью берутся разделы «Гимнастические построения и перестроения», «Упражнения на выработку правильной осанки», “Равновесие” и полностью исключаются разделы «Прыжки», «Акробатика», «Висы и упоры», бег заменяется ходьбой, а игры, связанные с бегом, проводятся в шаге без прыжков и резких движений. Для учащихся V-VIII из занятий исключаются «Акробатика», «Висы и упоры», «Лазание по канату», а также все упражнения, связанные с бегом, подскоками, резкими поворотами, наклонами, силовые упражнения, упражнения соревновательного характера (бег, прыжки и др.). С учащимися IX-XI классов нажатия проводятся по программам V-VIII классов. Кроме того, в занятия следует включать купание, овладение приемами игры в настольный теннис и бадминтон. При проведении занятий со специальной группой надо строго соблюдать принцип постепенности нарастания физической нагрузки, учитывая индивидуальные особенности и данные медицинского обследования школьников. Физические упражнения должны быть доступными учащимся в функциональном и координационном отношении и выполняться без натуживания и задержки дыхания. Необходимо учитывать повышенную возбудимость и быструю утомляемость ослабленных детей спецгруппы, их значительную отсталость в развитии и совершенствовании моторики движений, а поэтому занятия долины проводится спокойно, на повышенной эмоциональной активности, без настаивания сразу же на точном выполнении упражнений. [В. Н. Мошков, 1977; И. В. Муравов, 1979]. Особенное значение в уроке следует придавать дыхательным упражнениям, а также другим упражнениям, ведущим к углублению дыхательных движений, и полностью исключать упражнения с затруднённым дыханием, с задержкой дыхания. Глубокие дыхательные движения, возникающие при выполнения физических упражнений, а также дыхательные упражнения способствуют выделению накопившейся в крови углекислоты и поступлению кислорода в кровь. Кроме того, ритмичные сокращения больших мышечных групп и глубокое дыхание обеспечивают больший приток крови из венозной системы к сердцу, облегчая его работу. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают тренирующее действие а весь сердечно-сосудистый аппарат, повышают адаптацию сердечно-сосудистой системы и всего организма в целом к физическим нагрузкам, повышают сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям. Эффективность занятий физическими упражнениями определяется специалистом при врачебно-педагогических исследованиях, а кроме того, по результатам последующих осмотров и по числу школьников, переведённых в подготовительную группу. Чаще всего причиной плохого физического развития является несоблюдение двигательного режима, отсутствие закаливания и систематических занятий физическими упражнениями. Зачастую ослабленные дети вместо систематической тренировки физическими упражнениями освобождаются от занятий на уроках физкультуры в школе, и нередко решающую роль в этом играют родители, под разными предлогами уговаривающие школьных врачей не «нагружать» детей. В школах установлено распределение учащихся, в зависимости от их состояния здоровья, на группы по физкультуре. Большинство школьников относится к так называемой «основной» группе, куда включаются все здоровые дети, без отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также те, у кого имеются незначительные отклонения, но достаточная физическая подготовленность. Вторую группу, «подготовительную», составляют учащиеся с небольшими отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья. Сюда же относят детей, которые обладают слабой физической подготовленностью. Они занимаются на уроках физкультуры вместе с основной группой, но освобождаются от сдачи нормативов. В подготовительной группе такие ребята числятся временно и после соответствующей подготовки переводятся в основную группу. К третьей, «специальной», группе относятся школьники со значительными отклонениями в состоянии здоровья временного или постоянного характера. Такие дети не допускаются к занятиям по общешкольным программам физического воспитания, а некоторые из них, впредь до улучшения состояния здоровья, совсем освобождаются от уроков физкультуры. К сожалению, не во всех школах организованы специальные группы, но ослабленному ребенку особенно необходимы физические упражнения, улучшающие функциональное состояние его организма, укрепляющие его мышцы. При систематических занятиях физкультурой и спортом развивается мышечная система: увеличивается масса мышц, их объем, они становятся сильнее; физические упражнения увеличивают скорость сокращения мышц, повышают их эластичность, растяжимость. Правильно организованные и дозированные физические упражнения способствуют росту костей, развитию костного скелета. [Э. Г. Булич, 1971]. Развивающий эффект физических упражнений:
1. Облегчение работы сердца, снижение частоты сердечных сокращений
2. Облегчение работы сердца за счет удлинения диастолического периода и снижения частоты сердечных сокращений
3. Снижение степени прироста частоты сердечных сокращений экономизации работы сердца в условиях физических напряжений
4. Разгрузка работы сердца за счет стимуляции периферического кровообращения
5. Облегчение деятельности сердца при выполнении последующих нагрузок
6. Ускоренное восстановление функционального состояния сердца после выполнения физических нагрузок [Э.Г.Булич,1986.]. Под влиянием систематических занятий физкультурой сердце начинает сильнее сокращаться; увеличивается частота и глубина дыхания, что улучшает вентиляцию легких, Совершенствуются также и двигательные качества — быстрота, выносливость, ловкость и сила, они развиваются в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Йога учит искусству расслабления. Усталость, как мышечная, так и психическая, устраняется. Возникает расслабление и повышается адаптивность. Повышенное кровяное давление. Величина кровяного давления зависит от многих факторов. Одним из главных факторов является стресс, который воздействует на мозг и вынуждает эндокринные железы, в частности надпочечники, вырабатывать больше гормонов. Повышенное кровяное давление не только повреждает кровеносные сосуды и сердце, но и увеличивает вероятность закупорки коронарных артерий, что иногда приводит к коронарному тромбозу и к инфаркту миокарда или иными словами сердечному приступу. В результате занятий йогой происходит значительное улучшение состояния. У большинства людей исчезают или ослабляются, такие симптомы как головная боль, головокружение, нервозность, раздражительность и нарушения сна. Самочувствие улучшается. Медитативные техники позволяют предотвратить появление гипертонии, привести к норме слегка повышенное давление и уменьшают потребность в гипотензивных средствах. Таким образом, занятия йогой способствуют профилактике физического и ментального здоровья человека, предотвращает психосоматические нарушения. И является прекрасной альтернативой в оздоровлении организма. Устраняя внешние проявления заболеваний, она позволяет избавиться от первопричин, которые сидят в нашем организме. Занимаясь Йогой, человек укрепляет свой иммунитет, нормализует деятельность нервной системы, тем самым становится менее восприимчивым к факторам, способным ослабить его организм.
Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. - М.: Просвещение, 1985.
Айшервуд, И.М. Полноценная жизнь инвалида / И.М. Айшервуд. - М.: Педагогика, 1991. - 87 с.
Алексеева, С.А. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность» / С.А. Алексеева, Л.Б. Будакова - М., 1997. - 112 с.
Алиева, Т.А. Истоки / Т.А. Алиева, Т.В. Антонова и др. // Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М.: Карапуз, 1997. - 238 с.
Алипов, Д. А. Электрокардиографические исследования пловцов в процессе тренировки: - дис. . канд. биол. наук / Д.А. Алипов. - Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1955. - 210 с.
Аминов, И.А. Психодиагностика специальных способностей социального ребенка / И.А. Аминов // Соц. работа. - 1992. - № 2. - С. 56-64.
Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. - Киев: Здоровья, 1989. - 216 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 1996.-376 с.
Ю.Антонюк, С. Д. Методы оптимизации двигательной активности подростков в рамках школьного дня и их эффективность / С.Д. Антонюк, Т.Н. Маляренко // Организация и методические основы физического воспитания. -Челябинск, 1990. - С. 47-60.
1978.-223 с. Іб.Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми
М.: Астрель, 2003. 17.Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.
1992.-№1.-С. 23-24. 21.Бегидова, Т.П. Психологические проблемы занятий адаптивной
физической культурой
Социальная адаптация инвалидов средствами физической культуры и спорта / Т.П. Бегидова // Матер. Всерос. науч.практ. конф. - Малаховка, 2002. - С. 65-69.
Гайпетдинов, Н.М. Медленный бег в комплексном лечении больных гипертонической болезнью / Н.М. Гайпетдинов. - дис. . канд. пед. наук. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1976. - 173 с.
1991.-200 с. 57.Евсеев, СП. Опорные концепции методологии адаптивной физической
культуры
Реферат можно использовать как первую главу дипломной работы
Тема: | «Физическая реабилитация детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы средствами йоги» | |
Раздел: | Медицина | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 27 | |
Цена: | 180 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проектирование процесса гидрореабилитации детей с синдромом дцп
Курсовая работа:
Особенности психологического здоровья лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями
Реферат:
Регуляция функций сердечно-сосудистой системы с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина
Курсовая работа:
Психологическая коррекция в рамках реабилитации детей с неврозами
Дипломная работа:
Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами в условиях Реабилитацион-ного центра