Реферат
«Теория ортобиоза И. Мечникова и современная концепция онтогенеза человека: эпистемологический и аксеологический аспекты»
- 34 страниц
Введение…. 3
1.Философско-научные предпосылки формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова…6
2.Основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова…. 10
3.Современные концепции онтогенеза человека…. 14
4.Эпистемологическое и аксиологическое значение теории ортобиоза для современных концепций онтогенеза…20
Заключение…. 28
Библиографический список…. 32
Актуальность исследования. И. Мечников оставил значительный вклад не только в биологии, но и в философии. Его можно отнести к философскому направлению научного позитивизма. В истории философии с древнейших времен шел дискурс антропологической направленности. В основе, которого лежали два принципа: оптимизм и пессимизм. В России в последней четверти XIX века шла активная полемика об истоках мировоззренческого антропологического оптимизма.
Одним из направлений оптимистического мировоззрения стал научный позитивизм, который решал проблемы оптимистического понимания бытия человека посредством веры в науку, способную устранить недостатки человеческой природы и улучшить социальную жизнь человека.
Одним из наиболее оригинальных защитников «научного мировоззрения» был знаменитый биолог и патолог – И.И. Мечников. Имя его связано с рядом важнейших построений в области теоретической медицины (теория фагоцитоза, иммунитета и т.д.), но не менее замечательны были работы его в области физиологии, эмбриологии и близких дисциплин. Но вместе с тем Мечников всю жизнь размышлял на этические темы, в итоге чего появились его известные книги «Этюды о природе человека», «Этюды оптимизма».
Одной из центральных тем в научных исследованиях Мечникова был вопрос о дисгармониях в человеке. Признание дисгармоний в природе человека глубоко отклоняет его от линии дарвинизма. (Мечников высмеивает мораль, которая призывает жить «сообразно природе», ибо в природе нет ничего постоянного. В признании, что «человек. есть существо ненормальное, больное, подлежащее ведению медицины», Мечников, в сущности, приближается к христианскому учению о «поврежденности природы». Но как человек, преисполненный веры в мощь науки, Мечников глубоко убежден, что «человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенства своей природы». Отсюда и сформировалось центральное понятие в мировоззрении Мечникова – понятие «ортобиоза», научной регуляции жизни. Придя к убеждению, что смерть становится желанной в итоге длительной жизни (реальности жизни души после смерти Мечников никогда не признавал). Мечников пришел к выводу, что идеал для человека заключается в том, чтобы «достичь долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей, в конечном периоде, к развитию чувства насыщения жизнью и к желанию смерти».
Идея «ортобиоза», завершившая долгие годы исканий в области этики у Мечникова, просто ли «соответствует» тому «научному мировоззрению», за которое боролся Мечников всю жизнь, или она определяется им, как логически неустранимая часть мировоззрения? В своей теории ортобиоза, которую можно назвать в полной мере научно-философским оптимизмом, Мечников призывает человека к активной саморегуляции.
Научно-философские взгляды И.И. Мечникова повлияли на дальнейшее развитие различных направлений биологии и медицины, значителен и его вклад в философию. Актуальность темы исследования обуславливается важностью анализа философских предпосылок для формирования теории «ортобиоза» И.И. Мечникова и ее влияние на последующие концепции онтогенеза человека, прежде всего, в аксиологическом и эпистемологических аспектах.
Объект исследования – теория ортобиоза И,И. Мечникова.
Предмет исследования – процессы развития концепций онтогенеза человека в философии и истории науки XIX-ХХ вв.
В рамках реферативного исследования была поставлена цель анализа развития концепций онтогенеза человека и выделения эпистемологического и аксиологического влияния на них теории ортобиоза И.И. Мечникова.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• проанализировать философские предпосылки формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова;
• рассмотреть основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова;
• проанализировать современные концепции онтогенеза человека;
• провести обзор научно-философской литературы об эпистемологической и аксиологической значимости теории И.И. Мечникова в развитии современных концепций онтогенеза человека.
По мнению ученного при старении изменяется функция желез внутренней секреции, концентрация гормонов в крови, и это приводит к сдвигам в работе генетического аппарата. Железы сами по себе контролируются структурой мозга — гипоталамусом. В старости ослабевает гипоталамический контроль над деятельностью генетического аппарата клеток».
Продолжает идеи Фролькиса В. М. Дильман. Самую существенную роль в процессе старения он отводит головному мозгу и, в частности, гипоталамусу. Эта монография по-своему интересна и, полагаем мы, есть основание чуть позже остановиться на её важнейших положениях.
Авторы адаптационно-регуляторной теории, полагая, что нашли ключ к природе старения, не исключают возможности влияния на генофонд человека с тем, чтобы отсрочить наступление старости.
Предпосылками для появления теории И.И. Мечникова стал спор между сторонниками оптимизма и пессимизма на основные вопросы смысла жизни и бытия человека, возможности достижения счастья. Стремясь разрешить этот спор И.И. Мечников поставил сугубо позитивистскую задачу, - подчинить природу человека научному разуму, и тем самым устранить дисгармонии в природе человека.
Мечников разработал новую натуралистическую этику, основанную на стремлении человека к полноценной и гармоничной жизни, которая включает в себя необходимым компонентом рациональную этику и которая является условием преодоления пессимизма.
Таким образом, И.И. Мечников в своих работах попытался решить спор оптимизма и пессимизма в рамках целостного философского учения, которое можно назвать, на наш взгляд, научным натурализмом.
Основные положения его теории ортобиоза сводились к пониманию старости как естественного этапа онтогенеза человека, но эту фазу жизни можно сделать полноценной и продлить её посредством естественнонаучного изучения механизмов старения и выработки средств для продления жизни.
После И. И. Мечникова в рамках новых концепций онтогенеза появились молекулярные теории старения генетические теории, теории аутоинтоксикации, теория стресса Г.Селье.
Из анализа этих теорий видно, в основании их всех лежит базисное положение теории ортобиоза о дисгармониях в человеческом организме, как результате социализации человека, как биологического вида. Все теории пытаются решить проблему продления жизни человека в фазе плодотворной деятельности.
Попытки выявить причины дисгармонии в организме человека и создать для него возможность полноценной, гармоничной жизни характерны и для новейших теорий онтогенеза, а этом проявляется попытка решить основные задачи, поставленные в теории ортобиоза.
В рамках науке о старении, Мечников придавал большое значение сохранению здоровья и бодрости до глубокой старости. Эта гуманистическая идея Мечникова стала основной аксиологической установкой современной геронтологии.
В эписместологическом аспекте Мечников вывел проблему изучения старости из традиционной для предшествовавшей медико-гигиенической плоскости на широкий путь эволюционно-биологических исследований. Он был создателем фагоцитарной теории, ввел понятия ортобиоза (правильной жизни), фгоцитов, «естественной» и «паталогической» старости. Большое значение для развития геронтологии имела его оптимистическая концепция ортобиоза, направленная на формирование мировоззрения, центром которого явилось представление о производительной, творческой, социально активной старости. Концепция Мечникова стала мощной альтернативой упадочной западной философии и оказала позитивное влияние на духовный климат нашего века. Она явилась важнейшей предпосылкой формирования геронтологии как науки и развития гуманистических концепций на современном этапе.
1. Аквилонов Е.П. об историческом оптимизме и пессимизме: Тез. докл. IX Ломоносовские чтения. - Архангельск, 1997.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.:1987.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. Т.1. М.:1980.
4. Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса //Русская философия второй половины XIX в. Хрестоматия. Ч.1. Свердловск. 1991. С. 135-136.
5. Богомолец А. А. Продление жизни //Старость. Киев. 1940.
6. Вишев И. В. Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения. Диссерт. на соиск. уч. степ. д-ра филос. наук в форме научного доклада. Свердловск. 1990.
7. Грмек М. Д. Геронтология - учение о старости и долголетии. М., 1964,
8. Деменев А.Г. И.И.Мечников и Е.П.Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ)//дисс. на соиск. уч. степени кандидата философских наук – М., 2001
9. Дильман В. М. Большие биологические часы (Введение в интегральную медицину). М.:1981.
10. Догель В. А. Гайсинович А. Е. Основные черты творчества И. И. Мечникова.- М., Прогресс. 1987.
11. Дупленко Ю. К. Старение: очерки развития проблемы. – СПб.: Летний Сад. 2007
12. Ермаков Н. В. Учение Мечникова о дисгармонии человеческой природы – М.: Наука. 1987
13. Концепция человека в творчестве И.И. Мечникова // Я и Мы. Ис-тория, психология, перспективы. – СПб., 2002.
14. Мечников И. И. Пессимизм и оптимизм. М.:1989.
15. Мечников И. И. Этюды о природе человека – М.: Исскуство. 1990
16. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.:1964.
17. Обоснование оптимизма (психология, история, этика) // Право и общество: сб. науч. тр. – Архангельск, 2002.
18. Памяти Ильи Ильича Мечникова. Письмо Э. Ру.-Природа, 1916, № 7-8, С. S03.
19. Русские мыслители об оптимизме и пессимизме человека (последняя четверть XIX - начало XX вв.) // Философские науки. - 2000. - № 2. - С.163-175.
20. Селье Г. Стресс без дистресса. М.:1982.
21. Фролькис В. В. Регулирование, приспособление и старение. Л.:1970.
22. Фролькис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.:1970.
23. Цанн-кай-си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение
24. Цанн-кай-си Ф.В. Философская антропология и гуманизм
25. Чеботарев Д. Ф. Геронтология и современная медицина.- В кн.: 9-й Международный конгресс геронтологов, т. I. Киев, 1972
26. Ярошевский М. Г., Хорол И. С. Ганс Селье — творческая личность и исследователь творчества (вместо послесловия) //Селье Г. От мечты к открытию. М.:1987.
Реферат для сдачи кандидатскорго минимума по истории и философии науки
Тема: | «Теория ортобиоза И. Мечникова и современная концепция онтогенеза человека: эпистемологический и аксеологический аспекты» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 34 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методология исследования государства и права
Дипломная работа:
Роман м. булгакова «мастер и маргарита» в русской культуре: культурологический и методический аспекты изучения в школе и вузе
Дипломная работа:
Роман м. булгакова «мастер и маргарита» в русской культуре: культурологический и методический аспекты изучения в школе и вузе
Курсовая работа:
Правовое государство: современное научное понимание и проблемы его формирования в России
Реферат:
Основные теории памяти