Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Теория ортобиоза И. Мечникова и современная концепция онтогенеза человека: эпистемологический и аксеологический аспекты» - Реферат

  • 34 страниц(ы)
фото автора

Автор: grebnevo

Содержание

Введение…. 3

1.Философско-научные предпосылки формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова…6

2.Основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова…. 10

3.Современные концепции онтогенеза человека…. 14

4.Эпистемологическое и аксиологическое значение теории ортобиоза для современных концепций онтогенеза…20

Заключение…. 28

Библиографический список…. 32


Введение

Актуальность исследования. И. Мечников оставил значительный вклад не только в биологии, но и в философии. Его можно отнести к философскому направлению научного позитивизма. В истории философии с древнейших времен шел дискурс антропологической направленности. В основе, которого лежали два принципа: оптимизм и пессимизм. В России в последней четверти XIX века шла активная полемика об истоках мировоззренческого антропологического оптимизма.

Одним из направлений оптимистического мировоззрения стал научный позитивизм, который решал проблемы оптимистического понимания бытия человека посредством веры в науку, способную устранить недостатки человеческой природы и улучшить социальную жизнь человека.

Одним из наиболее оригинальных защитников «научного мировоззрения» был знаменитый биолог и патолог – И.И. Мечников. Имя его связано с рядом важнейших построений в области теоретической медицины (теория фагоцитоза, иммунитета и т.д.), но не менее замечательны были работы его в области физиологии, эмбриологии и близких дисциплин. Но вместе с тем Мечников всю жизнь размышлял на этические темы, в итоге чего появились его известные книги «Этюды о природе человека», «Этюды оптимизма».

Одной из центральных тем в научных исследованиях Мечникова был вопрос о дисгармониях в человеке. Признание дисгармоний в природе человека глубоко отклоняет его от линии дарвинизма. (Мечников высмеивает мораль, которая призывает жить «сообразно природе», ибо в природе нет ничего постоянного. В признании, что «человек. есть существо ненормальное, больное, подлежащее ведению медицины», Мечников, в сущности, приближается к христианскому учению о «поврежденности природы». Но как человек, преисполненный веры в мощь науки, Мечников глубоко убежден, что «человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенства своей природы». Отсюда и сформировалось центральное понятие в мировоззрении Мечникова – понятие «ортобиоза», научной регуляции жизни. Придя к убеждению, что смерть становится желанной в итоге длительной жизни (реальности жизни души после смерти Мечников никогда не признавал). Мечников пришел к выводу, что идеал для человека заключается в том, чтобы «достичь долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей, в конечном периоде, к развитию чувства насыщения жизнью и к желанию смерти».

Идея «ортобиоза», завершившая долгие годы исканий в области этики у Мечникова, просто ли «соответствует» тому «научному мировоззрению», за которое боролся Мечников всю жизнь, или она определяется им, как логически неустранимая часть мировоззрения? В своей теории ортобиоза, которую можно назвать в полной мере научно-философским оптимизмом, Мечников призывает человека к активной саморегуляции.

Научно-философские взгляды И.И. Мечникова повлияли на дальнейшее развитие различных направлений биологии и медицины, значителен и его вклад в философию. Актуальность темы исследования обуславливается важностью анализа философских предпосылок для формирования теории «ортобиоза» И.И. Мечникова и ее влияние на последующие концепции онтогенеза человека, прежде всего, в аксиологическом и эпистемологических аспектах.

Объект исследования – теория ортобиоза И,И. Мечникова.

Предмет исследования – процессы развития концепций онтогенеза человека в философии и истории науки XIX-ХХ вв.

В рамках реферативного исследования была поставлена цель анализа развития концепций онтогенеза человека и выделения эпистемологического и аксиологического влияния на них теории ортобиоза И.И. Мечникова.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• проанализировать философские предпосылки формирования теории ортобиоза И.И. Мечникова;

• рассмотреть основные положения теории ортобиоза И.И. Мечникова;

• проанализировать современные концепции онтогенеза человека;

• провести обзор научно-философской литературы об эпистемологической и аксиологической значимости теории И.И. Мечникова в развитии современных концепций онтогенеза человека.


Выдержка из текста работы

По мнению ученного при старении изменяется функция желез внутренней секреции, концентрация гормонов в крови, и это приводит к сдвигам в работе генетического аппарата. Железы сами по себе контролируются структурой мозга — гипоталамусом. В старости ослабевает гипоталамический контроль над деятельностью генетического аппарата клеток».

Продолжает идеи Фролькиса В. М. Дильман. Самую существенную роль в процессе старения он отводит головному мозгу и, в частности, гипоталамусу. Эта монография по-своему интересна и, полагаем мы, есть основание чуть позже остановиться на её важнейших положениях.

Авторы адаптационно-регуляторной теории, полагая, что нашли ключ к природе старения, не исключают возможности влияния на генофонд человека с тем, чтобы отсрочить наступление старости.


Заключение

Предпосылками для появления теории И.И. Мечникова стал спор между сторонниками оптимизма и пессимизма на основные вопросы смысла жизни и бытия человека, возможности достижения счастья. Стремясь разрешить этот спор И.И. Мечников поставил сугубо позитивистскую задачу, - подчинить природу человека научному разуму, и тем самым устранить дисгармонии в природе человека.

Мечников разработал новую натуралистическую этику, основанную на стремлении человека к полноценной и гармоничной жизни, которая включает в себя необходимым компонентом рациональную этику и которая является условием преодоления пессимизма.

Таким образом, И.И. Мечников в своих работах попытался решить спор оптимизма и пессимизма в рамках целостного философского учения, которое можно назвать, на наш взгляд, научным натурализмом.

Основные положения его теории ортобиоза сводились к пониманию старости как естественного этапа онтогенеза человека, но эту фазу жизни можно сделать полноценной и продлить её посредством естественнонаучного изучения механизмов старения и выработки средств для продления жизни.

После И. И. Мечникова в рамках новых концепций онтогенеза появились молекулярные теории старения генетические теории, теории аутоинтоксикации, теория стресса Г.Селье.

Из анализа этих теорий видно, в основании их всех лежит базисное положение теории ортобиоза о дисгармониях в человеческом организме, как результате социализации человека, как биологического вида. Все теории пытаются решить проблему продления жизни человека в фазе плодотворной деятельности.

Попытки выявить причины дисгармонии в организме человека и создать для него возможность полноценной, гармоничной жизни характерны и для новейших теорий онтогенеза, а этом проявляется попытка решить основные задачи, поставленные в теории ортобиоза.

В рамках науке о старении, Мечников придавал большое значение сохранению здоровья и бодрости до глубокой старости. Эта гуманистическая идея Мечникова стала основной аксиологической установкой современной геронтологии.

В эписместологическом аспекте Мечников вывел проблему изучения старости из традиционной для предшествовавшей медико-гигиенической плоскости на широкий путь эволюционно-биологических исследований. Он был создателем фагоцитарной теории, ввел понятия ортобиоза (правильной жизни), фгоцитов, «естественной» и «паталогической» старости. Большое значение для развития геронтологии имела его оптимистическая концепция ортобиоза, направленная на формирование мировоззрения, центром которого явилось представление о производительной, творческой, социально активной старости. Концепция Мечникова стала мощной альтернативой упадочной западной философии и оказала позитивное влияние на духовный климат нашего века. Она явилась важнейшей предпосылкой формирования геронтологии как науки и развития гуманистических концепций на современном этапе.


Список литературы

1. Аквилонов Е.П. об историческом оптимизме и пессимизме: Тез. докл. IX Ломоносовские чтения. - Архангельск, 1997.

2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.:1987.

3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. Т.1. М.:1980.

4. Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса //Русская философия второй половины XIX в. Хрестоматия. Ч.1. Свердловск. 1991. С. 135-136.

5. Богомолец А. А. Продление жизни //Старость. Киев. 1940.

6. Вишев И. В. Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения. Диссерт. на соиск. уч. степ. д-ра филос. наук в форме научного доклада. Свердловск. 1990.

7. Грмек М. Д. Геронтология - учение о старости и долголетии. М., 1964,

8. Деменев А.Г. И.И.Мечников и Е.П.Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ)//дисс. на соиск. уч. степени кандидата философских наук – М., 2001

9. Дильман В. М. Большие биологические часы (Введение в интегральную медицину). М.:1981.

10. Догель В. А. Гайсинович А. Е. Основные черты творчества И. И. Мечникова.- М., Прогресс. 1987.

11. Дупленко Ю. К. Старение: очерки развития проблемы. – СПб.: Летний Сад. 2007

12. Ермаков Н. В. Учение Мечникова о дисгармонии человеческой природы – М.: Наука. 1987

13. Концепция человека в творчестве И.И. Мечникова // Я и Мы. Ис-тория, психология, перспективы. – СПб., 2002.

14. Мечников И. И. Пессимизм и оптимизм. М.:1989.

15. Мечников И. И. Этюды о природе человека – М.: Исскуство. 1990

16. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.:1964.

17. Обоснование оптимизма (психология, история, этика) // Право и общество: сб. науч. тр. – Архангельск, 2002.

18. Памяти Ильи Ильича Мечникова. Письмо Э. Ру.-Природа, 1916, № 7-8, С. S03.

19. Русские мыслители об оптимизме и пессимизме человека (последняя четверть XIX - начало XX вв.) // Философские науки. - 2000. - № 2. - С.163-175.

20. Селье Г. Стресс без дистресса. М.:1982.

21. Фролькис В. В. Регулирование, приспособление и старение. Л.:1970.

22. Фролькис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.:1970.

23. Цанн-кай-си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение

24. Цанн-кай-си Ф.В. Философская антропология и гуманизм

25. Чеботарев Д. Ф. Геронтология и современная медицина.- В кн.: 9-й Международный конгресс геронтологов, т. I. Киев, 1972

26. Ярошевский М. Г., Хорол И. С. Ганс Селье — творческая личность и исследователь творчества (вместо послесловия) //Селье Г. От мечты к открытию. М.:1987.


Примечания

Реферат для сдачи кандидатскорго минимума по истории и философии науки

Тема: «Теория ортобиоза И. Мечникова и современная концепция онтогенеза человека: эпистемологический и аксеологический аспекты»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 34
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика