Контрольная работа
«Конституция СССР 1924 года»
- 10 страниц
1. Создание Союза Советских Социалистических Республик. Подготовка и принятие Конституции. Акты I Всесоюзного съезда Советов, их юридическая судьба. Деятельность комиссии ЦК РКП (б) и ЦИК. Принятие Конституции ЦИКом Союза и съездом Советов…3
2. Вопросы государственного суверенитета в Конституции. Понятие суверенитета. Субъекты суверенитета. Разграничение компетенций Союза и республик….7
3. Структура и компетенции государственных органов. Высшие органы власти и управления Союза: Всесоюзный съезд Советов, ЦИК Союза, его конструкция, Президиум ЦИК, СНК Союза, наркоматы – общесоюзные, объединенные и республиканские, цель подразделения наркоматов. Органы власти и управления союзных республик. Правоохранительные органы. Верховный суд Союза. Прокуратура Верховного суда. ОГПУ….8
Список использованной литературы….11
Создание Союза Советских Социалистических Республик, завершившее определенный этап развития национально-государственного строительства в стране во многом было обусловлено тем, что взаимоотношения между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики.
Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К 1922 г. экономическое объединение республик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики. К 1922 г. централизация руководства обороной страны была налицо. Определенные успехи были достигнуты и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства здесь пока не было. А послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно это требование .
Наконец, перехода к новым формам отношений требовала и необходимость укрепления дружбы народов, устранения проявлений шовинизма и национализма. Сама природа Советской власти, интернациональной по своей сущности, объективно сплачивала народы, но несовершенство форм отношений между республиками, сложившихся к 1922 г., порождало определенные трения. Нужно было переходить к новой, более совершенной форме государственного единства Советской страны.
Создание Советского Союза завершилось принятием Конституции. В ходе работы над проектами Конституции Союза возобновились споры по принципиальным вопросам, касающимся формы объединения республик. Одна группа советских и партийных работников призывала к дальнейшей централизации, другая, наоборот, добивалась широкой децентрализации Советского Союза. И там, и здесь были люди, добросовестно заблуждавшиеся, но звучали и голоса скрытых шовинистов и националистов.
В союзном государстве сочетается суверенитет Союза с суверенными правами его членов - союзных республик. Следовательно, носителями суверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов в отдельности. Этим ленинская идея отличалась и от концепции конфедерации, и от концепции автономизации. В.И. Ленин исходил из того, что объединение республик должно составлять одно единое государство. Именно эта идея и закреплена в Конституции. В разделе первом Основного Закона - Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик - после перечисления причин образования СССР говорится: "Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в ОДНО союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов". Закон не оговаривает специально суверенность Советского Союза, полагая ее очевидной.
Круг прав Союза очерчен преимущественно в ст. ст. 1 и 2 Основного Закона. Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза, выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела. Кроме того, в общесоюзную компетенцию входят некоторые вопросы регулирования межреспубликанских отношений, а также некоторые социально-культурные проблемы.
Конституция включает в компетенцию Союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определяет Основной Закон права Союза ССР в сфере международных отношений - политических и экономических.
Конституция отдает в ведение Союза представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик, заключение внешних займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.
Подразделения объединенных наркоматов находились и на союзном, и на республиканском уровнях. При этом такой наркомат СССР руководил соответствующими (одноименными) республиканскими наркоматами. К объединенным наркоматам относились такие, наркоматы, как Высший Совет Народного Хозяйства, народный комиссариат продовольствия, народный комиссариат труда, народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции.
В первые годы НЭПа были приняты Положения о местных Советах, всячески активизировалась их деятельность.
В 1922 г. в советских республиках была воссоздана прокуратура. Прокурором республики по должности являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров и уездных помощников губернских прокуроров. На прокуратуру возлагался надзор за социалистической законностью. Отдельно складывалась система военной прокуратуры. Была воссоздана и российская адвокатура. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, т.е. адвокаты в годы НЭПа не были независимы от государственных властей.
Был создан Верховный суд СССР, на который, в частности, возлагались определенные функции судебного конституционного надзора. Также Верховный суд СССР разрешал судебные споры между союзными республиками. В составе Верховного суда СССР была образована Военная коллегия (фактически передана Военная коллегия Верховного суда РСФСР). Для разрешения имущественных споров между гос. учреждениями и предприятиями в 1922 г. были учреждены арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях, возглавляемые Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны. Органы государственной безопасности на союзном уровне возглавлялись Объединенным гос. политическим управлением (ОГПУ) при СНК СССР. Продолжала совершенствоваться система рабоче-крестьянской милиции в системе народного комиссариата внутренних дел .
1. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: 2008.
2. История государства и права России. /Под ред. Титова Ю. П. – М.: 2009. – С. 49.
3. История государственного управления России. /Под общей ред. В. Г. Игнатова. – М., 2009. С. 236.
4. История отечественного государства и права. Часть 1: учебник /под ред. О.И. Чистякова. – М., Юристъ, 2009. – С. 211.
5. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сб. документов. М., 1982. С. 302.
6. Образование и развитие СССР как союзного государства. Сб. законодательных и других нормативных актов. М., 1982. С. 172-173.
7. Шатилова С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. – М.: ИНФРА-М – 2010. – С. 123.
Тема: | «Конституция СССР 1924 года» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 10 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика