Курсовая работа
«Система социальной защиты населения и пути ее реформирования»
- 28 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ….6
1.1 Социальная защита населения как экономическая категория, ее основные принципы и задачи….6
1.2 Экономические модели социальной защиты в развитых странах….10
2. АНАЛИЗ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ….13
2.1 Особенности систем социальной защиты в странах ЕС….13
2.2 Проблемы и пути реформирования систем социальной защиты
в развитых странах…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….28
Актуальность темы курсовой работы обусловлена, в первую очередь тем, что в настоящее время социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства.
Понятия социальная защита и социальное обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальное обеспечение как составную часть, а кроме того охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека.
Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта. Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы.
Исходя из опыта западноевропейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов.
Исследования проблем социальной защиты населения как одной из комплексных систем развитой рыночной экономики занимают важное место в работах многочисленных ученых и практиков в экономически развитых странах, в деятельности Международной организации труда, Европейского союза, Совета Европы, международных финансовых организаций, таких как Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд. Исключительно вопросами социальной защиты занимается Международная ассоциация социальной защиты.
Общетеоретические основы социальной защиты населения заложены в работах следующих ученых: А. Смита, Дж. Кейнса, Ф. Хайека, М. Фридмена, Дж. Бьюкенена, А. Маршалла, А. Пигу.
Исследования в области социальной защиты нельзя назвать традиционными для отечественной науки, поэтому, несмотря на наличие некоторых работ, посвященных проблемам социальной защиты населения, зарубежный опыт социальной защиты исследовался явно недостаточно.
Прежде всего, это касается организации социальной защиты в государствах Европейского союза. Таким образом, несмотря на наличие исследований в данной области, проблему исследования зарубежного опыта социальной защиты и возможностей его использования в России следует признать недостаточно разработанной, что подчеркивает актуальность темы исследования в курсовой работе.
Целью курсовой работы является анализ основ социальной защиты населения в странах Европейского союза на основе анализа экономических моделей социальной защиты населения в государствах ЕС.
Задачи исследования:
- рассмотреть социальную защиту населения как экономическую категорию, ее основные принципы и задачи;
- изучить экономические модели социальной защиты в развитых странах;
- проанализировать особенности систем социальной защиты в странах ЕС;
- рассмотреть проблемы и пути реформирования систем социальной защиты
в развитых странах.
Объектом исследования являются экономические модели социальной защиты населения стран Европейского союза как комплексные системы.
Предметом исследования являются социально-экономические факторы и закономерности, обусловливающие современное состояние и определяющие направления развития и совершенствования экономических моделей социальной защиты в развитых странах.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой исследования являются труды классиков экономической теории, работы ведущих российских и зарубежных ученых и практиков в области формирования и регулирования социальной защиты населения.
В работе применялись методы системного и сравнительного анализа, качественной и количественной оценки рассматриваемых явлений и их графической интерпретации.
Информационной базой исследования явились данные монографических изданий и периодической печати, аналитические материалы.
Эмпирической базой исследования являются основные характеристики национальных систем социальной защиты.
Практическая значимость работы заключается в возможном использовании ее результатов для дальнейшей разработки теоретических положений, касающихся социальной защиты населения.
По этой причине государственные социальные программы могут стать единственными, способными противостоять циклическим колебаниям. Последним фактором, обусловливающим необходимость государственной социальной защиты, является то, что отсутствие обязательного страхования рисков приводит к экономическим издержкам, неизбежно возникающим в случае существования незастрахованных лиц, которым общество вынуждено предоставлять социальную помощь при наступлении страхового случая.
Национальные системы социальной защиты сформировались с учетом специфики экономического, социального и культурного развития стран. Однако, несмотря на различия в путях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых принципов.
На современном этапе социальная политика развитых стран сохраняет национальную компетенцию регулирования. Если в области денежно-кредитного и торгового регулирования существуют обязывающие конкретные соглашения, то в сфере социальной защиты можно говорить лишь о координации социальных программ, осуществляемых государствами-членами, и лишь затем о перераспределении ограниченных финансовых ресурсов для осуществления социальных программ, содействующих развитию интеграции в целом.
Большим достижением социальной политики ЕС стало подписание соглашений об образовании единого страхового пространства и координации национальных законодательств в области социальной защиты.
В настоящее время в наднациональном социальном законодательстве действует принцип, согласно которому при перемещении гражданина внутри пространства ЕС он никогда не попадет в худшую ситуацию в отношении прав на социальную защиту в сравнении с той, как если бы он работал в своей стране всю свою жизнь.
Поскольку в некоторых странах ЕС правила социального страхования основаны на принципе гражданства (универсальные системы), а в других – на принципе страхования, т.е. принадлежности работника и его семьи к страховой организации, то для того, чтобы избежать случаев двойного страхования или никакого вообще, соглашения описывают правила социальной защиты в каждом отдельном случае для мигрирующей рабочей силы. Соглашения описывают периоды, которые необходимы для приобретения права на пособие в другой стране, тем самым приводя в соответствие национальные законодательства в области социальной защиты.
Итак, в настоящее время национальные системы социальной защиты сохраняют свою автономность, что в определенной степени тормозит процесс европейской интеграции.
Зарубежный опыт в области пенсионного обеспечения позволяет извлечь немало полезных уроков, главный из которых заключается в том, что любое механическое заимствование моделей и механизмов социальной защиты населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета конкретных социально-экономических, политических, социокультурных и социально-психологических особенностей и условий нежелательно и невозможно.
Если даже Германия, Нидерланды и Польша с их достаточно устойчивыми экономиками и высокоразвитыми финансовыми инфраструктурами считают для себя неприемлемым поспешное реформирование пенсионной системы, то тем более осмотрительной и взвешенной должна быть политика российских властей, чтобы непродуманными и скороспелыми решениями не усилить разочарование общества в проводимых реформах.
Нельзя не согласиться с мнением зарубежных специалистов, считающих, что переход к системе капитализации пенсионных отчислений потребует не менее 30-40 лет, по истечении которых система заработает в полную силу. В течение же переходного периода каждому будущему пенсионеру придется для сохранения нынешней нормы замещения выплачивать больше средств, чем сегодня в форме обязательных социальных взносов. Вряд ли население одобрит подобные меры. Именно этим в значительной степени и объясняется осторожный подход зарубежных властей к реформе пенсионной системы.
В настоящее время к задаче повышения уровня социальной защиты в каждой стране добавляется новая тенденция – не допустить одностороннего снижения уровня доходов трудящихся в одной из стран и использования этого в конкурентной борьбе. Политику, направленную на решительные реформы и резкое сокращение социальной защиты как средство повышения конкурентоспособности фирм, а также на создание частного рынка страхования, фактически поддерживают лишь в Великобритании. В большинстве же европейских стран цель реформирования социального обеспечения видят в восстановлении финансового контроля над системой и обеспечении ее долговременной стабильности.
1. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. М., 2008. – 48 с.
2. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом. Учебное пособие. М., 2008. С. 7, 201.
3. Буянова М.О. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 2008. С. 7.
4. Викулина Т.Д. Денежные доходы населения: особенности формирования в переходной экономике. СПб, 2008. С 64, 71.
5. Губинский М.Ш. Проблемы функционирования системы социальной защиты // Современное право, 2006, № 9. С 38-39.
6. Журавлев В. Пенсионная система в современной Венгрии. // Социальное обеспечение. – 2008. - № 9. С 32 – 36.
7. Коробов Г.А. Государственная система социальной защиты личности при переходе к рыночной экономике: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 64.
8. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 2010. С. 150-152, 182-200.
9. Лебедев О.Т., Язвенко С.А. Социальная защита населения. СПб, 2009. С. 91-92.
10. Лукьянова Г. Система социальной защиты во Франции [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.ieras.r*/journal/journal4.2001/6.htm.
11. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М., 2010. С. 11.
12. Макаров В.Ф. Конституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 22.
13. Пашков А.В. Европейская социальная политика. Киев, 2009. С. 55.
14. Морозова Е.А. К определению социальной политики и социальной защиты // Доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социологии в 21 веке: социальные вызовы и альтернативы». В 2 т. М., 2009. Т. 2. С. 259 - 263.
15. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государство и право, 2009, № 4. С. 35.
16. Романова Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ. Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2009. Вып. 3. С. 115.
17. Скачко Г. Роль социального страхования в системе социальной защиты населения // Государственная служба, 2009, № 2. С. 127.
18. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 7. С. 7-8.
19. Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 30.
20. Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М., 2010. С. 201.
21. Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: Автореф. дисс. … канд. полит. наук. Казань, 2008. С. 11.
22. Церкасевич Л. В. Современные тенденции социальной политики в странах Европейского союза. СПб, 2008. С. 27.
23. Черноморченко Н.П. Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2009. С. 6.
24. Шаринов Д. Реформы пенсионной системы в Китае. // Социальный мир. – 2000. - № 2. С. 12 – 16.
25. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань,2009. С. 4.
Тема: | «Система социальной защиты населения и пути ее реформирования» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 28 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности социальной защиты населения в сфере ЖКХ
Реферат:
Социальная защита и социальные услуги
Курсовая работа:
Необходимость, сущность и принципы социальной защиты населения в современной экономике
Курсовая работа:
Система социальной защиты населения: зарубежный опыт и специфика России
Контрольная работа:
Формы и методы социальной защиты детства