Контрольная работа
«Философия даосизма»
- 24 страниц
Введение….3
1. Понятие и возникновение даосизма….6
2. Онтология и гносеология даосизма….12
3. Даосизм и государство….18
Заключение….22
Список использованной литературы….25
Актуальность темы обусловлена тем, что в философии даосизма, прежде всего, говорится о высших принципах того, как быть человеком и управлять событиями. Учение «Дао-Дэ Цзин» является достаточно сложным для понимания, и если конфуцианство распространилось среди масс простого населения Поднебесной, учение о Дао и Дэ остается редким сокровищем, немногочисленные последователи и ученики которого принадлежат к элите китайского общества. Кроме того, из-за стремления правящих властей не допускать простых людей к скрытому в даосских источниках знанию (которое, как всякое настоящее знание, обладало реальной силой), на протяжении всей истории Даосизма происходило сознательное уничтожение или искажение этих источников.
Наиболее четко сформулировал различие между даосизмом (дао цзяо) и народными культами (шэнь цзяо) выдающийся специалист по современному даосизму и даосской богослужебной практике К. М. Скиппер, сам проведший несколько лет в даосском монастыре на Тайване (Уэлч X.X., 1969/1970, с. 125-127). Согласно К. М. Скипперу, для даосизма характерны следующие черты: почитание небесных божеств (тянь цзунь); богослужение на литературном языке; проведение предписанных традицией покаяния и постов (чжай) и общинных ритуалов (цэяо); наличие наследственного духовенства; возведение традиции к школе «Истинного Пути» ханьских «Небесных наставников», даосизм получил наибольшее распространение на юге Китая (на Тайване – также в южной части этого острова); даосизм более связан с городской жизнью, нежели с сельской; он официально признавался правительством; существовала бюрократизированная иерархия духовенства.
В настоящее время уже совершенно ясна исключительная социальная и религиозная роль литургического даосизма в китайской традиции.
Даосизм как философская доктрина появился в Китае примерно одновременно с конфуцианством, в середине I тысячелетия до н. э. Вначале это учение носило довольно отвлеченный характер, и никак не было связано с религиозными верованиями, популярными суевериями и обрядами. Сторонники этого учения выступали против современной им действительности. Первые сторонники философского даосизма осуждали тенденции общественно-политической жизни в Чуньцю-Чжаньго (VIII-III вв. до н.э.), выступали против непрерывных войн и междоусобиц, убийств и предательства, корысти и стяжательства. Они тоже призывали возвратиться назад, к «золотому веку» прошлого .
Однако социальным идеалом ранних даосов была не мудрость древних с их великими традициями, не человеколюбие и справедливость в социальных отношениях, а сама природная простота и естественность, уход от всяческой суетности, страстей и желаний, которые столь отрицательно влияют на натуру людей, на характер общества. Простота и чистота помыслов, смирение и сострадание, даже просто «недеяние» (увэй) - вот что проповедовали первые адепты даосизма.
Истоки даосизма, те элементы, из которых с течением времени складывалось это учение, исследовались в ряде трудов китайских историков философии. Фэн Ю-лань, например, выделил три основных направления доциньского даосизма, охарактеризовав при этом их материалистические или идеалистические тенденции.
Даосизм – это учение, родившееся и выросшее в Китае, которое многими в мире, да и в самом Китае, воспринимается как религия. В центре учения Лао-Цзы – понятие о великом Дао (буквально «Путь»), всеобщем едином Законе и Абсолюте.
Основоположником даосизма является Лао-цзы. В IV - III вв. до н.э. свое понимание места неба в жизни людей развивали представители даосизма. В книге "Дао дэ цин" небо рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небо состоит из мелких и легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао. Безымянное есть начало неба и земли. Они, по крайней мере, нейтральны по отношению к человеку.
Небо и Земля не обладают человеколюбием, и представляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Изменения в мире происходят естественно. Они зависят от дао и материализуются в дэ. Подчинен им и человек. "Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе".
Дао – это праотец всех вещей, хотя оно и пусто, но в применении неисчерпаемо. Дао бестелесно, туманно, неопределенно. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы, которые обладают высшей действительностью и достоверностью. Дао умозрительно, ибо о нем можно рассуждать, но его нельзя потрогать. Дао можно постигать, но его нельзя видеть. Дао - корень и основа самого себя. Оно было прежде неба и земли и существует извечно. Оно порождает небо и землю.
Дао находится везде, в том числе в телах червя и муравья, в маленьком зародыше. Без дао тела не рождаются, а без дэ не проявляется их жизнь. Дэ - это та частица, благодаря которой материализуется дао. Дао рождает вещи, дэ вскармливает их. Среди сущего нет ничего, что бы не почитало дао и не ценило дэ. Дэ – это опредмечивание, конкретное проявление дао в вещах и в поведении человека.
Древнекитайская философия в области онтологии обращалась в основном вокруг неба, всякий раз видоизменяя его понимание и роль в зависимости от складывающихся социально-политических отношений. Небо было той стихией, под воздействием которой проходила жизнь китайца, включенного в определенную государственную систему. Взгляды даосистов, соединивших в одну систему все элементы объяснения мира и развития природы, ранее выдвигавшиеся различными философами, явились серьезным прогрессом в становлении материалистического взгляда на природу в Древнем Китае.
Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения о дао. Дао – символ дороги, по которой идёт человек, символ пути в прямом и в переносном, обобщённом смысле. В философии даосизма говорится о всеобщем и неизменном естественном пути неба, природы, человека. Смысл жизни состоит в том, чтобы следовать естественности, подчиняясь ее законам, и ничего не делать. Поскольку человек обладает высшим дэ, постольку он следует его призывам и указаниям. Такой человек – истинный мудрец. Тот же, кто напрягает силы, проявляет активность – поступает вопреки закону дао.
Такие люди наделены низшим дэ. Это – мудрецы мнимые. Нарушая законы "естественного дао", они принуждают людей к почтению и с этой целью придумывают различные нравственные категории вроде "добродетели", "гуманности", "почтительности" и т.д. Все это ложные знания и "начало невежества". Когда устранили великое дао, появились "гуманность" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие.
Мудрствование, по мнению Лао-цзы – это источник зла. Когда будут устранены мудрствование и ученость, тогда народ будет счастливее. Поскольку народу нужно не "мудрствование", являющееся источником зла, а свобода, дающая ему возможность жить, как он сам желает. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Для счастья человеку нужно только одно: соблюдать естественные законы дао, следовать течению жизни, не создавать "красивых вещей", то есть предметов роскоши. Только таким образом можно избавить народ от несчастий и бедствий.
1. Антология даосской философии. / Сост. В.В.Малявин и Б.Б. Виногродский. – М., 2008.
2. Даосская доктрина бессмертия [Электронный ресурс] // h**t://etor.h1.r*.
3. Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. ИДВ; гл. ред. М. Л. Титаренко. – М.: Мысль, 1994.
4. Лукьянов А. Е. Лао-Цзы и философия раннего даосизма. – М., 1991.
5. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). – М.: ИНСАН, РМФК, 1992.
6. Лапин А. Э. Даосская йога (китайская даосская алхимия). – М.: 2009.
7. Лобода Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие. – М., 2009.
8. Стулова Э. Даосская практика достижения бессмертия [Электронный ресурс] // h**t://nmsf.sscc.r*/Welcome.asp?vw=book&bo=5360.
9. Философия древнего Китая (даосизм) [Электронный ресурс] //h**t://articles.excelion.r*/science/filosofy/43023991.html.
Тема: | «Философия даосизма» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Философия Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм
Курсовая работа:
Философские основания даосизма в Китае
Реферат:
Западная философия в XX веке, важнейшие школы и их представители
Шпаргалка:
Шпаргалки по философии
Шпаргалка:
Примерный перечень экзаменационных вопросов для итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена направление 520400 (030100.62) – «философия»