Реферат

«Символический интеракционизм Культура как фактор социальных изменений Трудовое поведение и его мотивация»

  • 16 страниц(ы)
  • 2839 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: vlad1245

1 Символический интеракционизм…3

2 Культура как фактор социальных изменений…6

3 Трудовое поведение и его мотивация….10

Библиографический список….16

Символическому интеракционизму присущи следующие основные принципы:

1. Человеческие существа, в отличие от низших животных, наделены мыслительной способностью.

2. Мыслительная способность формируется социальным взаимодействием.

3. В социальной интеракции люди усваивают значения и символы, позволяющие им осуществлять мыслительные способности, свойственные человеку.

4. Значения и символы позволяют людям действовать и взаимодействовать характерным для человека образом.

5. Люди способны модифицировать и изменять значения и символы, используемые ими в действии и взаимодействии, на основе своей интерпретации ситуации.

6. Люди способны осуществлять эти модификации и изменения отчасти в силу способности взаимодействовать с собой, что позволяет им исследовать возможные направления действия, оценивать их сравнительные преимущества и недостатки, а затем выбирать один из вариантов.

7. Взаимосвязанные эпизоды действия и взаимодействия составляют группы и общества.

1 Символический интеракционизм

Бурное развитие социологической науки в XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.

По причине совокупного воздействия прагматизма, бихевиоризма, и других течений в Чикагском университете в 1920-х гг. возник символический интеракционизм. Символический интеракционизм предлагает широкий спектр важных и интересных идей, с этим направлением связаны имена целого ряда крупных мыслителей, в том числе таких, как Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер, Чарльз Хортон Кули и др.

Созданный символический интеракционизм отличался от психологического редукционизма, свойственного бихевиоризму, и структурного детерминизма более макроориентированных социологический теорий, таких как структурный функционализм. Его отличительной чертой была направленность на мыслительную способность акторов и их отношение к действию и взаимодействию. Все это понималось с точки зрения процесса; существовало определенное нежелание рассматривать принуждение актора со стороны внутренних психологических состояний или факторов крупных структур.

Наиболее важная теория в символическом интеракционизме – теория Джорджа Герберта Мида. В 1937г. Мид ввел термин « символический интеракционизм» и написал несколько существенных для его развития статей.

Теория Мида придавала социальному миру первичный характер и приоритетное значение. Иначе говоря, сознание, разум, самость и т.д. возникают именно из социального мира. Важнейшей единицей анализа в его социальной теории выступает действие. Это понятие включает четыре диалектически связанные стадии: импульс, ощущение, манипуляцию и потребление. В социальном действии участвуют два и более человека, и основной механизм социального действия – жест. Хотя и низшие животные, и люди способны разговаривать с помощью жестов, только человек может сознательно использовать значение жестов. Характерная особенность людей состоит в том, что они способны порождать голосовые жесты, и это приводит к отличительной человеческой способности создавать и использовать значащие символы. Значащие символы приводят к развитию языка и специфически человеческой способности к коммуникации, в полном смысле слова. Благодаря значащим символам возможно мышление, а также символическая интеракция.

2 Культура как фактор социальных изменений

Культура – понятие многоплановое, сложное, неоднозначное. Многообразие научных подходов породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой цивилизации.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования является конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

3 Трудовое поведение и его мотивация

Трудовая деятельность представляет собой относительно жестко фиксированный в социальном пространстве и времени целесообразный ряд операций и функций, осуществляемый людьми в целях создания материальных благ, служащих средствами жизнеобеспечения индивида, социальной группы и общества в целом.

Известно, что трудовая деятельность имеет сложнейшую поведенческую структуру. С одной стороны, работник, включившись в систему общественного производства, подчиняет свои действия предписаниям и нормам профессиональной среды, с другой – он как активный и относительно автономный агент производства принимает личностно окрашенные решения, выбирает альтернативные линии поведения.

В социологическом анализе труда основной акцент делается на поведенческих характеристиках трудовой деятельности. Трудовое поведение выражает то, как работник понимает действительность, каким образом он определяет свое место в системе общественного производства и конкретной социальной середе, наконец, что он считает наиболее значимым для воплощения своих профессиональных достижений.

В этой связи можно говорить о том, что работник мотивирует свое поведение, пропуская внешние факторы через призму своего сознания. В конечном итоге лишь через систему мотивации он включается в определенный контекст социальной действительности. Все формы социального поведения являются следствием субъективной детерминации, одним из источников которой выступает мотивационная система личности. Иными словами, мотивация – пограничное проявление структуры личности, действующей или ведущей себя определенным образом всегда на пересечении субъективных, исходящих изнутри, сил и объективных, влияющих извне факторов.

Мотивация – объект изучения многих наук, в том числе психологии, социальной психологии и социологии. Анализ мотивации в сфере труда предполагает выявление и структурирование ее содержательных компонентов, форм перехода «мотивирующего фактора» в «фактор поведенческий».

Таким образом, изучение мотивов трудового поведения в социологии предполагает:

1) раскрытие механизма перевода субъективной ситуации обоснования и выбора условий реализации поведения в процесс принятия решений;

2) содержательный анализ мотивированных поступков, сознательно направленных на реализацию личностно или общественно значимых установок;

3) структурирование предметной стороны мотивационных процессов, т.е. субъективно осознанных стимулов, детерминирующих логику и направленность человеческого поведения;

4) анализ доминирующих мотивационных структур, обусловленных особенностями образа жизни профессиональных групп;

5) изучение устойчивых стереотипов и типов мотивации трудового поведения на различных стадиях жизненного цикла;

6) выделение доминирующих мотивов, отражающих структуру межличностного общения;

7) разработку процедур и методов мотивационного управления поведения через воздействие на личностные диспозиции с целью формирования позитивных ориентаций.

3 Трудовое поведение и его мотивация

Трудовая деятельность представляет собой относительно жестко фиксированный в социальном пространстве и времени целесообразный ряд операций и функций, осуществляемый людьми в целях создания материальных благ, служащих средствами жизнеобеспечения индивида, социальной группы и общества в целом.

Известно, что трудовая деятельность имеет сложнейшую поведенческую структуру. С одной стороны, работник, включившись в систему общественного производства, подчиняет свои действия предписаниям и нормам профессиональной среды, с другой – он как активный и относительно автономный агент производства принимает личностно окрашенные решения, выбирает альтернативные линии поведения.

В социологическом анализе труда основной акцент делается на поведенческих характеристиках трудовой деятельности. Трудовое поведение выражает то, как работник понимает действительность, каким образом он определяет свое место в системе общественного производства и конкретной социальной середе, наконец, что он считает наиболее значимым для воплощения своих профессиональных достижений.

В этой связи можно говорить о том, что работник мотивирует свое поведение, пропуская внешние факторы через призму своего сознания. В конечном итоге лишь через систему мотивации он включается в определенный контекст социальной действительности. Все формы социального поведения являются следствием субъективной детерминации, одним из источников которой выступает мотивационная система личности. Иными словами, мотивация – пограничное проявление структуры личности, действующей или ведущей себя определенным образом всегда на пересечении субъективных, исходящих изнутри, сил и объективных, влияющих извне факторов.

Мотивация – объект изучения многих наук, в том числе психологии, социальной психологии и социологии. Анализ мотивации в сфере труда предполагает выявление и структурирование ее содержательных компонентов, форм перехода «мотивирующего фактора» в «фактор поведенческий».

1. Бабосов Е.М., Прикладная социология: учебное пособие; - Мн.: Тетрасистемс, 2000. – 496 с.

2. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Зборовский Г.Е. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.

3. Казначевская Г.Б., Чуев И. Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. / Казначевская Г.Б., Чуев И. Н. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с. (Серия «Высшее образование».)

4. Касьянов В.В. Социология: Экзаменационные ответы / Касьянов В.В. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 288 с. – (Серия «Сдаем экзамен»).

5. Ритцер Дж., Современные социальные теории. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

6. Социология труда: Учебник/ Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И Кравченко, В.В. Щербина. – М.: Изд-во московского университета, 1993. – 368 с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика