Курсовая работа

«Проблемы социальной сферы в регионах»

  • 32 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАХ РФ 5

1.1 Проблемы регионального управления социальной сферой 5

1.2 Неравномерность регионального развития социальной сферы 10

2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАХ 16

2.1 Механизм обеспечения эффективной социально-экономической политики в регионах 16

2.2 Методы улучшения социальной сферы в регионах 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

ЛИТЕРАТУРА 31

Введение

Совершенствование социальной сферы является приоритетным на-правлением модернизации современного российского общества. При этом современное понимание региона склоняется в сторону социальной состав-ляющей, в силу того, что регионы ограничены не только территори-альными рамками, но в первую очередь дифференцируются по уровню социально-экономического развития. Регионы как низовая сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства: через регионы осуществляется управление всей страной и в них находит воплощение государственная стратегия. Таким образом, с учетом определенной специфики региональное управление выступает проводником общероссийских интересов. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами. Жесткая система управления менее эффективна, т.к. ограничивает свободу низовых органов управления, нарушает закон обратной связи и, в конечном счете, ведет к нарушению саморегуляции. А региональное управление призвано устранить недостатки жесткой централизации.

На современном этапе управление социальной сферой (и по действующему законодательству, и по складывающейся практике) все больше становится предметом внимания и ответственности органов власти и управления регионального уровня. В связи с этим возрастают объемы работ и повышается сложность задач управления социальной сферой региона, что порождает ряд проблем, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования системы территориального управления на уровне региона в области социальной сферы.

В научной литературе подробно освещаются проблемы совершенствования социальной сферы в регионах. Концептуальным основам ее развития посвящены работы А.М. Бабича, В.Н. Бобкова, Н.А. Волгина, А.В. Кашепова, Ю.Г. Одегова, Б.В. Ракитского, А.Л. Пиддэ, Л.П. Храпылиной, А.И. Щербакова. Тем не менее, с учетом особой значимости этих вопросов сохраняется актуальность и востребованность исследования данной темы.

Целью работы является анализ проблем совершенствования социаль-ной сферы в регионах. Поставленная в работе цель определяет необходи-мость решения следующих задач:

анализ проблем неравномерности регионального развития социальной сферы;

анализ проблем регионального управления социальной сферой;

изучение механизма обеспечения эффективной социальной политики в регионах;

выявление методов улучшения социальной сферы в регионах.

Фрагмент работы

На современном этапе управление социальной сферой (и по действующему законодательству, и по складывающейся практике) все больше становится предметом внимания и ответственности органов власти и управления регионального уровня. В связи с этим возрастают объемы работ и повышается сложность задач управления социальной сферой ре-гиона, что порождает ряд проблем, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования системы территориального управления на уровне региона.

Суть кризиса существующего механизма управления в социальной сфере состоит в несогласованности основных групп интересов субъектов такой деятельности, т.е. интересы субъектов Федерации вступают в противоречие с целями и задачами соответствующих федеральных органов управления. Особенно остро это проявляется при определении долгосрочных перспектив развития региона.

На региональном уровне социальная сфера выступает объектом управления для всех государственных органов власти, функционирующих и имеющих социальную направленность (министерств и государственных комитетов, ведающих вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры и спорта, труда и др.), на местном – управления и отделы органов местного самоуправления. На каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои функции в соответствии с предоставленными полномочиями.

Управление социальной сферой региона сопряжено с выполнением множества функций, решением конкретных аналитических и организационных задач, обработкой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. Поскольку социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности, управление ей должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов.

Социальная сфера региона представляет собой сложную разветвленную многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие регионального сообщества.

Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов.

Заключение

Особенности социальной сферы региона как объекта социальной политики вызваны специфическим разнообразием развития культуры, природно-климатических, географических и экологических условий, так и трансформацией социальных и бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценностей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации личности в характерных условиях функционирования конкретного региона. Достижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих социальных деформаций и, в конечном счёте, достижение социальной стабильности должно являться сутью социальной политики в регионе.

Региональная социальная политика может формироваться и склады-ваться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации. Конкретные направления социальной политики в регионе (приоритеты, ме-ханизмы, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.

Традиционно считается, что социальная политика – это прерогатива государства, именно государство является гарантом и проводником единой социальной политики на всей своей территории. С другой стороны, центральная власть не в состоянии учесть все нужды и интересы населения на местах, а также изыскать способы и ресурсы для их удовлетворения, поэтому в каждом регионе социальная политика приобретает свои характерные черты. На местном уровне реализуется муниципальная социальная политика, отражающая интересы местного сообщества. Таким образом, согласно традиционному подходу в социальной политике также существует властная вертикаль, а основными субъектами социальной политики являются уровни власти: федеральный центр, региональная власть и местное самоуправление. В то же время, несмотря на укрепление вертикали власти, разрыв в уровне жизни граждан в масштабах страны продолжает увеличиваться. Бюджетное перераспределение как основной механизм реализации социальной политики выравнивает региональные различия лишь на самом минимальном социальном уровне, а в целом способствует усилению диспропорций регионального развития.

Экономический рост, связанный с конъюнктурой сырьевого рынка последних лет, вплоть до экономического кризиса 2008 г., обеспечил явные преимущества лишь нескольким сырьевым регионам и федеральным городам. Данные официальной статистики и социологических опросов, свидетельствующие о повышении уровня жизни населения в нашей стране, отражают всего лишь средние показатели, за которыми скрываются как благополучие одних регионов, так и нищета других.

Механизм обеспечения эффективного социально-экономического раз-вития региона и создания в нем эффективной социальной сферы должен быть сориентирован на процесс максимального удовлетворения общественных потребностей за счет достижения оптимальной пропорции распределения ограниченных ресурсов между отраслями и сферами экономики, соответствующей их объему и структуре общественных потребностей. При этом тенденция децентрализации системы социальной защиты населения, предполагающая переложение бремени финансирования и организации защиты на регионы и муниципалитеты, не должна принять необратимый характер.

Список литературы

1. Бессонова В.В. Жукова А.С. Значимость института социальной правозащиты в регионах России. // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №12.

2. Битуева Д.В. Формирование региональной социальной политики в условиях дифференциации российского пространства // Региональная экономика и управление. 2008. №2.

3. Дедюхина В.А. Совершенствование программно-целевого управления социальной сферой региона. – Автореф. дисс. – М, 2008.

4. Дорогов Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений. // Проблемы теории и практики управления. 2009. №4.

5. Жохов А.Н., Ренкас Н.Н. Актуальные вопросы прогнозирования каче-ства жизни // Экономический вестник ИЭиУ НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2008. №8.

6. Кадышев Е.Н. Повышение конкурентоспособности региона в условиях трансформирующейся экономики. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009.

7. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения. // Социальное и пенсионное право. 2010. №2.

8. Макаров В. Экономическое развитие России и проблемы микроэкономики знаний // Проблемы теории и практики управления. 2008. №2.

9. Пудич В. Проблема системности менеджмента в России // Менеджмент сегодня. 2008. №2.

10. Пыркова О.М., Койнова Т.А. Разработка системы государственных социальных стандартов – важнейшее условие эффективного решения социально-экономических проблем в регионе // Социально-трудовая сфера: динамика, качество человеческого потенциала, проблема управления: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 26-27 мая 2008 г. Самара, 2008.

11. Пыркова О.М. Социальная стандартизация и социальные стандарты: методологический аспект // Вест. молодых ученых Самар. гос. экон. акад. 2010. №2.

12. Ренкас Н.Н. Социальные стандарты – инструмент управления качест-вом жизни региона. // Социальное и пенсионное право. 2010. №4.

13. Смирнов В.В. Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития в регионах. // Экономический анализ: теория и практика. 2009. №11.

14. Социальная политика: Учебник. / Под ред. Н.А.Волгина. – М.: Экзамен, 2009.

15. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. – М.: Исслед. центр, 2009.

16. Трофимова И.Н. Региональные аспекты социальной политики РФ. // Го-сударственная власть и местное самоуправление. 2008. №1.

17. Хлопонин А. Региональная политика: Осмысление пространства // Ведомости. 2008. 24 июля.

18. Чумаченко Н.Г. и др. Региональное управление и научно-технический прогресс. – Киев, 2010.

19. Швецов А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения. // Российский экономический журнал. 2008. № 5.

20. Швецов А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения. // Российский экономический журнал. 2008. № 6.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблемы социальной сферы в регионах»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика