Дипломная работа
«Оптимизация деятельности таможенных коллективов (на примере Миллеровской таможни)»
- 87 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ 6
1.1 Понятие таможенного коллектива 6
1.2 Виды таможенных коллективов 15
2. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ МИЛЛЕРОВСКОЙ ТАМОЖНИ) 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика 30
2.2 Штатная численность и обязанности в таможенном коллективе 41
2.3 Методы управления таможенным коллективом 58
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ МИЛЛЕРОВСКОЙ ТАМОЖНИ) 69
3.1 Основные направления совершенствования 69
3.2 Возможные методы совершенствования 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Управление таможенной деятельностью охватывает широкий круг проблем, которые входят в компетенцию всей вертикали государственной власти – от законодательных органов государства до конкретных таможенных органов. Законодательные и исполнительные органы власти формируют государственную таможенную политику и таможенно-тарифный механизм ее реализации, а государственная таможенная служба осуществляет ее непосредственную реализацию. В результате эффективность таможенной деятельности определяется качеством государственной таможенной политики, качеством таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности и качеством его реализации. Создание устойчивой, гибкой и эффективной системы таможенного управления – одна из важнейших (и в тоже время самых сложных) задач административной реформы в современной России.
Результаты деятельности таможенных органов в идеале должны соответствовать общим требованиям к качеству результатов труда, которые заключаются в следующем:
отвечать четко определенным потребностям, сфере применения или назначению;
удовлетворять требованиям заказчика и потребителя;
отвечать действующему законодательству;
соответствовать действующим стандартам, техническим условиям или другим специальным требованиям;
обладать конкурентоспособными ценами;
обеспечивать получение прибыли (или, для бюджетных организаций, укладываться в выделенные сметы расходов).
Результаты деятельности таможенных органов напрямую зависят от деятельности их коллективов. В теории управления вопрос деятельности коллективов – один из центральных, поскольку касается сущности и содер-жания управленческой деятельности. Анализ деятельности коллективов имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и др.
Тема эффективности деятельности коллективов достаточно разработана в теории менеджмента. Наиболее известными в этом направлении, по мнению автора, являются работы таких ученых, как Ф. Тейлор, Г. Гантт, Г. Файоль, А. Маслоу, К. Арджирис, Р. Лайкерт, И. Ансофф, Б.А. Райзберг, А.Г. Поршнев, М. Мэскон, М. Альберт, Ф. Хедоури, М. Вебер и др. Наиболее значимыми исследованиями в области управления организациями по критерию качества результатов труда коллектива являются работы В.В. Бойцова, А.В. Гличева, В.Н. Войтоловского, В.Г. Версана, В.В. Окрепилова. При этом практически отсутствуют научные работы, посвященные оптимизации деятельности именно коллективов таможни.
Все сказанное выше подтверждает актуальность темы данной работы. Целью данной работы является анализ основных направлений оптимизации деятельности коллективов таможни. Задачами дипломной работы являются:
изучение сущности коллектива таможни и видов таможенных коллек-тивов;
анализ методов управления таможенными коллективами;
изучение должностных обязанностей в таможенных коллективах;
анализ основных направлений совершенствования таможенного кол-лектива Миллеровской таможни.
Предметом исследования работы является анализ положений менеджмента, регламентирующих деятельность таможенных коллективов. Объектом исследования работы является таможенный коллектив Миллеровской таможни.
Теоретической базой исследования является российская научная литература по менеджменту и организации управления, посвященная деятельности коллективов. Для решения поставленных в работе задач использовались как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа, индукции и дедукции. Информационной базой исследования является документация, посвященная деятельности таможенных коллективов.
Поставленные в работе задачи определили структуру исследования, включающую в себя введение, три главы, список использованных источни-ков, заключение. Первая глава посвящена теоретическим аспектам рассматриваемой проблемы. Во второй главе анализируется коллектив Миллеровской таможни. На основании проведенного анализа выявляются основные проблемы в сфере управления коллективом. В третьей главе выявляются основные направления совершенствования деятельности коллектива таможни.
Таможенное дело относится к ведению федеральных органов власти. В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, которая является составной частью внешней и внутренней политики России. Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимули-рование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики Рос-сии.
Таможенный коллектив является подсистемой таможенного органа. Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:
• участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;
• обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ, принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
• обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безо-пасность РФ, являющуюся экономической основой суверенитета РФ;
• защищают экономические интересы РФ;
• применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
• взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные плате-жи;
• участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти ме-ры;
• обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
• ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
• осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможен-ное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
• ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную та-моженную статистику РФ;
• ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
• содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в со-ставе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;
• содействуют осуществлению мер по защите государственной безо-пасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здо-ровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
• осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;
• осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
• обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
• проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;
• обеспечивают в установленном порядке Президента РФ и Правительство РФ, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным во-просам;
• реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.
Трудовые коллективы таможенных органов имеют ряд специфических особенностей:
1) по своему содержанию трудовая деятельность коллективов в тамо-женных органах направлена на реализацию общенациональных интересов, на всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя, ее отличают высокая степень ответственности должностных лиц таможенных органов за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия, жесткая нормативная регламентация управления и трудовой дисциплины в таможенных органах, а также задействование интеллектуального, творческого потенциала для решения управленческих задач;
Подводя итоги проведенной работы, возможно сделать следующие выводы.
Основные способы оптимизации деятельности таможенных коллекти-вов связаны с повышением эффективности управления. Управление тамо-женным делом является одной из отраслей государственного управления в социально-экономической области и необходимым условием обеспечения рационального комплексного осуществления таможенного дела.
Управление как структура в таможенных органах носит ступенчатый иерархический характер, различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления. Каждой ступени, или уровню управления, соответствует свой субъект и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать как субъект последующих управленческих и исполнительских действий. Соответственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону. Существенную роль в системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом и объектом управления, зависящие от организационной структуры управления, других факторов. Организационная структура управления в таможенных органах не является завершенной, она нужда-ется в постоянном развитии и совершенствовании, создании новых видов организационных структур. Совершенствование системы показателей и методологии оценки эффективности работы таможенных органов – один из самых верных путей повышения уровня контрольных функций, улучшения управления таможенным делом и подъёма экономики страны. Главным критерием оценки эффективности работы таможенных органов являются результаты их деятельности в решении возложенных на них задач.
Организация таможенного управления строится на основе шести из-вестных принципов: специализации, пропорциональности, параллельности, точности, непрерывности и ритмичности. Деятельность руководителей – процесс непрерывного выполнения управленческих функций. Функции управления подразделяются на основные и конкретные.
Основополагающее значение имеет классификация основных функ-ций, отражающая содержание процесса управления, его стадии: планирование (перспективное, текущее, оперативное), организация, регулирование (координирование, распорядительство), контроль, учет и анализ.
Проведенный в работе анализ коллектива Миллеровской таможни и системы управления в данном коллективе показал, что создание таможен-ной службы нового типа неразрывно связано с совершенствованием ее кадрового состава. Поэтому первоочередной задачей является обеспечение для таможенных служащих таких условий для трудовой мотивации (административных, организационно-экономических, социально-психологических), которые будут дисциплинировать, стимулировать, способствовать профессиональной и творческой реализации, воспитывать нравственные ценности и этические принципы служебной деятельности, что, соответственно, позволит повысить ответственность и результативность российской государственной службы. Один из приоритетов в функционировании таможенной службы на современном этапе – борьба с коррупцией. В борьбе с коррупцией в таможенной сфере не последнюю роль также играет грамотная мотивация сотрудников, на-правленная на нежелание преступать законодательство.
Систему мотивации персонала нужно строить исходя из анализа по-требностей сотрудников, она должна быть гибкой, учитывать профессио-нальные, возрастные особенности сотрудников. Каждый сотрудник должен знать, за что вознаграждают или наказывают в организации, для этого нужны четкие критерии оценки работы персонала. Различные изменения в организации, ее рост, реорганизация требуют адаптации системы мотивации с учетом изменяющихся факторов.
Во всех существующих системах мотивации персонала должно быть установлено правильное соотношение между вознаграждением и результа-том. Человек находит полное удовлетворение через вознаграждение за достигнутые результаты. Конечным мерилом того, насколько ценно вознаграждение, служит показатель удовлетворенности.
Для достижения таможенной организацией поставленных целей необ-ходимо, чтобы каждый работник выполнял свою работу и получал определенный результат. Экономические отношения организации с работником, обмен результатов работы на зарплату приводит к выполнению регламентированной работы, но в случае с работой, требующей большого личного вклада, не дают желаемого результата. Поскольку у работника, в этом случае, нет прямой заинтересованности в результатах работы, то его усилия сосредоточены на получении вознаграждения. Рационализм отношений, складывающийся при обмене результата выполненной работы на зарплату, означает противопоставление интересов работника интересам организации. В этих условиях необходимым является построение системы оптимального соци-ально-психологического климата на предприятии.
Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные состав-ляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). Характер социально-психологического климата зависит в целом от степени развитости коллектива Нематериальная мотивация – важнейшая составляющая оптимального социально-психологического климата.
1. Таможенный кодекс Таможенного Союза (в ред. от 16.04.2010).
2. Федеральный закон от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
3. Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Одобрена Коллегией ФТС России 29 августа 2008 г.
4. Андреева Г.Н., Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2004.
5. Армстронг М. Основы менеджмента. – М., 1998.
6. Азаров Ю.Ф., Баландина Г.В. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. – М., 2006.
7. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации. // Менеджмент. 2004. №5.
8. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М., 2007.
9. Барышникова Е.Ю. Факторы эффективности управления таможенным делом. // Таможенное дело. 2009. №1.
10. Бачило И.Л. Функции органов управления. – М., 1996.
11. Беляева С. Мотивация и стимулирование труда государственных служащих таможенных органов. // Кадровик. 2010. №8.
12. Бурганова Э.О. Внедрение ключевых показателей эффективности // Персонал Микс. 2005. №6.
13. Васильченко О. Социально-психологический климат в коллективе: диагностика формирования. // Справочник кадровика. 2008. №12.
14. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. 2-е изд. – М.: Фирма «Гардарика», 2006.
15. Гущина А.И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Общество и экономика. 2005. №1.
16. Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2003.
17. Жданов А.И. Социально-психологический климат. // Менеджмент. 2007. №2.
18. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. – М.: Деловой двор, 2008.
19. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Пер. с англ. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Олимп-Бизнес, 2006.
20. Кибанов А. и др. Методология разработки квалификационной характеристики. // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2008. №9.
21. Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления и право. – М., 2006.
22. Козырин А.Н. Таможенное право России: Учебное пособие. – М.: Спарк, 2005.
23. Косенко В.П., Опошнян Л.И. Основы теории эффективности таможенного дела. – М.: РИО РТА, 2005.
24. Климова Т.В., Мензюк Г.А. Государственное управление таможенной деятельности в Республике Казахстан. //Вестник КАСУ. 2005. №3.
25. Международные экономические отношения. Учебное пособие под ред. проф. Л.Е. Стровского – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
26. Мейер М.В. Оценка эффективности бизнеса. Пер. с англ. – М.: Вершина, 2008.
27. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.
28. Ноздрачев А.Ф. Таможенная служба. // Законодательство и экономика. 2006. №7.
29. Основы таможенного дела. Учебник. / Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ФТС РФ – М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2008.
30. Плахотич С.А., Макаров В.Г. Автоматизированная система таможенно-го оформления грузов и транспортных средств. // Автоматизация, телемеханика, связь. 2007. №1.
31. Соколов А.А. Тенденции развития российской таможенной службы под влиянием организационно-экономических перемен в международной торговле. // Проблемы современной экономики. 2007. №3.
32. Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение: Учебное пособие / А.Д.Ершов, В.А.Черных. – М.: Изд-во РТА, 2009.
33. Трунина Е.В. Актуальные вопросы ведомственного контроля. // Таможенное дело. 2009. №1.
34. Трунина Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». – М.: Юстицинформ, 2010.
35. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями. – СПб.: Изд. дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2007.
36. Файоль А., Эмереон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство: Пер. с англ. – М., 1992.
37. Финк С. Управление поведением: раскрывая лучшее в людях // Курс МВА по менеджменту. – М., 2004.
38. Ямпольская Д., Зонис М. Менеджмент. – М., 2008.
39. w*w.customs.r*
40. w*w.voxpipouli.r*/science/call12/shoutdown1233Yfd.htm.
Тема: | «Оптимизация деятельности таможенных коллективов (на примере Миллеровской таможни)» | |
Раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 87 | |
Цена: | 4500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Планирование поступления таможенных платежей (на примере Миллеровской таможни)
Дипломная работа:
Экономические результаты деятельности таможенных органов (на примере Чеченского таможенного поста)
Дипломная работа:
PR-деятельность мультинациональной компании
Магистерская работа:
Управление научно-инновационной деятельностью образовательной организации (на примере бгпу им.м.акмуллы)
Дипломная работа:
Механизм контроля таможенной стоимости (на примере Ростовской таможни)