Реферат
«Научение и пластичность»
- 10 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. Научение и его сущность
2. Нейтронные феномены пластичности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Жизнь любого организма – это, прежде всего, непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды. По мере продвижения вверх по ступеням иерархии живых существ стереотипные, предопределенные или запрограммированные формы поведения (у примитивных животных) постепенно уступают место более гибкому и пластичному поведению, позволяющему организмам адаптироваться к тем разнообразным ситуациям, с которыми они ежедневно сталкиваются.
Если рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут претерпевать значительных изменений, то, напротив, приобретенные поведенческие реакции могут изменяться, иногда очень существенно и притом необратимо. Эти изменения происходят в результате того опыта, который в то или иное время приобретает индивидуум. Именно необратимость или хотя бы стойкость изменений служит отличительной чертой приобретенных форм поведения.
Исходя из изложенного выше, тема научения и нейтронных феноменов пластичности является актуальной.
Научение – это основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным изменениям в поведении особи. Научение основывается на условных рефлексах и играет важную роль в развитии форм поведения, связанных с локальными или меняющимися стимулами.
Научение может осуществляться на разных уровнях в зависимости от того, каков его нервный механизм и насколько важны или сложны те струк-туры, которые в нем участвуют. Некоторые виды научения могут происхо-дить уже на уровне рецепторов или спинного мозга; для других же необходимо участие подкорковых структур или даже миллиардов нервных цепей коры головного мозга.
Одни формы научения осуществляются автоматически и непроизвольно. Другие требуют такого программирования, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих и в особенности человека.
Возможно выделить три категории научения, различающиеся по степени участия в них организма как целого. Речь идет соответственно о выработке:
1) реактивного поведения,
2) оперантного поведения,
3) такого поведения, которое требует участия мыслительных процессов в обработке информации (когнитивное научение).
Когда создаются новые формы реактивного поведения, организм пассивно реагирует на какие-то внешние факторы и в нервной системе как бы незаметно и более или менее непроизвольно возникают изменения нейронных цепей и формируются новые следы памяти. К таким типам научения относятся следующие (перечислены в порядке усложнения): привыкание (габитуация) и сенсибилизация, импринтинг и условные рефлексы.
Оперантное поведение – это действия, для выработки которых нужно, чтобы организм активно «экспериментировал» с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями.
Сущность научения заключается в том, что в отличие от рефлексов и инстинктивных форм поведения, мало подверженных изменению, приобретенные формы поведения могут порой существенно и надолго изменяться. Можно различить три основных типа научения: выработку реактивных форм поведения, выработку оперантного поведения и когнитивное научение. Выработка реактивных форм поведения сводится к тому, что мозг пассивно воспринимает внешние воздействия и это приводит к изменению существующих и формированию новых нервных связей.
Нейрональная пластичность является мощным механизмом регуляции передачи сигнала в нейрональных сетях. При этом нейрональная пластичность тесно связана с диффузным, путем передачи сигнала в нейрональной сети. На этом принципе организована «широкополосная» система передачи сигнала. Диффузный внесинаптический сигнал способен распространяться одновременно на несколько нейронов или нейрональных компартментов. Таким образом, поток информации передается параллельно по нескольким каналам. При этом, диффузная нейропередача изменяя состояние мембраны, меняет свойства синаптического сигнала (нейрональная пластичность). Информация кодируется посредством локальных внесинаптических флуктуаций нейропередатчиков. Эти колебания определяют, как и какие нейроны или нейрональные компартменты в сети будут обрабатывать входящие синаптические сигналы.
1. Александрова Ю.И. Психофизиология: учебник для ВУЗов. – М., 2010.
2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для ВУЗов. – М., 2002.
3. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992.
4. Семьянов А.В. Нейрональная пластичность. // Вопросы психологии. 2004. №1.
Тема: | «Научение и пластичность» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 10 | |
Цена: | 150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Педагогическая технология развития творческих навыков старших дошкольников через музыкально-хореографические этюды и игры
Дипломная работа:
Дизайн-макет и иллюстрация художественного произведения на примере сборника фантастических рассказов Фредерика Брауна
Курсовая работа:
Характеристика агрессивности обучающихся в в промышленно-экономическом техникуме
Курсовая работа:
Машиностроительные материалы и использование их в системах сервиса (на материалах предприятий потребительской кооперации)
Дипломная работа:
Воспитание и развитие ребенка на основе занятий хореографией