Курсовая работа
«Кризис ООН: причины и последствия»
- 25 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА ООН
1.1 Оценка деятельности ООН
1.2 Основные составляющие кризиса ООН
1.3 Кризис миротворчества ООН
2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ООН
2.1 Основные принципы реформирования деятельности ООН
2.2 Реформирование миротворческих операций ООН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация Объединенных Наций была создана после Второй мировой войны. Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день с 1947 г. отмечается как День Объединенных Наций. ООН преследует цели:
- поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;
- развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
- осуществлять международное сотрудничество в разрешении между-народных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;
- быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.
Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство членов ООН; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами; отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН; невмешательство во внутренние дела государств; оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.
Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН. Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. В случае принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по реко-мендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осуществление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблей по рекомендации Совета Безо-пасности.
В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инстру-ментом поддержания международного мира и безопасности; в рамках ООН разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международных отношениях.
В современных условиях актуальной является тема кризиса ООН как международного института. Кризис главной международной организации начался давно, и нет ни одного политического деятеля, который не обращал бы внимания на необходимость реформирования ее институтов. Данная тема затрагивалась в работах Г. Морозова, Л. Гришаевой, Т. Становой, однако необходимо научное обобщение выводов, сделанных этими учеными.
Целью работы является анализ кризиса ООН как международного института. Поставленная в работе цель определяет необходимость решения следующих задач:
- анализ положительных и отрицательных сторон деятельности ООН;
- изучение основных направлений кризиса ООН как международного института;
- анализ путей реформирования ООН в условиях кризиса данной организации.
Объектом исследования работы является деятельность ООН на международной арене. Предметом исследования работы являются негативные аспекты деятельности ООН.
Теоретической базой исследования является российская и зарубежная научная литература, посвященная деятельности ООН. Для решения поставленных в работе задач использовались общенаучные методы анализа и синтеза, логического и исторического анализа. Методологической основой исследования являются диалектический метод познания, методы логического анализа, методы сравнения и группировок.
Работа включает в себя введение, две главы и заключение. Первая глава посвящена общей характеристике кризиса ООН как международного института. Во второй главе рассматриваются пути преодоления кризиса и реформирования ООН.
Прежде всего, следует отметить, что ООН отражает основные факторы, воздействующие на ситуацию в мире. Ее успехи и многие неудачи – результат политики государств-членов. Главным положительным итогом является определенный и весомый вклад ООН в то, что мир избежал ядерного апокалипсиса третьей мировой войны .
ООН сделала некоторые, хотя и недостаточные, шаги по ограничению ряда негативных аспектов, связанных с ядерным оружием. Нельзя не отметить и положительных моментов в области прогрессивного развития и кодификации международного права. ООН и ее специализированные учреждения, именуемые в западной литературе «семья ООН», предприняли определенные усилия в гуманитарной области, в деле привлечения внимания государств и народов к охране окружающей среды, борьбе с опасными инфекциями, а также в оп-ределенной мере к экономическим и социальным вопросам.
Важную роль в развитии международного права сыграл Устав ООН. Устав ООН – не только правовая основа деятельности Организации. Это главный международный договор особого рода, который от имени всего мирового сообщества провозгласил международно-правовые нормы, призванные обеспечить правопорядок и сотрудничество всех стран мира в интересах прогресса человечества. Все положительное в опыте ООН – результат неуклонного следования Уставу. Его игнорирование, нарушение основных принципов, определяющих компетенцию главных органов Организации и порядок их деятельности, неизменно приводили к плачевным результатам.
Анализируя роль Устава в деятельности ООН за прошедшие годы, можно с полным основанием констатировать, что это единственный в исто-рии правовой международный акт, который обязывает все государства мира. Ему следуют все изданные после учреждения ООН международные организации – межправительственные и неправительственные. На его принципы ссылаются все важнейшие международно-правовые документы, хотя его толкование нередко бывает различным. В Уставе заложены основы развития системы коллективной безопасности, провозглашены демократические идеалы цивилизованного мира. Принципы, сформулированные более шестидесяти лет тому назад, и поныне не утратили своей значимости и актуальности. Они содержат все возможности, необходимые для дальнейшего прогрессивного развития международного права, основ и норм международного поведения.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
Прежде всего, следует отметить, что, несмотря на все негативные явления международной жизни за минувшие года, нагромождение льдов «холодной войны», нередко сковывавших деятельность ООН, она не только сохранилась, но, став универсальной по своему составу, является сегодня органической частью системы международных отношений, что открывает перспективу для превращения ее в будущем в центральный механизм мирового сообщества.
Противоречивость интересов ставит ООН на грань кризиса. Значительно возрастает роль двухсторонних форматов переговоров, других центров влияния – в первую очередь, «восьмерки». В то же время ООН остается не только местом для легитимации политических акций крупнейших государств (США, к примеру, вынуждены были «узаконивать» свое присутствие в Ираке с помощью механизма ООН), но и признанной площадкой, где лидеры всех государств могут выступать с международными инициативами.
Фактически вскоре после своего создания ООН превратилась в инст-румент предупреждения войны между великими державами, прежде всего между СССР и США. Но с распадом СССР задача предотвращения конфликта между сверхдержавами отпала. С середины 90-х годов происходили сложные по условиям осуществления и противоречивые по своим международным последствиям гуманитарные интервенции под флагом ООН в конфликтных зонах в разных частях мира.
В условиях кризиса ООН ее реформирование следует рассматривать как сложный и всеобъемлющий процесс, охватывающий все сферы деятельности ООН для повышения ее эффективности и закрепления центральной роли в мировых делах, основанный, в первую очередь, на принципе многополярности современного мира. Чтобы ООН соответствовала требованиям современной жизни и смогла сохраниться в будущем, необходимо отразить в ее Уставе новые реалии. Речь идет не о ревизии Устава, а о его адаптации к нынешним условиям и требованиям мирового сообщества.
Необходимо расширить круг постоянных членов Совета безопасно-сти ООН, на места в котором претендуют Япония, Германия, Индия, Бразилия и ряд других стран. При этом необходима кропотливая подготовительная работы для осуществления такого рода реформы.
Одной из главных функций ООН, изначально созданной для поддержания мира и международной безопасности, предотвращения новых международных конфликтов, стало миротворчество. Реформа миротворческой системы ООН должна продвигаться в двух основных направлениях: совершенствование самого механизма кризисного реа-гирования (миротворческого потенциала) и выработка четких правовых аспектов применения силы в международных отношениях.
1. Арышев А.П. ООН и мировая политика. – М., 2006.
2. Бутрос Б. Гали. Непокоренная ООН. – М., 2000.
3. Бутрос Б. Гали. Повестка дня для мира. – Нью-Йорк, 1995.
4. Гольц А. Кризис, который всегда с ООН. // Ежедневный журнал. 22.09.2005.
5. Гришаева Л. Кризис миротворчества ООН. // Обсервер. 2008. №4.
6. Дадуани А.Г. Демократия и ООН. // Юрист-международник. 2008. №1.
7. Карташкин В.А. Всеобщая декларация прав человека и развитие правозащитного механизма ООН. // Юрист-международник. 2008. №2.
8. Карташкин В.А. Реформирование конвенционных органов по правам человека // Юрист-международник. 2007. №2.
9. Лавров С.В. О внешнеполитических итогах 2007 г. // w*w.mid.r*
10. Морозов Г. Саммит тысячелетия и ООН. // Вопросы истории. 2006. №2.
11. Сергиенко В. Кризис ООН. // Континент. 2002. №19.
12. Сорокина О.Ю. Полномочия Совета Безопасности ООН и действия региональных организаций по поддержанию мира. // Международное публичное и частное право. 2008. №2.
13. Становая Т. Кризис и перспективы ООН. // Российская газета. 15.09.2005.
14. Троицкая Ю. Бутрос Гали: в настоящее время ООН переживает кризис. // Риа Новости. 02.08.2005.
15. Шинкин А.В. История дипломатии. – М., 2007.
Тема: | «Кризис ООН: причины и последствия» | |
Раздел: | Политология, политистория | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 25 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Финансовые кризисы, причины и последствия
Дипломная работа:
Экономический кризис России и пути выхода из него
Дипломная работа:
Цикличность и мировой финансовый кризис
Курсовая работа:
Виды нарушений развития, их причины и механизмы
Курсовая работа:
Инфляция: причины, последствия, опыт решения проблем