Курсовая работа
«Социальная политика как наука»
- 36 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК НАУКИ 5
1.1 Теоретическая основа социальной политики 5
1.2 Задачи социальной политики как науки 9
2. ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 15
2.1 Сущность, цели и задачи социального государства 15
2.2 Закрепление института социального государства в Конституции РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 35
Социальная политика представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства, общественных объединений, общества в целом по разрешению имеющихся в нем противоречий, повышению эффективности господствующей политической системы и ее отдельных звеньев.
В условиях реформирования российского общества важнейшим на-правлением деятельности государства, общественных объединений и организаций является осуществление социальной политики по разрешению социо-стратификационных противоречий, повышению эффективности политической и экономической системы, ее отдельных звеньев, реализации социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, оказанию им помощи и поддержки.
Если в предшествующие годы основным субъектом социальной политики выступало государство и его полномочные органы, то в условиях демократизации общества и переходе к рыночным отношениям, наряду с государственными органами, сосубъектами социальной политики становятся и социальные институты гражданского общества, причем не только номинально, но и реально.
Кроме того, наличие целого ряда относительно самостоятельных субъектов и носителей социальной политики не только расширяет гамму социальных услуг на основе их взаимодополнения, но и обеспечивает большую гибкость и мобильность социальной политики, позволяет оперативнее реагировать на изменение социально-экономической ситуации в стране. Высокая социальная значимость социальной политики предполагает необходимость изучения ее содержания, основных компонентов и механизмов реализации.
Изучение социальной политики с научных позиций является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста. Оно строится на основе достижений отечественной и зарубежной социально-политической мысли, передовой вузовской педагогики, анализа социально-политических событий и процессов.
В этих условиях актуальной является тема анализа теоретических ос-нов и задач социальной политики как науки. Анализ данной темы и является целью данной работы. В свою очередь из цели, поставленной в работе, вытекает необходимость решения следующих задач:
анализ теоретических основ социальной политики как науки;
изучение задач социальной политики как науки;
выявление основных целей и задач социального государства как дос-тижения задач оптимальной социальной политики;
анализ закрепления в Конституции РФ положений о социальном государстве.
Анализируя теоретические основы современной социальной политики, в первую очередь, необходимо отметить, что исследователь Е.А.Сергеева выделяет пять групп подходов к пониманию социальной политики в современной науке .
Во-первых, социальную политику рассматривают как деятельность по решению проблем всего общества, следовательно, с этой точки зрения она направлена на достижение его важнейших целей.
Во-вторых, социальная политика рассматривается как политика стабилизации социально-трудовой сферы общества – в данном случае она направлена на регламентирование отношений труда и капитала.
В-третьих, социальная политика может быть рассмотрена как деятельность, ориентированная на социальные низы – деклассированные элементы, маргинальные группы и т.п. с тем, чтобы оградить обеспеченные классы от их притязаний путем развития государственной помощи и общественной благотворительности.
В-четвертых, социальную политику рассматривают как инструмент смягчения индивидуального и социального неравенства через систему государственных и общественных перераспределительных мероприятий. Цель социальной политики в данном подходе – удержать дифференциацию доходов в рамках децильного коэффициента (10:1) путем соответствующей налоговой политики.
В-пятых, социальная политика рассматривается с точки зрения базо-вых ценностей современного гражданского общества и социального государства – соответственно, ее целями признается достижение справедливости и социального партнерства.
Социальная политика обладает следующими признаками: комплекс средств (экономических, правовых, организационных); реализация специально уполномоченными субъектами; основной целью – реализацией социальных программ по поддержке уровня жизни каждого человека и особенно уязвимых слоев населения .
Междисциплинарный характер социальной политики находит свое выражение в понятийно-категориальном аппарате, вбирающем в себя как понятия, выработанные в процессе ее возникновения и раз вития, так и понятия других (особенно близких) научных дисциплин . Категориальный аппарат социальной политики государства включает в себя следующую систему понятий:
Социальная политика как наука выступает фундаментальным поняти-ем, связанным с обеспечением социальной защиты прав и свобод граждан, формированием эффективной социальной структуры общества и его инсти-тутов, созданию и поддержанию основополагающих социальных инте-ресов, ценностей, норм и отношений, укреплению социальной инфраструктуры, сохранению и развитию социализации человека.
Социальная политика представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства, общественных объединений, общества в целом по разрешению имеющихся в нем противоречий, повышению эффективности господствующей политической системы и ее отдельных звеньев.
Один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, заключается в том, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.
В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.
Конституционные цели, задачи и функции социального государства имеют общий характер. Их конкретное содержание раскрывается в теку-щем законодательстве, а реализация – в практической деятельности госу-дарства. Новые подходы требуют, чтобы государство (социальное государство) обеспечивало основные нужды человека (инфраструктуру, прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.), но человек тоже должен заботиться о себе и своей семье. Современные условия общественного развития, прогресс науки, культуры, образования, равно как и грозящие опасности (в том числе и из-за ложного или преступного использования научных достижений), требуют формирования новой личности человека, высоко профессионального, морально подготовленного и ответственного. Социальное государство обязано создать, и оно создает условия для этого. При этом социальная функция государства направлена на то, чтобы смягчить и даже предотвратить многие социальные противоречия, способствуя снижению социальной на-пряженности и повышению стабильности и общественной солидарности.
Следуя нормам международного права, Конституция РФ устанавли-вает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечи-вающую каждому россиянину достойную жизнь.
Конституция РФ закрепляет основные направления социальной защиты государства. Это:
1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
2) пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам;
3) создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;
4) выплата государственных пенсий и социальных пособий и т.д.
Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развития системы социальных служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты. Однако ученые-правоведы обращают внимание и на другую сторону вопроса. «Конституция – не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Консти-туция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека; она действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполно-ценной» .
1. Конституция РФ. // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Алебастрова И.А. Социальное государство: белая одежда голого короля или платье золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008. №20.
3. Быкова Л.Д. Содержательная модель региональной социальной политики // Вестник Омского университета. 2005. Вып.2.
4. Волгин И.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учеб. М., 2003.
5. Выговская И.В. Пенсионное обеспечение как основа социальной поли-тики в РФ. // Социальное и пенсионное обеспечение. 2009. №1.
6. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
7. Гонтмахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. 2000. № 9-10.
8. Добренькое В.И., Харчева ВТ., Слепенков И.М. и др. Социальная за-щита населения Российской Федерации: анализ результатов социоло-гического опроса // Вестник Моск. ун-та. Сер 18. Социология и поли-тология. 2006. № 3, 4.
9. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. 2001. № 6.
10. Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., 2007.
11. Курпатова Т.П. Конституционные основы права человека на образование. // Социальное и пенсионное право. 2009. №2.
12. Маргулян А.Я. Социальная политика. – М., 2008.
13. Наймушина Л.П. Политико-правовые гарантии реализации прав человека в социальной сфере. // Социальное и пенсионное право. 2009. №3.
14. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции РФ. – М., 2000.
15. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ. – М., 2006.
16. Сергеева Е.А. Социальная политика. – М., 2002.
17. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы. // Журнал российского права. 2008. №12.
18. Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социального государства в Рос-сии и зарубежных странах. // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. №2.
Тема: | «Социальная политика как наука» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 490 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Социальная работа как общественное явление
Курсовая работа:
Социальная политика государства как основа социальной работы
Дипломная работа:
Основные направления социальной политики России в современных условиях
Дипломная работа:
Социальная политика Российской Федерации
Курсовая работа:
Внебюджетные социальные фонды как основные источники финансирования мероприятий по социальной защите населения