Реферат
«Смежные права в сфере культуры и искусства»
- 18 страниц
Введение….3
1. Понятие, объекты и субъекты смежных прав, их соотношение с авторскими правами…5
2. Права исполнителей, производителей фонограмм и организаций
вещания….9
3. Срок охраны смежных прав. Свободное использование объектов смежных прав….12
Заключение….16
Список использованной литературы….18
В данной работе исследуется тема «Смежные права в сфере культуры и искусства». Актуальность темы исследования обусловлена в первую очередь тем, что смежные права как институт права интеллектуальной собственности является сравнительно молодым. Первопричиной возникновения института смежных прав было и до настоящего времени остается развитие технологий в сфере информации и массовых коммуникаций. Смежные права обязаны своим появлением таким технологиям, как звукозапись, телевидение и радио. Однако эти технологии существенно изменились с момента их возникновения, и каждое такое изменение становится проверкой на прочность для правовых моделей, заложенных в основу института смежных прав. Звукозапись, радио, телевидение, иные технологии передачи информации изначально были аналоговыми; оборудование для их использования было доступно только профессионалам. С переходом к цифровым технологиям и многократным повышением доступности необходимого оборудования для рядовых пользователей смежные права (как и авторское право) были переориентированы на массового пользователя. Хотя институт смежных прав по-прежнему находится на стадии становления, он развивается активнее классических институтов гражданского права.
Цель исследования – комплексный анализ смежных прав в сфере культуры и искусства.
Объект исследования – общественные отношения в сфере смежных прав.
Предмет исследования – смежные права в сфере культуры и искусства.
Поставленная в работе цель обусловила задачи:
- рассмотреть понятие, объекты и субъекты смежных прав, их соотношение с авторскими правами;
- охарактеризовать права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания;
- изучить срок охраны смежных прав и охарактеризовать свободное использование объектов смежных прав.
Теоретической основой исследования в данной работе явились труды отечественных ученых по рассматриваемой проблематике, учебная и специальная литература.
Рисунок 1 – Объекты авторских прав на телевизионную передачу
В современном театре режиссер-постановщик является творцом, художником, идеологом, организатором, педагогом, помогающим актеру в создании сценического образа, а также создателем, объединяющим творческой волей на содержательном и художественном уровне все компоненты сценического действия: пьесу, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение. В то же время в части четвертой ГК РФ не содержится упоминания об авторском праве режиссера-постановщика на его постановку. При этом законодатель относит режиссера-постановщика к исполнителям и признает за ним смежное право на постановку (п.п. 1 п. 1 ст. 1304, ст. 1313 ГК РФ). Если для возникновения авторского право достаточно зафиксировать произведение на каком-либо носителе (в том числе на бумаге) либо просто выразить его устно, то смежное право на исполнение возникает только тогда, когда это исполнение (режиссерская постановка) выражено в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Если предположить, что у режиссера-постановщика возникает только смежное право на его постановку, то следует согласиться с тем, что режиссер – простой исполнитель и что он ведом автором произведения, легшего в основу спектакля. Тогда театру потребуется оговаривать передачу только смежных прав режиссера-постановщика и только в случае создания записи (аудио-, видео-) спектакля.
Смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав. Согласно главе 71 ГК РФ, обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, а также организации эфирного и кабельного вещания. За исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения исполнителем прав автора исполняемого произведения. В свою очередь производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения. Правовое регулирование сферы смежных прав представляется наиболее сложным по сравнению с областью авторских, поэтому в большей степени требует участия специалиста в решении того или иного вопроса, связанного с использованием смежных прав.
Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого исполнения или постановки либо с момента первого опубликования для фонограммы, либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, либо после осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю.
Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.
Закон предусматривает отдельные правила исчисления срока действия смежных прав в случае репрессии и посмертной реабилитации исполнителя, работы во время Великой Отечественной войны или участия в ней.
Предложения по совершенствованию законодательства:
В подпункте 4 пункта 2 статьи 1317 ГК РФ заменить слово «фонограммы» словами «записи исполнения». Тем самым воспроизведение видео- или аудиовизуальной записи исполнения также (т.е. наряду с воспроизведением звуковой записи – фонограммы) будет отнесено к способам использования исполнения.
Дополнить пункт 2 статьи 1330 ГК РФ таким видом использования сообщений радио- или телепередачи, как последующее сообщение по кабелю, т.е. сообщение по кабелю радио- или телепередачи организацией кабельного вещания после получения ею такого сообщения этой передачи от другой организации эфирного или кабельного вещания с возможностью осуществления кратковременной записи этой передачи.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 18.12.06, №230-ФЗ // Российская газета от 22.12.06, №289.
2. ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.12.06, № 231-ФЗ // Российская газета от 22.12.06, №289.
3. Указ Президента РФ от 07.10.93 «О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 141. Ст.3920.
4. Постановление Правительства РФ от 28.04.93 «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» (в ред. постановления Правительства РФ от 17.11.2000 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 18. Ст.1607; СЗ РФ. 2000. № 48. Ст. 4689.
Литература
1. Абдулин А.И. Интеллект и право: правовая охрана интеллектуальной собственности: Учебное пособие. М., 2001.
2. Авторские и смежные права на театральную постановку //h**t://polonet.r*/stati/pravovye-voprosy-biznesa/avtorskie-i-smezhnye-prava-na-teatralnuyu-postanovku.html.
3. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». Судебная практика. М., 2003.
4. Гражданское право: В 2 т. Том I. Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов, М., 2005.
5. Козырев В.В., Леонтьев К.Н. Авторское право. Вводный курс. h**t://lib.r*s.ec/b/169770/read.
6. Комментарий части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. / Под ред. А.Л. Маковского; вступ. Ст. В.Ф. Яковлева; Исследовательский Центр частного права. – М.: Статут, 2008.
7. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М., 2003.
8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая (постатейный) / Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, С.П. Гришаев [и др.]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 784 с.
Тема: | «Смежные права в сфере культуры и искусства» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 18 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Технология подбора персонала в организациях культуры и искусства (на примере школы танцев "Перуэт")
Дипломная работа:
Реализация государственной политики в сфере культуры (на примере ДК Альфа)
Аттестационная работа:
Руководство профильным подразделением организации культурно-досугового типа
Магистерская работа:
Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств в процессе изучения курса графики
Доклад:
Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году/Министерство культуры РФ