Курсовая работа
«Формы административно-территориального устройства. Понятие. Виды»
- 40 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РФ…7
1.1 Понятие административно-территориального устройства….7
1.2 Виды административно-территориального устройства…11
2. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ….18
2.1 Проблемы правовой регламентации
административно-территориального устройства….18
2.2 Пути совершенствования законодательной регламентации
административно-территориального устройства….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…38
Отсутствие в федеральном законодательстве четко выраженных подходов к решению существующих проблем ставит реализацию политических, социальных прав граждан в зависимость от регионального нормотворчества, которое далеко не всегда развивается по оптимальному пути, приводя в ряде случаев к массовому нарушению этих прав либо создавая предпосылки для такого нарушения. Неслучайно различные аспекты территориальной организации власти в субъектах Российской Федерации неоднократно становились предметом судебного рассмотрения, в том числе в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ.
Противоречивость действующего законодательства об административно-территориальном устройстве, наличие пробелов в регулировании многих концептуальных вопросов территориальной организации государственной власти и местного самоуправления в значительной мере, на наш взгляд, обусловлены отсутствием в современной государственно-правовой науке комплексных исследований, посвященных административно-территориальному устройству Российской Федерации.
Степень разработанности темы. Необходимо сказать, что отдельные проблемные вопросы, касающиеся форм административно-территориального устройства подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Так, А. В. Лужин рассматривал административно-территориальное устройство Советского государства (1967 г.), И. В. Иванов анализировал понятие формы государственного устройства в юридической науке (2007 г.); М. В. Гончаров исследовал конституционно-правовое регулирование территориального устройства Российской Федерации: вопросы теории и практики (2006 г.).
Среди ученых, уделивших особое внимание различным аспектам рассматриваемой темы можно назвать труды отечественных цивилистов: Э.К. Трутнева, Л. Е. Бандорина, Н. А. Фоминой, Л. В. Овчинниковой, А.В. Мелехина, А.Н. Максимова, Ю.В. Кириллова, В. И. Васильева и других. Между тем, исследование данной проблемы свидетельствует о том, что в науке до настоящего времени не существует общепризнанного комплексного определения понятия «административно-территориальное устройство».
Исходя, из вышеизложенного:
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов.
Предмет исследования – содержание понятия административно-территориального устройства Российской Федерации, регулирующие его нормы конституционного и межотраслевого законодательства.
Целью исследования является комплексный анализ понятия, форм и видов административно-территориального устройства.
Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие административно-территориального устройства;
- изучить виды административно-территориального устройства;
-проанализировать проблемы правовой регламентации административно-территориального устройства;
- рассмотреть пути совершенствования законодательной регламентации
административно-территориального устройства.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных ученых: А. Лужина, А.Н. Максимова, А.В. Мелехина, Л.В. Овчинниковой, А. С. Саломаткина, Э. К. Трутнева, Л. Е. Бандорина, Н. А. Фоминой.
Методы исследования:
а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, раскрывающей сущность происхождения государств;
б) метод анализа специальной литературы;
в) метод системного анализа.
Положения и выводы курсовой работы опираются на анализ научных трудов выдающихся ученых в области теории государства и права, учебно-правовой литературы и статей периодических изданий.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приводится список литературы использованной при написании данной работы.
В первой главе раскрывается понятие административно территориального устройства, его формы и виды. Административно-территориальное устройство – это разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. Существующие в РФ виды административно-территориального устройства: федеральные округа, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования; в зависимости от вида осуществляемых государством функций (ведомственные): военные, образовательные округа, экономические районы, закрытые административно-территориальные образования и т.д.
Во второй главе раскрываются проблемы правовой регламентации административно-территориального устройства и рассматриваются пути ее совершенствования.
В заключении отражен вывод и предложения автора по проведенному исследованию.
В курсовой работе исследовалась тема: «Формы административно-территориального устройства. Понятие. Виды», актуальность темы заключается в следующем. Административно-территориальное устройство России является комплексной проблемой, теснейшим образом связанной с развитием рыночной экономики, рациональным размещением производительных сил, с условиями и задачами социально-экономического развития общества, с повышением социальной активности граждан. Его развитие происходит по тем же законам, по каким создается и развивается политико-правовая надстройка общества. Этому общему положению не противоречит и то обстоятельство, что после принятия новой Конституции России унаследованное от советского периода административно-территориальное деление используется государством практически без изменения.
В современной юридической литературе используются различные термины, такие как: «административно-территориальное устройство», «административное деление», «административно-территориальное деление», «административно-хозяйственное устройство», «административно-политическое деление». Противоречивость действующего законодательства об административно-территориальном устройстве, наличие пробелов в регулировании многих концептуальных вопросов территориальной организации государственной власти и местного самоуправления в значительной мере, на наш взгляд, обусловлены отсутствием в современной государственно-правовой науке комплексных исследований, посвященных административно-территориальному устройству Российской Федерации.
Классификацию всех видов административно-территориальных единиц Российской Федерации можно провести по трем основаниям: в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (вертикаль), в соответствии с направлениями осуществляемых государством функций (горизонталь) – ведомственное, а также, в зависимости от географических признаков (характеристик) территории – классификация географических объектов территории страны.
Власть народа в федеративном государстве реализуется на трех уровнях: федеральном, на уровне субъектов федерации и местного самоуправления. Таким образом, группу «властных» административно-территориальных единиц составляют: Федеральные округа (федеральный уровень власти); субъекты федерации (уровень власти субъектов); муниципальные образования (власть местного самоуправления).
Федеральные округа, существующие в Российской Федерации, представляют собой административно-территориальные единицы, созданные Президентом в целях повышения эффективности осуществления функций федеральной власти. В них субъекты Российской Федерации объединены в семь групп, каждая из которых имеет свое название, конкретный перечень субъектов Российской Федерации, образующих территорию федерального округа, административный центр и систему федеральных органов управления.
Принимая во внимание размер территории и количество субъектов Российской Федерации, создание данных видов административно-территориальных единиц представляется вполне оправданным.
Административно-территориальные единицы формируются также в зависимости от характера выполняемых государством функций. Так, в государстве выделяются экономические районы (хозяйственно-организаторская или экономическая функция), военные округа (функция обеспечения общественной безопасности), образовательные округа (воспитание подрастающего поколения) и т.д. Особый статус отдельных частей государственной территории определяется иногда потребностями в обеспечении обороноспособности, пограничного режима, безопасности для определенного экономического развития территории. Для осуществления данных целей в Российской Федерации выделяются закрытые административно-территориальные образования.
Фиксирование географических признаков территории - природных и населенных объектов – это объективно существующая потребность систематизации объектов пространства для каждого государства. Используя данные о составе своей территории, полученные в процессе первичного (географического) отображения, государство применяет различные модели организации управления в масштабах принадлежащей ему территории. Данную группу административно-территориальных единиц следует именовать базовыми административно-территориальными единицами, которые в Российской Федерации представлены географическими объектами.
Таким образом, систему административно-территориальных единиц Российской Федерации образуют: федеральные округа, субъекты Российской Федерации, закрытые административно-территориальные образования, а также территории, выделяемые федеральными министерствами и ведомствами – экономические районы, образовательные, военные, финансовые округа.
Систему административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации формируют населенные пункты (города, поселки, села, деревни), муниципальные образования (городские, сельские поселения, муниципальные районы, внутригородские территории городов федерального значения), а также создаваемые в ряде субъектов Российской Федерации административные районы.
Муниципальные образования формируются па базе населенных пунктов. Границы территорий муниципальных образований и населенных пунктов могут совпадать – на базе одного населенного пункта формируется одно муниципальное образование. Иногда в границах одного муниципального образования объединяются территории нескольких населенных пунктов. В некоторых случаях, в целях повышения эффективности осуществления местного самоуправления в крупных населенных пунктах (городах), в границах территории одного муниципального образования могут быть выделены округа (внутригородские районы), в которых местное самоуправление осуществляется структурными подразделениями органов местного самоуправления.
1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Российская газета, N 237, 25.12.1993.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.
3. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
4. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.
5. Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5718.
6. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112.
7. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержден Постановлением Госкомстата России от 31 июля 1995 г. N 413 // М.: ИПК «Издательство стандартов», 1997. Т. 3.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 августа 2005 г. N 1301-р «Об Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований». // СПС Консультант плюс.
9. Закон Алтайского края от 1 марта 2008 г. N 28-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Алтайского края» // СПС Консультант плюс.
2. НАУЧНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев В.И. Муниципальное право России. М., 2008. С. 241.
2. Гейн Е. А. Проблемы конституционно-правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Тюмень,2006. С. 7-12.
3. Гончаров М.В. Конституционно-правовое регулирование территориального устройства Российской Федерации: вопросы теории и практики: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 9.
4. Глазычев В., Стародубровская И. Челябинская агломерация: потенциал развития. Челябинск, 2008. С. 14 - 17.
5. Жигло А.Н. Реформы административно-территориального устройства России в XX веке: историко-географический. Дис. канд. географ, наук. СПб, 1992. С. 152.
6. Иванов И. В. Понятие формы государственного устройства в юридической науке // Актуальные проблемы гуманитарной науки и гуманитарного образования: Сборник научных трудов. – СПб: Изд-во Политехнического университета, 2007. С. 100.
7. Кириллов Ю.В. Материал к семинару "Оптимизация территориальной организации публичной власти в Российской Федерации" Института муниципального управления. На правах рукописи. Обнинск, 2009. С. 1.
8. Лужин А. В. Административно-территориальное устройство Советского государства. М., 1967. С. 3.
9. Максимов А. Н. Проблемы правового регулирования административно-территориального устройства и территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2009, N 14. С. 23.
10. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций. – М., 2009. С. 62.
11. Овчинникова Л. В. Конституционные основы реализации интересов населения и публичной власти в сфере территориальной организации местного самоуправления, градостроительства и землепользования: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 17.
12. Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития. Сводный доклад по результатам полевых исследований (июнь - декабрь 2008 г.) / Под общей ред. И. Ю. Юргенса. М., 2009.
13.Саломаткин А. С. Территориальное устройство России. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. // URL: w*w.terrus.r*/.
14.Трутнев Э. К., Бандорин Л. Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М., 2008. С. 193.
15.Фомина Н. А. К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства // Государственная власть и местное самоуправление, 2009, N 3. С. 16.
3. АКТЫ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. N 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 октября 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СПС Консультант Плюс.
2. Определение Верховного Суда РФ от 24 мая 2006 г. по делу N 4-Г06-12 (Московская область) // СПС "Консультант Плюс".
Тема: | «Формы административно-территориального устройства. Понятие. Виды» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 40 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Административно-территориальное деление
Контрольная работа:
Формы государственного устройства
Курсовая работа:
Соотношение типа и формы государства
Курсовая работа:
Особенности федеративного устройства России. Глава 3 Конституции России
Курсовая работа:
Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации