Курсовая работа

«Формы административно-территориального устройства. Понятие. Виды»

  • 40 страниц(ы)
  • 3562 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: sps03

ВВЕДЕНИЕ….3

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РФ…7

1.1 Понятие административно-территориального устройства….7

1.2 Виды административно-территориального устройства…11

2. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ….18

2.1 Проблемы правовой регламентации

административно-территориального устройства….18

2.2 Пути совершенствования законодательной регламентации

административно-территориального устройства….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…38

Отсутствие в федеральном законодательстве четко выраженных подходов к решению существующих проблем ставит реализацию политических, социальных прав граждан в зависимость от регионального нормотворчества, которое далеко не всегда развивается по оптимальному пути, приводя в ряде случаев к массовому нарушению этих прав либо создавая предпосылки для такого нарушения. Неслучайно различные аспекты территориальной организации власти в субъектах Российской Федерации неоднократно становились предметом судебного рассмотрения, в том числе в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ.

Противоречивость действующего законодательства об административно-территориальном устройстве, наличие пробелов в регулировании многих концептуальных вопросов территориальной организации государственной власти и местного самоуправления в значительной мере, на наш взгляд, обусловлены отсутствием в современной государственно-правовой науке комплексных исследований, посвященных административно-территориальному устройству Российской Федерации.

Степень разработанности темы. Необходимо сказать, что отдельные проблемные вопросы, касающиеся форм административно-территориального устройства подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Так, А. В. Лужин рассматривал административно-территориальное устройство Советского государства (1967 г.), И. В. Иванов анализировал понятие формы государственного устройства в юридической науке (2007 г.); М. В. Гончаров исследовал конституционно-правовое регулирование территориального устройства Российской Федерации: вопросы теории и практики (2006 г.).

Среди ученых, уделивших особое внимание различным аспектам рассматриваемой темы можно назвать труды отечественных цивилистов: Э.К. Трутнева, Л. Е. Бандорина, Н. А. Фоминой, Л. В. Овчинниковой, А.В. Мелехина, А.Н. Максимова, Ю.В. Кириллова, В. И. Васильева и других. Между тем, исследование данной проблемы свидетельствует о том, что в науке до настоящего времени не существует общепризнанного комплексного определения понятия «административно-территориальное устройство».

Исходя, из вышеизложенного:

Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов.

Предмет исследования – содержание понятия административно-территориального устройства Российской Федерации, регулирующие его нормы конституционного и межотраслевого законодательства.

Целью исследования является комплексный анализ понятия, форм и видов административно-территориального устройства.

Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

- рассмотреть понятие административно-территориального устройства;

- изучить виды административно-территориального устройства;

-проанализировать проблемы правовой регламентации административно-территориального устройства;

- рассмотреть пути совершенствования законодательной регламентации

административно-территориального устройства.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных ученых: А. Лужина, А.Н. Максимова, А.В. Мелехина, Л.В. Овчинниковой, А. С. Саломаткина, Э. К. Трутнева, Л. Е. Бандорина, Н. А. Фоминой.

Методы исследования:

а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, раскрывающей сущность происхождения государств;

б) метод анализа специальной литературы;

в) метод системного анализа.

Положения и выводы курсовой работы опираются на анализ научных трудов выдающихся ученых в области теории государства и права, учебно-правовой литературы и статей периодических изданий.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приводится список литературы использованной при написании данной работы.

В первой главе раскрывается понятие административно территориального устройства, его формы и виды. Административно-территориальное устройство – это разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. Существующие в РФ виды административно-территориального устройства: федеральные округа, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования; в зависимости от вида осуществляемых государством функций (ведомственные): военные, образовательные округа, экономические районы, закрытые административно-территориальные образования и т.д.

Во второй главе раскрываются проблемы правовой регламентации административно-территориального устройства и рассматриваются пути ее совершенствования.

В заключении отражен вывод и предложения автора по проведенному исследованию.

В курсовой работе исследовалась тема: «Формы административно-территориального устройства. Понятие. Виды», актуальность темы заключается в следующем. Административно-территориальное устройство России является комплексной проблемой, теснейшим образом связанной с развитием рыночной экономики, рациональным размещением производительных сил, с условиями и задачами социально-экономического развития общества, с повышением социальной активности граждан. Его развитие происходит по тем же законам, по каким создается и развивается политико-правовая надстройка общества. Этому общему положению не противоречит и то обстоятельство, что после принятия новой Конституции России унаследованное от советского периода административно-территориальное деление используется государством практически без изменения.

В современной юридической литературе используются различные термины, такие как: «административно-территориальное устройство», «административное деление», «административно-территориальное деление», «административно-хозяйственное устройство», «административно-политическое деление». Противоречивость действующего законодательства об административно-территориальном устройстве, наличие пробелов в регулировании многих концептуальных вопросов территориальной организации государственной власти и местного самоуправления в значительной мере, на наш взгляд, обусловлены отсутствием в современной государственно-правовой науке комплексных исследований, посвященных административно-территориальному устройству Российской Федерации.

Классификацию всех видов административно-территориальных единиц Российской Федерации можно провести по трем основаниям: в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (вертикаль), в соответствии с направлениями осуществляемых государством функций (горизонталь) – ведомственное, а также, в зависимости от географических признаков (характеристик) территории – классификация географических объектов территории страны.

Власть народа в федеративном государстве реализуется на трех уровнях: федеральном, на уровне субъектов федерации и местного самоуправления. Таким образом, группу «властных» административно-территориальных единиц составляют: Федеральные округа (федеральный уровень власти); субъекты федерации (уровень власти субъектов); муниципальные образования (власть местного самоуправления).

Федеральные округа, существующие в Российской Федерации, представляют собой административно-территориальные единицы, созданные Президентом в целях повышения эффективности осуществления функций федеральной власти. В них субъекты Российской Федерации объединены в семь групп, каждая из которых имеет свое название, конкретный перечень субъектов Российской Федерации, образующих территорию федерального округа, административный центр и систему федеральных органов управления.

Принимая во внимание размер территории и количество субъектов Российской Федерации, создание данных видов административно-территориальных единиц представляется вполне оправданным.

Административно-территориальные единицы формируются также в зависимости от характера выполняемых государством функций. Так, в государстве выделяются экономические районы (хозяйственно-организаторская или экономическая функция), военные округа (функция обеспечения общественной безопасности), образовательные округа (воспитание подрастающего поколения) и т.д. Особый статус отдельных частей государственной территории определяется иногда потребностями в обеспечении обороноспособности, пограничного режима, безопасности для определенного экономического развития территории. Для осуществления данных целей в Российской Федерации выделяются закрытые административно-территориальные образования.

Фиксирование географических признаков территории - природных и населенных объектов – это объективно существующая потребность систематизации объектов пространства для каждого государства. Используя данные о составе своей территории, полученные в процессе первичного (географического) отображения, государство применяет различные модели организации управления в масштабах принадлежащей ему территории. Данную группу административно-территориальных единиц следует именовать базовыми административно-территориальными единицами, которые в Российской Федерации представлены географическими объектами.

Таким образом, систему административно-территориальных единиц Российской Федерации образуют: федеральные округа, субъекты Российской Федерации, закрытые административно-территориальные образования, а также территории, выделяемые федеральными министерствами и ведомствами – экономические районы, образовательные, военные, финансовые округа.

Систему административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации формируют населенные пункты (города, поселки, села, деревни), муниципальные образования (городские, сельские поселения, муниципальные районы, внутригородские территории городов федерального значения), а также создаваемые в ряде субъектов Российской Федерации административные районы.

Муниципальные образования формируются па базе населенных пунктов. Границы территорий муниципальных образований и населенных пунктов могут совпадать – на базе одного населенного пункта формируется одно муниципальное образование. Иногда в границах одного муниципального образования объединяются территории нескольких населенных пунктов. В некоторых случаях, в целях повышения эффективности осуществления местного самоуправления в крупных населенных пунктах (городах), в границах территории одного муниципального образования могут быть выделены округа (внутригородские районы), в которых местное самоуправление осуществляется структурными подразделениями органов местного самоуправления.

1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Российская газета, N 237, 25.12.1993.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.

3. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.

4. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.

5. Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5718.

6. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112.

7. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержден Постановлением Госкомстата России от 31 июля 1995 г. N 413 // М.: ИПК «Издательство стандартов», 1997. Т. 3.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 августа 2005 г. N 1301-р «Об Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований». // СПС Консультант плюс.

9. Закон Алтайского края от 1 марта 2008 г. N 28-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Алтайского края» // СПС Консультант плюс.

2. НАУЧНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В.И. Муниципальное право России. М., 2008. С. 241.

2. Гейн Е. А. Проблемы конституционно-правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации и ее субъектов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Тюмень,2006. С. 7-12.

3. Гончаров М.В. Конституционно-правовое регулирование территориального устройства Российской Федерации: вопросы теории и практики: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 9.

4. Глазычев В., Стародубровская И. Челябинская агломерация: потенциал развития. Челябинск, 2008. С. 14 - 17.

5. Жигло А.Н. Реформы административно-территориального устройства России в XX веке: историко-географический. Дис. канд. географ, наук. СПб, 1992. С. 152.

6. Иванов И. В. Понятие формы государственного устройства в юридической науке // Актуальные проблемы гуманитарной науки и гуманитарного образования: Сборник научных трудов. – СПб: Изд-во Политехнического университета, 2007. С. 100.

7. Кириллов Ю.В. Материал к семинару "Оптимизация территориальной организации публичной власти в Российской Федерации" Института муниципального управления. На правах рукописи. Обнинск, 2009. С. 1.

8. Лужин А. В. Административно-территориальное устройство Советского государства. М., 1967. С. 3.

9. Максимов А. Н. Проблемы правового регулирования административно-территориального устройства и территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2009, N 14. С. 23.

10. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций. – М., 2009. С. 62.

11. Овчинникова Л. В. Конституционные основы реализации интересов населения и публичной власти в сфере территориальной организации местного самоуправления, градостроительства и землепользования: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 17.

12. Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития. Сводный доклад по результатам полевых исследований (июнь - декабрь 2008 г.) / Под общей ред. И. Ю. Юргенса. М., 2009.

13.Саломаткин А. С. Территориальное устройство России. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. // URL: w*w.terrus.r*/.

14.Трутнев Э. К., Бандорин Л. Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М., 2008. С. 193.

15.Фомина Н. А. К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства // Государственная власть и местное самоуправление, 2009, N 3. С. 16.

3. АКТЫ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. N 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 октября 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СПС Консультант Плюс.

2. Определение Верховного Суда РФ от 24 мая 2006 г. по делу N 4-Г06-12 (Московская область) // СПС "Консультант Плюс".

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика