Реферат
«Экологизация техники и технических наук»
- 32 страниц
ВВЕДЕНИЕ….
1. Техника и научно-технический прогресс…
2. Техника и экология….
3. Экологизация техники и деятельности…
4. Принципы экологизации техники и технических наук в современных условиях…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
Список использованной литературы…
ПРИЛОЖЕНИЯ
Создание искусственных материалов и веществ с заранее заданными свойствами – одно из отличительных свойств научно-технической революции. Человеку нужны и пластмассы с их уникальными свойствами, и детергенты, служащие основой синтетических моющих средств. Но сейчас сама природа вносит коррективы в научные разработки, заставляя человека согласовывать их с потенциальными возможностями самой природы перерабатывать искусственно созданные вещества, иначе все эти синтетические блага цивилизации могут обернуться против своего создателя.
Прогресс техники и технологий в ХХ веке, научно-техническая революция произошли за счет варварской эксплуатации природы и биосферы Земли. Именно в ХХ веке, особенно во 2-й половине, стали ощущаться негативные воздействия и последствия деятельности человека в региональном и глобальном масштабах, которые к концу века вызвали явные необратимые изменения в ряде регионов и на планете в целом.
1-ю половину ХХ века техника и технологии развивались ис-ключительно в индустриальной постановке и реализовывали модель пространственной экспансии с максимальными темпами, энерго- и ресурсоемкостью, обусловленными технократическо-милитаризованной «доэкологической» философией, политикой, экономикой, культурой. Только в 60-х гг. ХХ века началось целенаправленное исследование и решение экологических проблем, причем, при явном отставании от их возникновения и нарастания. В последнюю четверть ХХ века (с середины 70-х гг.) в передовых странах начался процесс экологизации техники и деятельности, набирающий темпы, охватывающий весь мир и сферы деятельности.
Таким образом, на фоне нарастания и глобализации экологических проблем, человечество постепенно осознает пределы роста, обусловленные лимитами ресурсов и границами устойчивости природных экосистем, переходит к новой – экологической эпохе своей истории: к экологической революции, т.е. к сознательному развитию и ограничению деятельности по экологическим критериям, к экологизации всей техники и деятельности.
Актуальность работы определяется сложным комплексом эколо-гических проблем развития человечества на рубеже веков и тысячелетий, глобализацией экологических проблем, обусловленных бурным развитием техносферы, нарастанием риска экологической катастрофы при явном отставании науки и практики в осознании и решении экологических проблем.
Проблема экологизации техники и технических наук являются достаточно актуальной, так как, на сегодняшний день ощущается острая необходимость экологизации всей деятельности человека, то есть ее перестройки на основе понимания требований природы. От потребительского отношения к природе человек должен перейти к сотрудничеству с ней, строить свою хозяйственную деятельность в соответствии с возможностями природы.
Объектом работы является процесс экологизации техники, технических наук в современных условиях.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать процесс экологизации техники и технических наук в современных условиях.
В связи с поставленной целью работы использовался метод анализа научной и методической литературы по проблеме исследования.
Экологизация касается не только сферы хозяйственной деятельности человека. В наше время экологические проблемы мощно вторгаются во всю нашу действительность. Они тесно переплетаются с вопросами не только технологии, но и экономики, политики, морали, права, эстетики, образования. Рациональное и грамотное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды требует знания законов природы.
Экологические и технические науки и соответствующая практика технической деятельности продолжают развиваться без глубокого исследования и осмысления исторических аспектов, ограничиваясь новейшей историей и прогнозами.
Без формирования экологической культуры гуманизация и гуманитаризация образования не эффективны, ибо в наше время без человеческого отношения к Природе невозможны подлинно человеческие отношения между людьми. М. Хайдеггер определял технику как внешнюю свободу человека, по его выражению, это – «постав». Инженерное образование целиком ориентировано на расширение внешней свободы субъекта, а орудием ее является техника. Экологическое образование и просвещение призваны увидеть эти границы и опасность их расширения. Без экологизации инженерная деятельность носит разрушительный характер. Главным негативным последствием господства сциентистско-технократического мировоззрения является формирование культа человека-потребителя, т.е. антропоцентризм и, как следствие, – потребительское отношение к природе, восприятие ее только как ресурса, источника материальных благ. Практическая реализация технократического мышления привела к экологическому кризису.
Сциентизм и технократизм, с одной стороны, и экологическое мышление, с другой, зародились одновременно. Но если сциентистское и технократическое мышление, направленное на покорение природы, поддерживалось политикой государств, то экологическое мышление оставалось как бы в тени от него. В наше время происходит смена ролей. Необходим гармоничный синтез, т.е. создание новой ценностной системы, включающей все достижения естествознания, в которой Человек не противопоставлялся бы Миру, а органически включался бы в него как часть в целое.
Преодоление сциентизма и технократизма видится на пути гуманитаризации и экологизации воспитания, образования, мышления Человека. Что касается экологического кризиса, то тут пока путь один – совершенствование технологии, экологизация техники, но он упирается в реформу высшей школы, способной формировать гуманистически мыслящего и разумно действующего специалиста.
Экологическое мышление, по мнению многих специалистов, всегда было неотъемлемым компонентом мировоззрения человека, но, безусловно, в разные эпохи оно имело различное содержание и форму выражения.
Первые ростки его, пожалуй, стали пробиваться одновременно с первыми успехами технологической цивилизации, Машинизация человеческой деятельности нуждается в энергетическом обеспечении, в металлах. Увеличивается производство отходов, меняются ландшафты, режим рек, климат, растут города, совершенствуется транспорт. Это – усиливающееся давление на природу. Формирование искусственного компонента внешней среды осознается Ж. Бюффоном и Ж.Ж. Руссо, а позднее Р. Мальтусом, Ж. Ламарком. Р. Маршем. Именно благодаря тому, что между обществом и природой возникают новые связи, в которых человек выступает в качестве субъекта, а природа в качестве объекта, зарождается и экологическое знание как таковое. Экологическое знание невозможно, если доминирует установка на приспособление человека к окружающей его естественной среде. Но оно становится реальностью, когда человек в процессе своего исторического развития изменяет внешнюю природу, а затем начинает приспосабливаться к этим измененным условиям окружающей среды. С появлением механических средств труда в конце XVIII века, способных существенно повлиять на состояние внешней Среды, зарождается и экологическое знание, но не как теория или научная дисциплина, а в качестве некоторой идеологии. В таком виде оно присутствует у Мальтуса и Годвина, а еще ранее у Руссо, в его концепции естественного человека, вернувшегося назад, к природе. И это последнее замечание о том, что экологическое знание зарождается как идеология, а не как научная теория, характерно. Вначале именно философия и искусство осознали возможность негативных последствий развития техники. И дело не в том, что техника плоха сама по себе. Кризис может и должен возникнуть ввиду ограниченности Земли и неограниченного размножения человека. Но техника резко ускоряет все процессы в социуме и биосфере. С одной стороны, увеличивая блага, создает предпосылки к росту численности населения, с другой стороны, увеличивает антропогенную нагрузку на природу.
Традиционной и основополагающей для большинства работ по философскому осмыслению техники является рассмотрение техники как специфического феномена, опосредующего отношение «человек – природа». При таком подходе выделяются и исследуются реальные связи и явления мира. Однако следует иметь в виду принципиальную неполноту и аналитический характер данного направления, основанного на «усеченной» трактовке понятия «природа» и абстрагировании от действительных связей человека и природы как части и целого. Синтетический подход предполагает обязательное дополнение результатов моделирования отношений человек – техника (искусственное, модельное представление природы) – природа (естественная) результатами экологического моделирования тех же отношений на основе представлений, в которых понятие природа обретает обобщающее значение «природы вообще», включающей в себя и экологического человека, и продуцируемую им экологию и технику как собственные её подсистемы или элементы.
Техника опосредует взаимодействие человека и природы, являясь орудием воздействия человека на природу и в то же время основываясь на законах природы. В технике прагматически полезной становится наука, поэтому существует глубокая взаимосвязь техники и природы, техники и естествознания. Феномен техники не позволяет оперировать представлением об орудии как только о средстве человеческого воздействия на природу, потому что техника вызывает сложную координацию деятельности людей: прямое и непосредственное отношение к природе превращается в опосредованное, сложно организованное взаимодействие.
В содержание понятия «техника» включают следующие компоненты: 1) совокупность технических устройств (артефактов) – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; 2) совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации; 3) совокупность технических знанийзщ – от специализированных рецептурно-технических до теоретических (научно-технических и системотехнических) знаний. Первая компонента раскрывает собственно понятие техники, вторая – понятие технологии, третья определяет область знаний, относимых к технознанию. Экологизация техники и технознания в указанном смысле и является предметом философской рефлексии. Сегодня не приходится доказывать необходимость философского осмысления техники и технознания, то есть человеческих средств преобразования окружающего мира. «Философия техники», развиваясь, требует пристального внимания с точки зрения экологии к деятельности человека в мире и ее последствиям как для человека, так и для окружающей среды – именно в деятельности, как заметил еще Аристотель, проявляется, точнее, осуществляется сущность человека.
«Философия техники» исследует феномен техники в целом, ее имманентное развитие посредством философской рефлексии техники и технознания как результата теоретического осмысления техносферы, места технознания в научном познании.
Проблема экологизации техники и технознания достаточно назрела в условиях современного развития цивилизации. Правомерность и необходимость философского исследования техники и технознания и их экологизации в наши дни обусловлена тем, что именно развитие техники породило ряд мировоззренческих и жизненно важных экологических проблем.
Несмотря на наличие различных философских исследований сущности техники, философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания еще не достаточно разработаны. Это можно объяснить многоплановостью и быстрой сменой техногенных представлений, в результате чего проблемы выявляются не сразу и неочевидно. Поэтому возрастает роль именно философского осмысления, дающего междисциплинарно-обобщающее понимание техники.
1. Гальперин М.В. Общая экология: Учеб. пособие / М.В. Гальперин. – М.: Форум, Инфра-М, 2007. – 336 с.
2. Лазаревич Н.А. Биотехнологические проблемы современной социальной экологии: Монография / Н.А. Лазаревич. – Минск: Белорусская наука, 2006. – 212 с.
3. Петров Д.И. Философия: справочник / Д.И. Петров. – М.: Феникс, 2008. – 284 с.
4. Подопригора С.Я. Философский словарь / С.Я. Подопригора. – М.: Феникс, 2010 – 562 с.
5. Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: Учеб. пособие / В.И. Разумов, Вст. Ст. А.Г. Теслинова. – Омск: Омск. Гос. ун-т, 2004. – 277 с.
6. Стрельник О.Н. Философия: Конспект лекций / О.Н. Стрельник. – М.: Высшее образование, 2010. – 187 с.
7. Тетиор А.Н. Городская экология: Учеб. пособие / А.Н. Тетиор. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
8. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
Приложения
Общая структура экологической истории техники (ЭИТ)
Принципиальные модели технологических процессов:
А – незамкнутый; Б – замкнутый; В – изолированный
Тема: | «Экологизация техники и технических наук» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 650 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Фундаментальный и технический анализ
Реферат:
Науки о сложных системах.
Шпаргалка:
Шпаргалки по философии
Реферат:
Техника и технология.
Реферат:
Научная деятельность М.В. Ломоносова и его вклад в становление научно-технической интеллигенции