Контрольная работа

«"Княжеско-царская благотворительность" как переходная форма государственного призрения.»

  • 18 страниц(ы)
  • 2719 просмотров
фото автора

Автор: Nikolina

Введение

1.Влияние крещения Руси на милосердную практику

2. Особенности княжеского нищелюбия

3. Благотворительность на Руси в конце XVI и в XVII веке

Заключение

Список использованной литературы

Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Для нуждающихся строились различные богоугод-ные заведения — больницы, приюты, школы, училища, богадельни. Благо-творительность была одной из главнейших добродетелей христианства. В дореволюционной России благотворительность обычно не включалась в го-сударственные программы помощи бедным, ею занимались частные лица и общества помощи нуждающимся. Государственная же помощь обозначалась термином «призрение» (общественное призрение).

Благотворительность была широко распространена в государственной и общественной жизни России. Еще при князе Владимире нищие и убогие могли приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питье и яствы.». Этому примеру следовал и Владимир Мономах, в следующих словах излагавший обязанности князя по отношению к бедным: «будьте от-цами сирот»; «не оставляйте сильным губить слабых»; «не оставляйте боль-ных без помощи». Русские цари и царицы во время выходов и выездов, цер-ковных праздников, посещений тюрем широко раздавали милостыню. Кня-жеская и царская благотворительность была примером и для бояр.

Основой благотворительности в допетровскую эпоху были православ-ные храмы и монастыри. При последних устраивались богадельни для бед-ных и престарелых, а в неурожайные годы из монастырских запасов раздава-лись съестные припасы голодающим, устраивались общие трапезы для ни-щих.

С распадением родовых связей родичи перестали чувствовать свое род-ство и в случае нужды соединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству (вече). В это время возросло значение феодального двора (княже-ский двор на Руси), где в случае неурожая или голода можно было найти за-щиту и помощь. Простейшие виды благотворительности, заключались почти исключительно в кормлении нищих, применялись с самой глубокой древно-сти. Применялись они отдельными “нищелюбцами”, из среды которых осо-бенно выделялись князья и духовенство.

В Х-ХІІІ вв. происходит изменение парадигмы помощи и поддержки нуждающихся. Это связано с измением социально-экономической и социо-культурной ситуаций. К началу IX в. у восточных славян создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, “органов власти” во главе союзов ставились князь и княжая дружина.

Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь. К этому периоду относятся и первые дошедшие до нас социальные договора о выкупе пленных, продик-тованные состраданием и заботой о судьбе соотечественников.

Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребо-вали реформирования языческих представлений Древней Руси, принятия об-щей религии. В 988 князь Владимир принял христианство из Византии (пра-вославный вариант). С принятием христианства появилась и особая органи-зация — церковь.

Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на все сферы жизни общества, на трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи и поддержки человека. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и иных форм поддержки и защиты. Именно с этого времени на-чинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. “Возлюби ближнего твое-го, как самого себя”. Данная формула становится нравственным императи-вом, определяющим сущность поступка индивида. С другой стороны, она выражает сущность единения субъектов, становясь тем самым указателем принадлежности к определенной общности. Однако не только нравственная установка на ближнего, но и является основой мироощущения и мировоззре-ния истинного христианина.

Благотворительность была широко распространена в государственной и общественной жизни России. Еще при князе Владимире нищие и убогие могли приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питье и яствы.». Этому примеру следовал и Владимир Мономах, в следующих словах излагавший обязанности князя по отношению к бедным: «будьте от-цами сирот»; «не оставляйте сильным губить слабых»; «не оставляйте боль-ных без помощи». Русские цари и царицы во время выходов и выездов, цер-ковных праздников, посещений тюрем широко раздавали милостыню. Кня-жеская и царская благотворительность была примером и для бояр.

Основой благотворительности в допетровскую эпоху были православ-ные храмы и монастыри. При последних устраивались богадельни для бед-ных и престарелых, а в неурожайные годы из монастырских запасов раздава-лись съестные припасы голодающим, устраивались общие трапезы для ни-щих.

В XVII в. при сохранении древнейших форм благотворительности оче-видно возникновение нового направления в попечении о бедных. Первые из-менения в системе призрения относятся еще к периоду царствования госуда-рей Ивана V и Петра I (1682-3696) и имели целью борьбу с профессиональ-ным нищенством.

Дальнейшее же развитие системы государственного призрения про-изошло позже, в период единоличного правления Петра I (1696-1725).

1. История социальной работы. / Под ред. О.П. Артемьева. - М., 2002

2. Курбатов В.И. Социальная работа. Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006

3. Костина, Е. Ю. История социальной работы: учебное пособие / Е. Ю. Кос-тина ; Дальневост. гос. ун-т, Тихоокеан. гос. эконом. ун-т. - Владивосток : Изд-во ДВУ, 2004

4. Фирсов М.В. История социальной работы в России Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 1996.

5. Свердлов А. .З. Курс лекций по социальной работе и благотворительно-сти. Ч. I: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 2001.

Покупка готовой работы
Тема: «"Княжеско-царская благотворительность" как переходная форма государственного призрения.»
Раздел: Социология
Тип: Контрольная работа
Страниц: 18
Цена: 50 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика