Курсовая работа
«Понятие адаптации предприятия к конкурентной среде»
- 85 страниц
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ К КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ
1.1 Понятие адаптации, методы адаптации.
1.2 Своевременное повышение конкурентоспособности как главный фактор адаптации в конкурентной среде
1.3 Факторы, оказывающие влияние на адаптивность
и конкурентоспособность производственных предприятий
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТЕПЕНИ АДАПТИРОВАННОСТИ ОАО «ПЛАСТИК» К КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ
2. 1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Конкурентная среда ОАО «Пластик» и оценка степени адаптированности предприятия к ней
ГЛАВА 3. АДАПТАЦИЯ К КОНКУРЕНТНЫМ УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
3.1 Резервы конкурентных преимуществ ОАО «Пластик»
3.2 Мероприятия по созданию условий адаптации в среде конкурентов
3.3 Разработка программы изменений и оценка ее эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Основные производители оконных конструкций в России
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Оценка положения предприятия основными работниками
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Производственная программа и отчет о чистых доходах при производстве пластиковых труб
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Известно, что компании нередко попадают в сложные и непривычные для них ситуации. Для того чтобы с достоинством выйти из них, необходимо проявлять гибкость и уметь внедрять инновации. Сегодня мы переживаем время великих перемен. То, что было правильным вчера, уже не годится сегодня, а что будет завтра, никто не знает. Мир становится все сложнее и требует от нас слишком многого. Каким образом можем мы, как отдельные личности и как организации, приготовиться к неизвестному будущему? Ответ в том, что фирмы должны сами создать свое будущее через своевременное реагирование на меняющиеся условия.
В настоящее время организации во всем мире сталкиваются с тем, что рынок становится более беспокойным, а запросы акционеров и клиентов растут. В связи с этим многие организации проводят реструктуризацию. Изменения — это постоянный процесс. Подобно реке, несущей свои воды в океан, процесс изменений никогда не останавливается. Постоянные и взаимопроникающие изменения стали жизненной необходимостью корпораций. Если руководители компаний хотят сегодня занять лидирующие позиции на рынке, они должны научиться адаптироваться к всё возрастающему количеству изменений на рынке. Руководителям следует пересмотреть существующую структуру своих компаний, общую политику ведения бизнеса, возможности использования новых технологий, а также отношения с персоналом и клиентами.
Успешная управленческая деятельность коммерческих организаций в существенной мере зависит от глубины знания адаптации как универсальной функции менеджмента и мастерства ее применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже адаптивность коммерческих организаций, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Для некоммерческих организаций адаптация также важна. Именно поэтому данная функция менеджмента является важнейшим объектом исследования как для специалистов, занимающихся разработкой теории управления, так и современных практиков, использующих ее достижения в процессе хозяйственной деятельности.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ К КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ
1.1 Понятие адаптации, методы адаптации
Различные области знаний, исследующие адаптацию, позволили изучить множество ее свойств, сформулировать их, систематизировать и отразить в соответствующих понятиях. В результате мы имеем многообразие понятий, раскрывающих грани адаптации, рассматриваемые исследователями под тем или иным углом зрения.
Остановимся на наиболее значимых из них и попытаемся обобщить исследования данной категории с точки зрения управления. Анализ приводимых в литературе понятий показывает, что нередко под адаптацией понимается способность системы получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным: «Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась». (11, с. 25 )
Дальнейшие исследования показали, что термин «адаптация» в общем случае можно рассматривать в трех аспектах. Адаптация как:
• свойство системы приспосабливаться к возможным изменениям функционирования; (43, с.18)
• процесс приспособления адаптивной системы; (29, с.56)
• метод, основанный на обработке поступающей информации для достижения некоторого критерия оптимизации. (35, с.138)
В первом случае речь идет о свойстве адаптивности экономических систем. Во втором - слово «адаптация» характеризует процесс приспособления. В третьем случае следует говорить о методах адаптации, адаптивных алгоритмах, которые используют метод адаптации, а построенные таким образом модели следует называть адаптированными. Если при этом адаптированные модели дополняются способностью к дальнейшей адаптации при появлении новых наблюдений, то такие модели следует называть адаптивными.
В ходе написания дипломной работы были сделаны следующие выводы. Понятие адаптации в различных сферах деятельности связано гибкостью и приспосабливаемостью к условиям внешней среды функционирования. Таким образом, между внутренним состоянием фирмы и внешней средой устанавливается динамическое равновесие. Адаптивность формируется на основе гибкой технической базы предприятия, имеющиеся ресурсы позволяют корректировать выпускаемую продукцию (услуги), цены на нее, предложение продукта и сопутствующий сервис под воздействием ситуационного управления. Она позволяет использовать потенциал предприятия на полную мощность для выживаемости среди других поставщиков товара (услуги) и повысить ее конкурентоспособность.
Персонал обычно сопротивляется нововведениям и не желает проявлять гибкость в силу влияния прежних ценностей, традиций, под действием нормативного контроля. Еще одна причина ограничивающая адаптивность - технические причины: недостаток ресурсов и коммуникаций для осуществления инноваций; разобщенность организации; страх перед неизвестностью; неясность целей; отсутствие лидеров; наличие уже имеющегося успеха; отсутствие консультаций и знаний.
Основные виды адаптации: духовная, природная, социальная, экономическая. Современные механизмы адаптации это: корректировка миссии организации; прогнозирование изменений внешней среды и соответствующих перемен внутри организации; слияние предприятий; адаптация персонала; выработка предпринимательского стиля управления; сохранение ценностей и традиций народа. Вообще все механизмы можно распределить на механизмы с массивной и активной адаптацией, и направленные на формирование внешней среды.
Повышение конкурентоспособности предприятия напрямую влияет на его адаптивность. Ее формируют: качество товаров и услуг; цена товаров и услуг; уровень квалификации персонала; технологический уровень производства; доступность источников финансирования; насыщенность рынка, спрос и предложение.
Внешние факторы также оказывают влияние на конкурентоспособность предприятия. Они связаны с региональным положением фирмы и особенностей региона. Использование новых технологий, изменение запросов потребителей, выход на новый сегмент рынка, снижение стоимости средств производства дают высокое конкурентное преимущество организации.
На основе проведенной оценки конкурентных преимуществ предприятия мы сделали следующие выводы. ОАО «Пластик» имеет следующие преимущества: большой опыт в производстве, высокой способностью к нововведениям в производственных процессах, качестве, доступу к необходимой квалифицированной рабочей силе, узнаваемости торговой марки, наличию информационных суперсистем, уровню технического обеспечения и автоматизации, высокой степенью лидерства на рынке.
Конкурентные недостатки: средний уровень издержек, что недопустимо в условиях кризиса; ограниченный ассортимент, который вызывает зависимость от покупателей; низкая способность к быстрому реагированию на внешние условия в силу боязни риска персонала.
В ходе анализа рынка автомобилестроения было выявлено, что он переживает глубочайший кризис. Так как, изготовление комплектующих для автомобилей занимает 90% производства ОАО «Пластик», то оно может понести серьезные убытки в результате падения спроса. Предприятию необходимо сменить профиль своей деятельности, и заняться производством продукции, спрос на которую снизился в меньшей степени. Нами было предложено начать производство стройматериалов: труб и окон ПВХ. При этом были рассмотрены готовый бизнес-план фирмы «ТехноПласт» и расчет по франчайзингу фирмы «ОКНА СОК». Окупаемость проекта составляет два года.
Мероприятиями по созданию условий адаптации были намечены следующие. Во-первых создание нового производства. При этом была поставлена задача достижение высокого уровня конкурентоспособности, мотивация коллектива, принятие новых рабочих и перевод части прежних рабочих на новое производство, формирование эффективного информационного обмена между всеми подразделениями, выход на новый сегмент рынка.
Во-вторых пересмотром норм выработки и сокращением персонала. Уменьшив число персонала с 28 до 24 человек и устранив большую часть времени простоя можно повысить выработку и сократить расходы на заработную плату на 1571 тыс. руб. в год при текущем производстве.
Намеченные мероприятия планируется провести в три этапа: разморозка, изменение и заморозка в период ограниченный сроком 2 года.
1. Архипов В. Ветошникова Ю. Стратегии выживания промышленных предприятий // Вопросы экономики. - 2008.- № 12.- С. 139-142.
2. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2007.- №12.- С. 34-47.
3. Абрютина М.С. Экономический учет и анализ деятельности предприятия // Вопросы статистики.- 2007.-№ 11.- С. 34-37.
4.Белявский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. — М., Финансы и статистика, 2004. — 320 с.
5.Бланк А. Обменный курс и конкурентоспособность отраслей российской экономики / А.Бланк, Е.Гурвич, А.Улюкаев // Вопросы экономики. - 2006. - N 6. - С.4-24.
6.Богомолова, И.П., Хохлов, Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов/ И.П.Богомолова, Е.В.Хохлов// Маркетинг в России и за рубежом.- 2005.-№1.- С 113-119.
7.Васильева З. А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка/ З. А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2. - С. 83-90.
8.Войцеховская И. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности предприятий // Проблемы теории и практики управления - 2006. - N 3. - С.108-113.
9. Волков Ю.Е. Предприятия работают так, как ими управляют // ЭКО. 2008.- № 10. -С. 69-74.
10.Гапоненко А. Конкурентоспособность хозяйственных организаций как основа социально-экономического роста // Власть. - 2007. - N 1. - С.33-36.
11. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование/ под ред. Самочкина В.Н., Пронина Ю.Б., Логачевой Е.Н. и др. - М.: Дело, 2007. –352 с.
12.Гордон Ян Целевая конкуренция, М.- Издатльство «Вершина», 2006 г.-368 с.
13.Грузинцева Н.А. Проектирование производственной конкурентоспособности потребительской продукции / Н.А.Грузинцева, М.А.Сташева, Б.Н.Гусев // Методы менеджмента и качества. - 2006. - N 10. - С.16-19.
14.Данишевский В.Ф. Управление резервами повышения конкурентоспособности промышленного предприятия / Волж. ин-т экономики, педагогики и права. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 132 с.
15.Еремеева Н.В., Калачев С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг: Учеб. пособие. - М.: КолосС, 2006. - 191 с.: ил.
16.Каплина О., Зайченко Д. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода // Маркетинг. – 2005. – №4(83).-С.17-18
17.Коновалов В.В. Развитие конкурентных преимуществ - основа успеха / В.В.Коновалов, И.В.Цомаева // ЭКО. - 2008. - N 6. - С.115-128.
18.Коршунова Г. В. Структурные основы конкурентоспособности / Г. В. Коршунова // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - N 8. - С. 35-37.
19.Крипендорф К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2005. - 256 с.
20. Курский В.А. Подход к планированию эволюционного развития предприятия в конкурентной среде // Финансы и кредит.2007.- № 14.- С. 29-32.
21.Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития // Экономист. - 2007. - N 8. - С.25-37.
22.Лазарев С. В. Интеллектуальный потенциал компании как резерв повышения ее конкурентоспособности// Менеджмент сегодня. - 2006. -N 5. - С. 174-182
23.Лифиц И. М. О критериях конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц // Маркетинг. - 2006. - N 2. - С. 117-124
24.Магомедов Ш.Ш. Конкурентоведение товаров: Монография / Моск. ин-т предпринимательства и права. - Ставрополь: Пресса, 2005. - 307 с.
25.Мансуров Р. Е. Об экономической сущности понятий "конкурентоспособность предприятия и управление конкурентоспособностью предприятия" / Р. Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2. - С. 91-94
26.Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина бизнес букс, 2006. - 452с.
27.Портер М.Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715с.
28.Проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики: из доклада Всемирного банка / Всемирный банк // Общество и экономика. - 2006. - N 11/12. - С. 118-124.
29.Разработка стратегии адаптации организации в конкурентной среде / Е.П. Карлина, Р.И. Акмаева, О.Ю. Мичурина, С.Б. Жабина. - Ростов н/Д: Фолиант, 2005. - 251 с.
30. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. - М., 2008.- 679 с.
31.Сальников В.А. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности - текущее состояние и перспективы / В.А.Сальников, Д.И.Галимов // Пробл. прогнозирования. - 2006. - N 2. - С.55-83.
32. Слепов В.А., Щеглова Н.В. Финансовая и ценовая адаптация российских предприятий к рыночной среде // Финансы. - 2008. №3. - С. 14 – 21.
33. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. - М. ЮНИТИ, 2006. – 225 с.
34.Стешенко О. Пластиковые трубы завоевывают Россию// Промышленно-строительное обозрение, №105, 2007 г.
35. Удалов Ф.Е. Управленческие резервы роста эффективности на предприятиях// ЭКО.- 2007.- № 12.- С. 138-144.
36.Фатхутдинов Р.А.: Стратегическая конкурентоспособность: учебник для вузов по спец. «Маркетинг»/Р.А. Фатхутдинов.- М.: Экономика, 2005.- 505 с.
37. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2005. - 542 с.
38.Чайков М. Ю. Интеллектуальная собственность как ресурс повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ю. Чайков // Консультант директора. - 2006. - № 1. - С. 9-11
39.Чаплина А. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности предприятия /А. Чаплина, И. Войцеховская // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 3. - С. 108-113
40.Черников А.В. Планирование развития конкурентоспособности предприятия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2007. - N 3. - С.57-66.
41.Швец И. Ю. Анализ развития теории конкурентоспособности / И. Ю Швец // Проблемы экономики и управления. - 2005. - № 3. - С. 44-49
42.Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятий // Маркетинг. – 2005. – №1(80).
43.Ющук Е. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей, М.-, Издательство"Вершина", 2006г, -315 с.
Защищена на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Факторы, способствующие адаптации первоклассников к учебной деятельности
Курсовая работа:
Адаптация стратегических целей предприятия к изменяющейся внешней среде
Курсовая работа:
Оценка внешней рыночной среды предприятия
Дипломная работа:
Психологические и психофизиологические особенности адаптации студентов-иностранцев к обучению в вузе