Курсовая работа

«Регулирование лоббизма на примере Южного Федерального округа (ЮФО) Российской Федерации.»

  • 32 страниц(ы)
  • 2432 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: Bellari77

Введение.3

1 Теоретические аспекты лоббирования.5

1.1 Сущность лоббизма и концептуальные подходы к его определению.5

1.2 Виды лоббизма: его достоинства и недостатки.11

2 Анализ правовых аспектов регулирования лоббизма на юге России.16

2.1 Регулирование лоббизма в Краснодарском крае.16

2.2 Правовые аспекты регулирования лоббизма в Волгоградской области.19

2.3 Проблемы нормативного регулирования лоббизма в ЮФО.22

Заключение.29

Список использованных источников и литературы.31

Актуальность. Процесс лоббирования интересов неизбежно проявляется в обществе с момента образования государственной власти. Понятия «лобби», «лоббист», «лоббирование» пришли из англоязычной политической лексики, а в английский язык из средневековой латыни. Первоначально понятие «лобби» употреблялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х годах XVII столетия так называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента. В лобби депутаты уходили голосовать и там они имели возможность встречаться с другими заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на пленарные заседания этой палаты. Что касается американской истории, то возникновение термина зафиксировано довольно точно: в нынешнем, политическом значении слово «лобби» появилось в 1808 г. в протоколах конгресса 10-го созыва. В последующие десятилетия возникли его производные - «лобби», «лоббист», «лоббирование» - и примерно с середины прошлого века эти термины стали наиболее употребительными в американском политическом лексиконе.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.

Структурные изменения, происходящие в российском обществе, выявили и актуализировали одно из основных явлений в социально-политической сфере - лоббистскую деятельность, или лоббизм. Лоббирование в той или иной мере затрагивает основные звенья политико-управленческих процессов - от формирования запросов и интересов до их реализации при принятии и исполнении политических решений путем воздействия на органы государственной власти. Естественно, что это явление вызывает большой интерес у исследователей.

На основании вышеизложенного, определим цель, объект, предмет и задачи исследования.

2 АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОББИЗМА НА ЮГЕ РОССИИ

2.1 Регулирование лоббизма в Краснодарском крае

Лоббизм, безусловно, представляет собой важный механизм принятия взвешенных государственных решений на основе согласования различных позиций и интересов. Правильным решением вопроса видится превращение российского лоббизма в полноценный политический институт, каковым он, к примеру, является в США и Западной Европе, где в органах власти представлены не только мощные корпоративные структуры, но и интересы различных сегментов общества. Сегодня вопрос стоит не о полезности и преимуществах лоббизма, они очевидны. Вопрос в том, какая его модель утвердится в России — олигархический лоббизм, либо его цивилизованная модель, когда при условии эффективного государственного регулирования будут созданы относительно равные условия для представительства в органах власти отраслевых и разнообразных общественных интересов. Интересным в данной связи представляется корпоративный вариант развития. Данный тип представительства интересов можно охарактеризовать как представительство для немногих. Оно существует в виде обмена или сделки между немногими влиятельными лоббирующими группами и политической властью. Это значит, что государство заключает с одной или несколькими крупными группами давления, в основном представляющими интересы олигархического капитала, неформальное (или формальное) соглашение, по которому данная группа или ассоциация получает определенные льготы, привилегии, протекцию в обмен на свою политическую лояльность. Корпоративное представительство главным образом присуще закрытой политической системе, не способной воспринимать большинство внешних импульсов из окружающей социальной среды. Хотя корпоративизм достаточно сильно распространен и в демократических политических системах, где во многих сферах деятельности количество абсолютно свободных, действующих на конкурентной основе групп давления сравнительно невелико. Такое положение вещей, кстати, в свое время заставило говорить о мощных группах давления как о неких «анонимных империях», частично подтверждающих концепцию демократии Шумпетера [12].

В субъектах юга России попытка создания системного нормативного правового акта, регулирующего лоббизм, была предпринята в Краснодарском крае в июне 1995 г. в Законе «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» [1]. В настоящее время данный закон не утратил силу, а в 2009 году был принят Постановлением ЗС Краснодарского края от 15.07.2009 Закон Краснодарского края от 23.07.2009 № 1802-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края». В главе 7 данного Закона представлен лоббизм в правотворчестве края, где данная категория определяется, как деятельность специально уполномоченных на то лиц по информационному взаимодействию с правотворческим органом края с целью выражения интересов соответствующих организаций в региональном правотворчестве. Лоббизм в правотворчестве края подлежит правовому регулированию и допускается в порядке, формах и пределах, устанавливаемых законодательными актами Российской Федерации и существующим законом.

В ст. 39 данного Закона представлен порядок осуществления лоббистской деятельности в правотворческих органах края [2].

Итак, лоббистская деятельность в правотворческих органах края осуществляется через официальных представителей общественных объединений при соответствующем правотворческом органе края. Хозяйствующие субъекты осуществляют лоббистскую деятельность в правотворческих органах края через действующие или специально создаваемые в установленном законом порядке общественные объединения.

Ст. 43 вышеуказанного Закона рассматривает способы предупреждения противоправных фор

В ходе написания данной курсовой работы, нами были составлены следующие основные выводы:

― лоббирование – объективное явление, неизбежная принадлежность общества, состоящего из различных групп. Скрытый (или латентный) лоббизм существует даже при тоталитарной системе, а в условиях плюрализма это – объективное явление политической жизни, независимо от того, легитимен ли лоббизм, согласно действующим правовым нормам. Потенциал для лоббирования создают правовые нормы, расширяющие возможности взаимодействия представителей частного сектора и граждан с представителями органов власти, а также повышающие прозрачность деятельности власти. Например, такие законы, как «О взаимодействии некоммерческих организаций и органов власти», «О праве граждан на доступ к информации» и др.

― в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах). В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности: лоббирование различных социальных структур; ведомственное лоббирование — лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов; региональное лоббирование, иностранное лоббирование.

― в субъектах юга России попытка создания системного нормативного правового акта, регулирующего лоббизм, была предпринята в Краснодарском крае в июне 1995 г. в Законе «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», где представлен порядок осуществления лоббистской деятельности в правотворческих органах края и рассматриваются способы предупреждения противоправных форм лоббизма в правотворческих органах. Лоббистская деятельность в правотворческих органах края осуществляется через официальных представителей общественных объединений при соответствующем правотворческом органе края. Хозяйствующие субъекты осуществляют лоббистскую деятельность в правотворческих органах края через действующие или специально создаваемые в установленном законом порядке общественные объединения.

― в настоящее время в Волгоградской области находится на рассмотрении областной Думы проект Закона области «О регулировании лоббистской (представительской) деятельности в Волгоградской области». Одной из целей и задач власти является обеспечение реализации прав и свобод граждан. В том числе посредством принятия нормативно-правовых актов. Их процедура, должна быть закреплена в региональном законодательстве. Принятие данного Закона будет способствовать обеспечению максимальной открытости процессов подготовки и принятия решений органами власти Волгоградской области; вытеснению недобросовестных, противоправных форм и методов влияния на законодательный процесс в регионе.

Таким образом, резюмируя, отметим, что основной проблемой регулирования лоббизма на юге РФ, как и в России в целом, является практически полное отсутствие нормативно-законодательной базы, т.е. местное законодательство о лоббизме находится лишь в начальной стадии разработки, а федеральное законодательство имеет ряд существенных недоработок. Его основы (не говоря уже о деталях и конкретике) придется оттачивать в течение нескольких десятилетий: принимая — на основе существующего и нарабатываемого опыта госрегулирования лоббистской деятельности — соответствующие нормативные акты, внося в них необходимые изменения и дополнения.

1) Закон Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» от 26.05.1995 г. № 7-КЗ с изм. от 2007 г.

2) Закон Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» от 23.07.2009 № 1802-КЗ.

3) Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости. // Социологические исследования. - 2009. - № 9.

4) Васильева С.В. Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных интересов. // Журнал Высшей школы экономики. - 2009. - № 2.

5) Виноградова Т.И. Лоббирование как социальная технология. // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 3.

6) Зудин А.Ю. Россия: бизнес и политика. // Мировая экономика и международные отношения. 1996. - № 3 (с.19-31), № 4 (с.17-27), № 5 (с. 17-25).

7) Зяблюк Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США. - М.: ИСКРАН, 1994

8) Ильичева Л.Е. Лоббизм и интересы предпринимательства. - М., Мысль, 2007.

9) Киселев К.В. Лоббизм: проблемы правового регулирования. // ЧиновникЪ. - 2005. - № 3.

10) Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования. // Электронный ресурс: h**t://lobbying.r*.

11) Малько А.В., Субочев В.В. Лоббизм: проблемы правового регулирования. Пятигорск, Изд-во РИА-КМВ, 2008.

12) Никитина В. Легализация лоббизма - путь к правопорядку. // Электронный ресурс: h**t://lobbying.r*.

13) Перегудов С.П., Семененко И.С. Лоббизм в политической системе России. // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 9.

14) Саламатин А.В. Лоббизм и лоббирование. // Государство. - 2004. - № 5.

15) Толстых А.П. Закон о лоббизме некому пролоббировать. // Капитал и Право (информационно-правовой журнал). - 2005. - № 8.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика