Курсовая работа
«Регулирование лоббизма на примере Южного Федерального округа (ЮФО) Российской Федерации.»
- 32 страниц
Введение.3
1 Теоретические аспекты лоббирования.5
1.1 Сущность лоббизма и концептуальные подходы к его определению.5
1.2 Виды лоббизма: его достоинства и недостатки.11
2 Анализ правовых аспектов регулирования лоббизма на юге России.16
2.1 Регулирование лоббизма в Краснодарском крае.16
2.2 Правовые аспекты регулирования лоббизма в Волгоградской области.19
2.3 Проблемы нормативного регулирования лоббизма в ЮФО.22
Заключение.29
Список использованных источников и литературы.31
Актуальность. Процесс лоббирования интересов неизбежно проявляется в обществе с момента образования государственной власти. Понятия «лобби», «лоббист», «лоббирование» пришли из англоязычной политической лексики, а в английский язык из средневековой латыни. Первоначально понятие «лобби» употреблялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х годах XVII столетия так называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента. В лобби депутаты уходили голосовать и там они имели возможность встречаться с другими заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на пленарные заседания этой палаты. Что касается американской истории, то возникновение термина зафиксировано довольно точно: в нынешнем, политическом значении слово «лобби» появилось в 1808 г. в протоколах конгресса 10-го созыва. В последующие десятилетия возникли его производные - «лобби», «лоббист», «лоббирование» - и примерно с середины прошлого века эти термины стали наиболее употребительными в американском политическом лексиконе.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.
В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.
Структурные изменения, происходящие в российском обществе, выявили и актуализировали одно из основных явлений в социально-политической сфере - лоббистскую деятельность, или лоббизм. Лоббирование в той или иной мере затрагивает основные звенья политико-управленческих процессов - от формирования запросов и интересов до их реализации при принятии и исполнении политических решений путем воздействия на органы государственной власти. Естественно, что это явление вызывает большой интерес у исследователей.
На основании вышеизложенного, определим цель, объект, предмет и задачи исследования.
2 АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОББИЗМА НА ЮГЕ РОССИИ
2.1 Регулирование лоббизма в Краснодарском крае
Лоббизм, безусловно, представляет собой важный механизм принятия взвешенных государственных решений на основе согласования различных позиций и интересов. Правильным решением вопроса видится превращение российского лоббизма в полноценный политический институт, каковым он, к примеру, является в США и Западной Европе, где в органах власти представлены не только мощные корпоративные структуры, но и интересы различных сегментов общества. Сегодня вопрос стоит не о полезности и преимуществах лоббизма, они очевидны. Вопрос в том, какая его модель утвердится в России — олигархический лоббизм, либо его цивилизованная модель, когда при условии эффективного государственного регулирования будут созданы относительно равные условия для представительства в органах власти отраслевых и разнообразных общественных интересов. Интересным в данной связи представляется корпоративный вариант развития. Данный тип представительства интересов можно охарактеризовать как представительство для немногих. Оно существует в виде обмена или сделки между немногими влиятельными лоббирующими группами и политической властью. Это значит, что государство заключает с одной или несколькими крупными группами давления, в основном представляющими интересы олигархического капитала, неформальное (или формальное) соглашение, по которому данная группа или ассоциация получает определенные льготы, привилегии, протекцию в обмен на свою политическую лояльность. Корпоративное представительство главным образом присуще закрытой политической системе, не способной воспринимать большинство внешних импульсов из окружающей социальной среды. Хотя корпоративизм достаточно сильно распространен и в демократических политических системах, где во многих сферах деятельности количество абсолютно свободных, действующих на конкурентной основе групп давления сравнительно невелико. Такое положение вещей, кстати, в свое время заставило говорить о мощных группах давления как о неких «анонимных империях», частично подтверждающих концепцию демократии Шумпетера [12].
В субъектах юга России попытка создания системного нормативного правового акта, регулирующего лоббизм, была предпринята в Краснодарском крае в июне 1995 г. в Законе «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» [1]. В настоящее время данный закон не утратил силу, а в 2009 году был принят Постановлением ЗС Краснодарского края от 15.07.2009 Закон Краснодарского края от 23.07.2009 № 1802-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края». В главе 7 данного Закона представлен лоббизм в правотворчестве края, где данная категория определяется, как деятельность специально уполномоченных на то лиц по информационному взаимодействию с правотворческим органом края с целью выражения интересов соответствующих организаций в региональном правотворчестве. Лоббизм в правотворчестве края подлежит правовому регулированию и допускается в порядке, формах и пределах, устанавливаемых законодательными актами Российской Федерации и существующим законом.
В ст. 39 данного Закона представлен порядок осуществления лоббистской деятельности в правотворческих органах края [2].
Итак, лоббистская деятельность в правотворческих органах края осуществляется через официальных представителей общественных объединений при соответствующем правотворческом органе края. Хозяйствующие субъекты осуществляют лоббистскую деятельность в правотворческих органах края через действующие или специально создаваемые в установленном законом порядке общественные объединения.
Ст. 43 вышеуказанного Закона рассматривает способы предупреждения противоправных фор
В ходе написания данной курсовой работы, нами были составлены следующие основные выводы:
― лоббирование – объективное явление, неизбежная принадлежность общества, состоящего из различных групп. Скрытый (или латентный) лоббизм существует даже при тоталитарной системе, а в условиях плюрализма это – объективное явление политической жизни, независимо от того, легитимен ли лоббизм, согласно действующим правовым нормам. Потенциал для лоббирования создают правовые нормы, расширяющие возможности взаимодействия представителей частного сектора и граждан с представителями органов власти, а также повышающие прозрачность деятельности власти. Например, такие законы, как «О взаимодействии некоммерческих организаций и органов власти», «О праве граждан на доступ к информации» и др.
― в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах). В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности: лоббирование различных социальных структур; ведомственное лоббирование — лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов; региональное лоббирование, иностранное лоббирование.
― в субъектах юга России попытка создания системного нормативного правового акта, регулирующего лоббизм, была предпринята в Краснодарском крае в июне 1995 г. в Законе «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», где представлен порядок осуществления лоббистской деятельности в правотворческих органах края и рассматриваются способы предупреждения противоправных форм лоббизма в правотворческих органах. Лоббистская деятельность в правотворческих органах края осуществляется через официальных представителей общественных объединений при соответствующем правотворческом органе края. Хозяйствующие субъекты осуществляют лоббистскую деятельность в правотворческих органах края через действующие или специально создаваемые в установленном законом порядке общественные объединения.
― в настоящее время в Волгоградской области находится на рассмотрении областной Думы проект Закона области «О регулировании лоббистской (представительской) деятельности в Волгоградской области». Одной из целей и задач власти является обеспечение реализации прав и свобод граждан. В том числе посредством принятия нормативно-правовых актов. Их процедура, должна быть закреплена в региональном законодательстве. Принятие данного Закона будет способствовать обеспечению максимальной открытости процессов подготовки и принятия решений органами власти Волгоградской области; вытеснению недобросовестных, противоправных форм и методов влияния на законодательный процесс в регионе.
Таким образом, резюмируя, отметим, что основной проблемой регулирования лоббизма на юге РФ, как и в России в целом, является практически полное отсутствие нормативно-законодательной базы, т.е. местное законодательство о лоббизме находится лишь в начальной стадии разработки, а федеральное законодательство имеет ряд существенных недоработок. Его основы (не говоря уже о деталях и конкретике) придется оттачивать в течение нескольких десятилетий: принимая — на основе существующего и нарабатываемого опыта госрегулирования лоббистской деятельности — соответствующие нормативные акты, внося в них необходимые изменения и дополнения.
1) Закон Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» от 26.05.1995 г. № 7-КЗ с изм. от 2007 г.
2) Закон Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» от 23.07.2009 № 1802-КЗ.
3) Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости. // Социологические исследования. - 2009. - № 9.
4) Васильева С.В. Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных интересов. // Журнал Высшей школы экономики. - 2009. - № 2.
5) Виноградова Т.И. Лоббирование как социальная технология. // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 3.
6) Зудин А.Ю. Россия: бизнес и политика. // Мировая экономика и международные отношения. 1996. - № 3 (с.19-31), № 4 (с.17-27), № 5 (с. 17-25).
7) Зяблюк Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США. - М.: ИСКРАН, 1994
8) Ильичева Л.Е. Лоббизм и интересы предпринимательства. - М., Мысль, 2007.
9) Киселев К.В. Лоббизм: проблемы правового регулирования. // ЧиновникЪ. - 2005. - № 3.
10) Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования. // Электронный ресурс: h**t://lobbying.r*.
11) Малько А.В., Субочев В.В. Лоббизм: проблемы правового регулирования. Пятигорск, Изд-во РИА-КМВ, 2008.
12) Никитина В. Легализация лоббизма - путь к правопорядку. // Электронный ресурс: h**t://lobbying.r*.
13) Перегудов С.П., Семененко И.С. Лоббизм в политической системе России. // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 9.
14) Саламатин А.В. Лоббизм и лоббирование. // Государство. - 2004. - № 5.
15) Толстых А.П. Закон о лоббизме некому пролоббировать. // Капитал и Право (информационно-правовой журнал). - 2005. - № 8.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Общая характеристика федеральных округов РФ
Дипломная работа:
Административно-правовой статус ФСБ России
Дипломная работа:
Правовые основы защиты и охраны государственной границы Российской Федерации на море, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и их природных ресурсов
Реферат:
Специализация округов РФ
Дипломная работа:
Защита таможенными органами объектов интеллектуальной собственности (на примере Южного таможенного управления)