Дипломная работа
«Защита таможенными органами объектов интеллектуальной собственности (на примере Южного таможенного управления)»
- 83 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 6
1.1 Виды объектов интеллектуальной собственности и их особенности 6
1.2 Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности 17
1.2.1 Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности 17
1.2.2 Ведение Единого информационного реестра объектов интеллектуальной собственности государствами-членами Таможенного союза 25
ГЛАВА 2. МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 31
2.1 Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр 31
2.2 Действия таможенных органов РФ при принятии мер по защите объектов интеллектуальной собственности 42
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 46
3.1 Общая характеристика ЮТУ 46
3.2 Анализ защиты объектов интеллектуальной собственности ЮТУ 58
3.3 Пути улучшения защиты объектов интеллектуальной собственности ЮТУ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
В условиях осуществления таможенного регулирования на единой территории Таможенного союза ключевым показателем является то, какое внимание уделяется развитию науки, культуры и техники, насколько значителен интеллектуальный потенциал, а значит, должны быть созданы соответствующие условия для охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности.
В современных условиях право интеллектуальной собственности приобретает все возрастающее значение, это связано со все возрастающим объемом торговли не столько самими правами интеллектуальной собственности, сколько долей элементов этой собственности в общем составе стоимости многих товаров, особенно продукции высоких технологий, фармацевтических и химических товаров. Оценивается, что примерно 15-20% всей мировой торговли приходится на объекты, защищенные патентами, торговыми марками и т.п.
Другим важным моментом является стремление государств производителей высокотехнологичных товаров (США, Германия Великобритания, Франция и др.) сократить свои потери от конкуренции таких же, но контрафактных товаров, которые обходятся их производителям гораздо дешевле, как ввиду бесплатного использования научно-технических достижений, потребовавших вложений крупных капиталов в НИОКР, так и за счет более дешевой рабочей силы. Дешевле она как раз в странах, где осуществляется и допускается (иногда сознательно в интересах повышения занятости) контрафактное производство (прежде всего это страны Юго-Восточной Азии).
В XXI в. противодействие нарушениям в сфере прав интеллектуальной собственности определено Всемирной таможенной организацией (ВТО) в качестве одной из приоритетных областей деятельности таможенных администраций. В частности, 2007 г. был объявлен ВТО годом борьбы с контрафактной и пиратской продукцией в связи с высокими темпами роста объема торговли данными товарами во всем мире и серьезной угрозой не только экономике государств, но и здоровью общества. Широко известно, что в настоящее время производятся не только большие объемы контрафактных товаров народного потребления, таких, как одежда и обувь, но и поддельные лекарственные средства, включая детское питание и вакцины, а также автомобильные запчасти, которые в связи с низким качеством являются прямой угрозой здоровью и жизни населения.
Все изложенное выше определяет актуальность темы данной работы. Целью работы является анализ деятельности таможенных органов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. В свою очередь, из поставленной в работе цели вытекает необходимость решения следующих задач:
- анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в таможенной сфере;
- изучение видов объектов защиты прав интеллектуальной собственно-сти;
- анализ методов и способов защиты прав интеллектуальной собственности;
- анализ проблем в сфере защиты прав интеллектуальной собственности на примере ЮТУ и перспективы их решения.
Объект исследования работы – Южное таможенное управление. Предметом исследования работы являются методы и способы защиты объектов интеллектуальной собственности.
При обосновании теоретических обобщений и практических рекомендаций широко использовались положения и выводы, содержащиеся в научной литературе, концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах РФ, в методических документах органов ФТС РФ и КТС. Для обоснования теоретических положений использовались следующие методы статистического, экономического, категориального, сравнительного анализа; научного наблюдения и обобщения.
Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе исследований внешнеэкономической деятельности предприятий, ведущих свои операции через Южное таможенное управление. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его выводов и рекомендаций в процессе разработки и реализации проекта совершенствования деятельности подразделения, к функциям которого относится защита объектов интеллектуальной собственности.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, а также спи-сок использованной литературы.
Прежде всего, определим непосредственно понятие интеллектуальной собственности.
Рассматривая различные аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, необходимо отметить, что в среде ученых в настоящее время сложились два подхода к объяснению понятия интеллектуальной собственно-сти: 1) теория исключительных прав; 2) проприетарная теория .
Сторонники теории исключительных прав, в частности О.С. Алексеева, Н.А. Борщ-Компанеец, В.А. Дозорцев, А.П. Сергеев, Г.Ф. Шершеневич и другие, рассматривают интеллектуальную собственность как совокупность исключительных прав, принадлежащих субъекту правоотношения в исследуемой сфере, не сводя такие права к праву собственности .
В своих работах эти ученые опираются на международные соглашения, в которых интеллектуальная собственность определяется как совокупность исключительных прав. В частности, А.П. Сергеев под интеллектуальной собственностью понимает совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ей международных обязательств .
Точка зрения перечисленных ученых опирается на п. viii ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, и определяет интеллектуальную собственность как совокупность прав на литературные, художественные и научные произведения; исполнительскую деятельность артистов, звукозаписи, радио- и телепередачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения; защиту против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Сторонники проприетарной теории – Л.Б. Гальперин, Н.М. Кейзеров, Л.А. Михайлова, П. Никулин, Ю.А. Рыжаков, В.С. Смирнов и другие – отталкиваются от безоговорочного признания того факта, что интеллектуальная собственность – это именно собственность. При этом отдельные авторы даже пытаются раскрыть содержание прав интеллектуальной собственности через известную триаду правомочий собственника, т.е. через владение, пользование и распоряжение имуществом собственника .
Подводя итоги работы, возможно сделать следующие выводы.
Основными органами государства, наделенными полномочиями осуществлять защиту интеллектуальной собственности, выступают таможенные органы Российской Федерации. Таможенные органы осуществляют свою деятельность в области контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и осуществляют защиту прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного регулирования на единой территории Таможенного союза.
Международная торговля товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, регулируется в первую очередь нормами международного права. В России отношения, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, регулируются частью четвертой Гражданского кодекса РФ. Основными законодательными актами, регулирующими вопросы интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, являются Таможенный кодекс Таможенного союза, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении тамо-женной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Тамо-женного союза», Федеральный закон РФ от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Система таможенно-правового регулирования защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Российской Федерации после вхождения в Таможенный союз существенно изменилась и стала максимально приближен-ной к международно-правовым нормам, что свидетельствует о продолжающейся в нашей стране унификации таможенного законодательства. Наиболее важным является тот факт, что у таможенных органов появились полномочия «ex officio» приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Компетенция таможенных органов в сфере защиты интеллектуальной собственности может быть условно разделена на три основных направления:
- ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственно-сти;
- применение мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, со-держащих объекты интеллектуальной собственности;
- а также выявление, пресечение правонарушений и привлечение к ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав) и ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование чужого товарного знака).
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что в целях осуществления и совершенствования правового регулирования защиты прав интеллектуальной собственности в процессе таможенного регулирования на единой территории Таможенного союза имеется необходимая научная и теоретическая база. При этом российские таможенные органы располагают необходимой нормативной правовой базой и механизмами для осуществления указанной деятельности.
В работе была исследована система защиты объектов интеллектуальной собственности в ЮТУ. Проведенный анализ показал, что в южном округе сформировалась мощная система таможенных органов и структур околотаможенной сферы, в том числе, и в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности. Эта система способна успешно решать задачи обеспечения динамично возрастающего внешнеторгового оборота, расширяющихся инвестиций, содействовать главному стабилизирующему фактору – укреплению экономики региона. Для дальнейшего повышения эффективности данной системы предложены следующие методы и способы:
- налаживание взаимоотношений с правообладателями путем прове-дения различных деловых встреч;
- оптимизация обмена информацией с правообладателями;
- популяризация деятельности таможенных органов;
- создание в рамках деятельности ЮТУ электронной информационной базы. Весь массив ценовой информации, собранный в единую базу данных по данной товарной группе, с одной стороны, предоставит возможность инспекторам осуществить более детальную проверку заявленных сведений о товарах с учетом наименования и описания товара, страны происхождения, фирмы-производителя, марки, модели, артикула, технологии производства, маршрута доставки и вида транспорта, страхования и других факторов; с другой – приведет к сокращению сроков выпуска данных товаров и создаст для добросовестных участников ВЭД более благоприятные условия для таможенного оформления;
- контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планом противодействия коррупции.
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010). // СЗ РФ. 2010. №17. Ст. 987.
2. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012 г.). // СЗ РФ. 2010. №32. Ст. 1021.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. от 08.12.2011). // СЗ РФ. 2006. №29. Ст. 999.
4. Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза // Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010.
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №290 «О Регла-менте взаимодействия таможенных органов государств-членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». // СЗ РФ. 2010. №16. Ст. 431.
6. Приказ ФТС РФ от 25.03.2011 №626 «Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности». // СЗ РФ. 2011. №14. Ст. 222.
7. Приказ ФТС РФ от 13.08.2009 №1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». // СЗ РФ. 2009. №21. Ст. 307.
8. Ангелова И.В. К вопросу о правовых основах защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности на единой территории Таможенного Союза. // Таможенное дело. – 2009. – №3. – С. 10-19.
9. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза (поглавный). – М.: Проспект, 2011. – 451 с.
10. Берзинь О.А. Россия в Таможенном союзе ЕврАзс: таможенно-правовое регулирование защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. // Реформы и право. 2011. №3. – С. 36-43.
11. Белецкий, Э.И. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (проблемы, суждение, поиск): моно-графия. – М.: РИО РТА, 2005. – 354 с.
12. Габоичидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации / Под общ. ред. Максимцева В.А. – М., 2007. – 402 с.
13. Гальперина Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущ-ность и правовая природа // Аудитор. – 1998. – №4. – С. 32-39.
14. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: понятие, система, задачи кодификации. – М.: Статут, 2003. – 392 с.
15. Ионичева О. Интеллектуальная собственность: таможенный аспект. // Та-моженное регулирование. Таможенный контроль. – 2011. – №6. – С. 44-54.
16. Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (постатейный). – Под ред. С.А. Овсянникова, Г.Н. Комковой. М.: Наука, 2012. 622 с.
17. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). Под ред. В.В. Погуляева. – М.: Юстицинформ, 2008.
18. Кузьменко О. Таможня на защите интеллектуальных рубежей. // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2011. – №5. – С. 49-56.
19. Куркина Н.В. К вопросу о защите интеллектуальной собственности в Рос-сии. //Российская юстиция. – 2012. – №5. – С.32-39.
20. Курочкина О. Защита интеллектуальной собственности. // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2012. – №6. – С. 40-47.
21. Петров Е.Н. Правовые особенности защиты интеллектуальной собственности на единой таможенной территории применительно к нормам международного права. // Таможенное дело. – 2009. – №4. – С. 15-25.
22. Радаев В.В. Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров // Рынок контрафактной продукции в России: Сб. науч. ст. / Отв. ред. серии В.В. Радаев. Гос. ун-т «Высшая школа экономики»; Лаб. экон.-социол. исслед. М., 2008. Аналитика ЛЭСИ. Вып. 2. – 192 с.
23. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник. – М.: Велби, 2005.
24. Таможенная служба Российской Федерации в 2008 году: Справочные материалы к заседанию коллегии. М.: Наука, 2009. 108 с.
25. Таможня борется с контрафактом // h**t://ved.customs.r*.
26. Тюнин М.В. Таможенный контроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. // Таможенное дело. – 2011. – №3. – С. 21-26.
27. Южное таможенное управление: официальный сайт //yutu.customs.r*.
28. URL: h**t://customs.net.r*/.
29. URL: h**t://w*w.tks.r*/.
30. URL: h**t://w*w.tamognia.r*/.
Тема: | «Защита таможенными органами объектов интеллектуальной собственности (на примере Южного таможенного управления)» | |
Раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 83 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Структура внешней торговли России (на примере Южного таможенного управления)
Дипломная работа:
Таможенное оформление автомобилей (на примере Южного акцизного таможенного поста)
Дипломная работа:
Таможенные операции с международными почтовыми отправлениями (на примере Владикавказского таможенного поста)
Шпаргалка:
Шпоры по таможенному делу
Дипломная работа:
Анализ и совершенствование системы делопроизводства в структурных подразделениях фтс россии(на примере жуковского таможенного поста)