Реферат

«Общее представление о толпе в трудах Г. Лебона и Г. Тарда.»

  • 22 страниц
Содержание

Введение…3-4

Глава 1.Общее представление о толпе в трудах Г.Лебона и Г.Тарда. ….5-18

1.1 Понятие толпы …5-6

1.2 Характеристика толпы…7-12

1.3 Классификация толпы ….13-15

1.4 Сравнительный анализ теорий Г.Тарда и Г.Лебона…16-18

Выводы…19

Заключение….20-21

Список использованной литературы….22

Введение

Профессиональный интерес к анализу массового поведения возник у ученых еще в XIX веке. Кроме того, психология толпы явилась одной из основ фундамента зарождавшейся в ту пору социальной психологии. С тех пор идеи основоположников этого направления переосмысливались преемниками, нередко подвергаясь критике. Несмотря на это, важность изучения данной проблемы с течением времени не снизилась. Напротив, окружающая нас действительность конкретными примерами доказывает, что современными психологов существует необходимость снова и снова обращаться к трудам Г.Лебона, Г.Тарда для того, чтобы яснее представлять себе механизмы, стирающие человеческую индивидуальность во время его нахождения в толпе, а также механизмы, побуждающие его действовать и принимать решения, не соотносимые с его истинными желаниями, потребностями и интересами.

Актуальность проблемы толпы объясняется тем, что человек, находясь в социуме, нередко сам оказывается ее участником. Между тем, влияние толпы на человека крайне неоднозначно и, по нашему мнению, только тот может адекватно пережить свое пребывание в толпе, кто знает ее механизмы. Как говорится, "кто предупрежден - тот вооружен"

Данные, полученные в ходе данного исследования, способны найти себе самое широкое применение. Объясняется это тем, что существует большое количество разных видов толпы, к каждой из который необходим свой специфический подход. Больше всего нас будет интересовать, каким образом можно управлять агрессивной, самой опасной, толпой.

Объект настоящего исследования - толпа. Предмет - понятие толпы; характеристика толпы; классификация толпы; сравнительный анализ теорий Г.Тарда и Г.Лебона.

Цель исследования - обобщить известные психологической науке сведения о

-3-

толпе, делая упор на труды Г.Тарда и Г.Лебона.

Задачи исследования:

1)Раскрыть содержание понятия толпы.

2)Дать общую характеристику толпе.

3)Проклассифицировать толпу.

4) Провести сравнительный анализ теорий Г.Тарда и Г.Лебона.

Гипотеза исследования: толпа отличается импульсивностью, спонтанностью, тем, что на первый план выходят низшие пласты психики. Она характеризуется отсутствием ответственности. Самым опасным видом толпы является агрессивная.

-4

1.1Понятие толпы.

Понятие толпы вошло в социальную психологию во время мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX века. Под толпой главным образом подразумевались слабо организованные восстания трудящихся против эксплуаторов. [Майерс Д.,2001,с.103]

Французский социолог Г.Лебон в конце XIX столетия первым предпринял научные попытки определения проблемы толпы. Первые две статьи Г.Лебона, касающиеся массового поведения, были опубликованы в 1895 году в журнале "Научное обозрение". В том же статьи Г.Лебона были изданы в книге "Психология толпы" и принесли ее автору широкую известность.

Толпа является универсальным способом усреднения людей. Стоит только большому (или не очень) количеству людей собраться вместе, как сразу вступает в силу процесс усреднения - люди с более высокой психологической организацией опускаются до уровня с низкой психологией. По мнению Г.Лебона, термин толпы не несет в себе оценочных характеристик -это название человеческого коллектива, который имеет особые черты, не сводимые к совокупности черт составляющих его индивидов, социальная система. [Лебон Г., 1999, с.5]

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения нередко выступают:

-публика (большая группа людей, основой формирования которой являются общие интересы;

-5-

-контактная, внешне неорганизованная общность, действующая на редкость единодушно и эмоционально;

-совокупность индивидов, которая составляет многочисленную аморфную группу и участники которой не имеют между собой контактов, однако вместе с тем они связаны между собой каким-либо интересом.

В толпе неминуемо происходит обезличивание. Ей свойственны сходные эмоциональные состояния, находящие свое выражение в принципе духовного единства толпы.

Личности, включенные в толпу, не всегда находятся в одном месте. Примером такой толпы может служить раса. Однако толпа- это не всегда очень многочисленное скопление людей. При определенных условиях ее могут составить даже несколько человек.

Проявлением толпы является простая арифметическая сумма либо среднее арифметическое характеров. В толпе всегда есть лидер, управляющий ею и привлекающий внимание окружающих, которые находятся в данной ситуации. Это явление Г.Лебон причисляет к типу гипнотических явлений и связывает данный процесс с существованием бессознательной психики отдельного человека.

Фрагмент работы

Толпа характеризуется следующими признаками:

1. Импульсивность. Толпа не способна сдерживать свои влечения, поскольку они настолько сильны, что их не может подавить даже инстинкт самосохранения. Но для толпы характерна изменчивость, так как ее влечения и действующие на нее возбудители очень разнородны. По мнению Г.Лебона, данная изменчивость является отличительной чертой существ, находящихся на низших стадиях развития эволюции. Управлять толпой очень проблематично и особенно сложно в тех случаях, когда часть власти находится в руках у самой толпы. Однако обыденные нужды способствуют регулированию поведения толпы. Толпе присуще представление о собственной могущественности. Один человек редко решается совершить то, что способен сделать, будучи частью толпы.

2. Внушаемость. Толпа легковнушаема, так как находится в состоянии выжидательного внимания. Здесь проявляется феномен психического заражения, суть которого в передаче внушаемой информации в нем участникам толпы. Эффект внушения повышается засчет отсутствия в толпе критического мышления. Толпа мыслит не образами, а понятиями, самое обычное явление нередко приобретает гипертрофированный характер. Толпа не отличает объективное и субъективное.

Фрейд рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом.

Источником внушения всегда выступает иллюзия, возникшая у какого-нибудь индивида засчет более или менее смутных воспоминаний. Вызванное представление становится ядром дальнейшей кристаллизации, которая заполняет всю область разума и парализует все критические способности.

3) Максимализм. Для толпы не существует полутонов. Толпа преувеличивает чаще всего негативные события, благодаря чему ее агрессивность выливается в насилие.

Максимализм толпы находит свое отражение в сильных ораторских выражениях. Именно этим Г.Лебон объясняет популярность такого вида искусства, как театр.

4.Авторитарность и консерватизм. Так как толпа не признает полутонов, то она воспринимает что-либо либо как абсолютную истину, либо как чистейшую неправду. Отсюда следует, что толпа не терпит прекословий, она авторитарна и нетерпима. Толпа имеет свойство восставать только против слабой власти.

Однако так как толпа имеет бессознательные свойства, то по своей природе она бессознательна, в то время как бессознательное отражает потребности расы, передаваемые по наследству.

Перемены, производимые толпой, эфемерны, иллюзорны и связаны с переименованиями, на самом же деле же толпа настороженно относится к перемене традиций. Это значит, что техническое развитие при полновластии толпы представляется фантастическим.

5) Нравственная спонтанность. В зависимости от ситуации толпа способна вести себя очень по-разному: иногда героически, а порой и самым варварским образом.

6) Образность и алогичность мышления. Для того, что та или иная идея стала доступной для понимания толпы ей необходимое специфическое, особенное мышление, а именно образное. Толпа не признает формальную логику, что объясняет тот факт, что в ней могут уживаться самые противоречивые представления. Ей не кажутся очевидными какие-либо аргументы, представляются гораздо более предпочтительными ассоциации, причем чаще всего последние являются крайне поверхностными. Толпа любит обобщать логически несовместимые факты.

Чтобы воздействовать на толпу, оратору следует использовать очень яркие, экспрессивные образы.

Заключение

Феномен толпы - крайне актуальная проблема современности и, как нам представляется, так будет всегда. Толпа характеризуется спонтанностью, импульсивностью, безответственностью и, что самое важное, внушаемостью вследствие отсутствие критического мышления. В ней всегда присутствует зачинщик, который впоследствии управляет толпой, ведет за собой. Выделяют множество видов толпы, причем не все из них являются социально опасными. Г.Тард разделял понятия толпы и публики, полагал, что в последнее, современное ему, время прослеживалась тенденция к переходу из толпы в публику. По мнению Г.Тарда, это очень целесообразно, так как публика отличается большей терпимостью и более высоким уровнем интеллектуального развития.

Вопрос о том, как управлять толпой, особенно агрессивной, остается открытым.

Нам представляется, что наиболее разумным выходом было бы недопущение такого явления, как агрессия. Для того, чтобы данный план осуществился, необходимо устранить долговременные условия, способные создать чувства социальной неудовлетворенности, недовольства, безысходности, отчаяния. Если же происходят события, провоцирующие появление агрессивной толпы либо толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана по недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. Следует в частности изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков, а также задействовать людей, которые могли бы положительным образом влиять на толпу.

Однако если собралась агрессивная толпа могут быть полезны следующие рекомендации:

-без крайней необходимости не предпринимать никаких мер по воздействию на толпу;

-блокировать подходы к толпе, не допускать ее пополнения, тянуть время, так как оно работает против толпы вследствие того, что люди устают и их активность снижается.

-сохранять спокойствие, проявлять выдержку, ведь для человека в толпе и для толпы в целом приcуща импульсивность.

Разрыв социальных связей, быстрая скорость передачи информации, ускоренный ритм городской жизни создают и разрушают человеческие сообщества. Они воссоздаются в форме непостоянных и разрастающихся толп. Всилу своего размаха у этого явления принципиальная историческая новизна. Именно вследствие этого в цивилизациях, где толпы играют немаловажную роль, человек с трудом понимает смысл своего существования, утрачивает чувство "я". Вследствие этого человек чувствует тревогу, неуверенность, он

ощущает себя игрушкой неведомых сил.

В данной работе ,согласно целям нашего исследования, мы попытались в общих чертах рассмотреть ключевые характеристики толпы, теории Г.Лебона и Г.Тарда, провести их сравнительный анализ, описать классификацию толпы, разъяснить понятие толпы, что позволит нам трезво оценивать окружающую нас действительность, сохранять свое "я",свободу личности и избегать ситуаций, в которых есть опасность стать жертвой манипуляций и исполнителем чужой воли.

Также мы подтвердили первоначальную гипотезу исследования: толпа отличается импульсивностью, спонтанностью, тем, что на первый план выходят низшие пласты психики. Она характеризуется отсутствием ответственности. Самым опасным видом толпы является агрессивная.

Список литературы

1.Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. // Диалог. №7. 2001.

2.Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: ЗАО Питер. М., 1999.

3.Лебон Г. Толпотворение. // Новое время. №3. 1998.

4.Майерс Д. Социальная психология. М., Норма. 2001.

5.Прокопович С. Народ и народовластие // Новое время. №27, 1992.

6.Тард Г. Мнение и толпа, М.,1999.

7.Тард Г. Психология толп,М.,1999.

Покупка готовой работы
Тема: «Общее представление о толпе в трудах Г. Лебона и Г. Тарда.»
Раздел: Психология
Тип: Реферат
Страниц: 22
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика