Дипломная работа

«Формирование графических умений и навыков как условие развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

  • 94 страниц
Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Психолого- педагогический аспект изучение проблемы развития детского художественного творчеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1.1Особенности развития детского художественного творчества . . . . . . . . . . .6

1.2.Графические умения и навыки, как средство развития детского художественного творчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Глава II. Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста через формирование графических умений и навыков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47

2.1. Подготовка педагогического эксперимента: определение состава экспериментальной группы, уровней развития детского художественного творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47

2.2 Выявление уровня детского художественного творчества детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52

2.3 Повышение уровня развития детского художественного творчества через систему занятий и игр- упражнений по формированию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . 54

2.4. Выявление изменение в уровне развития детского художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . .55

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Приложение № 1.Занятие,потоколы беседы и наблюдения первого констатирующего эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Приложение № 2Конспекты занятий и игр-упражнений формирующего эксперимента, по формированию графических умений и навыков . . . . .67

Приложение № 3. Занятия, протоколы беседы и наблюдения второго констатирующего эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89

Приложение №4 . Рисунки детей I и II констатирующего экспериментов. .92

Введение

Проблема развития творчества всегда была актуальной.

Данную проблему следует рассматривать в более широком контексте с учетом

современного заказа общества к сфере образования. Общество всегда, а на

переломных этапах развития особенно нуждалось в творческой личности,

потому что именно творческая личность является движущей силой прогресса.

Творческая личность обладает чертами неповторимости, своеобразии,

уникальности, не похожести на других. Чертами индивидуальности является

творчество. Для чего же необходимо изучать творчество? Для того чтобы руководить данным процессом.

Проблема развития творчества не нова в плане постановки вопроса и в плане его доказательства. Существует множество исследований по данной проблеме, как в зарубежной, так и отечественной психологической и педагогической науке.

Многие психологи, такие как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Л.Г. Ковалев, К.С.Платонов, В.И. Шадриков, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Л.А. Венгер, С.Л. Рубинштейн, В.И. Кузин изучали творчество, определив, его специфику, структуру, и выделив ведущее свойство – воображение. Е.А.Флерина, Т.С. Комарова, Б.В.Косминская, Г.Г.Григорьева, рассматривали понятие детского творчества. Ими были выявлены особенности развития творчества детей дошкольного возраста и выделены условия, необходимые для его развития, одним из которых является связь творчества с обучением.

В настоящее время продолжается поиск средств развития творчества у детей дошкольного возраста, одним из которых является формирование графических умений и навыков у детей.

Однако практика показала, что педагогические работники недостаточно уделяют внимание обучению рисованию, как на занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности, т.к. сами владеют лишь фрагментарными знаниями о способах изображения предметов и явлений окружающей жизни, не формируют умения переносить обобщенные способы изображения, применять их в новых ситуациях. Дети не умеют правильно держать инструмент, которыми рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональной способами движение руки при рисовании, от чего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передавать задуманное. В ДОУ не созданы педагогические условия, обучения творческой деятельности.

Заключение

В связи с тем, что проблема развития творчества на современном этапе встает наиболее актуально, возникает сложная педагогическая проблема – найти такие пути и методы его развития, которые позволили бы решить важную задачу – воспитание творческой личности. Перед педагогами детских садов стоит задача воспитания творческой активности, развития детского художественного творчества. Она реализуется в процессе включения детей в различные виды деятельности.

Столкнувшись с этой проблемой в теории и практике, мы, опираясь на данные различных исследований и передовой практический опыт, предложили свой путь развития творчества: если использовать обучение детей старшего дошкольного возраста графическим умениям и навыкам, то можно добиться наиболее высокого уровня развития детского художественного творчества. Это утверждение было выдвинуто гипотезой нашего исследования.

Для доказательства гипотезы были проведены теоретические изыскания и практические исследования.

Теоретические изыскания заключались в изучении объекта и предмета исследования, рассмотрении психолого-педагогического аспекта изучения проблемы. Мы выявили специфику зрелого творчества, условия, этапы творческой деятельности художника, так как правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требуют от педагога данных знаний. Затем определились с понятием детского изобразительного творчества, его особенностями. Сравнили зрелое и детское творчество, отмечая общественно-педагогическую значимость последнего. Немаловажным для доказательства гипотезы явилось и раскрытие связей творчества и обучения, в ходе которого старший дошкольный возраст был выделен как сенситивный для развития творчества.

Таким образом мы теоретически доказали гипотезу нашего исследования и перешли к проверке эффективности использования специальных занятий по формированию графических умений и навыков на практике.

Практическим этапом исследовательской работы стал педагогический эксперимент, проводившийся по методу экспериментальной группы. В экспериментальной группе были использованы занятии и игры упражнения по формированию графических умений и навыков в процессе обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился в три этапа: I, II констатирующие и формирующий эксперименты.

На этапе первого констатирующего эксперимента по итогам контрольного занятия на тему «Моя любимая игрушка» был определен начальный уровень развития творчества подгруппы детей, который составил 1,4 (%).

На этапе формирующего эксперимента проводился ряд специальных занятий и игр - упражнений, построенных по принципу сочетания учебных и творческих задач.

Для закрепления умений, полученных на занятиях, использовались игры-упражнения.

По окончанию формирующего эксперимента через проведение контрольного занятия по той же теме был снова определен уровень развития творчества в группе.

Таким образом, согласно данным, полученным в результате педагогического эксперимента, была практически доказана эффективность использования специальных занятий и игр- упражнений по формированию графических умений и навыков как средства развития детского художественного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Данное исследование, направленное на решение сложной педагогической проблемы, – определение путей развития творчества, которые позволили бы решить важную задачу – воспитание творческой личности, подтвердило состоятельность нашей гипотезы как практически, так и теоретически.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология искусства.- 2-е издание.- М.:1968.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М: Просвещение, 1991.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – 3-е издание, испр. – М.: Издательский центр «Академия»,1999.

4. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений.- М.: Издательство АПН.1986.

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности, - М.: Академия 2000.

6. Игнатьев И.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: 1997.

7. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.

8. Киплик Д.И. Техника живописи. – М.: Искусство. 1978.

9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.

10. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М: Педагогика, 1994.

11. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. – М.: Просвещение, 1970.

12. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

13. Мухина В.С. Детская психология.- М.: Просвещение,1985.

14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М.: 1981.

15. Ожегов С.Н. Толковый словарь Русского языка. – М.:4-е издание,1999.

16. Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Б.М. Бум-Бад.- М.: Научное издательство. Большая энциклопедия.2000.

17. Петровский В.А. Общая психология.- М.: Просвещение,1986.

18. Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника.- М.: 1972.

19. Сакулина И.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение,1965.

20. Сакулина И.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: 1982

21. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М.: Академия,1961.

22. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника.- М.: Академия, 1961.

23. Флерина Е.А. Элементы обучения в руководстве рисования детей 6-7 лет. – М.: Академия.1985.

24. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А.Витллугиной. - М.: 1972.

25. Энциклопедический словарь. Под ред.А.М. Прохоров.- М.: Совецкая энциклопедия. 1983.

Примечания

Работа защищена на "5", есть приложение

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование графических умений и навыков как условие развития творчества детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 94
Цена: 8000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика