Лабораторная работа

«Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях»

  • 8 страниц
Содержание

Особенности функционирования интеллектуально-эмоциональных процессов в оценочной деятельности субъекта определяются как содержанием анализируемой информации, ее источником, самой ситуацией, в которой находится субъект, так и его личностными характеристиками. При этом роль индивидуально-психологических особенностей усиливается по мере увеличения сложности и неопределенности ситуации, в которой осуществляется мыслительная деятельность.

Введение

Политические и экономические изменения, произошедшие в современном обществе, повлекли за собой ряд негативных социальных последствий. Среди них массовая безработица, бедность, увеличение числа сирот, распространение болезней, алкоголизма, утрата моральных ценностей. Это означает, что все большее число людей различных возрастных и социальных групп оказывается в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Данная проблема в настоящее время становится настолько значимой, что обсуждается на государственном уровне в связи с задачами разработки соответствующих социальных программ.

В последние десятилетия существенно усилился интерес к проблеме изучения человека, находящегося в ТЖС, и в психологической науке. Особое внимание при этом уделяется анализу способов преодоления негативных психологических последствий трудной ситуации, что привело к возникновению целого направления исследований, связанных с изучением так называемого «совладающего поведения». Вместе с тем, вопросы о роли ситуационных факторов и личностных диспозиций при выборе стратегии совладания, устойчивости или ситуационной изменчивости копинга до сих пор остаются дискуссионными. Отчасти эти трудности связаны с отсутствием адекватной методической базы.

Критериями когнитивного оценивания ТЖС являются такие признаки ситуации, как значимость, неподконтрольность, неопределенность, недостаточная прогнозируемость, динамичность, стрессогенность а также соизмерение собственных ресурсов с требованиями ситуации.

Когнитивное оценивание ТЖС опосредовано как индивидуально–психологическими особенностями личности (тревожностью, локусом контроля), так и ситуационными факторами.

На выбор стратегий совладающего поведения в ТЖС оказывают значимое влияние такие ситуационные характеристики, как содержание и частота возникновения ситуации в жизни субъекта, а также когнитивные оценки ТЖС.

На восприятие и категоризацию ситуаций как трудных жизненных влияют половые и возрастные различия. Это проявляется в содержании «актуальных» ситуаций и частоте их упоминания.

ТЖС как психологическую категорию характеризуют 2 типа признаков: общие и частные. К первому типу относятся общие для всех ТЖС параметры: значимость, беспокойство, повышенные затраты собственных ресурсов. Частные признаки (неподконтрольность, неопределенность, трудности в прогнозировании, принятии решения и др.) варьируют в зависимости от типа ситуации и личностных особенностей человека. Признаки, на основании которых осуществляется категоризация ТЖС, являются критериями когнитивного оценивания этих ситуаций.

Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации представляет собой процесс ее субъективного восприятия и интерпретации, результатом которого является субъективная картина ситуации, представленная в индивидуальном сознании. Когнитивное оценивание ТЖС – это система интегрированных когнитивных и эмоциональных процессов, связанных с множественными оценками человеком ситуации и себя в ситуации. Это предполагает оценивание:

− субъективной трудности, значимости, стрессогенности, степени прогнозируемости и подконтрольности ситуации,

− потерь, которые с нею связаны,

− вариантов решения,

− собственных возможностей (физических, психологических, интеллектуальных, моральных, временных) и опыта преодоления ТЖС.

На когнитивное оценивание ТЖС существенное влияние оказывают личностные диспозиции и ситуационные факторы. Уровень тревожности связан с воспринимаемой неподконтрольностью, неопределенностью ситуации, недостаточностью внутренних ресурсов для ее разрешения, а также с проявлением сильных эмоций. Локус контроля коррелирует с такими факторами оценивания ТЖС, как неподконтрольность, неопределенность, трудности принятия решения, недостаток ресурсов. Однако эта взаимосвязь варьирует в зависимости от содержания ситуации. Актуализация тех или иных критериев когнитивного оценивания ТЖС зависит от таких ситуационных характеристик, как содержание ситуации и частота ее возникновения в жизни субъекта.

На выбор стратегии совладающего поведения оказывают значимое влияние особенности когнитивного оценивания ТЖС и ситуационные характеристики. Ситуационный контекст, предполагающий социально выработанные правила в зависимости от содержания события, направляет действия субъекта. Связь выбора стратегий с критериями когнитивного оценивания ТЖС проявляется в наличии значимых зависимостей между прогнозируемостью ситуации и активным совладанием, воспринимаемой неподконтрольностью, неопределенностью ситуации и стратегиями избегания, критерием недостаточности собственных ресурсов и стратегиями поиска социальной поддержки.

Фрагмент работы

Подходы к изучению совладающего поведения.

1. адаптации

2. Сторонники второго направления склонны использовать понятие «копинг» для описания характерного способа поведения человека в различных ситуациях. При этом совладающее поведение рассматривается как сформированный в течение жизни стиль человека, как «личностный процесс»

3. В рамках третьего направления акцент делается на рассмотрении характеристик целостной ситуации (включающей как внешние факторы, так и внутренние, субъективные условия), в которой действует человек.

Проблема влияния когнитивного оценивания и ситуационных факторов на копинг-поведение остается мало изученной.

В статье описывается исследование, в которое входило выявление ситуаций, категоризуемых испытуемыми как ТЖС, определение репрезентативного основания для их классификации и эмпирическое выделение критериев оценивания ситуаций для двух возрастных категорий (17-22 и 23-33 года). Общая выборка (в количестве 200 человек: 100 мужчин, 100 женщин) была разделена на четыре подгруппы в зависимости от возраста и пола испытуемых. Исследование проводилось с помощью разработанной анкеты и методики «Незаконченных предложений».

На основе качественного анализа полученных эмпирических данных составлена классификация ТЖС по критерию содержания событий. Она включает несколько сфер: материально-бытовую, профессиональную (в которую вошла и учебная деятельность), сферу межличностных отношений, внутриличностную, общественную и тип ситуаций, связанных с угрозой для жизни. Наиболее часто в ответах испытуемых отмечаются следующие ТЖС: конфликтные отношения с противоположным полом (указаны в 55 % анкет), материальные трудности (41 %), ситуации, связанные с учебной (32 %) и профессиональной (29 %) деятельностью. Несмотря на то, что перечень ТЖС в четырех подгруппах, в основном, совпадает, частота упоминания ситуаций отличается. Анализ особенностей категоризации ТЖС по указанным подгруппам, подтвердил, что на восприятие и категоризацию ситуаций как ТЖС оказывают влияние возрастные и половые особенности.

Анализ самоотчетов и записи бесед с испытуемыми позволили предположить наличие определенных расхождений между частотой упоминания той или иной ситуации в ответах респондентов и субъективной оценкой их трудности. Для проверки этой гипотезы была проведена дополнительная серия исследований, в которой приняли участие 53 человека (34 женщины и 19 мужчин). После того, как испытуемый перечислял ТЖС, его просили проранжировать предложенные экспериментатором ситуации по критерию трудности. Согласно полученным данным, при ранжировании первые места заняли такие редко упоминаемые в анкетах ситуации, как смерть, болезни, предательство и др. Оказалось, что респонденты, как правило, дифференцируют актуально трудные (недавно пережитые или переживаемые в настоящее время) и потенциально трудные ситуации (известные, крайне нежелательные, но о которых «не задумываешься»). Кроме того, большое значение имеют имплицитные представления испытуемых о возможных основаниях для категоризации ситуаций.

Заключение

Особенно сильным предиктором тревожность оказалась для проявления ярко выраженных эмоций. Наиболее тревожные испытуемые отмечали, что реагируют на ТЖС состоянием паники, отчаяния, глубокого стресса, нейротическими расстройствами. Таким образом, полученные эмпирические данные подтверждают связь между уровнем тревожности и параметрами когнитивного оценивания ТЖС.

Список литературы

1. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. - М., 1993г.

2. Большой толковый психологический словарь/ Ребер Артур, М.: Вече, АСТ, 2000.

3. Гришина В. Н. И др. Общение и труд в коллективе. – М.: Политиздат, 1990.

4. Дубровина И. В., Данилова Е. Е. Психология. – М.: Академа, 1999.

5. Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Диагностика и развитие коммуникативности в общении. – М.: Университет, 1990.

6. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятий – Калуга: 1993г.

Покупка готовой работы
Тема: «Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях»
Раздел: Психология
Тип: Лабораторная работа
Страниц: 8
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика