Дипломная работа

«Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию в старшем дошкольном возрасте»

  • 66 страниц
Содержание

Введение….…. 3

Глава1. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества.

1. 1. Содержание понятия детского творчества….…7

1. 2. Особенности развития творчества в дошкольном детстве….….18

1. 3. Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности …24

Глава 2.Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования.

2.1.Сюжетно – тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста….….….….31

2.2. Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте….….39

2.3. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию….….…43

Глава3. Экспериментальное изучение возможностей занятий по сюжетному рисованию в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста

3. 1.Этапы и методы экспериментального исследования….49

3. 2.Анализ и обобщение результатов эксперимента….….….55

Заключение….….….….63

Список литературы….…66

Приложение….…

Введение

Доказано, что дошкольный возраст сензетивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е. А. Флерина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и т.д. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.

Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, то есть носят узкодидактический характер. Потому о формировании творчества говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, бессистемно. Еще Е. А. Флерина обращала внимание на то, что педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятиях условий для возникновения соответствующих чувств, не формируют у детей способность переноса знаний и умений в новые условия. Флерина Е.А. одна из первых дала определение детского творчества.

Детское творчество - процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями.

Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л. С. Выготского. Он писал: “ Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению”. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность – самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

Так, Т. С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н. П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.

В теории и практике наиболее полно освещены вопросы по обучению детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творчества, воображения, что и определило тему нашего исследования: Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста.

Отсюда вытекает противоречие между требованиями общества к развитию творческой личности и недостаточной эффективностью используемых для этого средств в практике ДОУ для решения соответствующей задачи.

Заключение

Теоретический анализ психолого – педагогической литературы показал, что существует различное определений способностей. Обобщив точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что способности – это особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Важным для нашего исследования является установление факта о включении в понятие «детское творчество» взаимосвязанных компонентов, таких как «способности», «творчество», «воображение», «задатки», «творческий акт», без которых невозможно определить сущность детского творчества.

Ряд авторов (Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, В. С. Щербаков) показали, что изобразительная деятельность взрослого отличается от детской. Следовательно, развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса. Г. Г. Григорьева в своих работах отмечает, что этапы изобразительной деятельности ребенка сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены. Результатом творческой деятельности ребенка является продукт, значимый для самого ребенка, а не для общества.

Е. А. Флериной было определено, что обучение не препятствует развитию творчества. Поэтому задача педагога – найти оптимальное соотношение творчества и обучения на занятиях, обеспечить реализацию необходимых условий для развития творчества.

В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по сюжетному рисованию, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Следовательно, в своей работе мы использовали нетрадиционные техники на занятиях по сюжетному рисованию.

В процессе исследования мы установили, что для того, чтобы полноценно развивать творчество, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний. На основании полученных нами знаний в ходе исследования мы провели констатирующий эксперимент, целью которого было выявление начального уровня творчества у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент состоял из шести этапов: изучение планирующей документации, беседа с воспитателем, беседа с детьми, тест для родителей, тест для детей, анализ продуктов деятельности детей. Это дело возможность наиболее полно исследовать проявления творчества детей, точно определить уровень развития творчества и выявить причины недостаточной сформированности для старшего дошкольного возраста уровня творчества.

По результатам исследования было определено, что уровень, близкий к высокому, творчества у 37, 5% детей, близкий к среднему – 37, 5% и низкий уровень творчества у 25% детей. Констатирующий эксперимент показал, что причинами несформированности определенного уровня творчества являются трудности восприятия пространственных отношений, малый запас сведений об окружающем мире, бедность, неточность представлений.

В связи с этим целью формирующего эксперимента являлось развитие детского творчества у детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления данной цели нами был разработан комплекс занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник. В ходе проведения этих комплексов обогащалась эмоциональная сфера и зрительный опыт детей, накопление знаний об изменениях в природе, особенностях времен года и отображение полученных впечатлений в ходе изобразительной деятельности.

Для выявления результативности работы и определения конечного уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста бал проведен контрольный эксперимент. Здесь использовались такие методики, как беседа с воспитателем, тест для родителей, анализ продуктов деятельности. В ходе обобщения результатов мы увидели, что уровень творчества стал выше, чем в начале эксперимента: 25% детей имеют уровень, близкий к среднему , 37, 5% - уровень выше среднего и 37, 5% имеют уровень, близкий к высокому. Сюжеты, изображаемые детьми, стали богаче по содержанию, разнообразилась цветовая палитра, используемая в работах.

Таким образом, по завершении работы мы можем сделать вывод о том, что гипотеза, заявленная нами в работе, подтвердилась.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество. - М.: Просвещение, 1966.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1956.

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Педагогика, 1999.

4. Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду/В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – 3-е изд., переработанное. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.

5. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1945.

6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.

7. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности детском саду. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. - М.: Просвещение, 1977.

8. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по спец. №2110 “Педагогика и психология (дошкол.) ”. - М.: Просвещение, 1981.

9. Немов Р. С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений среднего проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.

10. Программа воспитания и обучения в дет. саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – синтез, 2005. – 208 с.

11. Программа «Развитие» (основные положения). – М.: Новая школа, 1994. – 64с.

12. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 – 6 лет в дет. саду/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; Сост. Т. Н. Доронова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1997. – 271с.: ил.

13. Флерина Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. - М.: Просвещение, 1945.

14. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 1945.

15. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию в старшем дошкольном возрасте»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 66
Цена: 6000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика