Реферат

«Культура допетровской Руси»

  • 10 страниц(ы)
  • 3472 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: roman

Введение 1. Культура допетровской Руси

2. Влияние ордынского нашествия на русскую культуру

3. Культура русского возрождения

Заключение Список литературы

Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формиро-вался как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных ино-земным влияниям.

Тем не менее, во времена Киевской Руси (первая треть 12 века) в горо-да проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языче-ские и скандинавские.

В деревне во многом сохранялась исконная языческая культура (до 19 века). В период феодальной раздробленности (12 - конец 15 века), после татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов, проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и т. д.

Они сохранились и в период централизованного Московского государ-ства (16 - 17 века). Крестьянский и городской быт мало отличался, но имен-но в городе возникло понятие «светской жизни», связанное с обществом и государственной службой. В 16-17 веках с развитием феодальных отноше-ний обособились нормы поведения высших (бояр, дворян) и низших (кре-стьян, посадских людей и т. п.) сословий.

Русское государство возникло в 882 году и огромную роль в становле-нии русской государственности сыграл иноземный элемент (варяжский и нормандский). Длительное время в отечественной историографии дискути-ровался вопрос, который больше известен как нормандская проблема, од-нако истоки этой проблемы лежат не в IX веке, а в XVIII, когда Петр I при-гласил в создаваемую им академию наук трех выдающихся немецких уче-ных: Байера, Миллера, Шлейцера, которые, изучив немногочисленные письменные документы, взяли за основу возникновения русского государст-ва версию о призвании варяжских князей, представленных в «Повести вре-менных лет». Одновременно с возникновением нормандской версии появи-лась оппозиция – антинорманизм. Первым антинорманистом стал М. В. Ло-моносов, который усмотрел в позиции немцев идеологический реванш за поражение под Полтавой.

Таким образом, с самых первых дней нормандская проблема не была проблемой чистой науки, а проблемой политической, культурологической, национальной. В XVIII веке этот вопрос не поднимался, так как при Екате-рине II (немке по национальности) было неудобно дискутировать о пригла-шении иностранцев на русский престол. Без особых возражений норманд-скую версию принимали историки XIX века и советские историки вплоть до 30-х годов.

Когда в Германии к власти пришли фашисты, которые взяли норманд-скую версию как основание для доказательства неспособности русских к самостоятельному политическому развитию антинорманизм становится ге-неральной линией отечественной историографии. Сегодня факт участия норманнов в образовании русского государства не подвергается сомнению. Сегодня нормандская проблема – это вопрос о степени участия и механиз-ме передачи власти норманнам. Во второй половине XIX века на Руси сформировалось два центра государственности: северный, во главе с Нов-городом (вероятно, здесь и произошла передача власти норманнам) и юж-ный, во главе с Киевом. И только объединение двух центров означало бы образование государства. Это и произошло в 882 году в результате объе-динительного похода конунга (варяжский князь русской области) Олега на Киев. Очень легкое утверждение власти на юге свидетельствовало о том, что в самом восточнославянском обществе созрели предпосылки образо-вания государства. Если в политико-государственной области огромную роль играла Скандинавия, то в области религии, культуры – Византия. Хри-стианизация Руси проходила в несколько этапов:

1. VI-XI века – стихийное, неорганизованное знакомство с христианской доктриной в результате постоянных контактов восточных славян с готами, греками, латинянами.

2. IX-X – время, которое характеризуется обилием религиозно-идейных течений на Руси, связанных с появлением здесь разнообразных проповед-ников и миссионеров, деятельность которых завершилась превращением Христианства в государственную религию и добровольным его принятием государственно-политической элиты.

3. XI-XVII – организационное оформление автокефальной русской пра-вославной церкви во главе с патриархом, насильственным обращением большинства населения в веру и проповеднической деятельности среди других народов.

Христианизация среди социальных слоев также имела свои этапы:

1. XII-XIII – христианизация элиты;

2. II половина XIII – городское население;

3. II половина XVI – крестьянство.

Согласно летописи первое крещение приняла княгиня Ольга в 955 году. В 988 году Христианство стало государственной религией. Главное отли-чие: если в Западной Европе становление христианской веры шло от «ни-зов» к «верхам», потребовав для своей эволюции несколько столетий, на Руси Христианство распространялось сверху вниз и поэтому становление его как государственной религии произошло достаточно быстро. Эта осо-бенность была обусловлена несколькими причинами:

1. Необходимость вписаться на равных в мир европейских государств, встать вровень с передовыми феодальными монархиями.

2. Единому государству необходим был единый культ, а существование языческих богов в различных племенах мешало внутренней консолидации.

Древняя Русь к этому периоду представляла в социально-экономическом отношении государство, где ведущей была феодальная тенденция, и теперь необходима была идеологическая поддержка, которая могла бы дать объяснение новой государственной власти, новым нравст-венным доминантам, новым ценностям.

Таким образом, принятие Христианства было для Руси не столько ре-лигиозным актом, сколько глубокой государственной реформой, что обу-словило ее внедрение сверху.

Христианство в восточном (византийском) варианте было выбрано не случайно:

1. Владимиру нужна была послушная церковь, именно такой она и вы-ступала.

2. Рядом православная Болгария, а потому нет необходимости тратить-ся на книги, подготовку проповедников, певцов и т. д.

3. Давние контакты Руси с Византией (путь «из варяг в греки»).

Последствия:

1. Утверждение Христианства именно как государственной религии соз-дало в русской культуре феномен двоеверия или христианско-языческого синкретизма, это означает, что христианизация основной массы населения на первых этапах не состоялась, исследователи утверждают, что христиа-низация деревни вообще состоялась во второй половине XVI – начале XVII веков, а русская национальная церковь оформилась только к XV веку. Это породило такой феномен русской культурной жизни, как бытовое правосла-вие или обрядоверие (рядом с крестиком ношение оберегов, приношение в храм своих домашних икон, украшение стен соборов сценами из языческой мифологии, змеевидные композиции (функция оберега) в язычестве, в ико-ностасах русских православных храмов). Двоеверие, то есть существование официального и народного Христианства спровоцировало появление чисто русского феномена – юродства и причисление юродивых к лику святых. Юродивые выступали как бы защитниками народной религии, воплощали идеалы первоначального Христианства, адаптировали православную док-трину к народному сознанию.

2. В византийской культурной религиозной традиции существовали две парадигмы: аскетическая и гуманистическая. Из двух этих традиций Россия выбрала аскетический идеал. Этот идеал восходил к идеалам первоначального Христианства с его тягой к социальному равенству, проповедью любви и рассмотрению общества как братской монашеской общины. Переосмыслив эту греческую традицию, Русь породила специфический идеал братской любви и выработала меру аскетического поведения государя.

3. Православный вариант Христианства не сформировал в русском народе трудовой этики.

4. Православный вариант Христианства способствовал формированию в русском национальном характере и в русской культуре элементов крайности (например, добра и зла).

Русский философ Лосский как одно из главных достоинств русских отмечал их доброту, но именно в главе о доброте была подглава «жестокость».

В русском народе отсутствует серединная область культуры. Здесь есть только два начала, две крайности: есть только черное или белое. Рус-ская культура формировалась под давлением именно христианской тради-ции, потому первые русские произведения носят черты христианских по-учений, житий и сказаний, однако, на основе греко-византийских сочинений Русь сформировала собственные традиции, которые Д. С. Лихачев обозна-чил как поиски смысла человеческого существования.

Большинство исследователей обозначают их как два начала: святого, человеческого и звериного. Наличие этих двух начал объясняется рядом культурологов тем, что русский человек не прошел трудностей морального выбора, взяв сразу из византийского православия идеал аскетизма и свято-сти.

Такая моральная позиция человека, не искушенного жизненными со-блазнами, может легко вызвать переход на противоположные позиции, лег-ко свалиться в отрицании морали вообще (отсюда русская смута XVII века, безнравственность нашего времени). Еще одна особенность: ненависть ко всему формальному и официальному, ко всему бюрократическому. Русский человек готов получить отказ и потерпеть неудачу, если с ним хорошо пого-ворили.

Одним из отрицательных последствий этого качества является пьянст-во, распространенное в русском народе веками. Это способ дойти до такой степени расслабленности, при котором любая социальная форма в отно-шениях людей уходит прочь и позволяет общаться напрямую, на стыке душ, без оглядки. Еще одна черта: патриотизм, никогда в прежней истории, ни при каких режимах не оспаривался.

Постоять за Отечество, пожертвовать собой ради Отечества – были главной ценностью русской нации. И только сегодня лозунги патриотизма и демократии разделились.

Это привело к появлению национал-демократических движений, лиши-ло демократию народной поддержки, в моральном плане позволило про-явиться тем самым звериным чертам русского народа: частое присвоение общественных богатств, воровство, расхищение национального достояния, раболепие перед заграницей, работу на себя государственных чиновников, не прикрытые цели наживы наших предпринимателей и бизнесменов, со-страдательность, чувство справедливости. Справедливость имела также негативные черты в русском народе, так как всегда вела к фактическому равенству по принципу «не то плохо, что моя корова сдохла, а что она у со-седа жива».

1. Т. И. Балакина. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века - М., 2000;

2. М. Р. Зезина., Л. В. Кошман., В. С. Шульгин. История русской культуры. - М., 1990;

3. Т. В. Ильина. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994;

4. И. В. Кондаков. Введение в историю русской культуры. - М., 1997;

5. Культура: теории и проблемы. - М., 1995;

6. Г. В. Драча. Культурология. - Ростов-на-Дону, 2000;

7. В. С. Семеникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994;

8. Е. М. Скворцова Теория и история культуры. - М., 1999.

Покупка готовой работы
Тема: «Культура допетровской Руси»
Раздел: История
Тип: Реферат
Страниц: 10
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы