Курс лекций

«История мировой культуры»

  • 255 страниц
Содержание

От авторов 3

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ 10

I. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

И ДРЕВНЕГО МИРА 21

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ 22

2.1. Периодизация первобытности 23

2.2. Особенности первобытного искусства 24

2.3. Ранние формы верований 32

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 36

3.1. Древний Египет 36

3.2. Эллинистический Египет. Египет—

римская провинция 46

ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

(ДВУРЕЧЬЯ) 49

4.1. Заселение Двуречья 49

4.2. Шумеро-Аккадская культура 50

4.3. Культура Старовавилонского царства 54

4.4. Культура Ассирии 58

4.5. Культура Сасанидского Ирана 59

ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 63

5.1. Древнейшая Индия 63

5.2. Магадхо-Маурийская эпоха 68

5.3. Кушано-Гуптский период 71

ГЛАВА 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ 77

6.1. Философско-религиозные системы Китая 77

6.2. Нормы повседневной жизни 82

6.3. Развитие науки, литературы и искусства 83

ГЛАВА 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 90

7.1. Доклассический период 90

7.2. Классический период 96

7.3. Культура эпохи эллинизма 103

ГЛАВА 8. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА 107

8.1. Этрусская культура 107

8.2. Царский период 108

8.3. Период Республики 110

8.4. Период империи 114

ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА СЛАВЯНСКОЙ ДРЕВНОСТИ 120

9.1. Велесова книга 121

9.2. Космогонические представления древних славян 123

9.3. Обряды и обычаи древних славян 126

9.4. Письменность древних славян 131

ГЛАВА 10. КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ 134

10.1 Культура племен Северной Америки 135

10.2. Мировоззрение североамериканских индейцев 141

10.3. Мифы и легенды Северной Америки 144

II. КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 146

ГЛАВА 11. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ

РАННЕГО И КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 147

11.1. Общая характеристика Раннего Средневековья 148

11.2. Влияние религии на культурную жизнь 151

ГЛАВА 12. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ

ВОЗРОЖДЕНИЯ 159

12.1. Новое мировоззрение 159

12.2. Итальянское Возрождение 162

12.3. Северное Возрождение 169

ГЛАВА 13. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКИХ

КНЯЖЕСТВ ЭПОХИ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ 177

13.1. Культура Киевской Руси 178

13.2. Культура Русских земель XII—XIII вв. 185

ГЛАВА 14. КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ 198

14.1. Подъем культуры в период образования

единого Русского государства 198

14.2. Новые тенденции в развитии культуры Руси

в конце XV—XVI вв. 203

ГЛАВА 15. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ 211

15.1. Особенности исторического развития Византии 211

15.2. Государственное устройство Византии 214

15.3. Период Раннего Средневековья 216

15.4. Период Македонской династии и династии

Комнинов 224

15.5. Эпоха Палеологов 230

ГЛАВА 16. КУЛЬТУРА АРАБСКОГО ВОСТОКА 235

16.1. Арабский Восток — родина ислама 235

16.2. Арабская культура 240

16.3. Быт и нравы арабов 244

ГЛАВА 17. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ 248

17.1.Раджпутский период 248

17.2. Эпоха Делийского султаната 255

17.3. Эпоха Могольской империи 259

ГЛАВА 18. СУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ 266

18.1. Эпоха Раннего Средневековья 266

18.2.Эпоха Классического Средневековья 272

18.3. Эпоха монгольского завоевания Китая 282

18.4. Эпоха Мин. Зрелое Средневековье 285

ГЛАВА 19. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ 292

19.1 Эпоха царей Ямато 292

19.2. Эпоха Хэйан 298

19.3. Эпоха сёгуната 302

ГЛАВА 20. КУЛЬТУРА МЕЗОАМЕРИКИ 312

20.1. Ольмекская культура 313

20.2. Теотиуаканская культура 317

20.3. Культура тольтеков 321

20.4. Цивилизация Майя 326

20.5. Культура ацтеков 334

ГЛАВА 21. КУЛЬТУРА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ЮЖНОЙ АМЕРИКИ 345

21.1. Культура южноамериканских первобытных

народов 346

21.2. Культура народов Центральных Анд и

Промежуточной области 347

21.3. Цивилизация инков 361

III. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ 371

ГЛАВА 22. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ

ПРОСВЕЩЕНИЯ 372

22.1. Главные ценности эпохи Просвещения 372

22.2. Особенности Просвещения в странах Европы 376

22.3. Стилевые и жанровые особенности искусства

XVIII столетия 384

ГЛАВА 23. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА 393

23.1. Основные процессы и направления общественно-

политической, научной и религиозной жизни 393

23.2. Классицизм 397

23.3. Романтизм 402

23.4. Реализм 414

23.5. Новые направления в западноевропейской

культуре конца XIX в. 426

ГЛАВА 24. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII - XVIII ВЕКОВ 436

24.1. Культура России на пороге Нового времени 437

24.2. Формирование русской национальной культуры 444

ГЛАВА 23. КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКА 455

25.1. Первая половина XIX в. 456

25.2. Переформенные годы 465

25.3. Серебряный век русской культуры 479

ГЛАВА 26. КУЛЬТУРА США XV11-XIX ВЕКОВ 487

26.1. Особенности формирования культуры США

в эпоху колонизации и борьбы за независимость 487

26.2. Американская культура XIX ». 492

IV. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 502

ГЛАВА 27. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XX ВЕКЕ 503

27.1. Индустриальная цивилизация и проблемы

культуры 504

27.2. XX век и новые формы искусства 510

27.3. Западноевропейская литература XX в. 513

27.4. Европейский театр в XX в. 516

27.5. Архитектура, музыка, кинематограф 519

ГЛАВА 28. КУЛЬТУРА СССР 524

28.1. Культурные преобразования в 20—30-х гг. 524

28.2. Особенности культурных процессов в 40-е гг. 532

28.3. Культура в 50-90-х гг. 535

ГЛАВА 29. КУЛЬТУРА США XX ВЕКА 543

29.1. Философские и религиозные воззрения 543

29.2. Наука и образование 547

29.3 Литература, театр, музыкальное творчество 550

29.4. Изобразительное искусство, архитектура, кино 553

29.5. Американизация массовой культуры 562

Литература 566

Иллюстрации 568

Введение

Предмет и объект

культурологии

Предмет культурологии — объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

В развитие культурологических теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, социология, психология, философия и история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними. Культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам. И если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю — как теорию о событийно-деятельностном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно-историческими формами этого бытия, которые подразумевают как формо-образующие элементы культурно-исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий деятельности.

Фрагмент работы

В становлении культурологии как области научного знания принято выделять следующие периоды: этнографический (1800—1860), эволюционистский (1860—1895), исторический (1895—1925). В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования этого времени носили в основном академический характер. Но начиная со второй половины XX в. ситуация меняется. Становится очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начинают востребоваться и применяться в самых различных сферах — в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т. д.

Понятие «культура»

Понятие культура — центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность — единство культуры, человека и его деятельности, хотя в понятие «культура» вкладывали и вкладывают самый различный смысл. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». В Средние века слово «культура» ассоциировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей XVIII в. культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1668—1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803), Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Жан Жак. Руссо (1712—1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это уже была концепция культуры, получившая название эвдемонической1.

Со второй половины XIX в. понятие «культура» все более приобретает статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень развития общества. Это понятие все чаще стало пересекаться с такими категориями, как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Понятие «общественно-экономическая формация» ввел в научный оборот Карл Маркс (1818—1883). Оно составляет фундамент материалистического понимания истории.

Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804), а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер (1880—1936) и вовсе противопоставил их.

В XX в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает налет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого порыва, высокой духовности, освобождение от бремени повседневности Французский философ Жан Поль Сартр (1905—1980) отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо2.

Заключение

Оформление феодальных отношений обусловило стремление господствующего класса все культурное наследие прошлого и прежде всего античные традиции приспособить к своим интересам. В период Македонской династии (842—1057) и династии Комнинов (1057—1204) в византийской столице вновь пробуждается интерес к классической литературе и философии. Анна Комнин, одна из образованнейших женщин своего времени, изучала Гомера, в подражание древним сама сложила поэму, прославляющую отца, Алексея Комнина.

Образование

и научные знания

В XI—XII вв. значительный рост переживает светское образование, основанное на античных традициях. В Константинополе в XI в. возрождается университет — центр светского образования для всей империи. На юридическом факультете университета изучали римское право, латинский язык, византийскую юриспруденцию, готовили судей, нотариусов, чиновников различных рангов. Все новые идеи, проникавшие сюда, сурово пресекались государством и церковью.

В византийской науке Х в. связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. При императоре Константине VII Багрянородном (913—959) в Византии издано несколько больших сборников и энциклопедий, в числе которых историческая, сельскохозяйственная, медицинская и ветеринарная. Эти энциклопедии составлены преимущественно из произведений античных авторов, но в систематизации, подборе и обработке материала отображается перелом культуры, вызванный переходом к феодализму. Около 975 г. была составлена литературная энциклопедия, содержавшая сведения об античных и византийских авторах — Суда1, содержащая около 30 тыс. статей, расположенных в алфавитном порядке: объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних и ранневизантийских авторов и т.п. материалы. Византийская наука сохранила его. Современники-византинисты и по сей день черпают из него разнообразные сведения.

Список литературы

Алпатов М. В. и др. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. — М.: Просвещение, 1969.

Балакина Т. Н. История русской культуры. — М.: Издательский центр, 1996. Балет. Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. — М.: Республика, 1996. Боннар А. Греческая цивилизация. — М.: Искусство, 1992.

Боннар А. Культура Древнего Рима. — М.: Наука, 1985. Т. 1.

Буддизм: Словарь. — М.: Республика, 1992.

Введение в культурологию. / Под ред. Е. В. Попова. — М.: Владос, 1995. Виноградова Н. А, Каптерева П., Стародуб Т. X. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. / Под ред. Т. X. Стародуб. — М.: ЭллисЛак, 1997.

Всемирная история. В 13 т. — М.: Госполитиздат, 1955—1983.

Грибунина Н. Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. — Тверь, 1993.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. I—TV. — М., 1993.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. В 2 ч. — М.: Аспект Пресс, 1994. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры для студентов вузов. — М.: Высшая школа, 1990.

Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. — М.: Высшая школа, 1994.

Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М.: Высшая школа, 1993. История и культура Китая. — М.: Наука, 1976.

Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. — М., 1987.

Кино. Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1986. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. — М.: Наука, 1982. Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994.

Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. — М.: Политиздат, 1978. Кулаков А. Е. Религии мира. — М.: ACT, 1996.

Культура народов Востока. Старовавилонская культура. — М.: Наука, 1988. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А- Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. — М.: Центр, 1996. Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М.: Просвещение, 1971. Малая история искусств. — М.: Искусство, 1978.

Мамонтов С. Основы культурологии. — М., 1994.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. — М.: Искусство, 1970.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. T.I. — М.: Культура, 1993.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. — М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 2. 1988.

Можейко И. В. 7 из 37 чудес. 2-е изд. — М.: Наука, 1983.

Музыкальный энциклопедический словарь.— М.: Советская энциклопедия, 1990.

Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. — М.: Советский художник, 1986.

Словарь искусств: Пер. с англ. — М.: Внешсигма, 1996.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

Театральная энциклопедия. В 5 т. — М.: Советская энциклопедия, 1961—1967. Тяжелое В. Н, Искусство средних веков. — М.: Изобразительное искусство, 1993.

Удальцова Э. В. Византийская культура. — М.: АН СССР, 1988.

Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. — М.: Дрофа, 1996. Христианство. Словарь. — М.: Республика, 1994.

Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика