Дипломная работа

«Дипломатический протокол и документация МИД Российской империи (на примере российско-французских отношений первой четверти XIX в.»

  • 43 страниц(ы)
фото автора

Автор: rezultat

Введение

Глава 1. МИД в первой четверти XIX в.: структура и представители ведомства.

1.1. Создание министерства иностранных дел

1.2. Структура министерства иностранных дел

1.3. Представители МИД России в период правления Александра I

Глава 2. Дипломатические процедуры внешнеполитического ведомства Российской империи (на примере российско-французских отношений первой четверти XIX в.)

2.1. Внешняя политика Российской империи в начале царствования Александра I

2.2. Тильзитский мир

2.3. Русско-французские отношения после Тильзитского мира

Глава 3. Дипломатическая документация МИД Российской империи первой четверти XIX в.: определения и классификации

Заключение

Список литературы

В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Они включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Это подразумевало складывание территории Российской империи в ее естественных границах по морям и горным хребтам и в связи с этим добровольное вхождение или насильственное присоединение многих соседних народов. Дипломатическая служба России была четко налаженной, разведка разветвленной. Армия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо экипирована и обучена. Военно-техническое отставание России от Западной Европы не было заметно до начала 50-х годов. Это позволяло России играть важную, а иногда и определяющую роль в европейском концерте.

На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В первые полтора десятилетия XIX в. реализация западного направления была связана с борьбой против агрессии Наполеона.

Становление профессиональной дипломатической службы в России происходило по мере расширения и укрепления централизованного государства. Исторические рамки этого процесса охватывают XV-XVII вв. и в целом совпадают с общеевропейскими.

Конец XVIII - начало XIX веков в Европе характеризовались распространением новой наполеоновской модели государственного администрирования. Для нее были характерны многие черты военной организации: максимальная централизация, единоначалие, суровая дисциплина, строжайшая ответственность чиновников. Одновременно новая административная система отличалась предельной рациональностью, логичностью структуры, конкурсной системой приема на государственную службу.

Наполеоновские реформы затронули и государственную службу России. Прежде всего был осуществлен переход от системы коллегий к системе министерств. Ведущим принципом служебных отношений стал принцип единоначалия.

Актуальность темы обусловлена тем, что история развития дипломатической документации и дипломатического протокола Российской империи в первой четверти XIX века создала базу, которую сейчас имеет Российская Федерация, продолжая совершенствовать нормы и правила, закреплённые ранее.

Изучение основных этапов становления профессиональной отечественной дипломатической службы не может обойти стороной вопрос, что же следует считать историческим рубежом, знаменующим ее появление, каковы закономерности ее развития . При этом следует учитывать, что процесс становления профессиональной дипломатической службы необходимо рассматривать в контексте развития отечественной и мировой дипломатии. Ведь именно профессиональную государственную дипломатическую службу можно считать одним из примеров «глобализации ante litteram».

Целью данной работы является комплексное и всестороннее исследование дипломатической документации и дипломатического протокол Российской империи в первой четверти XIX века.

Исходя из цели, задачи следующие:

1) Описать создание и деятельность Министерства иностранных дел.

2) Охарактеризовать дипломатические отношения России и Франции первой четверти XIX века.

3) Проанализировать эволюцию отношений Росси и и Франции в 1801-1812 гг.

4) Дать определение и раскрыть содержание таких понятий как дипломатический протокол, дипломатическая документации и дипломатия.

5) Провести классификацию дипломатической документации по видам и охарактеризовать некоторые из них.

Структурно работа представлена введением, 3 главами и заключением. В процессе исследования были использованы как учебные пособия, так и моногорафии, мемуары и статьи в периодических изданиях.

Для написания первой главы особое значение имели ряд статей , в частности, статья В. Емец , в которой с новых методологических позиций были рассмотрены такие вопросы, как структура и организация деятельности МИД, а также его кадровая политика.

В работе С.М.Соловьева «Император Александр I. Политика – дипломатия» освещены основные проблемы международных событий 1801-1815 гг. с участием России. Рассматривается вопрос о взаимоотношениях России с другими иностранными державами. Книга состоит из 2-х частей: 1 часть посвящена созданию антифранцузской коалиции (история взаимоотношений России с иностранными державами 1801 – 1813 гг.); 2 часть посвящена Венскому конгрессу 1814 -1815 гг.

Большое значение для анализа развития отношений между державами играет статья В.М. Безотносного ,в которой автор анализирует причину сближения России и Франции.

Молодой император обладал незаурядными дипломатическими способностями и уделял внешней политике и самому внешнеполитическому ведомству большое внимание. Министры иностранных дел при Александре I менялись довольно часто, что отражало не только изменение курса внешней политики, но и его неопределённую двойственность. Результатом совместной работы канцлера А.Р.Воронцова и Негласного комитета стала попытка вернуть стабильность Европе путём создания системы «всеобщего замирения», в которой Россия выступила бы посредником и гарантом заключённых соглашений, но реализовать эту программу в полной мере не удалось. Если Александр I видел в подписанных соглашениях нечто принципиальное и стабильное, то Наполеон считал их лишь тактическим средством для давно поставленных задач. Завоёванные планы России расширялись и стали вполне реальной угрозой Австрии и Пруссии, которых Наполеон стремился удалить с европейской политической арены .

В первой четверти XIX века продолжали развиваться двусторонние отношения, число российских посольств и дипломатических миссий оставалось почти стабильным: при Александре I их было 24, в то же время значительно возросло число консульств. Они защищали права и интересы российских подданных в стране пребывания, изучали её природные и экономические ресурсы, содействовали развитию и расширению торговых, научных и культурных связей. За время правления Александра I число генеральных консульств возросло с 14 до 24, консульств – 8 до 21, вице-консульств – с 2 до 11.

В первые годы правления Александра I право и законность ассоциировались со «справедливым равновесием сил», принципом, унаследованным от системы международных отношений XVIII века. Сама противозаконность французской революции и режима Наполеона I состояла в том, что существовавший в Европе порядок был сломлен за счет военного превосходства французов . Отсюда следовала главная цель российской политики, сформулированная в записке Н. П. Панина “О политической системе Российской империи”,— поддержание мира и равновесия между государствами Европы, ограничение честолюбивых притязаний Франции, а также удержание Австрии и Пруссии в состоянии “взаимной ревности”, укрепление стабильных торговых отношений с Англией и добрососедских отношений со Скандинавскими странами и Турцией.

Император и члены «негласного комитета» видели лучший способ обеспечения мира в отказе от союзных договоров и коалиций, участие в которых могло бы втянуть страну в вооруженный конфликт. Сам Александр I выступал летом 1801 года даже за отказ от торговых договоров, считая их излишними при рыночных торговых отношениях4.

Другая точка зрения была высказана возглавлявшим Коллегию иностранных дел графом Н. П. Паниным в записке «О политической системе Российской империи» . Соглашаясь с Александром I и членами «негласного комитета», что главная цель заключается в поддержании мира, Н. П. Панин возражал против достижения ее за счет отказа от участия в европейских делах. «Должно,— пишет он,— предупреждать события, могущие нанести ущерб безопасности. Это соображение об общей пользе в сочетании с частными интересами России обязывает ее удерживать соседние государства в их нынешнем состоянии»5. Н. П. Панин высказывался за систему союзных договоров, обеспечивающих России подобающую ей роль в Европе и позволяющих предотвратить попытки сломать равновесие. Наиболее приемлемыми он считал союзы с Англией, Австрией и Пруссией6. В основу предложенного им варианта доктрины были положены идеи, определившие стратегию внешней политики государства на значительный период времени. Точка зрения Александра I и его единомышленников из «негласного комитета» может быть охарактеризована скорее как временная тактика, получившая впоследствии название политики «свободы рук».

Дипломатия как особый вид повседневной государственной деятельности вошла в обиход на рубеже XVI - XVII веков, когда при дворах монархов появились постоянные дипломатические представители, а в системе государственных органов - специальные ведомства, занимавшиеся перепиской между государями, приемом иностранных делегаций и послов, переговорами и пр. Характер и формы дипломатической деятельности государств в тот период позволили некоторым ученым и дипломатам определять дипломатию как «применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств» (Э. Сатоу), как «науку о внешних сношениях или иностранных делах государства, а в более узком смысле - науку или искусство переговоров» (Г. Мартене), как «науку о взаимных интересах и отношениях государств или искусство взаимно согласовывать интересы народов, а в более точном смысле - науку или искусство переговоров» (Гарден).

Очевидно, что дипломатия как неотделимая часть внешней политики не ограничивается лишь переговорами. Следовательно, понятие "дипломатия" охватывает всю разностороннюю внешнеполитическую деятельность руководителей государств и высших органов государственной власти, а также органов внешних сношений. Используя переговоры и другие мирные средства, дипломатия добивается осуществления целей и задач внешней политики, защищает интересы своих стран на международной арене. Методы и средства дипломатии менялись вместе с изменениями целей и задач внешней политики государств на различных этапах развития общества. Каждая историческая формация имела присущие ей внешнюю политику и дипломатию.

Особое место в дипломатическом протоколе издавна занимала проблема определения старшинства среди глав дипломатических представительств и дипломатов, что служило причиной возникновения конфликтов, порой осложнявших отношения между государствами.

Венский конгресс 19 марта 1815 г. был самым представительным в истории дипломатии: Европа прислала туда глав 216 государств, а именно: двух императоров, пять королей и 209 государей княжеского достоинства. Впрочем, две сотни карликовых княжеств, герцогств, курфюршеств были статистами. Все дела на конгрессе решал квинтет великих держав - России, Англии, Австрии, Пруссии и принятой в их среду Королевской Франции.

Внутри квинтета главную роль взял на себя Александр I. В отличие от других монархов, которые вверили дипломатическую канитель своим министрам, а сами предавались развлечениям, царь занимался делами так, что о нем говорили: "Он хочет сам быть своим представителем".

Согласно Венскому регламенту лишь посол - "Alter ego" - "второе я" направившего его государя, мог вести переговоры с первым лицом государства. Право назначать посла признавалось долгое время лишь за Россией, Австрией, Великобританией, Пруссией и Францией.

С точки зрения сегодняшнего дня решения Венского конгресса были во многом несовершенны. Но тем не менее это был большой шаг вперед в нормализации дипломатических отношений и протокола.

Тенденция к определению старшинства особо остро проявилась в начале XIX века. На Венском конгрессе представители европейских государств приняли регламент, дополненный 21 ноября 1818 г. Аахенским протоколом. Согласно этому регламенту были установлены дипломатические классы, которые соответствовали дипломатическим рангам: класс послов (к ним приравнивались представители ватиканской церкви - легаты и нунции), посланников, полномочных министров (интернунции Ватикана), министров-резидентов, поверенных в делах. Эта регламентация отражала неравенство государств, их деление на большие и малые. Послы представляли монархов, вели переговоры от их имени. Венский регламент, таким образом, отражал господство абсолютизма.

1. Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. М.: НОРМА, 1987\

2. Басенко Ю.В. Министерство иностранных дел России в 1802—1856 годах// Дипломатический вестник. – 2001. - №4

3. Безотосный В.М. Внешнеполитически выбор России на геополитическом пространстве Европы в эпоху 1812 года// Отечественная история. - 2008. - №2 (63-79)

4. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М.: «Международные отношения», 2005

5. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол и этикет в СССР. М.: МО, 1985.

Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М.: МО, 1999.

Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. М., 1976.

Дипломатический словарь. Т. 1-3. М.: наука, 1984-1986 гг.

Ковалоев А.Г. Азбука дипломатии. М.: Интерфакс, 1993.

6. Громыко А.А. Дипломатия в новое время. История дипломатии. М.: «Государственное издательство литературы», 1964

7. Емец В. МИД Российской империи / В. Емец // Международная жизнь. –2000. – № 11; 2001. – № 6.

8. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.,1983.

9. Захарова Л.М. Основы дипломатической и консульской службы. Мн.: «Книжный дом», 2001

10. Зонова Т.В. Основные этапы становления российской дипломатической службы (1549-1917 г.г.) / Т.Зонова; под ред. А. Торкунова //Дипломатическая служба.- М., 2003.

11. Зорин В.А. История дипломатии. М.: «Право», 1959

12. Иванов И.С., Торкунов А.В. Российская дипломатия: история и современность. М.:РОССПЭН, 2001

13. Иощенко О.С. Дипломатия России и Франции и деятельность русского посла в Прариже князя А.Б.КУракина накануне Отечественнорй войны 1812 года// Вестник Санкт-Петербургского унивнерситета. Сер.2 История. - 2006. - №3

14. История внешней политики России. М.,1999. Т.3-5.

15. История внешней политики России. Первая половина XIX века (От войн России против Наполеона до Парижского мира 1856 г.). – М., 1999. – 448 с.

16. Кессельбреннер Г.Л. Российские дипломаты XVI-XIX вв.: в 3 т. / Г.Л. Кессельбреннер. – М., 1996.

17. Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIX в. / Н.С. Киняпина. – М., 1963.

18. Киссинджер Г. Дипломатия / Г. Киссинджер. – М., 1997.

19. Ковалёв А. Азбука дипломатии. М.: «Политиздат», 1993

20. Коленкур А-О. Русская кампания 1812 года. - Смоленск: Русич 2004. - 538 с.

21. Кузьмин Э.П. Дипломатическое и деловое общение. М.: НОРМА, 2005

22. Лопатников В. Политическая судьба канцлера Румянцева// Международна жизнь. - 2007. - №7/8

23. Лядов П.Ф. История Российского протокола. М.: «Международные отношения» 2004

24. Малышев М.О. Из истории русского этикета. Л., 1974.

Некоторые вопросы протокольной практики /Под ред. Шевченко В.Н. М., 1997.

25. Михалькевич Г.Н. Этикет международного общения. Мн.: «Книжный Дом», 2004

26. Млечин Л.М. МИД. Министры иностранных дел. Романтики и циники / Л.М.Млечин. – М., 2001. – 669 с.

27. Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в 19 столетии: Сб.ст. - Лондон. 1991. - 391 .

28. Приходько М.А. Становление министерской системы управления в россии// Вопросы ичстории. - 2004. - №12 (96-104)

29. Российская дипломатия в портретах. М., 1992.

30. Сандровский К.К. Дипломатическое право. М.: 1986

31. Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.

32. Селянинов О.П. Практика дипломатических сношений государств. М.: МГИМО, 1999.

33. Сенин А.С. К 200-летию Министерства иностранных дел: структура и функции в императорский период // 20 век: власть и внутренняя политика России. Сб.статей. М., 1998.

34. Сироткин В.Г. Наполеон и Александр 1: . Дипломатия и разведка Наполеона и Александра в 1801-1812 годы. - М.: ЭКСМО: Алгоритм 2003. - 414 с.

35. Соловьв С.М.Император Александр I. Политика –Дипломатия -М.,1895- с.183

36. Сутырин Ф.Д. Этикет и дипломатический протокол для всех. СПб.: «Сентябрь», 2001

37. Торкунов А.В. Ильин М.В. Дипломатическая служба. М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002

38. Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон / Н.А. Троицкий. – М., 1994. – 302 с.

39. Турилова С.Л. Из истории структуры МИД России. 1720-1917 гг. // Дипломатический вестник. 1993. 1993. №№ 1-2.

40. Турилова С.Л. Структура внешнеполитического ведомства России. 1720-1917 гг. // Дипломатический вестник. 1996. № 12.

41. Хевролина В.М. Министерство иностранных дел России в 1856-1878 гг. /В.М. Хевролина // Новая и новейшая история. – 2002. – № 4.

42. Холопова Т.И., Лебедев М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: «Международные отношения», 199

Покупка готовой работы
Тема: «Дипломатический протокол и документация МИД Российской империи (на примере российско-французских отношений первой четверти XIX в.»
Раздел: История
Тип: Дипломная работа
Страниц: 43
Цена: 6000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика