Реферат
«Цель и содержание административно-государственных реформ Александра I (1801–1825 гг.)»
- 24 страниц
Введение 3
1. Начало реформ Александра I 4
2. Негласный комитет 7
3. Реформа просвещения Александра I 8
4. Реформы государственного управления. 9
5. Министерская реформа 11
6. Реформа в области образования 13
7. Попытки решения крестьянского вопроса 14
8. Проекты освобождения крестьян 16
9. Послевоенные реформы Александра I 19
10. Причины неудач реформ Александра 1 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, в первую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников — М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.
Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла 1 от екатерининских порядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I — старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам — праздности и вседозволенности дворянства — было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.
Крупные реформы были проведены в сфере народного образования. Александр I 24 января 1803 г. утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. В результате реформ были открыты новые университеты:
1. Начало реформ Александра I
Основные реформы, осуществленные при Александре I:
- Указ "О вольных хлебопашцах";
- министерская реформа;
- подготовка плана реформ М. Сперанским;
- дарование Конституций Польше и Бесарабии;
- подготовка проекта российской Конституции и программы отмены крепостного права;
- учреждение военных поселений.
Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.
12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на российский престол вступил Александр 7(1801 —1825). Старший сын Павла I и вюртембергской принцессы, принявшей в православии имя Марии Федоровны, Александр родился в декабре 1777 г. Его воспитанием и образованием распоряжалась Екатерина II, обожавшая внука. Императрица определила в воспитатели швейцарца Ф.Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование воззрений будущего самодержца. Убежденный республиканец, Лагарп обладал огромной эрудицией и несомненным педагогическим даром.
Благодаря Лагарпу Александр I стал «выучеником 1789 г.» (т. е. Великой французской революции). В становлении личности Александра I немалую роль сыграло то, что он был вынужден приспосабливаться одновременно и к вольным нравам екатерининского двора, и к строгости порядков, установленных Павлом в Гатчине. Александр в совершенстве овладел искусством нравиться самым разным людям, очаровывая и привлекая к себе, но никому не доверяя и не открывая своих истинных мыслей. После знакомства с ним Наполеон говорил, что царь «обладает умом, изяществом, образованием; он обольстителен; но ему нельзя доверять, он неискренен, это византиец эпохи упадка империи, тонкий, притворный, хитрый.».
Трагические обстоятельства вступления Александра I на престол стали для него огромным потрясением.
Что можно сказать в заключении всего написанного? Пожалуй, прежде всего то, что общим итогом двадцатичетырёхлетнего царствования Александра I является неудовлетворённость, причём всеобщая. Неудовлетворённым остался и сам Александр ибо ему так и не удалось претворить в жизнь ни один из своих проектов как в области внутренней, так и в области внешней политики. Неудовлетворёнными остались как либерально настроенные дворяне, чьи надежды на реформы остались всего лишь надеждами, так и консерваторы, ибо Александр I так и не предпринял решительных шагов для пресечения распространения либерализма. Неудовлетворёнными остались и владельцы мануфактур, ибо они так и не получили новых дешёвых рабочих рук из числа освобождённых крестьян. Да и положение крепостных принципиально не улучшилось.
1. Головатенко, А.Ю. История России: спорные проблемы / А.Ю. Головатенко. – М., 1994
2. Давыдов, М.А. Оппозиция Его Величества / М.А. Давыдов. – М., 1994.
3. Федоров, В.А. Александр I / В.А. Федоров // Вопросы истории. – 1990. – №1.
4. Башилов "Александр I и его время"
5. История Росси. Под редакцией А.Н. Сахарова М. 199
6. 7История россии. Социально-экономический и внутриполитический аспекты" Екатеринбург 1992
7. "История России. Тысячелетие российской дипломатии" Екатеринбург 1995
8. Мироненко С.В. "Как Россияв начале XIX в. чуть не стала конституционной монархией" в сборнике "История Отечества"
9. Платонов С.Ф. "Полный курс лекций по русской истории", Петрозаводск 1996.
10. Пресняков А.Е. "Российские самодержцы" М. 1990
11. Сахаров А.Н. "Александр I" в сборнике "Российские самодержцы» М. 1993
12. Соловьёв С.М. «Император Александр I Политика, дипломатия»
13. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. - М.: 2003. С. 190-203.
14. Приходько М.А. 1) Неизвестный проект Александра I./Исторический архив. 2000. No 5. С. 206-209.
15. Самсонов П.Е. 1) Значение министерской реформы 1802 г. для эволюции государственного строя Российской империи./Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1994.
Свежая уникальная работа. была сдана на оценку "отлично"
Тема: | «Цель и содержание административно-государственных реформ Александра I (1801–1825 гг.)» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика