Дипломная работа

«Формирование познавательного интереса через межпредметные связи (5-9 классы) - методика преподавания математики»

  • 67 страниц(ы)
  • 3129 просмотров
фото автора

Автор: krehm

Введение….3

Глава 1. Познавательный интерес в межпредметных связях…7

§1. Понятие «познавательный интерес», его структура….7

§2. Уровни и критерии сформированности познавательного интереса….14

§3. Значение межпредметных связей в формировании

познавательного интереса школьников….19

Глава 2. Формирование познавательного интереса через

межпредметные связи….25

§1. Роль учителя в организации межпредметных связей….25

§2. Планирование и осуществление межпредметных связей в

процессе обучения…28

§3. Методические советы по использованию краеведческого

материала и экологического воспитания, литературы, исторических

сведений и биологии….31

п.3.1. Использование краеведческого материала и

экологического воспитания…31

п.3.2. Использование литературы….33

п3.3. Использование исторических сведений….34

п.3.4. Использование биологии….37

§4. Методические советы по использованию задач с

практическим содержанием и дидактических игр в межпредметных связях…39

п.4.1. Использование задач с практическим содержанием….39

п.4.2. Использование дидактических игр …40

§5. Опытная работа…45

Заключение….52

Список использованной литературы…55

Приложения….59

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, такими как мотив самоутверждения, стремления быть в коллективе. Этому мотиву, по данным социологических исследований, учащимися отдается предпочтение. Он становится смыслообразующим и побуждающим к реальным действиям.

Развитие познавательного интереса - одна из актуальных проблем в педагогической науке. Вопросами формирования и развития познавательного интереса занимались такие ученые, как Л.С. , А.И. , И.Ф. и др.; идее межпредметных связей посвящены работы К. Д. .и др.; проблемой межпредметной связи, как условия повышения познавательного интереса учащихся, занимались такие ученые, как Ф. П. , О. А , Т. В. и др.

Однако изучение литературы и опыта работы с детьми в школе показывает, что проблема формирования познавательного интереса через межпредметные связи недостаточно глубоко рассмотрена с теоретической и практической точек зрения, несмотря на значимость данной проблемы.

Возникает противоречие между необходимостью повышения познавательного интереса школьников на уроках математики и недостаточной систематизацией этого вопроса.

Из противоречия вытекает следующая проблема: обеспечение процесса формирования познавательного интереса через межпредметные связи в общеобразовательном учреждении.

С целью разрешения данного противоречия и проблемы была выбрана тема исследования: «Формирование познавательного интереса через межпредметные связи».

Решение данной проблемы определило цель работы, которая заключается разработке системы методических рекомендаций по формированию познавательного интереса через межпредметные связи на уроках математики.

Объект исследования: .

Предмет исследования: .

Гипотеза исследования: ., если:

- межпредметные связи рассматриваются как составной элемент процесса формирования познавательного интереса;

- межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин являются одним из средств формирования познавательного интереса школьников;

- содержание, средства и формы обучения математике отобраны с учетом познавательного интереса школьников.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать учебно-математическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2. Установить характер взаимосвязи курса математики и курсов естественнонаучных и специальных дисциплин;

3. Выявить особенности формирования познавательного интереса через межпредметные связи;

4. Разработать систему методических рекомендаций по формированию познавательного интереса через межпредметные связи;

5. Экспериментально проверить эффективность разработанных методических рекомендаций при изучении темы «Квадратные уравнения».

При решении поставленных задач были использованы следующие методы: анализ учебно-математической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме реализации межпредметных связей; анализ программ, учебников и учебных пособий по математике и смежным дисциплинам; анализ литературы по методике преподавания математики в школе; изучение и обобщение положительного педагогического опыта преподавания математики в школе; анкетирование; проведение констатирующего и обучающего этапов эксперимента, позволивших сформулировать гипотезу исследования, разработать и усовершенствовать учебно-методический комплекс, реализующий межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин; статистическая обработка и анализ результатов исследования.

Методологические основы исследования:

- теория педагогических систем (СИ. .);

- работы по проблеме реализации межпредметных связей (Т.Н.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин рассмотрены как средство формирования познавательного интереса школьников;

- разработана система методических рекомендаций по формированию познавательного интереса через межпредметные связи.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях работы педагога по формированию познавательного интереса через межпредметные связи.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогами и студентами. Материалы дипломной работы могут быть использованы при написании курсовых работ и рефератов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 55 наименований и приложений.

.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника.

Дальнейшее расширение межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации: планирование этой работы в школе, координацию деятельности всех участников педагогического процесса; эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей, позволят значительно развить познавательный интерес школьников.

1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теорет. основы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. -С. 288.

2. Виноградова, Людмила Васильевна. Методика преподавания математики в средней школе : учебное пособие для студентов [физико-математических факультетов] вузов / Л. В. Виноградова. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 252 с.

3. Владимирцева, Светлана Александровна. Теория и методика обучения математике: общая методика : учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов и университетов / С. А. Владимирцева ; Российская Федерация, Министерство образования и науки, БГПУ. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2005. - 194 с.

4. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. -М.: «Вербум - М», 2003. – 65с.

5. Демченкова, Н. Формирование познавательного интереса у учащихся / Н. Демченкова, Е. Моисеева // Математика : Приложение к газете "Первое сентября" : Учебно-методическая газета. - М., 2004. - 15-22 мая (№ 19). - С. 2-4.

6. Кардемский Б.А. Увлечь школьников математикой. -М.: Просвещение, 1981. – 78с.

7. Карпушкина Н. Нестандартная форма уроков: замысел, организация, анализ. //Матеметика, 1998 - №9 – С.12 – 14.

8. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. -М: Просвещение, 1990. – 98с.

9. Кожекина Т. В., Никифоров Г.Г., Пути реализации связи с математикой в преподавании физики, - «Физики в школе», 1982, №3, - С38.

10. Колягин Ю.Н. О прикладной и практической направленности обучения математики/Математика в школе №6, 1982, - С18.

11. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – М., Наука, 1979. -345с.

12. Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к изучению математики. -Киров 1989.

13. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.

14. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.

15. Купарадзе, Н. Познавательный интерес как эффект развивающего обучения / Н. Купарадзе // Педагогика : Научно-теоретический журнал. — М., 2004. — № 8. — С. 104-106.

16. Максимов В.Н. Организация учебного процесса в целях формирования познавательных интересов. // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -Ленинград 1975.

17. Малыгин К.Н. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе. -М.: Учпедиздат 1958.

18. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1990.

.

учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.

54. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. -М.: Педагогика, 1988.

55. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Просвящение, 1979.

Примечания к работе

работа по госту, множество примеров практических заданий, серьезная практическая часть, работа защищена на отлично

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование познавательного интереса через межпредметные связи (5-9 классы) - методика преподавания математики»
Раздел: Математика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 1200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика