Дипломная работа
«Формирование познавательного интереса через межпредметные связи (5-9 классы) - методика преподавания математики»
- 67 страниц
Введение….3
Глава 1. Познавательный интерес в межпредметных связях…7
§1. Понятие «познавательный интерес», его структура….7
§2. Уровни и критерии сформированности познавательного интереса….14
§3. Значение межпредметных связей в формировании
познавательного интереса школьников….19
Глава 2. Формирование познавательного интереса через
межпредметные связи….25
§1. Роль учителя в организации межпредметных связей….25
§2. Планирование и осуществление межпредметных связей в
процессе обучения…28
§3. Методические советы по использованию краеведческого
материала и экологического воспитания, литературы, исторических
сведений и биологии….31
п.3.1. Использование краеведческого материала и
экологического воспитания…31
п.3.2. Использование литературы….33
п3.3. Использование исторических сведений….34
п.3.4. Использование биологии….37
§4. Методические советы по использованию задач с
практическим содержанием и дидактических игр в межпредметных связях…39
п.4.1. Использование задач с практическим содержанием….39
п.4.2. Использование дидактических игр …40
§5. Опытная работа…45
Заключение….52
Список использованной литературы…55
Приложения….59
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, такими как мотив самоутверждения, стремления быть в коллективе. Этому мотиву, по данным социологических исследований, учащимися отдается предпочтение. Он становится смыслообразующим и побуждающим к реальным действиям.
Развитие познавательного интереса - одна из актуальных проблем в педагогической науке. Вопросами формирования и развития познавательного интереса занимались такие ученые, как Л.С. , А.И. , И.Ф. и др.; идее межпредметных связей посвящены работы К. Д. .и др.; проблемой межпредметной связи, как условия повышения познавательного интереса учащихся, занимались такие ученые, как Ф. П. , О. А , Т. В. и др.
Однако изучение литературы и опыта работы с детьми в школе показывает, что проблема формирования познавательного интереса через межпредметные связи недостаточно глубоко рассмотрена с теоретической и практической точек зрения, несмотря на значимость данной проблемы.
Возникает противоречие между необходимостью повышения познавательного интереса школьников на уроках математики и недостаточной систематизацией этого вопроса.
Из противоречия вытекает следующая проблема: обеспечение процесса формирования познавательного интереса через межпредметные связи в общеобразовательном учреждении.
С целью разрешения данного противоречия и проблемы была выбрана тема исследования: «Формирование познавательного интереса через межпредметные связи».
Решение данной проблемы определило цель работы, которая заключается разработке системы методических рекомендаций по формированию познавательного интереса через межпредметные связи на уроках математики.
Объект исследования: .
Предмет исследования: .
Гипотеза исследования: ., если:
- межпредметные связи рассматриваются как составной элемент процесса формирования познавательного интереса;
- межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин являются одним из средств формирования познавательного интереса школьников;
- содержание, средства и формы обучения математике отобраны с учетом познавательного интереса школьников.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать учебно-математическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Установить характер взаимосвязи курса математики и курсов естественнонаучных и специальных дисциплин;
3. Выявить особенности формирования познавательного интереса через межпредметные связи;
4. Разработать систему методических рекомендаций по формированию познавательного интереса через межпредметные связи;
5. Экспериментально проверить эффективность разработанных методических рекомендаций при изучении темы «Квадратные уравнения».
При решении поставленных задач были использованы следующие методы: анализ учебно-математической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме реализации межпредметных связей; анализ программ, учебников и учебных пособий по математике и смежным дисциплинам; анализ литературы по методике преподавания математики в школе; изучение и обобщение положительного педагогического опыта преподавания математики в школе; анкетирование; проведение констатирующего и обучающего этапов эксперимента, позволивших сформулировать гипотезу исследования, разработать и усовершенствовать учебно-методический комплекс, реализующий межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин; статистическая обработка и анализ результатов исследования.
Методологические основы исследования:
- теория педагогических систем (СИ. .);
- работы по проблеме реализации межпредметных связей (Т.Н.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин рассмотрены как средство формирования познавательного интереса школьников;
- разработана система методических рекомендаций по формированию познавательного интереса через межпредметные связи.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях работы педагога по формированию познавательного интереса через межпредметные связи.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогами и студентами. Материалы дипломной работы могут быть использованы при написании курсовых работ и рефератов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 55 наименований и приложений.
.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника.
Дальнейшее расширение межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации: планирование этой работы в школе, координацию деятельности всех участников педагогического процесса; эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей, позволят значительно развить познавательный интерес школьников.
1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теорет. основы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. -С. 288.
2. Виноградова, Людмила Васильевна. Методика преподавания математики в средней школе : учебное пособие для студентов [физико-математических факультетов] вузов / Л. В. Виноградова. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 252 с.
3. Владимирцева, Светлана Александровна. Теория и методика обучения математике: общая методика : учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов и университетов / С. А. Владимирцева ; Российская Федерация, Министерство образования и науки, БГПУ. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2005. - 194 с.
4. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. -М.: «Вербум - М», 2003. – 65с.
5. Демченкова, Н. Формирование познавательного интереса у учащихся / Н. Демченкова, Е. Моисеева // Математика : Приложение к газете "Первое сентября" : Учебно-методическая газета. - М., 2004. - 15-22 мая (№ 19). - С. 2-4.
6. Кардемский Б.А. Увлечь школьников математикой. -М.: Просвещение, 1981. – 78с.
7. Карпушкина Н. Нестандартная форма уроков: замысел, организация, анализ. //Матеметика, 1998 - №9 – С.12 – 14.
8. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. -М: Просвещение, 1990. – 98с.
9. Кожекина Т. В., Никифоров Г.Г., Пути реализации связи с математикой в преподавании физики, - «Физики в школе», 1982, №3, - С38.
10. Колягин Ю.Н. О прикладной и практической направленности обучения математики/Математика в школе №6, 1982, - С18.
11. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – М., Наука, 1979. -345с.
12. Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к изучению математики. -Киров 1989.
13. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.
14. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.
15. Купарадзе, Н. Познавательный интерес как эффект развивающего обучения / Н. Купарадзе // Педагогика : Научно-теоретический журнал. — М., 2004. — № 8. — С. 104-106.
16. Максимов В.Н. Организация учебного процесса в целях формирования познавательных интересов. // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -Ленинград 1975.
17. Малыгин К.Н. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе. -М.: Учпедиздат 1958.
18. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1990.
.
учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.
54. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. -М.: Педагогика, 1988.
55. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Просвящение, 1979.
работа по госту, множество примеров практических заданий, серьезная практическая часть, работа защищена на отлично
Тема: | «Формирование познавательного интереса через межпредметные связи (5-9 классы) - методика преподавания математики» | |
Раздел: | Математика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 67 | |
Цена: | 1200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика