Дипломная работа

«Формирование познавательного интереса через межпредметные связи (5-9 классы) - методика преподавания математики»

  • 67 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Познавательный интерес в межпредметных связях…7

§1. Понятие «познавательный интерес», его структура….7

§2. Уровни и критерии сформированности познавательного интереса….14

§3. Значение межпредметных связей в формировании

познавательного интереса школьников….19

Глава 2. Формирование познавательного интереса через

межпредметные связи….25

§1. Роль учителя в организации межпредметных связей….25

§2. Планирование и осуществление межпредметных связей в

процессе обучения…28

§3. Методические советы по использованию краеведческого

материала и экологического воспитания, литературы, исторических

сведений и биологии….31

п.3.1. Использование краеведческого материала и

экологического воспитания…31

п.3.2. Использование литературы….33

п3.3. Использование исторических сведений….34

п.3.4. Использование биологии….37

§4. Методические советы по использованию задач с

практическим содержанием и дидактических игр в межпредметных связях…39

п.4.1. Использование задач с практическим содержанием….39

п.4.2. Использование дидактических игр …40

§5. Опытная работа…45

Заключение….52

Список использованной литературы…55

Приложения….59

Введение

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, такими как мотив самоутверждения, стремления быть в коллективе. Этому мотиву, по данным социологических исследований, учащимися отдается предпочтение. Он становится смыслообразующим и побуждающим к реальным действиям.

Развитие познавательного интереса - одна из актуальных проблем в педагогической науке. Вопросами формирования и развития познавательного интереса занимались такие ученые, как Л.С. , А.И. , И.Ф. и др.; идее межпредметных связей посвящены работы К. Д. .и др.; проблемой межпредметной связи, как условия повышения познавательного интереса учащихся, занимались такие ученые, как Ф. П. , О. А , Т. В. и др.

Однако изучение литературы и опыта работы с детьми в школе показывает, что проблема формирования познавательного интереса через межпредметные связи недостаточно глубоко рассмотрена с теоретической и практической точек зрения, несмотря на значимость данной проблемы.

Возникает противоречие между необходимостью повышения познавательного интереса школьников на уроках математики и недостаточной систематизацией этого вопроса.

Из противоречия вытекает следующая проблема: обеспечение процесса формирования познавательного интереса через межпредметные связи в общеобразовательном учреждении.

С целью разрешения данного противоречия и проблемы была выбрана тема исследования: «Формирование познавательного интереса через межпредметные связи».

Решение данной проблемы определило цель работы, которая заключается разработке системы методических рекомендаций по формированию познавательного интереса через межпредметные связи на уроках математики.

Объект исследования: .

Предмет исследования: .

Гипотеза исследования: ., если:

- межпредметные связи рассматриваются как составной элемент процесса формирования познавательного интереса;

- межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин являются одним из средств формирования познавательного интереса школьников;

- содержание, средства и формы обучения математике отобраны с учетом познавательного интереса школьников.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать учебно-математическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2. Установить характер взаимосвязи курса математики и курсов естественнонаучных и специальных дисциплин;

3. Выявить особенности формирования познавательного интереса через межпредметные связи;

4. Разработать систему методических рекомендаций по формированию познавательного интереса через межпредметные связи;

5. Экспериментально проверить эффективность разработанных методических рекомендаций при изучении темы «Квадратные уравнения».

При решении поставленных задач были использованы следующие методы: анализ учебно-математической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме реализации межпредметных связей; анализ программ, учебников и учебных пособий по математике и смежным дисциплинам; анализ литературы по методике преподавания математики в школе; изучение и обобщение положительного педагогического опыта преподавания математики в школе; анкетирование; проведение констатирующего и обучающего этапов эксперимента, позволивших сформулировать гипотезу исследования, разработать и усовершенствовать учебно-методический комплекс, реализующий межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин; статистическая обработка и анализ результатов исследования.

Методологические основы исследования:

- теория педагогических систем (СИ. .);

- работы по проблеме реализации межпредметных связей (Т.Н.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин рассмотрены как средство формирования познавательного интереса школьников;

- разработана система методических рекомендаций по формированию познавательного интереса через межпредметные связи.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях работы педагога по формированию познавательного интереса через межпредметные связи.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогами и студентами. Материалы дипломной работы могут быть использованы при написании курсовых работ и рефератов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 55 наименований и приложений.

Заключение

.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника.

Дальнейшее расширение межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации: планирование этой работы в школе, координацию деятельности всех участников педагогического процесса; эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей, позволят значительно развить познавательный интерес школьников.

Список литературы

1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теорет. основы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. -С. 288.

2. Виноградова, Людмила Васильевна. Методика преподавания математики в средней школе : учебное пособие для студентов [физико-математических факультетов] вузов / Л. В. Виноградова. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 252 с.

3. Владимирцева, Светлана Александровна. Теория и методика обучения математике: общая методика : учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов и университетов / С. А. Владимирцева ; Российская Федерация, Министерство образования и науки, БГПУ. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2005. - 194 с.

4. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. -М.: «Вербум - М», 2003. – 65с.

5. Демченкова, Н. Формирование познавательного интереса у учащихся / Н. Демченкова, Е. Моисеева // Математика : Приложение к газете "Первое сентября" : Учебно-методическая газета. - М., 2004. - 15-22 мая (№ 19). - С. 2-4.

6. Кардемский Б.А. Увлечь школьников математикой. -М.: Просвещение, 1981. – 78с.

7. Карпушкина Н. Нестандартная форма уроков: замысел, организация, анализ. //Матеметика, 1998 - №9 – С.12 – 14.

8. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. -М: Просвещение, 1990. – 98с.

9. Кожекина Т. В., Никифоров Г.Г., Пути реализации связи с математикой в преподавании физики, - «Физики в школе», 1982, №3, - С38.

10. Колягин Ю.Н. О прикладной и практической направленности обучения математики/Математика в школе №6, 1982, - С18.

11. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – М., Наука, 1979. -345с.

12. Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к изучению математики. -Киров 1989.

13. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.

14. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.

15. Купарадзе, Н. Познавательный интерес как эффект развивающего обучения / Н. Купарадзе // Педагогика : Научно-теоретический журнал. — М., 2004. — № 8. — С. 104-106.

16. Максимов В.Н. Организация учебного процесса в целях формирования познавательных интересов. // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -Ленинград 1975.

17. Малыгин К.Н. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе. -М.: Учпедиздат 1958.

18. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1990.

.

учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.

54. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. -М.: Педагогика, 1988.

55. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Просвящение, 1979.

Примечания

работа по госту, множество примеров практических заданий, серьезная практическая часть, работа защищена на отлично

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование познавательного интереса через межпредметные связи (5-9 классы) - методика преподавания математики»
Раздел: Математика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 1200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует