Реферат
«Иван Грозный как защитник православия»
- 17 страниц
1. Боярское правление (1533 - 1547 гг.)
2. Иван IV Васильевич Грозный (25.08.1530-18.03.1584), Великий Князь с 1533, Русский Царь (1547)
Список литературы
После смерти Василия III (1533 г.) великим князем был провозглашен его старший сын трехлетний Иван IV Васильевич (1533 - 1584). Понятно, что реально править страной он еще не мог. Власть оказалась в руках вдовы Василия III Елены Глинской и ее фаворита князя Ивана Овчины Телепнева-Оболенского. В течение нескольких лет были арестованы и скончались в тюрьме дядья Ивана IV по отцу Юрий и Андрей. Такая же участь постигла и Михаила Глинского. Однако правление Елены было непродолжительным - в 1538 году она неожиданно умерла. Через несколько дней после ее смерти был арестован и впоследствии умер в тюрьме Телепнев. Реальная власть оказалась в руках бояр. Но среди них не было единства, сразу, же вспыхнула борьба за власть между различными группировками феодальной знати. Первоначально соперничали две княжеские фамилии: Бельские и Шуйские. Их борьба сопровождалась многочисленными арестами, ссылками, казнями, свержением митрополитов, которые также оказались замешанными в борьбе между боярскими кланами. В таких условиях рос Иван IV. Постепенно и он сам втянулся в политическую борьбу, которая велась при дворе. В возрасте 12 лет Иван вынес свой первый приговор: по его приказу был казнен князь Андрей Шуйский. К 1547 г. реальная власть оказалась в руках родственников Ивана по матери князей Глинских, кото-рые в целях личного обогащения не брезговали никакими средствами. Деятельность временщиков вызвала ненависть к ним со стороны большей части населения.
Вместе с тем определенным влиянием при дворе стал пользоваться митрополит Макарий, занимавший свой пост с 1542 г. Под его влиянием подросший уже Иван IV в конце 1546 г. объявил о своем намерении вен-чаться на царство. Торжественный обряд был совершен в Успенском соборе московского Кремля в январе 1547 г. Иван, таким образом, стал первым русским царем. Его предки изредка называли себя царями, теперь же подобное наименование стало официальным титулом русского правителя. Подобное наименование приравнивалось, по представлениям русских людей того времени, к императорскому. Царь Иван занял пустовавшее место императора Византии, покровителя и защитника православия.
Эпоха его царствования как бы венчает собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самого себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия.
Царствование Ивана IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью оно обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не «баланс интересов» различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга.
Началось царствование смутой. Будущий «грозный царь» вступил на престол после смерти отца Василия III Ивановича трех лет от роду. Реальной властительницей Руси стала его мать — Елена Глинская, «чужеземка литовского, ненавистного рода», по словам Н. М. Карамзина. Ее недолгое (четыре года) правление было ознаменовано развратом и жестокостью не столько личными, сколько проистекавшими из нравов и интриг ближних бояр — бывших удельных князей и их приближенных.
По старой удельной привычке каждый из них «тянул на себя», ставя личные интересы власти и выгоды выше общенародных и государственных нужд. Численно эта беспринципная прослойка была ничтожна, но после смерти Елены, лишившись последнего сдерживающего начала, ее представители учинили между собой в борьбе за власть погром, совершенно расстроивший управление страной. Разделившись на партии князей Шуйских и Бельских, бояре, по словам В. О. Ключевского, «повели ожесточенные усобицы друг с другом из личных фамильных счетов, а не за какой-нибудь государственный порядок».
В 1547 сгорела Москва. Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Ивана. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с его венчанием на царство, которое впервые тогда было соединено с таинством Миропомазания. Церковное таинство Миропома-зания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иван осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины.
Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения.
В сей великий день, когда Россия в лице своих поверенных присутствовала на лобном месте, с благоговением внимая искреннему обету юного венценосца жить для ее счастья, Иван в восторге великодушия объявил искреннее прощение виновным боярам; хотел, чтобы митрополит и святители также их простили именем Судии небесного; хотел, чтобы все россияне братски обнялись между собою, чтобы все жалобы и тяжбы прекратились миром до назначенного им срока».
Повелением царским был составлен и введен в действие новый Су-дебник 1550. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иван IV созвал подряд несколько церковных Соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения. В делах царя ближайшее участие принимали его любимцы — иерей Сильвестр и Алексей Адашев, ставшие во главе «Избранной Рады» — узкого круга царских советников, определявших основы внутренней и внешней политики.
В 1552 успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. «Радуйся, благочестивый Самодержец, — прислал гонца Ивану князь Михаил Воротынский, — Казань наша, царь ее в твоих руках; народ истреблен, кои в плену; несметные богатства собраны. Что прикажешь?» «Славить Всевышнего», — ответил Иван. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» — т. е. страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России.
Счастливое течение событий прервалось в 1553 тяжкой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем как себе. У изголовья умирающего Ивана бояре спорят между собою, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еще жив. Наперсники царские — Сильвестр и Адашев — из страха ли, или по зависти отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя — князь Владимир Андреевич.
Выздоровление Ивана, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. Измена приближенных во время болезни, как оказалось, вовсе не была досадной случайностью, грехопадением, искупленным искренним раскаянием и переменой в жизни.
Во время новгородского расследования царь оставался верен привычке поверять свои поступки советом людей опытных в духовной жизни, имевших славу святых, праведников. В Новгороде царь не раз посещал прп. Арсения, затворника иноческой обители на торговой стороне города. Царь пощадил этот монастырь, свободный от еретического духа, и без гнева выслушал обличения затворника, подчас весьма резкие и нелицеприятные.
Так и стало, тем более что по въезде в Псков царя встретил юродивый Никола, всему городу известный праведник. Прыгая на палочке перед царским конем, он приговаривал: «Иванушка! Покушай хлеб-соль (жители города встречали Ивана постной трапезой, чай, не наелся мясом человеческим в Новгороде!» Считая обличения юродивого за глас Божий, царь отменил казни и оставил Псков.
1. Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В.О. Ключевский. Царь Иоанн Грозный. Издательство «ДарЪ»;
2. Царь Иван IV Грозный. Издательство "Русский мир»;
3. Вальтер, Делиус. Иван Грозный и иезуиты: миссия Антонио Поссевино в Москве. Издательство "АГРАФ");
4. А. Н. Гордиенко, М. Ю. Дуда. Вся история.-Мн.: Современный литератор, 2003.-832 с.
Тема: | «Иван Грозный как защитник православия» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 17 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Политические идеалы и политическая практика Ивана Грозного.
Контрольная работа:
Отечественная история - Правление Ивана Грозного
Контрольная работа:
Отечественная история. Деятельность Ивана Грозного
Контрольная работа:
Отечественная история. Исторический портрет Ивана Грозного
Реферат:
Государственные деятели: политические и духовные лидеры России 16-17 вв (исторические портреты и оценки историков)