Курсовая работа

«Онтология Аристотеля»

  • 25 страниц(ы)
  • 3516 просмотров
фото автора

Автор: chaki74

ВВЕДЕНИЕ 3

1. БЫТИЕ ПО АРИСТОТЕЛЮ 5

1.1 Основной закон бытия. Бытие и небытие 5

1.2 Сущее и сущность у Аристотеля как уровни бытия 8

2. ВИДЫ СУЩНОСТИ ПО АРИСТОТЕЛЮ 14

2.1 Четыре первоначала по Аристотелю 14

2.2 Теология Аристотеля 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

ЛИТЕРАТУРА 25

Великий древнегреческий философ Аристотель как философ во мно-гих отношениях очень отличался от всех своих предшественников. Он пер-вый стал писать как профессор; его трактаты систематичны, его рассуждения разделены на рубрики, он – профессиональный учитель, а не вдохновенный пророк. Его работы отличаются критическим характером, тщательностью, прозаичностью, без какого-либо следа «голого» энтузиаз-ма.

Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически ис-следовал все доступные ему работ предшествующих мыслителей. Система-тически, хотя через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии.

Учение Аристотеля оказало в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии, но и европейской культуры в целом. Аристотель значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, эстетики, литературы, теологии и т.д. Больше внимание Аристотель уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию – науку о сущем.

В своем большинстве труды Аристотеля сохранились у его учеников и последователей. В эллинистический период, в I в. н. э., они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотеля философии Андроником Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп. К наиболее важной группе относятся работы, которые излагают наиболее существенные вопросы онтологического характера. Аристотель определяет эту проблематику как первую философию (проте философиа). Андроник Родосский все эти работы объединил в один трактат, который был назван «Метафизика» (название возникло случайно: эти труды в издании произведений Аристотеля следовали сразу за трудами, которые был посвящены вопросам естественных наук, т. е. за физикой).

Целью работы является изучение и анализ онтологии Аристотеля. Задачами работы является анализ различных составляющих антологии Аристотеля.

У Аристотеля законы мышления есть одновременно и законы бытия. Аристотель следует здесь за Парменидом, отождествлявшим предмет и мысль о нем. Поэтому то, что он называет «началом для всех других аксиом», мы можем назвать также основным законом бытия у Аристотеля, в котором он находит также одно из первоначал и первопричин всего сущего, поскольку действие этого закона универсально. Согласно этому закону, противолежащее не может быть присуще одному и тому же.

В «Метафизике» основной закон бытия (сам Аристотель называет это «началом для всех других аксиом») дан в двух формулировках. Краткая касается несовместимости существования и не существования чего бы то ни было. Полная говорит о несовместимости существования и не существования чего бы то ни было в чем бы то ни было. Краткая формулировка гласит: «Вместе существовать и не существовать нельзя», а полная утверждает, что «невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле» . Между обеими формулировками возможен переход, который у Аристотеля отсутствует. Однако его можно реконструировать, превратив краткую формулировку в суждение: «Невозможно, чтобы существование было и не было присуще одному и тому же». В этом суждении существование и не существование, бытие и небытие приобретают двойное наличие: в качестве предиката и в качестве связки. В суждении утверждается, что невозможно об одном и том же сказать: «это есть существующее» и «это не есть существующее», или «это есть несуществующее». В первом из последних суждений существование присутствует дважды: как связка и как предикат. Во втором из последних суждений наряду с существованием присутствует и не существование, или небытие: в первом случае в связке («не есть»), а во втором случае – в предикате («несуществующее»). Теперь предикат «существующее» можно заменить любым другим, например «доброе». Получится развернутая, полная формулировка. Аристотель не обосновывает свое «начало для всех других аксиом».

В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и единичного, реального и логического. Он не противопоставляет и не разделяет их, как это делал Платон, а объединяет. Сущность, а также то, чьей сущностью она является, не могут, согласно Аристотелю, существовать раздельно. Сущность находится в самом предмете, а не вне его и они составляют единое целое. Сущностью, считает Аристотель, является то, что лежит в основе: в одном смысле – это материя, в другом – понятие и форма, а на третьем месте – то, что состоит из материи и формы.

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущности. Первая, сущность, согласно Аристотелю, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием. От первых сущностей Аристотель отличает вторую сущности. Аристотель характеризует их так: «.вторичными сущностями названы те, в которых, как в видах и родах, содержатся первые сущности».

Аристотелево учение о первичных и вторичных сущностях в то же время свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-платоновской концепции идеализма. Если Платон признавал первичными реальным бытием общие и неизменные идеи, то Аристотель подчеркивал приоритет индивидуального, чувственно воспринимаемого.

Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи яв-ляются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих эле-ментов. В отличие от первой материи они (как конкретное бытие) постижи-мы и определимы посредством основных категорий. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. Аристотель в этом учении, которое является, собственно, основой всей его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему отношения единичного и общего – как отношение двух сторон действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь разительный в системе Платона.

Столкновение материалистических и идеалистических подходов проявляется и в Аристотелевой концепции причинности. Он различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и причину конечную, или целевую.

Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее характере. В этом смысле она выступает так же, как и потенциальная при-чина. Формальная причина соединена с формой как активным принципом, который творит из материи (как потенциал бытия) «истинную реальность». Активная, или воздействующая (движущая), причина также соединена с источником движения и с процессом собственно перехода возможности в действительность. Наиболее высоко Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель и смысл движения.

Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин. Однако при этом нельзя сказать, что они имеют одинаковое значе-ние. Понятие формальных причин является более важным, чем познание материальных причин – такой вывод следует из учения Аристотеля о пас-сивной материи и активной форме. Место, которое он отводит целевой, или конечной, причине – уступка телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием энтелехия.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. Движение тесно связывается с конкретными формами бытия. Подчеркивается, что «движения помимо вещей не существует». Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. В «Физике» он приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и месту. Свои наблюдения над отдельными вещами Аристотель переносит на мир в целом. Он полагает, что есть «причина причин», «форма форм», это – бог. Он не творит природу и не вникает в частности. Этот бог не существует за пределами нашего мира. Бог движет как «предмет любви». Мысля самого себя, он тем самым мыслит самое божественное и самое ценное.

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности (например, в его конечной причины, принципа целесообразности или понятия энтелехии), его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности, что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях.

1. Аристотель. Метафизика. Перевод Н. Брагинской. – М.: Эксмо-пресс, 1997.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и до-полнениями. Электронная версия – М., 2005.

4. Богут А.А. История философии в кратком ее изложении. – М.: Мысль, 1995.

5. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. – СПб.: Пи-тер, 2004.

6. Бушуев А.М. Философия. – М., 2004.

7. Гуревич П. С. Философия. – М., 2003.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.III. Античность. – СПб., 1994.

9. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия: Учебник для студентов выс-ших учебных заведений.– М.: 1998.

10. Чанышев А.П. Курс лекций по древней философии. – М.: Наука, 1991.

Покупка готовой работы
Тема: «Онтология Аристотеля»
Раздел: Философия
Тип: Курсовая работа
Страниц: 25
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика