Курсовая работа
«Взаимосвязь между социометрическим статусом и особенностями социальных взаимоотношений дошкольников»
- 57 страниц
Введение 3
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА С ОСОБЕННОСТЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1.Особенности формирования межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте 6
1.2.Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения 15
Выводы 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА С ОСОБЕННОСТЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и методы исследования ….
2.2. Анализ и обработка результатов эмпирического исследования ….
Выводы 48
Заключение 50
Список ипользованной литературы 53
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Первый опыт таких отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка.
Актуальность проблемы, определяется острой потребностью межличностных отношений у детей, как наиболее предпочитаемой дошкольниками для общения и регуляции взаимодействий.
Вместе с тем, решение проблемы развития межличностных взаимоотношений и коррекции недостатков позитивного общения у детей продиктовано необходимостью формирования общественных взаимоотношений и социальных форм поведения.
Общепризнанно, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается сфера общения ребёнка со сверстниками. Общение дошкольника со сверстниками способствует развитию многих качеств психики и личности ребёнка: речи, познавательной и социальной децентрации, морали и нравственности, самосознания и самооценки (Ж.Пиаже [46], A.B.Запорожец [17], А.К.Маркова [36], М.И. Лисина [35]).
Имеются отдельные данные о том, что присутствие сверстников оказывает существенное влияние на поведение детей (В. Г. Нечаева [38], Е.О.Смирнова [51] и др.).
Тем не менее, специальные исследования, посвященные влиянию сверстников на становление социального поведения дошкольников, в настоящее время отсутствуют. В условиях детского сада и учебная и игровая деятельность дошкольника осуществляется в непосредственных контактах его со сверстниками, которые определённым образом влияют на состояние и поведение ребёнка. Однако вопрос о конкретном характере влияния социальнго статуса ребенка на разные аспекты социального поведения ребёнка остаётся открытым. Важность этого вопроса для детской психологии и дошкольной педагогики обуславливает актуальность темы исследования.
В работах, выполненных в данном направлении особое место отводится проблеме взаимоотношений, так как в контексте деятельностного подхода к общению взаимоотношения понимаются как продукт, или результат, коммуникативной деятельности. Взаимоотношения и общение неразрывно связаны: отношения возникают в общении и отражают его особенности, а затем оказывают влияние на протекания общения. В ряде исследований, выполненных под руководством М.И.Лисиной [35], показано, что именно общение, где предметом взаимодействия является человек, выступает основой избирательных отношений между людьми, а не организация продуктивных видов деятельности или сама продуктивная деятельность.
Цель исследования - выявить влияние социометрического статуса с особенностями межличностного взаимоотношения дошкольников.
Объектом исследования является социометрический статус и межличностные взаимоотношения старших дошкольников.
Предметом исследования влияние социометрического статуса с особенностями межличностного взаимоотношения дошкольников.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между социометрическим статусом и особенностями социальных взаимоотношений дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психологической литературы раскрыть структурные компоненты общения и его особенности в дошкольном возрасте, рассмотреть межличностные отношения в дошкольном возрасте и специфику дошкольного возраста как этапа онтогенеза.
2. Изучить особенности общения и межличностных отношений в дошкольном возрасте.
3. Выявить взаимосвязь особенностей общения и межличностных отношений в дошкольном возрасте.
Методологической основой явились системно – деятельностный подход к изучению психических явлений в разработке Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева; системно-структурный подход к развитию личности Б.Г.Ананьева, Б.В.Ломова, А.А.Бодалева; концепция генезиса общения М.И.Лисиной.
Научная новизна определяется методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования межличностных отношений у дошкольников.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей развития межличностных взаимоотношений у дошкольников. Материалы курсовой работы, могут быть использованы для совершенствования содержания и методов психолого-педагогического процесса в работе с дошкольниками.
Структура работы: курсовая работа состоит из ведения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Результаты исследования представлены в виде таблиц и гистограмм.
2.1 Организация, содержание экспериментального исследования
Для достижения целей исследования и реализации задач исследования мы разработали программу исследования, состоящую из четырех этапов:
1 этап – исследование социомтерического статуса у старших дошкольников;
2 этап – исследование особенностей межличностного взаимоотношения у детей;
3 этап – выявление взаимосвязи социметрического статуса на особенности межличностного общения старших дошкольников.
Для выявления особенности межличностных взаимоотношений, у детей, необходимо: охарактеризовать осознанность межличностных отношений и наполненность представлений об окружающем мире; определить систему личностных и коммуникативных отношений в игровой деятельности; сделать сравнительный анализ состава игровых объединений дошкольников.
Экспериментальное исследование, проходило в условиях ДОУ № 90 г. Уфа. Для эксперимента было отобрано 25 детей.
Дети имеют средний уровень физического развития. Дети способны устанавливать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, адекватная реакция на одобрение и прорицание, частично принимают помощь.
В ходе исследования мы использовали следующие методы:
1. наблюдение за социальным поведением по критериям Т.А. Репиной;
2. методика «Цветовая социометрия»;
3. тест «Два домика»;
4. методика-ситуация "Мозаика".
Применительно к социальному поведению детской группы Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:
1. поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.
2. эмоциональная (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения. Т.А. Репина предполагает, что у дошкольников проявляется феномен взаимосвязи и взаимопроникновения разного вида отношений.
3. когнитивная (гностическая). К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых являются взаимные оценки и самооценки (Хотя здесь присутствует и эмоциональная окраска, которая выражается в виде пристрастности образа сверстника у дошкольника через ценностные ориентации группы и специфику личности воспринимающего.)
В связи с этим, в своем исследовании мы использовали следующие методики:
Метод наблюдения
Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
– инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
– чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения сверстника, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;
– преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности, которая измеряется в условных баллах – от 1 до 3.
Так, отсутствие или слабовыраженная инициативность (0–1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2–3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.
Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0–1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.
Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон.
В случае, если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.
Наблюдая, необходимо не только фиксировать поведение детей по указанным параметрам, но и замечать и описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами.
Методика «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально–непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядовк–вадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как второй;
– 5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция (дается по ходу выполнения задания).
«1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Примечания:
1. Не все квадраты могут быть заполнены.
2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Проведенное исследование, позволило сфорулировать следующие выводы:
Результаты показали, что у принятых, лидеров, хорошо развиты межличностные отношения. Дети стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить. Лидеры умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе их симпатии
Особенностью образа жизни старших дошкольников является развивающийся коллективный характер их деятельности. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах. Усвоение правил поведения в коллективе, участие в совместной деятельности со сверстниками формирует взаимоотношения детей. Выполнение правил поведения требует от дошкольников умения понимать ситуацию и настроение окружающих, сдерживать непосредственные побуждения (проявить выдержку, терпение, уступчивость).
К 5 годам у ребенка складывается определенная позиция в группе, происходит дифференциация детей в системе межличностных отношений по социометрическому статусу. Распределение дошкольников 5–7 лет на подгруппы в зависимости от их положения в детском коллективе показывает, что наибольшее число детей занимает среднее положение в группе по частоте выборов, а наименьшее их количество образуют подгруппы с максимальным и минимальным числом выборов.
Уровень развития форм общения» сформированность средств вербальной и невербальной коммуникации влияет на разнообразие коммуникативных связей ребенка, повышение его коммуникативной активности, следствием чего становится формирование адекватного образа «Я». Отношения детей со сверстниками играют важнейшую роль в их жизни. Большинство дошкольников стремятся к общению со сверстниками, получают от него удовольствие и, оказавшись в одиночестве пытаются присоединиться к общему занятию других детей.
Экспериментальное исследование межличностного взаимодействия, показало следущие результаты:
По рисунку мы видим, различия проявляются в выборе более значимых и менее значимых детей, то есть у непринятых существуют проблемы межличностного взаимодействия. Принятые. Характеризуются тем, что они более отзывчивы, способны помочь и уступчивы. Заметно выше организаторские способности в группе у лидеров.
У не принятых дошкольников наблюдается преобладание мотиваций второго и первого уровней (выбор обосновывается интересом к совместной деятельности или дружескими отношениями). Дети, имеющие нарушения общения, обосновывая сделанный выбор в 72% указывали нравственные качества, значимые лично для них и в остальных 28% – имеющие значение для всей группы в целом.
У изолированных дошкольников, отношения характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют.
Наши данные, показывают, что у дошкольников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный характер. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их недостаточная обобщенность и устойчивость.
У принятых дошкольников, чаще появиляются вопросы к сверстникам об их интересах и желаниях, стремление к взаимодействию, принятие правил и осознанное стремление к согласованным адекватным отношениям, что приближает их к возрастной норме.
Таким образом, полученные результаты показывают не только статусную структуру изучаемых групп и статус каждого ребенка, но и позволяют поставить вопрос о необходимости более глубокого изучения тех внутренних детерминант, которые этот статус определяют. По нашему предположению, в качестве этих детерминант выступают формы личностного поведения детей.
Была произведена математическая обработка результатов диагностических методик для проверки гипотезы о существовании взаимосвязи между социометрическим статусом и особенностями социальных взаимоотношений дошкольников. Для этого были использованы результаты наблюдения за социальным поведением по критериям Т.А. Репиной и результаты по методике «Цветовая социометрия».
Исходя из проведенной математической обработки результатов, гипотеза частично подтвердилась: существует взаимосвязь между социометрическим статусом и особенностью социального взаимоотношения, а именно чувствительностью к воздействиям сверстника у дошкольников.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. М.: Московский психолого–социальный институт, 2000. - 416 с.
2. Бабаева, Т. И. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольномпериоде: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ. - 2004. -С. 31-38.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 422 с.
4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика,2008 — 144 с.
5. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей / С. В. Велиева. -СПб.: Речь, 2005,-340 с.
6. Волков, Б. С. Детская психология: психологическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Педагогическое общество России. - 144 с.
7. Волосова, Е. Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни // Дошкольное воспитание.2007 — № 10. - С. 69-72.
8. Выготский Личность в детском возрасте- Спь- 2005-118с.
9. Галигузова, JI. Как общаться с ребенком. // Дошкольное воспитание. –2001.-№ 1. — С. 111-120.47. . алигузова, Л. Н. Психологический1 анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. 2000. – № 5; - С. 28-37.
10. Галигузова, Л. Н: Ступени общения: от года до шести / Л. Н. Галигузова, Смирнова Л. С. М.: Иитор -2006 - 160 с.
11. Гиппенрейтер, Ю. Г. Общаться с ребенком: как? 4-е изд., стереотип. –М.: ЧеРо; Сфера, 2005.- 240с.
12. Гулевич, О. А. Изучение эффектов межгруппового восприятия/ О. А. Гулевич, А. Н. Онучин // Вопросы психологии. 2002. - № 3. – С. 13 –2146.'
13. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / под ред. Т. А. Репиной. -М.: Педагогика,2008- 192 с.
14. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина и др.; под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. - 464 с.
15. Думитрашку, Т. А. Влияние внутригрупповых факторов на формирование индивидуальности. // Вопросы психологии. – 1991. – №1. С. 135-142.
16. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки: два разных мира / В. Д. Еремеева, И. П. Хризман. М.: Линка-Пресс, 1998. - 184 с.
17. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования личности / А. В. Запорожец // Принцип развития в психологии: сборник статей / под. ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1978.-С. 243-248.
18. Захаров, А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. - № 1. - С. 59-68.
19. Исмагилова, А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Дошкольное воспитание. 2000. - № 5. С. 65-72.
20. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. СПб.: Речь, 2003. - 144 с.
21. Кисловская, В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: автореферат дис. . канд. псих. наук. М., 1972. - 24 с.
22. Клюева, Н. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. –Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с
23. Козлова, С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру/ С. А. Козлова. М.: Линка-Пресс, 2000. - 206 с.
24. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. М.: Академия, 1998. -160 с
25. Колесникова, О. Н. Методика изучения особенностей отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, определения статусного метода в группе // Психолог в детском саду. — 2006. — № 1. — С. 73-78.
26. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе // Я. Л. Коломинский. Минск: Народная Асвета, 1969.237 с.
27. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. Минск: Народная Асвета, 1984.-239 с.
28. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т. С. Комарова. — М.: Педагогика, 1990. - 143 с.
29. Комиссаренко, Т. Н. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание- 2007 - № 2. - С. 19 - 20.
30. Котырло, В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников/ В. К. Котырло. — Киев: Радянсона школа- 2007 — 199с.
31. Кошелева, А. Д. Эмоционально-смысловая сфера личности как проблема развития и образования детей дошкольного возраста // Современныепроблемы психологии развития и образования человека. СПб.: Айсинг,2009.-С. 158-164:
32. Крулехт, М. В. Проблема социально-эмоционального развития дошкольника в контексте концепции целостного развития как субъекта детской деятельности // Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде. СПб.: Изд-во РГПУ. - 2004. - С. 55-58.
33. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-365 с.
34. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. — Воронеж: Модек, 1997. 383 с.
35. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. - 143 с.
36. Маркова А.Л. Детский коллектив –СПб-2002-11114с.
37. Мясищев, В. Н. Психология отношений, / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. - 400 с.
38. Нечаева, В. Г. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. — М.: Просвещение-2007 384 с.
39. Обухова, JI. Ф. Детская психология / J1. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1995.-360 с.
40. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. / под ред. М. И. Лисиной. М. - 1985. - 212 с.
41. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / под ред. Т. А. Репиной. — М.: Педагогика,2008- 200 с.
42. Поддъяков, Н. Доминирование процессов интеграции закон развития детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2000. — № 1. -С. 73-77.
43. Прима, Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е. В. Прима, JI. В. Филиппова, И. Н. Кольцова, Н. Ю. Молостова. М.: ВЛАДОС, 2002. - 224 с.
44. Прохоров, А. О. Психические состояния детей дошкольного возраста / А. О. Прохоров, С. В. Велиева // Вопросы психологии. 2003. - № 5. -С. 57-69.
45. Психология социальных ситуаций / сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. — СПб. : Питер, 2001. 416 с.
46. Пиаже Ж. Мышление и речь- Спб- 2005-119с.
47. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика,2007 - 216 с.
48. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т. А. Репина. М.,2006 - 112 с.
49. Рояк, А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада. // Дошкольное воспитание-2006 - № 2. - С. 12-19.
50. Скрипкина, Т. П. Взаимодействие как основание межличностных взаимодействий // Вопросы психологии -2005 - № 6. - С. 21-30.
51. Смирнова, Е. О. Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института // Вопросы психологии. 2004. - № 2. - С. 54-63.
52. Филиппова, JI. В. Субкультура современного детства Л. В. Филиппова, Е. Ю. Горбунова, Ю. А. Лебедев. Нижний Новгород, 2001. - 181 с.
53. Чернецкая, JI. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. / Л. В. Чернецкая. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. -256 с.
54. Шипицына, JI. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками / JI. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова
Тема: | «Взаимосвязь между социометрическим статусом и особенностями социальных взаимоотношений дошкольников» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 57 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Исследование влияния отношения воспитателя к детям на межличностные взаимоотношения дошкольников
Дипломная работа:
Особенности мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста
Дипломная работа:
Взаимосвязь психологической устойчивости и адаптации учащихся профильных классов
Дипломная работа:
Опыт социальной работы с девиантными подростками из семей группы риска в условиях специализированной службы
Дипломная работа:
Изменение мотивации личности в процессе психодрамы