Шпаргалка

«Вопросы для подготовки к выпускному междисциплинарному экзамену по специальности 030301.65 - "ПСИХОЛОГИЯ»»

  • 255 страниц
Содержание

раздел ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Психология как наука: объект, предмет, задачи. Методологические принципы психологии.

2. Основные направления зарубежной психологии (ассоциативная психо-логия, гештальтпсихология, психоанализ, когнитивная психология, гу-манистическая психология и др.)

3. Методы и методики психологического исследования. Сравнительная характеристика эмпирических методов исследования.

4. Становление предмета психологии: психология как наука о душе, о поведении, о сознании, о психике.

5. Развитие психического отражения в филогенезе. Концепция А.Н.Леонтьева – К.Э.Фабри.

6. Развитие высших психических функций (концепция Л.С. Выготского)

7. Сознание: понятие, функции, характеристики и свойства. Структура сознания (по В.П.Зинченко).

8. Проблема соотношения сознательного и бессознательного в традициях различных психологических направлений.

9. Представление о психологических защитах. Защитные механизмы и факторы их осознания.

10. Потребности и мотивы. Классификация потребностей человека. Виды мотивов.

11. Понятие деятельности. Структура деятельности. Сдвиг мотива на цель.

12. Ощущение: понятие, виды, их характеристика. Физиологические механизмы ощущений.

13. Восприятие: понятие, виды, характеристика основных свойств.

14. Память: понятие, виды, процессы памяти. Память и деятельность.

15. Мышление: понятие, виды, операции. Теории мышления.

16. Развитие мышления. Концепция детского интеллекта и этапов его становления по Ж. Пиаже.

17. Понятие о языке и речи. Мышление и речь.

18. Механизмы усвоения речи ребенком. Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внутренней и внешней речью.

19. Психологическая характеристика воображения. Механизмы создания образов воображения. Творческое воображение.

20. Внимание: понятие, функции, свойства, виды. Теории внимания.

21. Понятие об эмоциях. Теории эмоций.

22. Эмоции: характеристика, функции, виды.

23. Общее понятие о воле и волевых процессах. Теории воли. Волевые качества личности.

24. Свойства нервной системы и темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

25. Характер как совокупность устойчивых индивидуальных черт. Соотношение характера и темперамента. Акцентуации характера.

26. Понятии о способностях. Задатки и способности. Проблема диагностики и развития способностей.

27. Понятие личности в системе человекознания. Становление понятия «личность» в психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

28. Основные теории личности в зарубежной и отечественной психологии.

29. Основные проблемы психологии личности. Социализация и адапта-ция в развитии личности.

30. Личность в группе. Проблема самоопределения личности в группе.

II раздел ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Общение как психологическая категория. Общение как процесс и как деятельность. Виды общения.

2. Общение как обмен информацией: характеристики процесса, коммуни-кативные барьеры, средства общения, техники слушания партнера по общению.

3. Общение как организация взаимодействия. Виды социальных взаимо-действий, их характеристика. Способы воздействия в процессе общения, условия их эффективности.

4. Общение как восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. Механизмы социальной перцепции. Каузальная атрибуция и межличностная аттракция.

5. Малая группа: понятие, классификация, динамические и структурные характеристики. Социометрический метод исследования малых групп.

6. Лидерство и руководство в малых группах. Типы и стили лидерства.

7. Большие социальные группы и массовые социальные движения: психологические особенности.

8. Социализация личности: понятие, теории, сферы. Стадии и институты социализации.

9. Психологические характеристики конфликта: функции, свойства, структура, типы, динамика. Стратегии конфликтного взаимодействия.

10. Проблема соотношения обучения и развития. Зоны актуального и ближайшего развития по Л.С.Выготскому.

11. Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации. Характеристика одной из периодизаций психического развития.

12. Психологические особенности развития ребенка в детстве. Основные психологические проблемы детского возраста.

13. Сравнительная психологическая характеристика подросткового и юношеского периодов онтогенеза. Основные проблемы и возможности психолого-педагогического консультирования родителей, педагогов.

14. Психология зрелого возраста, проблемы геронтогенеза.

15. Педагогическая психология: предмет, структура, задачи. Основные принципы организации процессов обучения и воспитания.

16. Зарубежные теории научения.

17. Тенденции развития практической педагогической психологии в современном обществе. Понятие о личностно-ориентированной педагогике.

18. Психологические теории воспитания человека (Л.Колберг, К.Роджерс, Л.И. Божович, Д.И.Фельдштейн и др.)

19. Становление личности в школьном возрасте. Динамика мотивов в нравственном развитии личности. Методы воспитания, их воздействие на личность учащегося.

20. Деятельностные теории учения. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)

21. Общая характеристика учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в школьном и студенческом возрасте.

22. Психологический анализ традиционной и инновационной стратегий организации образования. Гуманизация образования и деятельность педагога.

23. Научные основы и основные принципы методики преподавания психологии. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов.

24. Особенности организации лекций, семинаров, практикумов. Таксономия учебных задач по психологии

25. Психологическая характеристика труда: продукт труда, объект, предмет труда, цели, средства, орудия, условия труда. Субъект труда, внутренние условия и средства его деятельности.

26. Психологическое изучение профессий. Типологии профессий, их характеристика. Профессиограмма и психограмма профессионала.

27. Проблема работы психолога-профконсультанта со школьниками, со взрослыми людьми. Развитие человека как субъекта труда и профессиональный жизненный путь.

28. Индивидуальный стиль трудовой деятельности. Пути и способы формирования эффективного индивидуального стиля трудовой деятельности.

29. Понятие психического дизонтогенеза, причины, виды нарушений психического развития, их характеристика. Общие особенности дизонтогенетического развития детей.

30. Организация психологической помощи детям с проблемами в развитии: особенности диагностики, обучения, возможности интеграции в общекультурное образовательное пространство.

III раздел ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Психологическое консультирование, психотерапия, психодиагностика и психокоррекция в системе практической психологической помощи.

2. Психологическое консультирование: понятие, виды, цели и задачи. Оценка результативности психологического консультирования.

3. Основные подходы в психологическом консультировании: проблемно-ориентированное, личностно-ориентированное, решение-ориентированное, духовно-ориентированное консультирование.

4. Механизмы психологического консультирования: осознание, понимание конгруэнтного образа Я, спонтанность, понятие о внутренней свободе, переживание.

5. Структура психологического консультирования, ее модели. Роль беседы в психологическом консультировании.

6. Модели психологического консультирования: консультационная, сим-птоматическая, психотерапевтическая модель. Особенности и возможности их использования в практике.

7. Понятие и характерные особенности консультативного контакта.

8. Основные техники и методы проведения психологического консультирования.

9. Понятие интерпретации и конфронтации в психологическом консультировании

10. Групповые методы психологического консультирования.

11. Психотерапия: сущность и задачи. Медицинская и немедицинская психотерапия.

12. Основные направления психотерапии, их характеристика.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(Психологическое консультирование)

13. Психолого-педагогические модели семейного воспитания (психоаналитическая, бихевиористическая и др.).

14. Теоретические основы семейного консультирования: психоаналитическая, когнитивно-поведенческая, структурная семейная терапия, позитивная семейная терапия и др. Методы и приемы семейного консультирования.

15. Классификация проблем семейного консультирования, их характерные особенности. Формы организации консультирования супругов.

16. Добрачное и предбрачное психологическое консультирование: формы, методы и специфика.

17. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми. Методические приемы и формы психолого-педагогического обучения родителей.

18. Психолого-педагогическое консультирование: цели, задачи, особенности.

19. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам дошкольного возраста.

20. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам младшего школьного возраста. Консультирование младших школьников группы «риска»: синдром дефицита внимания, ле-ворукость.

21. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам подросткового возраста. Консультирование по проблемам подростков группы «риска».

22. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам юношеского возраста: профессиональное самоопределение, личностная самореализация

23. Психокоррекция как вид деятельности практического психолога. Принципы психокоррекционной работы.

24. Принципы разработки психокоррекционных программ. Модели коррекции. Психокоррекционная работа с разными категориями клиентов

25. Профориентационное консультирование. Принципы работы профконсультанта. Схема профориентационной консультации

26. Цели, задачи и условия эффективной профориентации школьников.

27. Понятие и характеристики психологической травмы. Типы травматических ситуаций. Оценка эффективности психологической помощи

28. Система экстренной психологической помощи: содержание и методы. Психологическая помощь в конкретной ситуации (переживание острого горя, в зоне боевых действий, насилие, суицидальное поведение и др.)

29. Предмет, объект, задачи и проблемы психологии рекламы. Типы рекламной коммуникации, её анализ.

30. Роль учета психологических особенностей в рекламе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(Психология управления).

13. Общее понятие об организациях. Типы и виды организационных структур. Этапы развития организаций

14. Коммуникационные сети в организациях. Информационные потоки, информационные перегрузки.

15. Понятие об управленческих командах. Законы развития и функциони-рования управленческих команд. Особенности принятия управленческих решений.

16. Основные процедуры кадровой работы. Организационные и содержательные проблемы аттестации руководителей и специалистов.

17. Система человеческих ресурсов организации. Подходы к управлению человеческими ресурсами.

18. Объекты и субъекты управления, параметры управления, виды управленческих воздействий. Виды управления. Замкнутый цикл управления.

19. Условия, принципы, особенности управления человеческими ресурса-ми организации.

20. Кадровый менеджмент. Архитектурная модель кадрового менеджмента. Кадровая политика организации

21. Психологии бизнеса: предмет и задачи. Современные формы и участники бизнеса.

22. Психологический анализ бизнеса как профессиональной деятельности. Профессиограмма и психограмма бизнесмена.

23. Психологические особенности бизнес – процессов, условия и критерии их эффективности.

24. Принципы деятельности консультанта и консалтинговой службы. Ос-новные требования к консультанту по вопросам управления.

25. Процесс организационного консультирования: этапы, их содержание и основные задачи.

26. Инновационные процессы в организациях и роль консультанта в их осуществлении.

27. Основные методы исследования организационных систем. Организационная диагностика (кейс-стади).

28. Цели, функции и институты «PR». Виды РR-методов и РR-технологий.

29. Имидж как реальность психологического пространства. Проектирование имиджа: разработка концепции, оценка эффективности

30. Посттравматическое стрессовое расстройство. Особенности пережива-ния травматических событий. Содержание и специфика профессиональной психологической работы с жертвами, наблюдателями и их близкими

Введение

Цель изучения психологии - научиться понимать человека во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

В структуре методологии любой науки важное место занимают методы организации исследований, сбора и интерпретации теоретических и эмпирических данных. Все методы историко-психологического исследования предназначены для получения и освоения новых знаний и их синтеза, достижения интеграции структурных компонентов истории психологии в единую общенаучную картину развития психологического познания.

Условно можно выделить следующие самостоятельные методы историко-психологического исследования (Современная психология, ч. 4, 2002):

Фрагмент работы

Условно можно выделить следующие самостоятельные методы историко-психологического исследования (Современная психология, ч. 4, 2002):

методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы) - структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный (синхронистический), генетический;

методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) - категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности;

метод исторической реконструкции (моделирования), проблемологический анализ;

метод библиометрического анализа, тематический анализ;

метод источниковедческого анализа;

биографический метод;

метод интервью

При этом нужно помнить, что каждый из указанных методов в реальном исследовании конкретизируется в виде совокупности частных методик, а также имеет сферу своего преимущественного использования.

Характеризуя совокупность методов и методик историко-психологического исследования, необходимо иметь в виду, что в конкретной работе чаще всего используется определенная совокупность этих методов. Это позволяет существенным образом уменьшить степень субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания.

Заключение

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к изучению психики и поэтому включает в себя несколько направлений: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию, гуманистическую и трансперсональную психологию.

Психоанализ - одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ ж объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

Покупка готовой работы
Тема: «Вопросы для подготовки к выпускному междисциплинарному экзамену по специальности 030301.65 - "ПСИХОЛОГИЯ»»
Раздел: Разное
Тип: Шпаргалка
Страниц: 255
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует