Дипломная работа
«Особенности осознания девиантного поведения подростками»
- 77 страниц
Введение….3
ГЛАВА I. Теоретическое исследование особенностей осознания девиантного поведения подростками
1.1. Проблема сознания и самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии….7
1.1.1. Понятие «сознание» и его структура….7
1.1.2. Самосознание как психологическая характеристика личности…9
1.1.3. «Я-концепция» как структурный компонент самосознания…16
1.2. Особенности самосознания в подростковом возрасте…25
1.3. Понятие девиантного поведения в психологии….33
1.4. Особенности самосознания подростков с девиантным поведением….39
1.4.1. Психологические особенности подростков с девиантным поведением….39
1.4.2. Когнитивные и эмоционально-ценностные компоненты сознания девиантного поведения подростков….43
Выводы по теоретическому исследованию…47
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей осознания девиантного поведения подростками
2.1. Организация и методы исследования….48
2.2. Описание и анализ полученных результатов….51
2.3. Выводы по эмпирическому исследованию….67
Заключение….70
Список литературы…73
Приложения….78
Изменения в структуре самосознания человека накладывают отпечаток на его поведение. Среди них особую тревогу вызывают цинизм, жестокость, агрессивность, нарушение эмоциональных связей с близкими людьми, негативное самоотношение, которые могут перерастать в противоправное поведение. Самосознание - это система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а так же субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов [5, С. 12].
Возникновению различных нарушений в поведении подростков способствует напряженная социальная, экологическая и демографическая обстановка в современном обществе. Подростки, как особая социальная и возрастная группа, оказались в наибольшей мере восприимчивы к деструктивным внешним влияниям. Именно поэтому, актуальность исследования важна на современном этапе для профилактики и преодоления подростковой дезадаптации и ее следствия - девиантного поведения.
Подростковый возраст является не только одним из самых трудных возрастов, но и самым ответственным периодом становления личности, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, ценности, убеждения, отношение к себе, к людям, к обществу (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, И.С. Кон, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков, Д.Б. Эльконин). В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования и специфические психологические трудности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. В подростковом возрасте самосознание становится направленным на осознание человеком своих личностных особенностей, своих достоинств и недостатков; отчетливо выступает потребность в самовоспитании и работе над собой. Подросток оказывается крайне чувствительным к факторам, влияющим на глубинные пласты его личности, затрагивающим структурные компоненты самосознания. Единство когнитивной, эмоционально - ценностной и поведенческой сторон психической деятельности является одним из главных элементов в учении о самосознании личности. Это позволяет рассматривать самосознание как регулятор поведения личности.
В современной психологии, как отечественной, так и зарубежной, большое внимание уделяется проблемам становления самосознания детей и подростков и изучению её структуры. Существуют представления о самосознания как о сложной, саморегулирующейся системе «образов Я», возникающих в процессе самопознания; о составляющих ее компонентах; условиях и уровнях ее развития; способах ее функционирования и так далее
Проблемами самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных исследователей известны работы Э. Берна, У. Джеймса, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса. В отечественной психологии проблеме человеческого «Я» и самосознания личности уделяется большое внимание в работах И.С. Кона, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, Г. Акопова и других. Как показывает анализ литературы по исследуемой проблеме, самосознание формируется и развивается в процессе социального взаимодействия. Данный факт обусловливает возможность влияния на самосознание личности социально-психологическими средствами.
Значительный вклад в исследование проблемы девиантного поведения внесли А.И. Захаров, Л.М. Зюбин, И.С. Кон, Б.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К. Леонгард, А.Е. Личко, И.Ф.Мягков, В.Н. Мясищев, И.Л. Невский, Э.Ш. Натанзон, М. Раттер, B.C. Степанов, Д.И. Фельдштейн, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и другие. Несмотря на то, что предметом их исследований явились различные аспекты девиантного поведения, можно отметить наличие единства мнения по вопросу о сущности девиантного поведения, о его релятивной природе, о детерминированности оценки девиантного поведения нормативными требованиями, о неоднозначности его критериев. На основе исследований вышеперечисленных ученых можно выделить три категории «девиантных» детей: учащиеся со сравнительно небольшими отклонениями в нравственном развитии (недисциплинированные, упрямые, капризные, конфликтные, ленивые, грубые и т.д.), подростки с акцентуациями характера (педантичные, демонстративные, возбудимые и пр.) и дети с асоциальным поведением. Именно дети первой категории составили контингент нашего эмпирического исследования.
Исходя из вышесказанного, определили цель работы - исследовать особенностей самосознания подростков с девиантным поведением.
Объект исследования - подростки с девиантным поведением (14-15лет).
Предмет исследования – структурные компоненты самосознания подростков с девиантным поведением, а именно особенности самоотношения, самоуважения, уровня притязаний и самооценки.
Гипотеза исследования - самоотношение, самоуважение, уровень притязаний и самооценка, подростков с девиантным поведением, являясь структурными компоненты самосознания, имеют ряд особенностей.
Для достижения поставленной цели сформулировали ряд теоретических и эмпирических задач:
1. Рассмотреть теоретические и экспериментальные аспекты проблемы сознания и самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии, в том числе в подростковом возрасте.
2. Раскрыть понятие девиантного поведения.
3. Проанализировать особенности самосознания подростков с девиантным поведением, в том числе когнитивные и эмоционально-ценностные компоненты сознания
4. Осуществить эмпирическое исследование самосознания подростков с девиантным поведением, а именно особенности самоотношения, самоуважения, уровня притязаний и самооценки; сделать выводы и обобщения.
В процессе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ литературы, тестирование, методы статистической обработки данных (критерий хи-квадрат для сравнения двух экспериментальных распределений); а так же методики:
1. Методика «Изучение самоотношений» (Автор: В.В.Столин) [35, С. 557-566].
2. Методика «Шкала самоуважения Розенберга» [10, С.362].
3. Методика исследования уровня притязаний «Моторная проба» (Автор: Й. Шварцландер) [36, С.47-50 ].
4. Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника» [36, С.557-559].
Выборка испытуемых – подростки в возрасте 14-15 лет в количестве 40 человек: из них 20 подростков с девиантным поведением (учащиеся со сравнительно небольшими отклонениями в нравственном развитии: недисциплинированные, упрямые, капризные, конфликтные, ленивые, грубые и так далее) и 20 подростков с адекватным поведением.
Изменения в структуре самосознания человека накладывают отпечаток на его поведение. Возникновению различных нарушений в поведении подростков способствует напряженная социальная, экологическая и демографическая обстановка в современном обществе. Подростки, как особая социальная и возрастная группа, оказались в наибольшей мере восприимчивы к деструктивным внешним влияниям. Именно поэтому, актуальность исследования важна на современном этапе для профилактики и преодоления подростковой дезадаптации и ее следствия - девиантного поведения.
Осуществив теоретический анализ проблемы особенностей осознания девиантного поведения подростками, можно отметили, что психологический аспект исследования самосознания предполагает раскрытие специфики самосознания как особого процесса человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Установлено, что самосознание - это психологическая структура, включающая три взаимозависимых компонента (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий) и обеспечивающая индивиду определенные взаимоотношения с окружающим миром.
Главной особенностью самосознания детей подросткового возраста является формирующееся чувство взрослости, что находит свое отражение в требовании подростком нового отношения к себе как к взрослому, то есть имеющему право на уважение, собственное мнение, самостоятельность и т.д.
Среди факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения, отечественные психологи основной акцент делают на значимости социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. По Л.С. Выготскому, поведение определяется воспитанием, а воспитание, в свою очередь, той общественной средой, в которой формируется личность. А.В. Петровский также считает, что на адекватность поведения влияет среда, окружающая ребенка в процессе его развития, отмечая при этом, что именно в социуме формируется способность или неспособность индивида «быть личностью», что зависит от уровня и качества представленности общественных отношений в индивиде. И.С. Кон более широко рассматривает проблему девиантного поведения, считая, что помимо социальных факторов на его возникновение влияют также возможные психические отклонения, нестабильность Я-концепции, а также индивидуально-личностные качества ребенка: локус контроля и уровень самоуважения.
Подростки, характеризующиеся девиантным поведением, отличаются недостаточным самоприятием, что является важным симптомом внутренней дезадаптации; отраженное самоотношение, связанное с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей, свидетельствует о том, что личность, характер и деятельность подростка, по его мнению, не способны вызывать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; отмечается неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнения в способности вызывать уважение; ригидность «Я-концепции», привязанности, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному «Я»-образу. В последнем случае тенденции к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания. Девиантные подростки более закрыты, неспособны или не желают осознавать и выдавать значимую информацию о себе, часто фальсифицируют свои высказывания и поступки, в сторону социально желательных.
Исследование самоотношения девиантных подростков, выявило наличие статистически значимых особенностей в уровнях по таким шкалам самоотношения как: «Осознанность «Я» (или шкала «внутренней честности») (ƒ2эмп. = 9,247), по шкале «Самоуверенность (ƒ2эмп. = 11,9), по шкале шкала «Отражённое самоотношение» (ƒ2эмп. = 19,25), по шкала «Самоприятие» (ƒ2эмп. = 25,6), по шкале «Самопривязанность» (ƒ2эмп. = 10,99). По таким шкалам как: «Саморуководство», «Самоценность», «Конфликтность» и «Самообвинение» статистически значимых различий по выборкам испытуемых не установлено.
Установлены значимые различия в уровнях самоуважения (ƒ2эмп. = 6,45) и уровнях самооценки (ƒ2эмп. = 6,153) девиантных старшеклассников, что указывает на ряд отличительных особенностей самоуважения и самооценки в сравнении с подростками, характеризующихся адекватным поведением. В уровнях притязаний не обнаружено отличительных значимых особенностей.
Таким образом, поставлены теоретические и эмпирические задачи исследования решены. Цель работы - исследовать особенностей самосознания подростков с девиантным поведением, достигнута. Сформулированная гипотеза о том, что самоотношение, самоуважение, уровень притязаний и самооценка, подростков с девиантным поведением, являясь структурными компоненты самосознания, имеют ряд особенностей, подтвердилась.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Основные этапы развития концепции С.Л. Рубинштейна // Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1989.
3. Ананьев Б. Г. Психология и проблема человекознания. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
4. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – Человек как предмет познания. - М.: ВЛАДОС, 2008.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2004. - 416с.
6. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Прогресс, 1990.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Издательство: Редакионно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Хрестоматия - М.: БАХРАХ-М,2003.
9. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. — Т. 1. Психика и жизнь / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Алетейя, 1999. - С. 204-209,218-222.
10. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. – С.362-363.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т. - М.,2003. - т.З. - с.5-328.
12. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / В кн.: Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 2002. - с.414 - 431.
13. Джемс У. Психология. – Хрестоматия М. Российское педагогическое агентство, 2007. - 280с.
14. Диянова 3. Я.Самосознание личности / 3. В. Диянова, Т. М. Щеголева. - Иркутск, 1993.
15. Донцов А. И. Самовоспитание личности. — Л., 1989.
16. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: МПСИ, 2002.
17. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
18. Захарова А.В. Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исследования в психологии. – М. - 1989.- Вып.1. С.26.
19. Кле М. Психология подростка /В кн.: Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И.Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -С.240.
20. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2009.
21. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.,1978. - 232с.
22. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.259-266.
23. Кон И.С. Социология личности. - М.,2002. - 285с.
24. Кон И.С. Психология ранней юности / В кн.: Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И.Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство. 2004. - с.445 - 480.
25. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: Прогресс, 1997.
26. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
27. Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определённого пола в юношеском возрасте. – М.: Педагогика, 1987.
28. Кулешова Л.Н., Муратов Б.Д. Психологические особенности развития подростков с девиантным поведением. // Вестник МГУ. - Серия Гуманитарные науки. - Выпуск 6. - 2003.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Хрестоматия - М.МПСИ, 2007. - 304с.
30. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 2006. - 684с
31. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. –Хрестоматия , 2000. - 400с.
32. Мухина B.C. Детская психология. - М.: Просвещение,2005. - 272с.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 2000 г.
34. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: Прогресс, 1991.
35. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
36. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Глуханюк Н.С., Е.В.Дьяченко, С.Л.Семёнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
37. Прикладная социальная психология. / Под ред. А.Н.Сухова и А.А.Деркача – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
38. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 480 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
39. Психология самосознания. Хрестоматия. / Бернс Р. Что такое Я-концепция. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2003. – С.333-392.
40. Психология самосознания. Хрестоматия / Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2003. – С.174-207.
41. Психология самосознания. Хрестоматия / Пантилеев С.Р. Самоотношение. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2003. – С.208-242.
42. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия «Психологическая энциклопедия». – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
43. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.
44. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.,2004. - с.235-237.
45. Романова К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии / Под ред. К.М.Романова. – М.: МПСИ; Воронеж:Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
46. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. - С. 37, 259-280.
47. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии // Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1989. Электронная версия // Библиотека MyWord // w*w.myword.r*.
48. Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1989. — № 2.
49. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: МГУ, 1990.
50. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
51. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.,2002. - 216с.
52. Столин В.В. Самосознание личности. Хрестоматия - М.,2006. - 286с.
53. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И.Фельдштейн. – 2-е изд. – М.: МПСИ: Флинта, 2004.
54. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1987.
55. Хрестоматия по возрастной психологии / Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – С.355-363.
56. Хрестоматия по возрастной психологии / Мудрик А.В. Современный старшеклассник. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – С.364-372.
57. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - С-Пб.: Питер Пресс, 2007. -608с.
58. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.,1997. - 143с.
59. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2007. – 336с.
60. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996
61. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Речь, 2002.
Тема: | «Особенности осознания девиантного поведения подростками» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 77 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности социализации детей и подротсков с девиантным поведением
Дипломная работа:
Особенности социального взаимодействия девиантных подростков
Курсовая работа:
Психолого-педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения подростков
Курсовая работа:
Профилактика девиантного поведения подростков
Дипломная работа:
Особенности психических состояний у подростков с девиантным поведением