Дипломная работа
«Гендерные особенности самоактуализации личности на примере предприятия»
- 61 страниц
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.3
1 Теоретическое обоснование проблемы гендерных особенностей самоактуализации личности в психологии.6
1.1 Понятие и основные концепции самоактуализации личности.6
1.2 Самоактуализация личности в профессиональной деятельности.19
2 Исследование гендерных особенностей самоактуализации личности в области управления финансами на примере предприятия.29
2.1 Организационная характеристика предприятия ЗАО «Тандер».29
2.2 Диагностика гендерных особенностей самоактуализации сотрудников предприятия и результаты исследования.36
3 Формирование мотивации к самоактуализации среди сотрудников предприятия.43
Заключение.56
Список использованных источников и литературы.58
Приложение.61
Проблема самоактуализации личности имеет в психологии не очень большую, но довольно яркую историю. Эту проблему начали разрабатывать лишь в послевоенное время, но уже к концу 60-х гг. она «стала неотъемлемой частью интеллектуального ландшафта Запада» [10, 27]. Теории самоактуализации А. Маслоу и К. Роджерса давно перешагнули границы психологической науки и оказывают немалое влияние на умы сотен тысяч и миллионов людей.
В свою очередь, гендерные исследования включают проблемы социализации, самоидентификации, самоактуализации, а, кроме того, проблемы социальной стратификации и субординации, следовательно, гендерные исследования должны базироваться на методах социологии, психологии, политологии и других гуманитарных и социальных дисциплин. С позиции гендерного подхода важно не только различие и особенности мужского и женского (это предмет гендерной психологии), а более широкий пласт: выявление условий и факторов, формирующих различие и специфику роле половых моделей и обеспечивающих становление половых различий на микроуровне статусных самоидентификаций и социальных притязаний.
Актуальность выбранной темы обусловлена целым рядом обстоятельств.
Во-первых, в условиях современных социальных трансформаций повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию, важное значение приобретает осознание человеком того, что в своем жизнеустройстве он должен полагаться, прежде всего, на себя. Вместе с тем, еще недостаточно проявляется ответственное отношение современной личности к самоактуализации.
Во-вторых, сегодня многообразие теоретического инструментария и возросшие связи наук дают возможность складываться междисциплинарным стратегиям, включающим единство и многообразие аспектов и подходов исследования. Гендерный подход как раз и отвечает тем требованиям современной науки, которые обеспечивают полноту охвата в объяснении и прогнозировании как глобальных, так и локальных процессов как на уровне объективной необходимости и исторической опосредованности, так и на уровне частного и единичного.
Целью исследования явилось теоретическое изучение гендерных особенностей уровня самоактуализации личности в профессиональной сфере, в частности, в сфере управления финансами и их диагностика с последующей разработкой мероприятий, направленных на достижение самоактуализации среди сотрудников предприятия.
Объект исследования – сотрудники (мужчины и женщины – 40 человек) компании ЗАО «Тандер».
Предметом исследования стал процесс самоактуализации личности в сфере финансового менеджмента, исследовались гендерные особенности уровня самоактуализации.
Задачи исследования:
1) изучение теоретического обоснования проблемы гендерных особенностей самоактуализации личности в психологии и профессиональной деятельности;
2) анализ диагностика гендерных особенностей самоактуализации личности в области финансового менеджмента среди сотрудников крупной компании;
3) разработка мероприятий, направленных на достижение самоактуализации среди сотрудников предприятия.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что в настоящее время среди сотрудников предприятия, являющихся специалистами в области финансового менеджмента довольно высокий уровень самоактуализации и инициативы, организаторских способностей, позволяющих эффективно организовать совместное решение проблем, оценивать последствия своих действий в более широком временном и социальном горизонте, но при этом гендерные особенности практически отсутствуют.
В ходе проведения исследования нами были использованы следующие основные методы исследования:
- анкетирования;
- наблюдения;
- статистики.
Также были использованы методики: диагностики самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина) и самооценки реализации жизненных целей личности (Н.Р.Молочников).
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и исследователей по проблеме самоактуализации личности и ее гендерных особенностей, таких как: Исаева Е.И., Маслоу А., Рябикиной З.И., Ожиговой Л.Н., Чудновского В.Э., Бодалева А.А., Вайзера Г.А., Вахромова Е.Е., Карповой Н.Л., Суворова А.В. и др.
Эмпирической базой исследования явились материалы, полученные в ходе анкетирования сотрудников предприятия ЗАО «Тандер», а также материалы периодических изданий и сети Internet.
Структура работы носит традиционный характер и включила в себя: введение, три раздела, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования явилось теоретическое изучение гендерных особенностей уровня самоактуализации личности в профессиональной сфере, в частности, в сфере управления финансами и их диагностика с последующей разработкой мероприятий, направленных на достижение самоактуализации среди сотрудников предприятия.
В ходе проведенного исследования нами были получены следующие основные выводы:
1) гендерная и профессиональная самооценки незначительно отличаются у мужчин-руководителей и женщин-руководителей. На протяжении пребывания в руководящей должности у мужчин-руководителей наблюдается понижение гендерной самооценки и повышение профессиональной самооценки, а у женщин-руководителей на первом этапе наблюдается совпадение гендерной и профессиональной самооценки, а на втором этапе происходит незначительное повышение профессиональной и понижение гендерной самооценки.
2) самая высокая профессиональная и гендерная самооценка наблюдается у мужчин со стажем 2-5 лет, а у женщин-руководителей - со стажем 5-10 лет. То есть, образы «Я – мужчина», «Я – женщина» и «Я – профессионал» и у мужчин, и женщин являются достаточно устойчивыми, а незначительные изменения происходят скорее в структуре самосознания у женщин, чем у мужчин.
3) мужчины, в отличие от женщин, не откладывают свою жизнь «на потом», указывают на стремление сотрудниц компании к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми и другими сотрудниками, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.
4) показатели самоактуализации женщин несколько выше, чем мужчин. При общем сравнительно одинаковом и довольно высоком показателе самоактуализации по базовым шкалам среди испытуемых мужчин и женщин, имело место некоторое различие по отдельным дополнительным шкалам.
5) мужчины в большей степени, чем женщины разделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Они в большей мере способны спонтанно выражать свои чувства, то есть, готовы к возможности проявления активности, отличающейся от рассчитанного заранее способа поведения. Женщины в меньшей степени, чем мужчины разделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Менее спонтанны в выражении своих чувств, в большей мере ориентированы на заранее продуманное поведение. В меньшей степени способны оценить свои достоинства и принимают себя только в зависимости от оценки своих достоинств и недостатков другими. То есть, женщины больше ориентированы на контроль своего поведения и некоторую недооценку своих достоинств.
6) женщины проявляют большую направленность на самоконтроль и меньше склонны к проявлениям спонтанного поведения. Женщины склонны к более регламентированному способу организации деятельности, где учтены все возможные непредсказуемые ситуации; ориентированы на самообразование и чувствительны по отношению к различным формам проявления соперничества. То есть, в целом, женщины более ответственны, в организации своей профессиональной деятельности придают существенное значение внешним обстоятельствам, стремятся соответствовать социальным ожиданиям, ориентированы на самоконтроль и самообразование.
Таким образом, мы сумели подтвердить нашу гипотезу о том, что профессионалы в области управления финансами, занимающие руководящие должности имеют ряд гендерных особенностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова–Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. / Под ред. Е.В.Шороховой. - М., 2007.
2. Акиндинова И.А. Особенности самоактуализаци личности в профессиях различного уровня социального престижа. / Тезисы доклада межвузовской научной конференции. - СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
3. Антропова Л.И. Самоактуализация личности. // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. - М., 2002. - № 1.
4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2006.
5. Братченко С.Л., Миронова М.Л. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб., 2004.
6. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2004.
7. Вахромов Е.Е. Самоактуализация, акме и жизненный путь человека. // // Прикладная психология и психоанализ. - М., 2004. - № 2.
8. Вахромов Е.Е. Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности: проблемы и возможности. // Прикладная психология и психоанализ. - М., 2006. - № 4.
9. Витин И.А. Теория самоактуализации // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. - М., 2002. - № 1.
10. Диагностика самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина). / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2008.
12. Исаев Е.И. Самоактуализация личности. // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. - М., 2005. - № 1.
13. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. - СПб., 2008.
14. Кочнева Ю.Е., Шабалина О.А. Самоактуализация личности как предмет экспериментального исследования. // Психологический журнал. – 2005. - № 2.
15. Крутова В.А., Биличенко Е.Н. Гендерная идентичность и самоактуализация личности согласно ее поведения. // Успехи современного естествознания. – 2008 - № 12.
16. Ларри А. Хьелле. Самоактуализация. Навыки деятельности. // Элитариум. – 2006. - № 6.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1997.
18. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. // Вопросы психологии. – 2004. - № 3.
19. Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982.
20. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб., 1999.
21. Ольвинская Ю.Л. Гармоничность психологической организации личности как основа для развития потенциала самоактуализации. – СПб., 2006.
22. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2007.
23. Парыгин Б.Д., Лисовская Е.Б. Проблемы самореализации личности. // Социально-психологические проблемы НТП. - М., 2004.
24. Пидкасистый П.И. Проблемы самоактуализации личности // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. - М., 2005. - № 1.
25. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 2005.
26. Рябикина З.И., Ожигова Л.Н. Женщина-руководитель: проблема самоактуализации в контексте полоролевых характеристик личности. // Психологические проблемы личности. Сб. научных трудов. Выпуск 3., Краснодар, 1998.
27. Столярская Е.В. Гендерные аспекты самоактулизации личности. // Доклад. - 26.11.2003.
28. Усачева Н. Теория и методология современных гендерных исследований. // Вестник РГГУ. – 2004. - № 1.
29. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности (опыт теоретико-экспериментального исследования). // Психологический журнал. – 2004. - № 1.
30. Шершнева Т.В., Куприянович Н. Гендерные особенности уровня самоактуализации в юношеском возрасте. // Вопросы психологии. – 2007. - № 3.
Имеется приложение.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Исследование особенностей деловых отношений на примере Администрации МО Селитренский сельсовет
Отчет по практике:
Диагностика гендерных особенностей самоактуализации сотрудников компании(преддипломная практика)
Курсовая работа:
Сегментация рынка на примере предприятия ОАО «Каравай»
Курсовая работа:
Математические методы и модели в менеджменте на примере предприятия
Дипломная работа:
Учет, аудит и анализ эффективности использования трудовых ресурсов на примере ООО «Фьорд»