Курсовая работа

«Движение афроамериканцев за социальные реформы в 60-е годы ХХ в.»

  • 36 страниц
Содержание

Введение 2

Глава 1. Возникновение негритянской проблемы в США 6

Глава 2. Сепаратистские формы негритянского движения за гражданские права 17

2.1. Нация Ислама 17

2.2. Малколм Икс 20

Глава 3. Мартин Лютер Кинг. Тактика прямых ненасильственных действий 26

Заключение 31

Литература 35

Введение

Тема данной курсовой работы «Движение афроамериканцев за социальные реформы в 60-е годы XX века».

Цель работы - рассмотреть и сопоставить два основных направления движения чёрных американцев, действующих в 1960-е годы - сепаратистское и интеграционисткое. А именно рассмотреть идеологическую и практическую деятельность наиболее влиятельных лидеров обеих тенденций, выявить их сходства и различия, а также показать результаты их деятельности. Отсюда вытекают конкретные задачи:

1. Проследить возникновение негритянской проблемы в США, как

исторически очерчивалось её содержание, каковы истоки общественных коллизий и наиболее типичных идеологических доктрин,

которые в рассматриваемый период выступили на первый план.

Для этого необходимо рассмотреть деятельность основоположников интеграционистского и сепаратистского направлений в движении афроамериканцев, деятелей начала XX века - Б. Вашингтона и

М. Гарви. Именно их воззрения заложили основу для формирования взглядов наиболее выдающихся деятелей 1960-х годов и стали

идеологическими для дальнейшего складывания интеграционистских и сепаратистских тенденций.

2. Рассмотреть зарождение и развитие «Нации ислама», как организации, положившей начало тенденций сепаратизма. Её идеологическую деятельность. А также деятельность Малколма Икса, лидера, идеи которого легли основу в концепции «чёрной власти», а

также ставшего кумиром наиболее радикальных националистических групп.

3. Рассмотреть идеологическую и практическую деятельность М.Л.Кинга, выразившуюся в тактике «прямых ненасильственных дей-ствий», благодаря которой были достигнуты существенные результаты в предоставлении афроамериканцам гражданских прав.

Показать взаимодействие взглядов лидеров сепаратистской и интеграционистской форм проекта, выявить общую основу формирования противоположных тенденций, оценить перспективу дальнейшего исследования движения афроамериканцев за социальные реформы и наметить цели следующего этапа исследования данной темы.

Новизна данного исследования заключается в том, что большинство источников на русском языке затрагивающих вопрос о движении афроамериканцев за свои права были изданы в 70-е - 80-е годы XX века и эта тема рассматривается в них с исключительно социалистической точки зрения. В данной курсовой работе даётся, во-первых, современная трактовка темы, во-вторых находится новая основа и выявляется её значение в формировании идеологии сепаратистской и интеграционистской форм негритянского протеста.

Актуальность исследования обусловлена ситуацией сложившейся в настоящее время в США в отношении чёрных американцев. Сегодня в США наблюдается всё увеличивающееся число чернокожих занятых в политике, спорте, шоубизнесе и других сферах жизни. Институт опросов общественного мнения - Гэллап раз в два года проводит опрос с целью определить, какие лица в Штатах и вообще во всём мире вызывают у американцев наибольшее восхищение, количество мест ограничено десятью. Последний опрос показал, что четверо из десяти самых почитаемых мужчин и трое из десяти аналогичных женщин оказались чернокожими. Это огромный процент и ещё сорок лет назад подобное казалось немыслимым. Появился целый ряд афроамериканцев, включая таких, как Опра Уинфри, Колин Пауэл, Тайгер Вудс, Кондолиза Райз, Джесси Джексон - сверхвлиятельных людей, которых всё возрастающее число белых людей считает своими кумирами. Это можно расценивать как некие коренные перемены в масштабе поколений.

С другой стороны ситуация в отношениях между афроамериканцами и белым населением США среднего класса выглядит по-иному. Например, прожившая в США несколько лет французская писательница и журналистка Н. Бернхейм в интервью журналу «Пари-матч» рассказывала об отсутствии «внеслужебного общения» между белыми и чёрными американцами: «Они иногда работают вместе. но после работы каждый из них возвращается в свой круг. Они не ходят друг к другу в гости, они вообще не смешиваются. На улицах вы почти никогда не увидите белых и чёрных вместе. В ресторанах. если белый и чёрный окажутся за одним столиком, это сразу привлекает внимание всех остальных посетителей. На вопрос, считаете ли вы, что среди белых американцев сохраняется определённый расизм она ответила: «Расизм распространен, главным образом, в средних классах общества. В высших сферах психологии людей, видимо, наблюдается эволюция»».

До сих пор сохраняется влияние сепаратистских организаций. Действует «Нация Ислама», её сегодняшний лидер Луис Фаррахан выступает с весьма радикальными заявлениями в духе панафриканизма. Он призвал к созданию в Африке, в которой могли бы поселиться афроамериканцы из США. И даже заявил, что пришла пора освободить из тюрем всех чёрных. Вместе с тем он предсказал, что наступит день, когда афроамериканцы будут управлять Соединёнными Штатами, так как «наша рождаемость опережает их рождаемость». По его мнению, Белый дом способствует распространению наркотиков среди чёрных, «чтобы преступность среди чёрных росла». Фаррахан не ограничивается лишь громкими заявлениями. В 1995 г. им был организован «Марш миллиона чёрных мужчин» на Вашингтон. В нём приняло участие 400 тысяч чернокожих молодых мужчин, стоит ли отрицать, что подобные предприятия имеют реальную силу, во всяком случае, Америка была шокирована. «Марши миллиона чёрных мужчин» проводятся каждый год 16 октября и всё большее количество афроамериканцев принимает в нём участие. По приблизительным данным на сегодняшний день число последователей Фаррахана составляет около 2 миллионов.

Все эти факты и ещё множество других говорят о том, что в настоящее время в США существует расовая проблема, и она не утратила своей актуальности, а лишь вышла на новый этап.

В этой связи данное исследование обращается к истокам происходящей ситуации в отношении афроамериканцев. Делается попытка понять и проанализировать сущность афроамериканской проблемы

Заключение

Негритянское движение в США имело свои этапы и своих идеологов. Условно можно выделить две формы негритянского протеста: «интеграционистскую» и «сепаратистскую», они настолько различны, что, казалось бы, не составляет труда чётко отделить их друг от друга и изложить в соответствующих разделах, но, как выяснилось, всё не так просто и обе эти тенденции как тесно связанные по самой своей сути. Об этом свидетельствует множество фактов, один из них следующий.

Деятели, стоявшие у истоков движения афроамериканцев, Б.Вашингтон, М. Гарви, У. Дюбуа имели полярно противоположные взгляды и методы борьбы. Маркус Гарви - непосредственный предшественник «Чёрных мусульман» - неистовый панафриканист и наиболее радикальный сторонник сепаратизма начала XX века.

Б. Вашингтон - один из первых по-настоящему влиятельных негритянских деятелей, провозгласивший приспособление негров к существующим расистским порядкам, путём самосовершенствования - единственным способом решения негритянской проблемы.

У. Дюбуа - деятель, первый провозгласивший мысль о том, что никакие призывы к самосовершенствованию и самообразованию не имеют шансов на успех в атмосфере террора и безнаказанного насилия над чёрным населением. Отрицал панафриканизм.

Однако М. Гарви считал и У. Дюбуа и Б. Вашингтона своими учителями.

Период 60-х годов XX века показателен как наиболее бурный этап движения афроамериканцев за свои права и свободы, в это время различные идеологические течения пришли к своей квинтэссенции.

Следует сказать о важной составляющей идеологической и практической деятельности афроамериканцев - религии, так как именно она становилась основой для формирования взглядов наиболее выдающихся негритянских деятелей.

Под влиянием христианских идей Б. Вашингтон сформировал главное условие выполнения своей программы — «закон всеобщей любви». Во многом его концепция навеяна характерной для протестантизма (он был баптистом) идеей «революции духа» и попыткой свести социальные противоречия к коллизиям нравственного сознания. Воззрения Б. Вашингтона отразились во взглядах М.Л. Кинга - баптистского священника, который своё понимание негритянской про-блемы и основание тактики действий выражал на языке христианского мировоззрения, а необходимость борьбы против расизма обосновал «истинным» пониманием социальных и нравственных евангельских идеалов. Таким образом, М.Л. Кинг подводит под религиозную основу необходимость жёсткой борьбы против расизма.

Сепаратистские тенденции также в своей основе имели религию.

«Нация ислама», как известно, представляла собой сепаратистскую организацию, в формировании националистических представлений мифологические и религиозные доктрины играли решающую роль. Дело в том, что религия, как форма массового сознания и церковь, как определённый социальный институт (речь, разумеется, идёт о христианстве) играли особую роль в негритянских сообществах. Американская церковь придавала большое значение приобщению негров к своей вере. В течение долгого времени она фактически оставалась единственным легальным социальным институтом, открытым для негров, а в случае сито негритянских церквей - и обладающим определённой автономией. Церкви пользовались большим уважением и авторитетом в негритянском сообществе. В силу такого положения негритянская церковь обычно становилась центром социальной и духовной жизни местного сообщества, его «собственной» организацией. Поэтому неслучайно, что программа «чёрные мусульмане» также возникла в религиозной оболочке.

Проблема усвоения социальных норм и ценностей, культурной адаптации для низших социальных негритянских групп, среди которых преимущественно и распространяли своё влияние «чёрные мусульмане» выступает по-особенному. У беднейших обитателей, которые не смогли сколько-нибудь пробраться «наверх», отвоевать какие-то устойчивые жизненные позиции, нет повода для того противоречивого отношения к дискриминирующему обществу, характерного для буржуазной, интеллигентской среды негров. Это общество предстаёт перед ними как некое монолитное, непроницаемое целое, которое, как им кажется, неподвластно человеческим силам. Но как создать «позитивный» образ, сохранить надежды на лучшее будущее в условиях, когда они попираются на каждом шагу. Здесь и выявляется привлекательность чисто религиозного, мифологического мировоззрения.

Средством выражения и ориентации стихийных настроений негров стал не тот или иной вариант пусть даже реформированного (но традиционного и привычного христианства), а самодельные «чужеземные» версии, выдаваемые за послание аллаха. Встаёт вопрос - почему? Здесь приходиться учитывать расовый аспект негритянской проблемы. В глазах многих негров христианство выступало как религия рабовладельцев, как фрагмент ненавистной культуры расистского общества, как попытка навязать им Бога белых, санкционирующего несправедливый социальный строй.

Малколм Икс на начальном этапе своего становления, как выдающийся деятель радикального негритянского направления защищал учение «Чёрных мусульман». Он ставил вопрос предельно резко: христианство - это религия белых рабовладельцев, которые корыстно приспособили её для обоснования своих привилегий. «Белый человек завоёвывал каждую страну оружием, он всегда прокладывал путь и спасал свою совесть, захватывая с собой библию и толкуя её так, чтобы называть народы варварами и язычниками. Потом он посылает оружие, а затем миссионеры, идущие следом, завершают дело».

«Чёрным мусульманам» представлялось, что расистские порядки смогут быть взорваны лишь «извне» могучей божественной силой, а идея собственной избранности давала возможность обрести уверенность, которая, казалось, навсегда похоронена реальной жизнью. И апокалипсические видения, и картины гибели «голубоглазых дьяволов» освещали божественной санкцией чувство ненависти и жажды мести. В этом проявляется стремление сделать чёрный цвет кожи основанием для чувства гордости, а не стыда. Но реализовалось оно не за счёт приобретения трудовых социальных знаний, а путём возведения расовых предрассудков в роль высшей «божественной истины».

Таким образом, мы видим, что в формировании идеологии, как сепаратистской, так и интеграционистской форм негритянского движения основополагающую роль играла религия. А также, что стремление к сепаратизму было характерно для низших социальных слоев общества негров. Об этом говорит уже тот факт, что сам Малколм Икс из «дна Гарлема». В то время как интеграционистская тактика, во главе со священником М.Л. Кингом поддерживалась негритянским студенчеством, интеллигенцией, то есть преимущественно средним классом чёрных.

К середине 60-х годов XX в. движение за гражданские права, как уже говорилось, достигло своего наивысшего подъёма. Этот ознаменовался массовыми восстаниями в негритянских гетто Севера, выдвижением лозунга «Чёрной власти», появлением такого социального явления как «белый бумеранг». Всё это ознаменовало новый этап в движении афроамериканцев за социальные реформы. Середина 60-х годов XX в. стала заметным рубежом, когда критерии изменения и самосознание участников движения, и сами формы негритянского протеста, и отношение к нему со стороны господствующего общественного мнения.

В этой связи следующим этапом в изучении негритянского движения в США станет подробный анализ, сложившейся к середине 60-х годов XX века экономической, политической и социальной ситуации в отношении афроамериканцев. Выявление причин появления лозунга «Чёрной власти», рассмотрение его идеологической и социальной основы, а также причин массовых восстаний в гетто и ответной реакции со стороны властей под названием «белый бумеранг».

Список литературы

I. Источники

1. Аптекер Г. История афроамериканцев / Пер. с англ. А.Р.Лещинская / Под ред. Б.А.Токарева. М., 1971. 325 с.

2. Кинг М.Л. Есть у меня мечта: избранные труды и выступления / Пер. Н.И.Живейнов / Под ред. Г.Д.Ямпольский. М., 1970. 222 с.

3. Фостер У.З. Негритянский народ в истории Америки / Пер. с англ. Н.И.Живейнов / Под ред. Зубок Л.И. М., 1955. 801 с.

II. Литература

1. Геевский И.А. США: Негритянская проблема. Политика Вашингтона в негритянском вопросе (1945 – 1972 гг.) / Ред. С.М.Соболев. М., 1976. 441 с.

2. Кондрашов С.М. Жизнь и смерть Мартина Лютера Кинга / Ред. Самойлов В.В. М., 1970. 534 с.

3. Митрохин Л.Н. Негритянское движение в США: идеология и практика / Ред. Самойлов В.В. М., 1972. 231 с.

4. Олещук Ю.Ф. Эволюция социальной политики США в 1960-е – 80-е годы / Ред. Савина О.П. СПб., 1975. 244 с.

5. Шаскольский В.М. Левый радикализм в движении негритянской молодежи США: вторая половина 1960-х – начало 1970 годов / Ред. Ухомцева Ю.Г. М., 1980. 302 с.

6. Владимирович А.Л. Джеймс Болдуин: что значит быть черным американцем // США: Политика, экономика, идеология. 1993. №12. С. 52-54.

7. Глущенко Ю.Г. Темная сторона Америки // Эксперт. 2002. №21. С. 32-36.

8. Давидсон Б. Антирасистский расизм? // Новая и новейшая история. 2002. №12. С. 51-71.

9. Доул Р. Великая миграция // В мире науки. 2004. №4. С. 7-8.

10. Манин Е.Г. Кумиры Америки // Вестник. 2000. №21. С. 32-47.

11. Лаврухин А.М. Музей афроамериканской истории в Детройте // Культура и жизнь. 1995. №7. С. 92-95.

12. Шинанов Г.А. Америка: равноименные разряды в точке соприкосновения // Молодая гвардия. 2001. №10. С. 27-33.

Покупка готовой работы
Тема: «Движение афроамериканцев за социальные реформы в 60-е годы ХХ в.»
Раздел: История
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика