Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Агрессивное поведение и тревожность детей среднего подросткового возраста» - Дипломная работа

  • 71 страниц(ы)
фото автора

Автор: v176039

Содержание

ВВЕДЕНИЕ … 3

1. ОСОБЕННОСТИ АФФЕКТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ….7

1.1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии ….7

1.2. Состояние проблемы подростковой тревожности ….15

1.3. Индивидуально-психологические особенности детей среднего

подросткового возраста ….25

2. СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ …. 31

2.1. Основные аспекты проблемы агрессивности в психологии ….31

2.2. Особенности агрессивного поведения подростков ….40

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ

ТРЕВОЖНОСТИ ….47

3.1. Организация и методы исследования ….47

3.2. Результаты эмпирического исследования …52

3.3. Интерпретация полученных результатов ….54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …. 60

ПРИЛОЖЕНИЕ …. 65


Введение

Условия современной жизни, острота социально-экономических проблем, резкая имущественная дифференциация, образовавшийся «разрыв» в системе прошлых и новых социальных ценностей и норм, духовный кризис общества, объективно стимулируют у подростков трудности в самоопределении, самореализации, рост неуверенности в будущем, социальной апатии и асоциального поведения, рост агрессивных проявлений в поведении подростков.

Агрессивные наклонности в поведении более ярко проявляются у детей среднего подросткового возраста. У подростка реакция на экстремальные обстоятельства еще дополняется снижением усидчивости, неспособностью сосредоточиться, несвойственными ранее эмоциями, участившимся приступами раздражительности, даже гнева, беспокойством, смятением, отсутствием уверенности в себе, страхом.

Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число подростков с проявлениями агрессии и тревожности стремительно растет и это ярко проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий.

Проблемой агрессии занимались различные авторы, определяя агрессию и агрессивность как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (К.Хорни, Э.Фромм); реакция на фрустрацию (Н.Миллер, Дж.Долард, Дуб, Л.Берковиц, Д.Зилл); агрессия как приобретенное социальное поведение (А.Бандура).

Методологическую основу исследования составили системно-структурный подход к изучению тревоги, раскрытый в работах Н.А.Аминова, К.Е.Изарда, Н.Д.Левитова, Г.Ш.Габдеевой. Опирались на работы Хоулиса, Кэттела, Шейера, Цукермана, Спилбергера по выявлению критериев состояния тревожности. Мы руководствовались некоторыми теоретическими положениями отечественной психологии, а именно взглядами Н.Д.Левитова (1969), Ю.Л.Ханина (1977), Л.А.Китаев-Смыка (1883), А.М.Прихожан (2000), В.М.Астапова (2001) и др. при рассмотрении исторического анализа тревожности. Для изучения агрессивных проявлений подростков мы опирались на концепцию агрессивности / враждебности Басса-Дарки, на теорию социального научения А.Бандуры.

В своей работе мы опирались на положение, выдвинутое А.Бассом, разделившим понятия «агрессия» и «враждебность» и определившим последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий»; на положение, выдвинутое Дж.Долардом и Н.Миллером, которые постулировали, что агрессия – это всегда реакция на фрустрацию.

Исследованием проблемы тревожности занимались многие авторы, определяющие тревожность как свойство типа темперамента (В.Р.Кисловская, В.С.Мерлин, Н.Д.Небылицын, Б.М.Теплов); как причину внутреннего конфликта личности (А. Маслоу, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Роджерс, А.Адлер и др.); как переживание (Л.И.Божович, Е.В.Новикова, В.Н.Мясищев, А.М.Прихожан и др.); как эмоциональное состояние (тревога), как устойчивое свойство личности, как черту характера (Л.А.Катаев-Смык, В.С.Мерлин, Г.С.Немов, А.М.Прихожан, Ч.Д.Спилберг, В.В.Суворов и др.); связывали тревожность с расстройствами эндокринной системы (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин и его школа, Г.Селье). Также востребованы новые технологии работы с высокотревожными детьми, предложенные В.И.Гарбузовым, А.И.Захаровым, И.В.Дубровиной.

В связи с этим, актуальность проблемы определила тему исследования: «Агрессивное поведение и тревожность детей среднего подросткового возраста».

Цель: исследование агрессивного поведения подростков с различным уровнем тревожности.

Объект: агрессивное поведение.

Предмет: агрессивное поведение тревожных детей среднего подросткового возраста.

Исходя из цели исследования мы поставили следующие задачи:

1. Раскрыть основные подходы к рассмотрению агрессии как психологической проблемы.

2. Провести теоретический анализ проблемы тревожности детей среднего подросткового возраста.

3. Рассмотреть факторы возникновения тревожности и агрессивных тенденций детей среднего подросткового возраста.

4. Изучить особенности агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста с высоким уровнем тревожности.

5. Провести анализ характера связей между уровнем тревожности и агрессивными проявлениями подростков.

Гипотеза: существует связь между уровнем тревожности и агрессивным поведением детей среднего подросткового возраста.

Согласно поставленным задачам исследования были применены следующие психодиагностические методики: метод тестирования (методика – «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973); опросник Басса-Дарки; методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Теоретическая значимость исследования: проведен теоретический анализ проблемы тревожности как одной из особенностей аффективной сферы детей среднего подросткового возраста; определены основные аспекты проблемы тревожности и агрессивности в психологии; уделено внимание проблеме индивидуально-психологических особенностей детей среднего подросткового возраста; рассмотрены факторы возникновения тревожности и агрессивных тенденций подростков; подобраны психолого-педагогические технологии диагностики состояний тревожности (тревоги) и состояния агрессии у подростков, проведено эмпирическое исследование по данной теме, проведен количественный и качественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость исследования:

1. В зависимости от реального положения подростка среди сверстников, его успешности в обучении, выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае – на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у подростка способность справляться с повышенной тревогой.

2. Описание особенностей подростковой тревожности и ее специфика на определенном этапе онтогенеза определяют характер развития и феноменологию особого вида тревожности – школьной тревожности.

3. Проанализировав причины подростковой агрессии, можно составить советы родителям, столкнувшимся с агрессией собственных детей.

4. На основе результатов эмпирического исследования на базе МОУ СОШ № 24 составляется и апробируется на практике программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмых классов; адаптационные классные часы для учащихся девятых классов «Как пережить экзамены?»; циклы психопрофилактических классных часов для десятых классов.


Заключение

Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Главной целью нашей работы послужило исследование агрессивного поведения подростков с различным уровнем тревожности.

Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности подростка – тревожностью. Состояние тревоги, вины, угрозы и враждебности вызывают девиантное поведение. Его предвестниками и движущими силами выступают нарастающие по силе эмоциональные состояния тревожности, депрессии, депривации, фрустрации. Это характерно именно для подросткового возраста, когда усиливаются эмоциональная нестабильность незрелой личности и ее подверженность кризисным влияниям.

Агрессия в подростковой группе чаще всего возникает ситуационно. Агрессивные идеи конкретны с самого момента своего ситуационного возникновения и сразу направлены на определенного человека. Агрессия принимает различные формы по мере возрастного развития детей и что ее проявлению могут способствовать родители, телевидение и когнитивные процессы самих детей. Большинство подростков время от времени становятся жертвами агрессивных действий. Одни дети, оказавшись хроническими жертвами агрессии, слишком остро реагируют, когда их задирают, а другие ретируются и подчиняются агрессии.

Тревога свидетельствует о стрессовой гиперреакции, возбуждении, «готовности к атаке». Тревога, соединяясь со злобным, гневливым аффектом, питает энергией деструктивные идеи, месть, разоблачительство. Тревожный аффект – катализатор агрессивности, превращающий агрессивную готовность в предметно-ориентированные агрессивные феномены (идеи злобы, мести, ненависти). Чем сильнее выражены проявления тревоги, тем большим является ее катализирующий эффект и скорость формирования «агрессивных задач».

Во многих случаях характер агрессии объясняется конфликтами в семье, школе, других социальных группах. Но очевидно и то, что на определенном этапе эти факторы уступают место более глубинным феноменам. Они связаны с психической энергией тех уровней сознания, что часто скрыты от наблюдателя. Сюда относятся процессы в «подсознании», законы циркуляции психической энергии в группе, толпе, генетическое накопление патологии у ребенка («генетическая память») и ряд других факторов.

Когда у подростка по тем или иным причинам появляется агрессивность, надо, прежде всего, постараться справиться с ней путем психологической коррекции. Агрессия детей и подростков может восприниматься как психологическая проблема. В этом случае одной из важнейших задач работы психолога с подростками является проведение коррекционно-развивающей работы с целью оказания им помощи в проблеме овладения состоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий; в проблеме устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Подростков, склонных к агрессии, важно научить одинаково эффективным, но более просоциальным способам разрешения конфликтов, научить справляться с направленной на них агрессией эффективнее, а не просто бурно и остро реагировать или пассивно уступать. В этом случае в дело идут многочисленные варианты психологической коррекции, масса всевозможных психологических тренингов, сессий. Наконец, и это бывает совсем уж нечасто, в агрессии ребенка замечают расстройство психики и прибегают к консультации психиатра


Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1994.

2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой. – СПб.: Речь, 2004. – с. 7-78.

3. Аминов Н.А., Азаров В.Н. Изучение индивидуальных различий и предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух вигнальных систем // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1981. – с. 98-112.

4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 111-117.

5. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991.

6. Бодалев А.А., Забродин Ю.М., Захарова А.В. Становление психологической службы и проблемы высшей школы // Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения. Новосибирск. 1979. С. 3-13.

7. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

8. Бреслав Г.Э. Корреляция детей и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2004. – с. 10-49.

9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб., 1999. – С. 297.

10. Васильева С.А., Копеина Н.С., мальков Н.Р. О необходимости формирования коммуникативных качеств у выпускников технических вузов // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза. Новосибирск, 1983. С. 13-14.

11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. – с. 200-204.

12. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопросы психологии, 1981. № 4. С. 60-69.

13. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус, 2000. № 5.

14. Генинг Г.Н. Особенности взаимоотношений технических состояний с психическими процессами и свойствами личности // Психология психических состояний. Вып. 2. Казань, 1999. – с. 202-209.

15. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. СПб., 1994. – С. 384.

16. Дельгадо Х. Мозг и сознание / Под ред. Г.Д.Смирнова. М., 1971. С. 264.

17. Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. №1. – С. 57-67.

18. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993. – С. 192.

19. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995. – С. 128.

20. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980. – С. 440.

21. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник ср.шк. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – с. 29, с. 66.

22. Кайл Г. Детская психология. Тайны психики ребенка (серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб.: прайм-Еврознак, 2002. – с. 303-312.

23. Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч.Спилбергера. – СПб.: Речь, 2004. – с. 6-36.

24. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2006. – с. 8-18.

25. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

26. Краковский А.П. О подростках. М., 1970.

27. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. – с. 41-47.

28. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. – С. 380.

29. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии, 1969. № 1. – с. 131-138.

30. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969. – С. 231.

31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций. – М.: МГУ, 1994. – С. 62.

32. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: ЭКСПО-Пресс, 1999. – С. 416.

33. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М., 1983. Т. 2. – С. 318.

34. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

35. Лубовский Д.В. Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет // Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

36. Льюис Д. Научные принципы психологии. М., 1989. – С. 231.

37. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии. – Пермь, 1968. – С. 124.

38. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – с. 12-37.

39. Мишель Кле. Психология подростка. – М., 1991.

40. Моэнгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. – М.: «Кочито-Центр», 2006. – с. 7-30.

41. Наенко Н.И. психическая напряженность. М., 1076. – С. 111.

42. Неймарк М.С. психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. – с. 49-56.

43. Новодержкин Б.А., Романенко О.К. Гештальттерапия // Приложение №1 к «Журналу практического психолога». М., 1997. – С. 40.

44. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной, В.С.Круглова. М., 1988.

45. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М.: «Смысл», 1993. – С. 32.

46. Пацявичус И.В. Соотношение индивидуально-типологических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. дис. канд. психол. Наук. М., 1981. – С. 19.

47. Петровская Л.А. Компетентность общения. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 216.

48. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: Владос, 2003. – с. 107-113, с. 282-293.

49. Прихожан А.М. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей // Научные основы прикладной психологии. М., 1989. – с. 145-146.

50. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996. № 4. – с. 32-44.

51. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – с. 379-389.

52. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. Изд-е 2-е. М., 1997. – С. 11.

53. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001. – с. 43-74, с. 363-381.

54. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. – С. 392.

55. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. – С. 193.

56. Сафин В.Р. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. № 3. – с. 23-30.

57. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – с. 200-224.

58. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М., 1983. – с. 12-24.

59. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М., 1975. – С. 237.

60. Фролов Ю.И. Психология подростка. М., 1997.

61. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1978. № 6. – с. 94-106.

62. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. – с. 317


Тема: «Агрессивное поведение и тревожность детей среднего подросткового возраста»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика