Курсовая работа

«Проблемы экономического развития театральных услуг»

  • 46 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Современный российский театр как хозяйствующий субъект 7

1.1. Основные проблемы экономики театра 7

1.2. Ресурсное обеспечение предоставления театральных услуг 13

Глава 2. Анализ коммерческой (хозяйственной) деятельности театра 18

2.1. Система аналитических показателей производственно-

хозяйственной деятельности театра 18

2.2. Рекомендации по управлению спросом на театральные услуги 23

Глава 3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности

театральных услуг (на примере театра им. Ленсовета) 28

Заключение 36

Библиография 39

Приложения 41

Введение

Выбор темы данной курсовой работы обосновывается следующими обстоятельствами. Многие театры по всей стране оказались в очень сложной ситуации, когда при мизерном объеме финансирования и низкой рентабельности деятельности, они вынуждены выживать. Конечно, если речь идет об обычном производственном или торговом предприятии, то лучшим вариантом в ситуации нерентабельности является только ликвидация. Однако что касается учреждений сферы культуры, то здесь такой закон не работает. Несмотря на низкое финансирование, такие учреждения обязаны функционировать, так как именно они благодаря своей деятельности позволяют повышать наш культурный уровень в современных тенденциях низкой культуры. Здесь руководство вынуждено разрабатывать различные мероприятия и направления для привлечения зрительских интересов, дополнительных материальных поддержек со стороны государства и спонсоров. А это уже нелегкая задача, которая строится, прежде всего, на анализе экономики театрально-зрелищного учреждения (ТЗУ). Таким образом, мы приходим к выводу, что повышение конкурентоспособности театральных услуг является тем необходимым и отправным пунктом, который обеспечивает повышение рентабельности и эффективности функционирования такого учреждения [4, с. 203-204].

Актуальность же и значение темы исследования определяется социальной значимостью театральных организаций России. Театральные организации исторически являются одной из важнейших составляющих сферы культуры российского общества. Они играют важную социальную, политическую и культурную роль. Технологии управления театральными организациями, существовавшие в условиях административно-командной системы, хотя и имели некоторые признаки рыночного механизма, в современных условиях применяться уже не могут. Поэтому поиск форм и методов совершенствования управления театральными организациями, направленного на возрождение театральных традиций, привлечение зрителей на спектакли, становление современной системы спонсорства и меценатства, пропаганду российского театра в стране и за рубежом, не только актуален, но и исторически обусловлен.

Социальная значимость театральных организаций не позволяет механически переносить на них модели, присутствующие в материальном производстве. Однако, несмотря на то, что их деятельность не может плодотворно осуществляться, если будет ориентироваться лишь на рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения, пренебрежение правилами поведения в условиях рынка может поставить под сомнение существование самой театральной организации.

Двойная роль на рынке, которую играет театр как культурный и экономический фактор, отражается на его основной роли как экономического предпринимательства на рынке.

Театр, как производитель культурных ценностей, является экономическим субъектом. Таким образом, он, как любое предприятие связан с экономикой в целом. Но театр к тому же должен решить сложную двойную задачу: основные цели деятельности театра лежат в двух различных направлениях, а именно - рыночная, тем самым - экономическая и художественная, (социальный эффект, последствия) неэкономическая. Этим театр и отличается от других экономических субъектов, ориентированных только на рынок, основной целью которых является получение прибыли. Основная же цель деятельности театра должна находиться в области художественных достижений, художественных успехов. Эти две цели не всегда совпадают. Нахождение баланса между этими двумя целями и есть главная задача управления театром, иначе говоря, основополагающее условие успеха его деятельности.

Разнообразие театральных форм, их правового статуса, многочисленность организаций определяет насыщенность рынка предложений театральных услуг. Вместе с тем отсутствует интенсивный рост платежеспособного спроса со стороны главных потребителей - зрителей. В таких условиях театру как некоммерческой организации необходима материально-техническая и финансовая поддержка. Однако привлечь дополнительные ресурсы возможно только победой в конкурентной борьбе, в результате формирования и развития конкурентных преимуществ.

В настоящее время проблема создания конкурентных преимуществ, привлекающих инвестиционные и благотворительные ресурсы, затрагивает не только частные, но и государственные и муниципальные театральные организации, так как государство и муниципальные образования не могут обеспечить свои театры достаточным финансированием, позволяющим не только выживать, но и активно развиваться.

Цель исследования заключается в определении теоретических аспектов конкурентных преимуществ услуг театральных организаций и выявлении эффективных экономических и управленческих механизмов их формирования.

Объектом исследования выступают театральные организации.

Предмет исследования: пути и способы повышения конкурентоспособности театральных услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить основные проблемы экономики театра;

2) произвести анализ ресурсного обеспечения предоставляемых театральных услуг;

3) предложить систему аналитических показателей производственно-хозяйственной деятельности театра;

4) сформулировать рекомендации по управлению спросом на театральные услуги;

5) дать предложения по повышению конкурентоспособности театральных услуг (на примере театра им. Ленсовета).

При выполнении данной работы применялись такие методы исследования, как:

1) табличный;

2) сравнения;

3) маркетингового анализа;

4) определения элементов затрат;

5) экспертных оценок.

Заключение

1. Выводы

1.1. Тема работы достаточно актуальна, так как в условиях рыночной экономики театральное дело развивается в различных организационно-правовых формах. Государственные или муниципальные театральные учреждения могут органично сосуществовать с частными театральными предприятиями — антрепризами или товариществами (репертуарными театрами, продюсерскими проектами). При этом каждая организационно-правовая форма предполагает специфические принципы экономической деятельности, от которых, в свою очередь, во многом зависят творческие возможности театрального коллектива.

1.2. Театральный бизнес носит сезонный характер, как и большинство театральных бизнесов, реализующихся по всей России. Поэтому посещение театра зависит, в общем, от обычных граждан, школьников, студентов, пенсионеров, т.е. населения России. Летом сотрудники театра оказываются без источников зарплаты. Поэтому необходима отдельная программа по преодолению сезонности театральной деятельности. Эта программа вряд ли будет федеральной. На подобные «мелочи» у властей не хватает внимания.

По этой причине тема заработков в межсезонье становится исключительно заботой самих театральных деятелей. Каждый театральный сезон театры Москвы конкурируют друг с другом за зрителя. Но между сезонами должна использоваться стратегия сотрудничества, а не конкуренции.

1.3. По-прежнему существует значительный дефицит комплексных теоретических и практических знаний в области управления предпринимательской деятельностью в сфере рынка театральных услуг, включая маркетинг и менеджмент. Вместе с тем, современный этап развития ТЗУ, дифференциация потребностей зрительской аудитории, сегментация театрального рынка, обострение конкуренции требуют совершенствования принципов и методов маркетинга, позволяющего дифференцировать зрительские запросы и предпочтения, обеспечить их адекватное удовлетворение и достигнуть максимального результата.

2. Суть работы

Настоящая работа по проблематике экономики театра, повышения конкурентоспособности театральных услуг в условиях рынка.

Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения. Работа снабжена также списком использованных источников (библиографией) и приложениями.

Во введении обоснованы выбор темы исследования, ее актуальность и значение; сформулирована цель работы; определены объект, предмет и задачи исследования; указаны применявшиеся методы исследования. Первая и вторая главы носят теоретический характер. В первой главе раскрыты основные экономические проблемы российского театра как хозяйствующего субъекта.

Вторая глава посвящена анализу коммерческой (производственно-хозяйственной) деятельности театра. В ней также предлагаются пути повышения эффективности этой деятельности.

Третья глава (практическая часть работы) содержит описание пакета мероприятий по повышению конкурентоспособности театральных услуг (на примере театра им. Ленсовета).

Информационной базой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, научные публикации, а также электронные ресурсы сети Интернет.

3. Рекомендации по теме работы.

3.1. В силу изложенного в данной работе, очевидно, что методологической основой исследования по рассмотренным проблемам должен стать системный подход, в границах которого возможно рассмотрение основных составляющих стратегии взаимоотношения театра со зрителем, вычленение и анализ приоритетных направлений его деятельности по совершенствованию своей аудитории в новой социально-экономической и культурной реальности. Одновременно, в контексте такого общего видения, необходимо также применение методов междисциплинарного подхода с обращением к социологии, экономике, менеджменту и т.д.

3.2. Расширение доступности театрального искусства должно обеспечиваться мероприятиями, направленными на постепенное выравнивание возможностей посещения театров для жителей:

а) различных субъектов Российской Федерации;

б) городской и сельской местности;

в) европейской части страны, где плотность населения высока, и за Уралом, где на большой территории Сибири и Дальнего Востока проживает относительно немногочисленное население;

г) граждан с различным уровнем доходов;

д) граждан с ограниченными возможностями;

е) детей и подростков.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (Проект). – М.: Министерство культуры РФ, 2009. – 48 с.

2. Беков Р.С., Шор Д.М. Система финансирования бюджетных услуг, ориентированная на результат // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2009. - №1. – С. 123-127.

3. Белозерова Н.П. Экономический анализ в управлении драматическими театрами: вопросы теории и практики. Дисс. на соиск. уч. степени канд. экон. наук: 08.00.12. – СПб., 2007. – 148 с.

4. Галаева Е.В., Россикова Ю.Б. Проблемы финансирования социально-культурной сферы в условиях экономического кризиса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. - №3. – С. 203-208.

5. Донова Д.А. Театр и зритель: стратегические основы взаимоотношений. Автореферат на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. – М.: Росс. акад. театрального искусства – ГИТИС, 2007. – 26 с.

6. Золотова Л. Спонсорство и фандрейзинг в российской культуре: новейшие тенденции и обзор опыта // Культура: Управление, экономика, право. – 2006. - №1. – С. 6-16.

7. Зуева Н.В. Ресурсное обеспечение предоставления услуг учреждениями культуры // Вестник Челябинской гос. акад. культуры и искусств. – 2009. - №2(18). – С. 60-65.

8. Козлова Т. Особенности организации связей с общественностью (паблик рилейшнз) в деятельности государственного учреждения культуры // Вопросы культурологии. – 2007. - №9. – С. 60-64.

9. Кузеванова А.Л. Культурные и социальные основы меценатства и благотворительности в России: история и современность // Вопросы культурологии. – 2007. - №9. – С. 53-55.

10. Купреева В.Р. Расширение возможностей финансирования некоммерческих организаций // Вестник Саратовского госуд. технич. ун-та. – 2007. – Т. 1, №3. – С. 162-166.

11. Крылов И.В. Теория и практика театрального искусства в России. – М.: ЦЕНТР, 2008. – 320 с.

12. Окладникова А.В., Рубцова Н.В. Исследование востребованности театральных услуг молодежной аудиторией // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - №3. – С. 8-19.

13. Пайн Б. Джозеф II, Гилмор Джеймс Х. Экономика впечатлений: Работа – как театр, а каждый бизнес – сцена. – М.: изд-во Вильямс, 2005. – 304 с.

14. Шмитт Б., Роджерс Д., Вроцос К. Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений. – М.: изд-во Вильямс, 2005. – 400 с.

15. Черняева И.В. Источники финансирования учреждений культуры в современных условиях // Вестник алтайской науки. – 2008. - №3. – С. 62-67.

16. Культура России (2006-2010 годы) // h**t://fcpkultura.r*.

17. Менеджмент исполнительских искусств // h**t://biblioteka.teatr-obraz.r*.

18. Основы законодательства РФ о культуре [Электронный ресурс] // Режим доступа: h**t://pravo.roskultura.r*/law/zakrf, html (15.05.2009), свободный.

19. Театральный киоск Дома актера // h**t://w*w.domaktera.r*.

20. Театральный рынок Санкт-Петербурга // h**t://w*w.finanalis.r*.

21. Центр прикладной экономики // h**t://w*w.a-econom.com/project.

Примечания

Отличная работа, написанная на заказ кандидатом экономических наук, преподавателем вуза.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблемы экономического развития театральных услуг»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 46
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика